Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что такое ширк.






 

Слово «ширк» в арабском языке означает «соучастие». В переводах смыслов Корана на русский язык это слово иногда звучит как «придание равных, сотоварищей».

В Коране термин «ширк» используется для выражения положения или действия, которым человек делает для себя в жизни что-либо или кого-либо равным Аллаху, ставя это что-либо превыше Всевышнего Господа с точки зрения важности, превосходства или усердия, отдаваемого служению ему. Кроме того «ширком» является и отношение к мирской жизни согласно искаженному образу мышления. Подобное поведение характеризуется в Коране как сотворение или приобретение себе бога помимо Всевышнего Аллаха.

Суть главного послания Корана людям заключена в айате: «Нет бога, кроме Аллаха», которое многократно повторяется и особо подчеркивается нам как первое непременное условие веры, Имана. Истинно верующим следует хорошо осознать этот айат, ибо Единство Аллаха, Обладателя Безграничной Силы и Мощи бесспорно, однако будет ошибочно расценивать эту истину лишь в ее очевидном смысле. При внимательном изучении айатов Корана мы убедимся, что любое вероубеждение, образ мысли и поведения, идущее вразрез с этой непреложной истиной будет представлять собой ширк. Поэтому ширк в самом широком его значении можно описать как проявление менталитета, поведения, допускающего к принятию существование любых иных «обладателей силы и мощи», «богов» наряду с признанием Аллаха и истины «нет бога, кроме Аллаха».

В данной ситуации, конечно же, чрезвычайно важно осознать истинный смысл понятия «бог». Единственно значимый и истинный смысл этого понятия ниспослан в откровениях Священного Корана, где нам даются знания об Аллахе и Его прекрасных Именах, Эпитетах и сообщается истина о том, что нет бога, кроме Аллаха. Таким образом, становится понятно, что Бог – это Тот, кто обладает всеми Именами и Эпитетами, приведенными в Коране, следовательно, Всевышний Аллах есть Единый Бог. Нет и не может быть другой сущности, которая обладала бы Атрибутами и Прекрасными Именами Аллаха. Поэтому любое утверждение о существовании такого существа, имеющего какое-либо из Прекрасных Имен Аллаха, будет означать признание существования других богов, помимо Аллаха, или, говоря иначе, «придание Ему равных», а это величайшее заблуждение.

Здесь будет уместным заострить внимание на очень тонкой, но весьма существенной грани. К примеру, термин «Гани», то есть «Богатый», является одним из Прекрасных Имен Аллаха, используется также и по отношению к людям. Конечно же, нет ничего предосудительного в применении этого термина для выражения материального положения кого-либо из людей человека, однако причиной ширка может стать мнение о том, что это богатство исходит от самого человека, таким образом, совершенно невежественно и преступно наделяя его одним из Божественных Эпитетов, забывая о Всевышнем. Тогда как только Аллах проявляет себя в угодном Ему человеке угодным Ему Прекрасным Именем «Гани» (т.е. Богатый) и если пожелает, может лишить человека данного ему. Все сотворенное Им совершенно беспомощно и бесконечно нуждается в Нем, и Аллах проявляет себя в угодном Ему человеке угодным Ему Прекрасным Именем. И, как следствие данного заблуждения, складывается мнение о том, что этот человек является действительным обладателем всего имущества и богатства, которое исходит от самого человека вследствие самостоятельного наличия у него этого качества. Такой подход совершенно невежествен и является предтечей ширка. Ибо при совершении действий, согласно этой логике, человек совершенно забывает об Аллахе и несправедливо наделяет другого человека божественным атрибутом. Истина же в том, чтобы осознавать Аллаха Единым Господом всего, что в небесах и на земле, и всегда помнить о том, что Аллах волен лишить человека этого богатства в любой угодный Ему момент. Критерием оценки того или иного человека, пусть даже и наделенного богатством, не может быть его достаток или бедность, он должен восприниматься только как раб Аллаха. Так, например, если члены семьи этого человека будут относиться к нему и почитать его как главного владельца имущества, но все свои чаяния и надежды они будут возлагать только на него, забывая, что истинным Господом всего сущего является Аллах, то это ввергнет их в крайне тяжелое заблуждение. Точно так же и люди, работающие у этого человека, не должны забывать о том, что кормит, поит их и дает им средства для жизни лишь Аллах. Если же они предадут забвению Аллаха и станут расценивать своего начальника, работодателя как независимую от Аллаха самостоятельную силу, то и это будет величайшим невежеством. Эта истина особо подчеркивается в Коране:

... Воистину, те, кому вы поклоняетесь вместо Аллаха, не властны даровать вам пропитание. Так ищите же пропитания у Аллаха, поклоняйтесь Ему и будьте Ему благодарны. К Нему вы будете возвращены. (Сура «Анкабут», 29: 17)

В качестве другого примера можно привести айаты суры «Аль Кахф» (18: 39), где сказано нам, что нет другого обладателя силы и мощи, кроме Аллаха, а сила и мощь, которыми, казалось бы, обладают творения Аллаха, в действительности же, являются лишь отражением в них Его Беспредельной Мощи. И в любой угодный Ему момент Он может лишить их всего этого. Поэтому возвеличивание кого-либо из людей вследствие силы и мощи, дарованных ему Аллахом на определенное время в качестве испытания мирской жизни, восхищение этим человеком, приписывание ему единоличного владения этой силой будут также своего рода ширком, обожествлением этого человека. Только Аллаху надлежит все наше трепетное восхищение, благодарение, упование и надежды. Эта истина отражена в Коране так:

Не оценили они Аллаха должной ценой. Поистине, Аллах – Силен, Велик! (Сура «Аль Хадж», 22: 74)

Таким же образом следует относиться ко всем Прекрасным Именам Аллаха, отражающимся в Его творениях. Оценивая то или иное достоинство в человеке, всегда следует помнить, что обладателем всех этих достоинств является только Аллах и видимое нами в людях – это лишь отражения Его Имен.

 

Истоки зарождения ширка: «обожествление себя»

 

Анализируя истоки зарождения ширка, в первую очередь обнаруживается искаженный, невежественный образ мышления, при котором творения Аллаха, то есть люди и предметы, рассматриваются как отдельные, независимые от Аллаха существа. Согласно этой логике, люди могут сами обладать богатством, красотой, силой и величием совершенно независимо от Воли Аллаха. Подобные рассуждения в высшей степени ошибочны: расценивая кого-либо или что-либо как самостоятельную силу, принимая его особенности абсолютными, имеющимися в нем совершенно независимо от Воли Всевышнего, испытывая перед этим человеком благоговение и почитание, более того, страх, мы позволяем себе возвести этого человека в степень Бога.

Эта искаженная логика, порожденная невежеством и незнанием предписаний Корана, как раз таки и составляет первопричину ширка. В последующих главах книги мы увидим на примерах, что, действительно, в основе всех проявлений ширка и поведения мушриков (т.е. тех, кто совершает ширк) сокрыто именно это недостаточное знание. Между тем как каждый верующий, стремящийся стать истинно праведным мусульманином, должен основывать свою веру на прочной основе осознания себя «муваххидом», то есть человеком, признающим Единство Аллаха и ни в какой форме не придающим Ему равных. Каждый миг жизни он должен помнить, что все сущее на земле было сотворено Волей Всевышнего Аллаха. Только Он поддерживает их жизнь, и в любой миг Аллах может прекратить существование кого-либо из них. Аллах наделяет все сущее всеми отличительными чертами и особенностями. Сила, богатство, ум, красота, слава, положение в обществе – все это даруется человеку Его соизволением. И Аллах волен изъять их у человека в любой миг. Это для Него легко. Аллах проявляет Себя во всем и в каждом человеке по-разному. Люди же наблюдают вокруг себя лишь отражения Всевышнего. Истинно верующий человек должен глубоко осознать сердцем и разумом эту непреложную истину: на свете нет ничего, что обладало бы независимой от Аллаха сущностью. Только через правильное понимание и осознание этого человек спасет себя от заблуждений, ведущих к ширку.

 

Бессмысленные оправдания многобожников

 

Единственным источником, отражающим самый полный, истинный смысл таких понятий, как язычество, единобожие, поклонение и служение Аллаху, является Священный Коран. Поэтому обретение истинной веры и образа жизни, угодного Всевышнему Аллаху, избежание величайшей опасности ширка возможны только через осмысленное, глубокое изучение айатов Корана и стремление к полному исполнению всех предписаний Корана. Человек верующий и осознающий истинность предписаний Корана, но вместе с тем продолжающий придерживаться убеждений, принципов, образа жизни и суждений, отличающихся от очевидных абсолютных истин, определенных в Коране, тем самым игнорирует повеления Аллаха, устанавливая для себя свои собственные нормы и законы. Какие бы мотивы при этом не выдвигались, ввергает себя в откровенный ширк.

Ни одно из мотивов человека не может быть оправданием подобной логики. Например, стремление угодить или добиться благоволения кого-либо, вместо того, чтобы стараться обрести довольствие Аллаха, будет означать обожествление человека, придание его в равные Всевышнему Аллаху. Таким же образом ширком является чувство боязни, трепетного страха перед кем-либо из людей, ведь порой этот страх бывает даже больше, чем страх перед Аллахом, под влиянием этого страха человек, не задумываясь, может отойти от соблюдения предписаний Всевышнего. Так же как проявление к кому-либо из людей любви в такой же степени, как и Аллаху, а подчас даже большей, означает возведение его на один уровень с Аллахом, то есть также придание этого человека в равные Аллаху. Раскроем эти примеры более детально: допустим, что человек понимает необходимость жития согласно предписаниям Аллаха, но, ссылаясь на некие условия жизни или собственное окружение, утверждает, что «вынужден» поступиться некоторыми предписаниями Корана, дабы не навлечь на себя негативную реакцию окружающих его людей, но ведь подобная позиция – явный признак ширка, поскольку в данной ситуации он отдает предпочтение не довольствию Аллаха, а своему окружению. Или же бывают ситуации, когда семья верующего человека, его супруга или друзья далеки от истинной религии; и если человек в этой ситуации предпочтет поступиться предписаниями веры и не исполнить свои обязательства перед Аллахом только ради того, чтобы не расстроить своих родных и близких, то это также будет признаком ширка. Для человека верующего не может быть ничего дороже довольствия Аллаха. Он ни при каких условиях не поступится Его повелениями. Это вовсе не означает, что человек должен пренебречь любовью и уважением к своей семье и родным, но если в неведении призывают его к ширку, ввергают его в заблуждение, то верующий должен поступить в этой ситуации так, как повелевает Всевышний в Коране:

 

Мы заповедали человеку относиться по-доброму к родителям. А если они будут настаивать, чтобы ты поклонялся наряду со Мной другим богам, о чем ты не ведаешь, то не слушайся их. Ко Мне вы вернетесь, и тогда Я расскажу вам о том, что вы вершили. (Сура «Аль Анкабут», 29: 8)

Наиболее ярким примером поведения мусульманина в данной ситуации служит период жизни Пророка Мухаммада, с.а.с. В то время, когда Пророк Мухаммад, с.а.с, проповедовал Ислам, многие люди поняли ее истинность и осознали, что Коран является Откровением Аллаха, которому им надлежит следовать. Однако лишь малое число этих людей надлежащим образом исполняло предписания Всевышнего Аллаха и последовало за Его посланником. Большинство побоялось негативной, враждебной реакции своего общества, его угроз, не захотело лишиться своего положения, авторитета. Они полагали, что, последовав за Пророком, уделяя свое время мусульманам и служению Аллаха, они понесут большие потери в торговых и прочих финансовых делах, из-за того, что не смогут уделять делам много времени. Одни из них побоялись притеснений и преследований со стороны неверных, другие же посчитали утомительным находиться вместе с Пророком под палящим солнцем пустыни, словом, предпочли собственное спокойствие. Выдвигая всякого рода оправдания и объяснения своим поступкам, они поступились верой в Аллаха, по сути, пребывали в ширке, поскольку, осознавая в душе истинное положение вещей, они избрали себе не довольствия Аллаха, а свой собственный покой, мнение общества или отдельных людей, деньги, свои положение или же угодное своим душам. Они искали благосклонности других помимо Аллаха и ждали помощи не от Него, но от других людей, так же как и они, сотворенных Всевышним.

Люди, окружавшие Пророка Мухаммада, с.а.с, в большинстве своем понимали истину, но вместе с тем они поступились Аллахом, идя на поводу своих прихотей или же ради собственного спокойствия. Кто-то не хотел подвергать себя опасности, кто-то по собственной лени решил остаться в бездействии; одни не пожелали идти на тяготы и лишения, другие же поступились верой лишь ради прихоти и сохранения собственного комфорта. Вот что сообщается нам в Коране об этих людях, которые ради соблюдения собственных интересов измышляли всяческие предлоги, дабы не находиться в одном ряду с Пророком:

...И тогда некоторые из верующих сказали Пророку: " Наши дома остались без защиты [от врагов]". Но не [дома] были без защиты, а сами они хотели покинуть (убежать) с поля боя. (Сура «Аль Ахзаб», 33: 13)

Как видно, люди, жившие во времена Пророка, выдвигали всевозможные предлоги, чтобы не быть рядом с Посланником и верующими, не жить с ними согласно предписаниям Аллаха. Возможно, что на тот момент они и сами поверили в свои отговорки, пытаясь убедить окружающих в их логичности. Между тем как перед Аллахом эти отговорки не имеют никакой силы. Эти люди обманули лишь себя, и это не избавило их от наказания. Они предпочли свои прихоти, страсти, амбиции и положение в обществе довольствию Аллаха. Айаты Корана толкуют подобное поведение людей как откровенный ширк, «придание Аллаху равных».

Здесь важно отметить следующее: люди, жившие при Пророке Мухаммаде, с.а.с, испытывались Аллахом в условиях того времени так, как это понятно из ранее рассмотренных примеров. Но люди, живущие сейчас, также подвергаются испытанию Аллаха. Искренни ли они при совершении выбора между своими страстями и довольствием Аллаха, выдвигают ли, подобно многобожникам, всевозможные отговорки – все это ведомо Аллаху, и каждый получит свое воздаяние за совершенное в День Господнего Суда. Вот что гласит один из айатов Корана о тщетности всех оправданий и отговорок пред Аллахом:

И в тот День тем, кто творил беззакония, не принесут пользы их [мольбы о] прощении и не примут их раскаяния. (Сура «Ар Рум», 30: 57)

Верующие ни при каких обстоятельствах не должны отдаляться или поступаться предписаниями, ниспосланными Всевышним Аллахом в Коране, не изобретать бессмысленных причин, «оправдывающих» их слабость, ведь отход от повелений Корана и принятие вместо них других норм поведения будет означать, по сути, многобожие. Человек, поступающий таким образом, прежде всего считает личность, установившую эти критерии, законотворцем помимо Аллаха. Он придает эту личность в равные Аллаху, причем личности могут быть совершенно разными - это может быть как сам человек, так и его отец, предки, начальник, окружающее его общество, лидер каких-либо идеологических учений и философий и т.д. Человек осознанно следует путем, отличным от стези, начертанной Истинной верой, то есть он впал в ширк, в многобожие. Этот человек может называть себя неверующим, атеистом, христианином, иудеем... Он может даже утверждать о своей принадлежности к Исламу... Но если человек совершает молитву, постится и выполняет многие предписания Ислама, однако при этом мировоззрение его, пусть даже в одном из моментов, противоречит положению Корану, если человек отрекается от повелений Аллаха в угоду своему предпочтению, считает собственное видение или образ жизни более верным, нежели предписанный ему в Коране, то, по всей вероятности, человек этот впал в ширк, многобожие. Поскольку он создал себе иные законы, иных установителей правил помимо Всевышнего Аллаха.

Следует подчеркнуть один очень важный момент: мушрик, человек, попавший в ширк, не обязательно заявляет об этом открыто, он не говорит о чем–либо в своей жизни «Это тоже бог» или же «я избираю себе это другим богом помимо Аллаха, а вот этому я поклоняюсь». Ширк прежде всего зарождается в сердце и только потом начинает отражаться в мыслях и поступках человека. В Коране ясно сказано, что впадение человека в ширк – как уже об этом и упоминалось ранее, – начинается в тот момент, когда человек предпочитает, избирает себе в сердце что-либо или кого-либо помимо Аллаха. Как правило, люди, впавшие в ширк, вовсе не отрицают Аллаха. Более того, мушрики, в преобладающем своем большинстве, никогда не признают собственных заблуждений, уверенно доказывая свою праведность и искреннюю веру в Аллаха. Они обманывают самих себя, заглушая свою совесть, даже в иной жизни они будут отрицать свои заблуждения. Вот что сообщается нам о мушриках в одном их айатов Корана:

В тот День Мы соберем их всех, потом скажем тем, которые придавали Ему сотоварищей: “Где ваши сотоварищи, которых вы изобретали? ” Потом не будет другой отговорки для них, кроме как они скажут: “Клянемся Аллахом, Господом нашим, мы не были многобожниками! ” (Сура «Аль Ан`ам», 6: 22-23)

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.