Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 4, 08 апреля 2016 года






Мы говорили об Эпохе Возрождения и её уникальности в рамках мировой культуры, её экономических, социальных, культурных и технических причинах, упомянули географические изыскания европейцев вокруг земного шара. Дальше это идейные и культурные вещи, начавшиеся с новых тенденций и течений в искусстве - они задали основу для дальнейшего развития теоретического мышления. И дальше - идеологи и философы, Николо Кузанец, он с мистических и математических позиций пытался обосновать бесконечность Вселенной, представлял Бога как некий символический объект из математики и т.д.. Дальше появляется новая система организации научных исследований - сначала Академия Плифона (Георгий Гемист Плифон Малатест, 1360 - 1452), которая только переводила древнегреческие тексты и тестировала их на аутентичность. А затем появляется козенцийская Академия, во главе её философ, возрождающий натурфилософские традиции Древней Греции. Затем возникают ватиканская и папская Академии, которые серьёзно занимаются онтологическими концепциями.

Мы рассмотрели серьёзную научную концепцию Николая Коперника, коперниканский переворот. Мы подчеркнули достоинство теории Коперника - её простота, а также то, что она не могла ответить на контраргументы оппонентов ввиду отсутствия чётко сформулированного принципа инерции. В онтологии (астрономия) существенным образом меняется видение Земли в мироздания и роль человека в Космосе. Появилось новое мировоззрение космического порядка, в котором человек теряет свою приоритетность. А в гносеологии - отчётливое понимание того, что научное знание (эпистеме, универсальная для всех истина) может кардинально расходиться с обыденным познанием (докса - у всех людей разное), то есть идеи элейской школы, Докса и Эпистеме, прозвучали у Коперника. Он не до конца пошёл в утверждении своих позиций из-за того, что была церковь, и он был монахом. Он представил это как математическую гипотезу, посвятил её Папе и церковным праздникам и т.п.. В модели Коперника были существенные атавизмы от аристотелизма - утверждение представления о совершенных небесных сферах, планеты движутся по Копернику по идеальным круговым траекториям равномерно. Поэтому модель Коперника была не такой точной, как теория Птолемея, которую уточняли много столетий. Приходилось вводить гипотезу " Эт Хок". Церковь почувствовала потенциал этой теории и в конце концов запретила её, внесла в ИЗК, но из-за книгопечатания идеи Коперника начали уже расходиться, и мы сегодня об этом развитии поговорим.

Второй серьёзный естествоиспытатель - датский астроном Тихо де Браге, который составил карту неба, 1000, используя примитивный механический квадрант. Сам по себе этот эмпирический подход заслуживает больше внимания, чем математическая теория Коперника. Он говорил, что Земля должна покоиться, при этом Солнце, Луна и звёзды вращаются вокруг покоящейся Земли, а вот все остальные планеты и кометы движутся вокруг Солнца (дальше от этих идей отказались по разным причинам).

Дальше - натурфилософ Джордано Бруно (1548 - 1600), итальянский монах-пострига, философ-пантеист, который первый поверил в онтологическую значимость теории Коперника. Он был одним из первых учеников в одном из католических образовательных учреждений Италии, сбежал оттуда и начал вести жизнь вольного такого стрелка, обладая феноменальной памятью (так он зарабатывал), а главной его целью была пропаганда теории Коперника. Он давал открытые лекции, но его быстро выгоняли, так как его идеи были опасные. В конце концов венецианская инквизиция его повязала, потом его отправили в Рим. Через несколько лет его приговорили к Аутодофе и в 1600 году сожгли на площади Цветов Рима.

Основные идеи Джордано Бруно (в отличие от Тихо Браге, который постоянно следил за астрономическими новациями и на основе этого пытался всё дальше и дальше продвигаться в осмыслении онтологической значимости теории Коперника). Бруно деперсонализирует Бога, как Кузанец, использует его математические символы, и говорит, как Кузанец, что Бог есть природа в вещах, Бог везде и нигде. То есть природа и Бог тождественны, и важный вывод для естествознания состоял в том, что природа едина. Здесь рушится важнейшая догма аристотелизма про разделение природы на совершенную природу неба и несовершенную природу земли. Бога надо искать не в Библии, а в законах природы. Правда Бруно ещё находился под влиянием законов Аристотеля и считал, что физика неба есть и физика Земли, и если эфир есть в небе, то и на земле он тоже обязан быть. Главная его онтологическая единица мироздания - это монада, известная ещё от пифагорейцев (число). Она имеет онтологический статус единой неделимой физической и духовной сущности. Ещё соображение, показывающее, что он всё-таки не учёный, а философ, верующий в ракурсе пантеизма: он отрицает догмат о единственности сотворённого Богом мира. До него рассуждали так: возможно, Бог создал много миров, но наш мир - это тот, в котором Бог поместил человека. Бруно: если Вселенная инфинитна, нет причин полагать выделенность земной айкумены по сравнению с другими планетами солнечной системы. То есть раньше был онтологический принцип приоритетности существования Земли и человека, а здесь появляется принцип случайности, обыденности, ординарности мира человека, и дальше в астрономии он всё более усиливался. Сейчас говорят, что это очевидная вещь, так как уже открыли 2000 планетных систем, где может быть жизнь. А по теории инфляции Вселенных вообще бесконечно много. Бруно это чисто спекулятивным образом обосновывает, опираясь на могущество Бога. Протокол допроса Бруно венецианской инквизицией: " В целом, существует бесконечная Вселенная, созданная бесконечным божественным могуществом. Я считаю недостойным для могущественного божества создавать всего лишь конечный мир, целенаправленно создавая только мир человека". Бог всемогущ - теологический аргумент. Церковь с этим принципиально не согласилась, так как иначе рушится христианская доктрина, и Бруно был сожжён. Когда отмечалось 350-летие издание книги Галилея, Папа Римский произнёс речь, где сказал, что суд над Галилеем был неправильный, и церковь за это приносит свои извинения. Папа подчеркнул, что церковники тоже люди, могут ошибаться, но церковь в целом непогрешима и признаёт эту систему, считая, что не надо конкурировать с наукой в плане понимания мироздания. Наш очень уважаемый известный в мире математик Владимир Игоревич Арнольд (1937 - 2010) был у Папы Римского и спросил его: " Почему церковь извинилась за суд над Галилеем, а Бруно, с которым поступили жёстче, забыли? " - ответ Папы: " Если вы докажете существование разумных миров где-то ещё, то мы извинимся". Наш астроном Игорь Шкловский тоже сначала стоял на статистической позиции, по которой есть сто миллиардов галактик, и неясно, почему мы (человечество) должны быть одни. Но потом он написал труд, что человек вполне может быть уникален и ответственен за то, что он появился в этом космосе, может сохраниться и продолжить развитие разума во Вселенной.

Теперь коротко рассмотрим исследовательские программы конкретных наук, которые появляются после всех этих этапов в развитии искусства, философии, организации. Они в основном носят зачаточный характер, кроме математики.

Математические исследовательские программы позднего Возрождения: Лука Почолли, " Божественные пропорции и сумма арифметики" - благодаря ему узаконивается позиционное исчисление в Европе, которое на Востоке появилось на четыре века раньше. Власть также заставляла бухгалтерию переходить на арабские цифры, навязывая обществу позиционное ичисление. Вторая важная его заслуга - он прямо утверждает, что математика применима ко всем исследуемым объектам (Кант позднее скажет, что в основе любой науки лежит математика). Леонардо ди сер Пьеро да Винчи (1452 - 1519) - художник, скульптор, математик и инженер. Он предсказал парашюты, танки, подводные лодки. Но главное - не идеи сооружений, а попытка осмыслить это рационально, то есть он вводит в практику любого технического устройства чертежи. Данное правило Леонардо да Винчи применял и в художественной деятельности (золотое сечение). Никколо Фонтана Тарталья (1499 - 1557) и его ученик Джероламо Кардано (1501 - 1576) уточнили тригонометрические и математические таблицы, нашли алгоритм решения уравнений третьей степени. Но Европа часто переоткрывала заново открытия Востока. Тарталья - более старший учёный, первый открывает этот алгоритм, но ещё следуя каким-то традициям средневековья, не публикует его, а сохраняет в тайне - работает как учёный-одиночка. Кардано - его ученик, ему передаётся эта работа, там он ссылается на Тарталью и делает эту публикацию открытой. Между ними происходит конфликт, они ссорятся. А в будущем такие ситуации повторяются у разных учёных, обычно приоритет остаётся за тем, кто первый опубликовал (например, неевклидова геометрия, открытие радио, интегральное и дифференциальное исчисление и т.д.). Но Кардано ещё и инженер, придумал карданный вал, который до сих пор используется в механизмах, и карданов подвес. Получает своё завершение теория импедуса, начало который было положено в Средневековье Жаном Буриданом (ок. 1300 - ок. 1358) и Альбертом Саксонским (ок. 1316 - 1390). Здесь с ней соглашаются как с теорией, необходимой для развития артиллерии. Импульс передаётся не среде, а телу, и дальше тело летит по линии из прямолинейных отрезков. Вперёд и вверх, недолго - горизонтально, и затем тело падает отвесно вниз. Поэтому считалось оптимальным ставить пушки под углом 45 градусов. До Тартальи считалось, что любое тело, которому передаётся импедус, летит прямолинейно от начала до конца. Он первый принимает в расчёт то, что Земля принципиально влияет на любое летящее тело от начала до конца полёта. И поскольку она имеет форму шара, траектория должна быть криволинейна. Франсуа Виет (1540 - 1603) - первооткрыватель математики в Европе, первый говорит о математических символах, предвосхищяет работу Декарта. Голландский математик, механик и инженер Симон Стевин (1548 - 1620) ввёл дроби. Рафаэль Бомбелли (1526 - 1572) вводит в " Алгебре" мнимые, комплексные числа. Здесь опять показывается, что математика работает на опережение по сравнению с другими науками: в то время не было физических приложений с комплексными числами. Греки исследовали конические сечения, и только потом они нашли их применение в физике (траектории планет - эллипсы). Так и здесь - комплексные числа оказались важны только в 20 веке в квантовой физике. Спрашивается, чего он их открывал? В этом смысле Юджин Вигнер (1902 - 1995) в 20 веке напишет статью " О непостижимой эффективности математики". Он описывает подобные примеры и говорит, что математическая реальность - это особая реальность. Дальше в Новое Время эти идеи будет продолжать Галилей.

Физика - Симон Стевин предвосхитил открытие Галилеем закона свободного падения. Неизвестно точно, бросал ли Галилей с башни предметы. А Симон Стевин начал действительно бросать свинцовые шарики разного размера, и показал, что их ускорение одинаково для любого веса. Уильям Гильберт (1544 - 1603) - труды о магните, первая ласточка в естественнонаучных исследованиях. Магнит всегда вызывал удивление. Фалес: " Магнит имеет душу". Доходило до суеверий, согласно которым магнит может потерять свою силу, если его натереть чесноком, и может её восстановить, если его погрузить в кровь молодого козла. Гильберт проводил публичные опыты на эту тему, и они стали настолько знамениты, что на них приходили члены королевского двора. А дальше он высказывает мысль, что сама Земля является огромным магнитом. И тогда становится понятным работа технического изобретения - компаса, который был разработан методом проб и ошибок. Гильберт даёт естественно-научное объяснение этому явлению.

Астрономия - серьёзное продвижение на основе таблиц Тихо Браге. Рекио Монтан на основе таблиц Браге составляет более совершенные в практическом отношении таблицы для мореплавателей. Они стали настольными таблицами всех капитанов того времени для ориентировки в открытом море. Широту научились определять легко. А с долготой были проблемы. Только в 19 столетии она фактически разрешилась. И с этим связано непонимание Колумбом того факта, что он открыл Америку - он не знал долготу. Хотя представления о земном шаре были со времён Эратосфена, который рассчитал размер Земли. И ещё стали развиваться медицинские дисциплины на эмпирическом уровне. Немецкий врач Парацельс (Филипп Авреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, 1493 - 1541) пытается эмпирически объяснить действие разных лекарств, ставя их в зависимость от состояния основных субстанций человека - дух, тело и душа. Духу соотвествует ртуть, телу - соль, а душе - сера. Здоровье человека и его долгожительство зависят от баланса этих элементов. Это уже теоретический подход, а не просто подбор эмпирический. Его знаменитый принцип, положивший начало гомеопатии - принцип Парацельса, подобное лечится подобным. От чего заболел, тем и лечись - это идея Парацельса.

Гуманитарные исследовательские программы - появляется классическая филология, то есть умение не просто переводить тексты с одного языка на другой, но и интерпретировать их, учитывая и контекст, в котором текст написан, и контекст, в котором он читается. Это искусство интерпретации называется герменевтика. Она появляется в это время и фактически всё наследие античности, которое сейчас известно, было зафиксировано в эту эпоху от первой академии Плифона.

Политические и социальные исследования - тоже уже самостоятельные направления. Никколо Макиавелли (1469 - 1527) - " Государь" (или " Князь"). Про него Расселл сказал: " Макиавелли заложил основы политологии, социологии и юриспруденции в их современном понимании". Суть в том, что Макиавелли не стесняясь критикует христианскую доктрину и все чины, даже Папу, и говорит, что раздробленность Италии связана с недостатками верхушки католицизма. Неверно, что всякая власть от Бога, и поэтому Бог свою власть транслирует на властителя, и люди должны уважать эту власть и подчиняться ей. А надо идти от принципа того, что лежит в основе природы человека. В основе нашей природы лежит эгоизм, и это хорошо, так как при этом человек бережёт себя, заботится о себе и самосохраняется (идёт это от биологии). Поэтому в основе экономической жизни должна лежать частная собственность. Чтобы ограничить ненасытность людей, нужен регулятор - государство, в пользу которого люди отчуждают ряд своих прав для обеспечения безопасности. Для поддержания равновесия в государстве правитель может использовать любые методы, и при этом цель оправдывает средства (здесь появляется этот принцип ради сохранения государственного устройства, чтобы возродить Италию). Он не отвергает религию, но видит её как инструмент для сохранения государства, а не для оправдания государственной власти. По Макиавелли правитель имеет право на любое зло, может заключать любые договоры, любые обещания, потом с лёгкостью их разрывать - государственная власть находится вне морали правового поля, она диктует эту мораль, и диктует, какие законы нужны, какие нет. Особенно жёстко полагалось расправляться с теми, кто посягает на государственный строй. " Правитель должен быть хитрым, как лисица, и беспощадным, как лев". Вот его чисто прагматический подход без теологии и морали - власть и право всегда основаны на силе государства. Эта книга попала в ИЗК церкви. Рассел делает такой обоснованный вывод: " Политическая философия Макиавелли носит научный эмпирический характер. Он описывает процесс достижения поставленной цели независимо от того, хорошая цель или плохая".

В пику доктрины макиавеллизма (государство стоит вне права, вне морали, основано на силе, должно сохранить свою целостность и частную собственность, и всё) были высказаны первые коммунистические утопии (не считая " Государство" Платона), и их главная философская предпосылка - это принцип коллективизма. Государство нужно для того, чтобы человек выжил в этом мире, но он может выжить не благодаря своей эгоистической природе, а благодаря своему социальному качеству, как муравьи, пчёлы, птицы. По сравнению с макиавеллизмом здесь модель выживания другая, общество должно моделировать принцип коллективизма и транслировать силы на средства производства, которые лежат в его основе. Первая утопия - Томас Мор (1478 - 1535), " Утопия" (место, которого нет, Нигдея). Там он развивает эти мысли, критикуя то, что происходило в Англии в то время. Он был не просто теоретик-гуманитарий, а был канцлером Англии, знал, как живёт страна, но, поссорившись с королём, кончил жизнь на плахе. А в Англии шёл интенсиный период накопления капитала, крестьян сгоняли с земель, на освободившиеся земли сгоняли овец, чтобы потом выделывать из них шерсть для промышленности. Это делалось вместо того, чтобы пахать землю. В результате голодные толпы крестьян бродили по улицам, с ними расправлялись, как с бродягами. " Кроткие овцы пожрали людей". Насилие власти по Мору - следствие частной собственности. Людей можно согнать, не взирая на то, что будет с этими людьми. Прототипом для него послужило платоновское государтсво. Мор создаёт " Утопию", где все владеют всем, нет денег, из золота делают только ножники и кандалы и т.д.. Его идею продолжает Томмазо Кампанелла (1568 - 1639) в своём произведении " Город Солнца", которое он пишет в тюрьме, где он сидел более тридцати лет, бунтуя против Испанцев, захвативших Италию. Его идеи нереальны, поэтому в книге он описывает события на островах неизвестно где, Тапробан (остров из его книги) - предположительно находится в районе Шри-Ланки. В книге мореход туда попадает, и ему показывают признаки такого социального устройства. Структура интересная, чем-то похожая на " Государство" Платона. Метафизик во главе, министерства мощи, мудрости, любви. Работают 4 часа в день, труд сельскохозяйственный, всё поровну, никто не жалуется.

Что-то похожее хотел сделать Томас Мюнсер, его война с баронами продолжалась около 30 лет - крестьяне хотели сами распоряжаться своими хозяйствами. Война кончилась не в пользу Мюнсера, его казнили. Главные философские вопросы - насколько люди могут доверять авторам всех этих революционных программ? Потому что эти авторы требуют от людей, чтобы они жили не здесь и сейчас максимально удобно, а дают привлекательную перспективу для будущих поколений. Многие социальные катаклизмы происходили именно так, ради того, что будет потом, когда мы новый мир построим, для наших детей. Проблема - можно ли приносить в жертву человеческую жизнь для достижения стратегических целей? Эти вопросы хорошо разбирает Карл Поппер (1902 - 1994) в " Открытом обществе и его врагах", где показано, что все эти утопии не выдерживают проверку временем.

В целом можно сказать, что произведение Макиавелли - базис современной юриспруденции, оно прямо противоположно концепциям Мора, Кампанеллы, Мюнсера и Бэкона. В этом плане заслугой социальных программ стало то, что деятели Возрождения поставили дилемму выбора пути социально-экономического развития. В Средневековье всё было однозначно, а здесь проблема - развитие основано либо на частной собственности (Макиавелли), либо на коллективной (Мор, Кампанелла). Большинство стран выбрали первый путь. В нашей стране коллективная собственность продолжалась примерно 70 лет, а сейчас она есть на Кубе, в Китае, в Северной Корее. Сам европейский Ренессанс явился точкой отсчёта, первым импульсом для развития культуры и науки. Он был на небольшой части земного пространства, и благодаря нему эта частица мира стала доминирующей из-за резонанса большого числа факторов, рухнула идеология сокрального уничижения человека, который изначально грешен, и может только стремиться к Богу. По Расселу, рухнула смиряющая схоластическая система. Принципы, которые были порождены Ренессансом: гуманизм, активизм, секуляризация и ценность научного познания. Появляется большой слой людей - интеллектуалы, интеллегенция, люди, которые заняты только теоретическим трудом в какой-то сфере и отстаивают ценности гуманизма. Люди с совестью, с ответственностью не за себя, а за общество, и их цель - улучшить общество. Ценность человеческой жизни приобретает непосредственно абсолютный характер, и сам период называется антропоцентризмом. Вывод, опережающий мысль Френсиса Бэкона: изначальным посылом Ренессанса был посыл вернуться к своим античным корням. Но в конце концов за 2 века Ренессанс создал нечто принципиально новое, чего не было в античной культуре, с которой Ренессанс начался. Это оказалось фактом. После этого Европа, получив этот импедус, больше из своей позиции никуда не пропала и стала законодательницей мод во всех отношениях, всё больше и больше вбирая в свою орбиту все остальные страны и ореалы мира, играя доминирующую роль в мире как основной центр научного познания и создания технического ноу-хау. В конечном итоге Возрождение стало эпохальным событием в Европе и во всём мире, оно обеспечило становление техногенной (наукоцентристской) цивилизации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.