Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. Философские идеи Ренессанса как теоретический базис становления новоевропейской науки






Итак, повторим их. Если бы не было Ренессанса, не было бы классической науки. Современное естествознание - это дитя гуманизма. " Ренессанс" с французского означает Возрождение, люди собирались возродить эталон - греко-римскую культуру. Люди вдруг повернулись в 15-16 веках (это короткий отрезок времени в историческом масштабе) в эту сторону, и Европа из отсталой части земной цивилизации вдруг сделала мощнейший рывок, который никто не может догнать - это такой же эффект, как и появление самой греческой цивилизации. Причины Ренессанса можно проследить эмпирически, но они приводят к интересному результату. В Сеуле, где был философский конгресс в 2008, дискутировали известный французский культуролог с одной стороны и итальянский философ науки Эвандро Агацци (род. 1934) с другой, и они сошлись на том, что наука в Европе появилась благодаря Возрождению. Дальше француз рассуждал, что Ренессанс появился потому, что Европа 1000 лет развивалась в рамках католической парадигмы. Намоленность, рациональность, свобода мышления. Ренессанс - определённый этап в эволюции теоретического мышления Европы. Был длительный период такой, и благодаря нему появляется нечто другое. А по Агацци Ренессанс - это некая сингулярность (уникальное явление), есть грузинский Ренессанс, есть русский ренессанс, но феномен Европы остаётся точкой отсчёта. Дальше это появление в культуре, науке стало распространяться на все другие ареалы земной Пойкуне. Этот скачок, точка бифуркации, появление принципально нового, этот резонанс многих причин произошёл и дал уникальный эффект. Такое происходит один раз - Большой Взрыв, появление жизни, появление греческой цивилизации и Ренессана - это всё бывает один раз. Мы перечислим необходимые причины ниже, но никто не может сказать, что они достаточные. Вильгельм Виндельбанд (1848 - 1915) характеризует этот период так: Возрождение чисто теоретического духа есть истинный смысл научного Ренессанса. Когда говорим о ятрохимии - яды научились делать очень хорошие, медицина, но это лишь практическая выгода. А здесь - Возрождение теоретического духа научного Ренессанса; похожее событие в своё время было и в Греции.

Основные принципы, лежавшие в основе нового течения человеческого духа: гуманизм - обращение к человеку, к его возвеличиванию, обоживанию, восхищение красотой его тела и души, его достоинства и т.д.. Вторая черта - активизм, новая ступень в процессе активной жизнедеятельности европейцев. Им стало мало Европы, идут великие географические открытия. Китайцы, строившие тоже большие сложные корабли, достигли мыса Горн, и потом вернулись снова - " ничего интересного, всё, что надо, есть в Китае". А в Европе взяли и поехали, несмотря на все несовершенства. Долготу до 19 века не могли нормально посчитать. Но они поехали, дальше были Тихий Океан, Магеллан, круговые путешествия, колонизация. Шпенглер: " Фаустовская душа европейской культуры", активизм. Греки тоже не сидели на месте, они искали золотое руно в Грузии, но по масштабам это не сравнить с тем, что сделали европейцы. Произошла секуляризация всей культуры, то есть появление светского образования, этот процесс постепенно пошёл, освобождение образования от церкви, и возникло чёткое понимание самоценности научного познания. Эти сущностные черты лежат в основе Возрождения.

Кратко скажем причинах Возрождения: Социально-экономический блок причин - появление мануфактур, разделение труда, рост производительности, рост городов и появление крупных городов с демократическим устройством (Флоренция, Генуя - первые проблески Ренессанса и его расцвет, не только хозяйство, но и искусство и наука). В качестве политического фактора -национально-буржуазная революция в Нидерландах, освобождение от Испании, после чего Нидерланды стали самой свободной страной Европы. Галилей, Декарт публиковались там. Постепенная утрата власти религиозных доктрин.

Фактор технических новаций, конструирование механических часов, они появляются и меняется понимание категории времени. В Средневековье время - это идеологические циклы (когда идти в церковь, когда спать, вставать). А здесь на ратуши идут часы, подгоняют, и человек должен чего-то достичь, экономическая деятельность. Время - это деньги, Бог - это банкир, раздающий года под проценты. Кроме часов, есть и другие новации в Европе - новая интерпретация пороха из Китая, бумага и компас. Всё неевропейское, но всё получило новую интерпретацию. Компас - это возможность путешествовать в море без каботажного плавания (не вдоль берега). Порох - Китай, но там он не сделал никакой погоды, а в Европе он вошёл в военное дело. Вальтер Скотт описал в романах, как рыцарство стало бутафорией после появления этих средств. Стрелять - значит, надо уметь прицелиться, уметь считать полёт ядер, скорость пули, поэтому считать и понимать процесс полёта пули надо уметь. Уже совсем другая стратегия и тактика. И самое важное - книгопечатание, Иоанн Гутенберг, первая печатная книга - Библия. Это первая информационная революция, эта революционность состоит в том, что с печатным станком становится очень трудно отследить за содержанием книги и запретить её. В 1542 году ввели индекс запрещённых книг, но теперь его можно было применять только задним числом, заклеймить ересь только после выхода книги. Это случилось как возможность распространения самых разных идей в широком масштабе - принципиально новый уровень коммуникативных возможностей.

Дальше - кросскультурные причины, войны с арабами, с турками, крестовые походы. Всё это вело не только к обмену кровью и потерям человеческих жизней, а появились рукописи, в Испании появилась прослойка еврейского населения, обмен товарами культурного значения между европейцами и арабами. Ну и в конце концов колонизация Америки происходила так, что там были не мирные договоры, а тоже войны Испании, Франции, Англии, Португалии. Юг остался за Испанией и Португалией, а север перешёл к англосаксам. Тот древнегреческий принцип агона на новом уровне как всплеск произошёл в эпоху Ренессанса, и это в итоге стало очень важной причиной появления нового феномена. И последняя причина - это блок религиозных разногласий, связанных с общим ослаблением католической доктрины. Шли религиозные войны, индульгенции, непомерные налоги. Как факт это важная причина. И появляется протестантизм как некая оппозиция католицизму - лютеранство, кальвинизм и англиканская церковь (Генрих 8 был ярый защитник католичества, но и женолюб, и когда он захотел развестись и жениться, Папа ему не разрешил, поэтому Генрих 8 обиделся, развёлся с католицизмом, и создал свою, англиканскую церковь, себя поставил во главе - эта церковь существует до сих пор). Екатерине 2 тоже пришлось принимать православие, на уровне царя действовали строгие правила. Религиозные войны: именно в это время активизируется орден иезуитов, много аутодофе - массовых сожжений. Протестанты тоже этим не брезговали, Кальвин сжигал учёных. Конечно, раз представители церкви начинают конфликтовать между собой, то появляется возможность нецерковного мышления. Произошло размежевание Европы на две части - Север, реформированная Европа, протестантизм, и Юг, нереформированная Европа, католицизм. Галилей, Декарт работали на севере, хотя учёные и там, и там появляются, но культурное пространство становится очень дивергентным.

Мы охарактеризовали блоки основных причин Ренессанса, но никто не знает, достаточны ли они, и вопрос о сингулярности этого явления остаётся открытым. Цитата: " Никогда потребность полного и радикального обновления познания и всей общественной жизни не была столь сильна". Появляется принципиально новая возможность писать критические художественные произведения. Раньше были только отцы церкви и их комментаторы, а теперь появляется работа Данте Алигьери (1265 - 1321) " Божественная комедия", где он критически оценивает всё, что происходит. Появляется лирическая поэзия, Франческо Петрарка (1304 - 1374) успевает описать платоническую любовь к прекрасной даме. " Декамерон" Джованни Боккаччо (1313 - 1375) вскрывает все непристойности монастырской жизни и описывает гуманистические идеи, вносит дух свободомыслия и антиклерикализма. В архитектуре появился новый стиль - готика. У греков всё было гармонично, портики, всё накрыто, образцом греческой архитектуры является Парфенон. А в готике появился Кёльнский собор, его шпиль устремлён в небо и образно отражает стремление европейцев всё сильнее проявлять фаустовскую мятежную душу. В живописи разрешается изображать обнажённую натуру и восхищяться красотой тела. Стала появляться новая техника, правило золотого сечения, которое использует Леонардо ди сер Пьеро да Винчи (1452 - 1519), по мнению которого человек должен восхищяться статуей. Мона Лиза - из какого бы угла на неё не смотрели, впечатление такое, что она смотрит на вас. Оптики ещё не существует, а идея перспективы, как рисовать, чтобы оно выглядело жизненно, появляется. В Средневековье же просто настраивали объекты один после другого. Там это категорически запрещалось.

Появляются теоретические труды теоретиков гуманизма, развивающие основные сформулированные выше положения (достоинство, доблесть, человек). Теперь всё не так, как в Трактате Папы Иннокентия 3, а здесь человек выступает как некий микрокосм, и главное - его тело, красота и мудрость души, дарованная богом. Творит Джованни Пико делла Мирандола (1463 - 1494), Лоренцо Валла (1407 - 1457) развивает работу Эпикура. При этом он находится под прицелом иезуитов, но у него были хорошие друзья в церкви. Джаноццо Манетти (1396 - 1459) пишет " О достоинстве и превосходстве человека": воспеваются все достоинства человека, и надо наслаждаться короткой (а значит, ценной) жизнью, лозунг " Помни о смерти" заменяется призывом " Помни о жизни". " О фортуне и случае": есть фортуна, она благоволит всегда тем, кто много трудится. В реформизме Лютер провозгласил лозунг - о прощении церкви, играют иконы. Церковь - средство коммуницирования между людьми, а не между людьми и Богом. Залог твоей близости к Богу - твоя бытовая трудовая деятельность. Если ты достигаешь в этом успехов, значит, ты у Бога.

Наиболее важные фигуры - это Эразм Роттердамский (1469 - 1536), он пишет трактат " О свободе воли", согласно которому мир переполнен дураками, глупцами, и они очень часто оказываются у власти и могут натворить бед. Сама вера - сродни некому виду глупости, вера не связана с разумом. Хотя дураки угодны Богу. Открыт новый жанр литературы - эссе, лаконичное ёмкое произведение, где обязательно есть личное мнение автора по какому-то вопросу. Мишель де Монтень (1533 - 1592) - автор, который возродил античный стиль: " Люди верят наиболее твёрдо в то, о чём они меньше всего знают". Монтеновский вопрос, которым он заканчивал все исследования: " А что я действительно знаю? " - потом этот станет основной методологической идеей Декарта. Искусство, структурные преобразования, появление и оформление первых научных сообществ. Дальше появляется новая система организации научных исследований - Платоновская Академия, первой была Академия Плифона (Георгий Гемист Плифон Малатест, 1360 - 1452), затем ею руководил Марсилио Фичино (1433 - 1499).

Очень важная причина Ренессанса - миграция интеллектуальной элиты в Европу в районе 1453 года, когда турки взяли Константинополь. Умные люди побежали в южную Италию, мигранты бежали с чемоданами античных рукописей, Константинополь остался хранителем древнегреческой культуры, вандалы и другие разграбили Рим, хотя папство и сохранилось, Рим потерял своё культурное значение, а Константинополь сохранил. Проблема первой Академии Плифона - это проблема перевода с древнегреческого на латынь и на национальные языки. И надо было не только распространять эти труды, но и тестировать их на аутентичность (подлинность), и в это время появляется герменевтическая традиция, тестирование рукописей на подлинность, Плифон и Фичино этим занимались в первой Академии во Флоренции, 1459 год. Далее - козенцийская Академия недалеко от Неаполя во главе с известным теоретиком естествознания того времени, Бернардино Телезио (1509 - 1588), основное сочинение которого - " О природе вещей согласно её собственным началам": он становится на позиции сенсуализма, основным источником наших знаний являются органы чувств - это эмпирический опыт, задаётся ориентир на эмпирическую науку, на экспериментальные исследования. Это теперь серьёзная программа научного сообщества. В 1603 году появляется Ватиканская Национальная Академия деи Линчеи, там работают многие итальянские учёные, в том числе и Галилей, когда он там делал свои космологические наблюдения, он постоянно сверялся с работами работавших там других теологов. Сейчас она под патронажем Ватикана. Последний теоретический этап развития Ренессанса - появление трудов Николы Кузанца, Джордано Бруно, труды Николая Коперника и Тихо Де Браге. Труды Кузанца и Бруно идут вразрез с теорией сенсуализма Телезио - это основа рационалистического направления, в основе настоящего знания лежит математическое знание, которое первично по отношению ко всем натурфилософским идеям.

Николо (Николай) Кузанец (Кузанский) (1401 - 1464) - церковнослужитель, его трактат " Об учёном незнании" - основа целого направления в философии науки, он перефразировал Сократа: человек понимает, что его знание действительно есть, но оно слишком мало, крохотно для этого мира. Кузанский понимает, что опыты и эксперименты на этом уровне абсолютно невозможны, и надо следовать плану наиболее развитой науки - в то время математики, но как религиозный деятель он это коррелирует с линией ареопагитики, где есть апофатика и какофатика. Какофатика: Бога можно определить на основе тех слов, которые есть в Библии (свет, благо, добро, абсолютная доброта), и апофатика: Бог - такой абсолют, которого выразить на человеческом языке нельзя, и лишь математика может помочь в понимании божественной истины, а вообще Бога лучше понимать через то, чем он не является: безгрешный, бесконечный, бессмертный. Так считал и Кузанский, математические символы и инструменты помогают познать Бога и могут сосуществовать вместе с ним, Бог устроил мир мерой, весом и формой, арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Только Бог может быть центром мира, а не Земля, космос хотя и замкнутая сфера, но это сфера с бесконечным радиусом, то есть она бесконечна, поэтому Бог везде и нигде, а пространство изотропно. Бог - абсолютный максимум, но в то же время и абсолютный минимум. Божественная троица - это треугольник с тремя прямыми углами. Бог един в трёх лицах. Его важный вывод на основе всего этого - если Бог везде и нигде, то он одушевлён, но поскольку всё так рацинально и гармонично устроено, то мы имеем дело с машиной Мунди, машиной мира, и мы можем её исследовать. В натурфилософской интерпретации Кузанский опережает Коперника, Земля не неподвижна, она вращается вокруг своей оси и по орбите, нам только кажется её неподвижность, безграничность космоса, возможность создания новых миров, но всё-таки наш мир является приоритетным, это потом скажет Лейбниц.

Николай Коперник (1473 - 1543) - это уже учёный, можно сказать, первый, он начал коперниканский переворот в умах людей, хотя это ещё и не появление классической науки, поздний период эпохи Возрождения, его труд - " Об обращении небесных сфер". Эта работа имеет предисловие, где пишется о том, что он надеется на защиту данного труда как богоугодного дела. Есть споры о том, кто написал это предисловие. " Об обращении сфер" - потом " Об обращении небесных сфер". Скорее всего, здесь и то, и то сыграло роль, так как Коперник понимал мировоззренческое значение своей работы. Чтобы не конфликтовать с церковью, он никакого онтологического статуса этому не приписывал, делал это для установления религиозных праздников, то есть из богоугодных целей, и предлагалась новая модель подсчёта дат церковных праздников. В 1582 году был принят новый, григорианский календарь, его благословил Григорий, а православная церковь не приняла этого календаря. Пасха у нас будет 1 мая, хотя изредка они и совпадают по двум календарям. Поэтому в разных странах два Новых Года, два Рождества. Некоторое время церковь относилась к этому труду нейтрально, но потом он попал в индекс запрещённых книг (сокращённо ИЗК), и так было до 1982 года, так как церковь разобралась, какая мина здесь заложена (геоцентризм - основа христианской доктрины). Какого философское значение этого труда? Фактически изменяется онтологический статус места обитания человека и самого человека. Земля - лишь одна из планет, которые движутся, есть ещё и открытый космос, наша галактика одна из многих других бесчисленных галактик, совсем другой статус, в отличие от Библии. В памятнике Копернику написано: " Остановивший Солнце и сдвинувший Землю". Хотя это польский монах, он учился в Италии, знал модель Аристарха Самосского и сумел, в отличие от него, сделать её математической. Такой новый научный подход в построении модели Вселенной у него сопровождался и другими аргументами. Аргумент простоты: Солнце - гораздо больший объект, чем Земля, и простым является утверждение о том, что малые тела вращаются вокруг больших, а не наоборот. Особенно хорошо эта идея работает в наглядном исполнении, и в социальном плане, и в экономическом, и в устройстве космоса. Второе - аргумент полезности: Земля вращается вокруг Солнца, так как от Солнца зависит жизнь на Земле. Эстетический аргумент Коперника: Солнце украшает Вселенную. Всё изливается из него, эманация происходит из Солнца, Людовик 14 называл себя " Король-Солнце". Но главным остаётся математическая научная модель - она получилась, но с большими оговорками. Когда эту модель стали рассматривать как некую практическую модель для того же мореплавания, её никто не спешил применять в практических целях, так как после её создания она давала ещё худшие результаты, чем теория Птолемея. Приходилось вводить опять эпициклы, экстринсики. Планеты должны вращаться не только вокруг Солнца, но и вокруг других мест - в результате получались сложнейшие расчёты. Дело в том, что роковую роль здесь сыграли идеи Аристотеля: Он считал, что планеты всё-таки должны вращаться по круговым орбитам, и вращение должно быть равномерным. Но в реальности их скорость зависит от расстояния до Солнца, и они дёргаются по орбите вправо-влево, вперёд-назад. И ещё Коперник не мог ответить на два важнейших философских вопроса - 1) Почему существует параллакс? Мы с разных точек орбиты должны наблюдать звёзды по-разному. Коперник сказал, что дело в том, что они очень далеко. Современники Коперника не могли использовать технику 19 века, чтобы этот параллакс увидеть. 2) Если Земля несётся по орбите и вращается, то почему ветер не сдувает облака? Тайфун, торнадо - это происходит. Коперник мог только ответить, что всё движется вместе с Землёй, а принцип инерции тогда не знали. Мы можем сказать, что хотя с научной точки зрения теория Коперника была очень уязвима, с неё начинается сдвиг мировоззрения, сдвиг понимания человеческого статуса и его места обитания, и происходит перелом в понимании того, что есть научное знание, и что есть обыденное. Одно дело - видеть Солнце, вращающееся вокруг Земли (30% россиян считают, что это так и есть, другие так не считают - такое обыденное житейское знание, разное для разных людей, называется Докса), а другое дело - знать истинное, универсальное, научное знание (Эпистеме), которое совершенно не обязано совпадать с тем, что мы видим в обычной жизни. Обыденный опыт науку не заменяет. Сейчас говорят, что весь мир - это звёздная пыль, квантовые поля, но это понятно только тем людям, которые этим занимаются. " Не верь глазам своим", - говорил Козьма Прутков.

Датский учёный Тихо де Браге (1546 - 1601) - важная фигура для развития мировоззренческих идей, попытался создать экстравагантную космологическую модель, где Земля неподвижна, вокруг неё вращаются Солнце, Луна, звёзды, а вокруг Солнца вращаются все остальные планеты и кометы. И он смог подкрепить свою модель огромным числом астрономических наблюдений. У него была обсерватория на острове Вен, который ему отдал датский король в пожизненную ренту, чтобы учёный не уехал из страны. Ведь престиж государства связан с успехами в развитии науки. Кеплер был его учеником, также он оставил каталог тысячи небесных объектов, которые он исследовал с помощью квадранта. Даже есть гравюры этого квадранта. Квадрант - астрономический инструмент, имевший употребление до конца 19 века, представлял собой четверть круга, разделённого на градусы, с линейкой. С одной стороны, произошёл сдвиг теории Коперника в правильном направлении, а с другой стороны имела место фиксация, чисто научный подход, составление каталога, с которым потом считались все мореплаватели, плававшие в открытом море.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.