Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Категории и тематические исследовательские программы.






Парадигмы определяют мировоззренческие главные установки. Наука строится на более конкретных вещах - это исследовательские программы (И. Лакатос) и категориальный аппарат. Весь основной категориальный аппарат сложился в Античности: космос, хаос, синергия, теория, потенциальные, актуальные, материя, пространство, время, движение, причинность. Без них наука не может существовать, и они возникают из философии. Марк Фрадков, бостонский исследователь: " Понятия материи, движения, силы, поля, а также концептуальной структуры механицизма, структуры целого и части и т.п. первоначально имели метафизическую природу и оказали огромное влияние на науку." Все эти понятия имели в Античности качественный характер, а дальше наука их берёт и операционизирует, и становится способной считать, вычислять, и это есть начало науки. Без андерграунда науки не было бы. Отсюда Твардовский и другие постпозитивисты заключают: метафизика имела основное значение для науки. Философия обладает определёнными прогностическими возможностями, она может выработать для знания категориальную структуру. Она видит разработку категориальных кластеров и программ. Смыслом для греков было познание мира как самоценность независимо от прикладного характера. Астрономия у вавилонян была развита хорошо, но они её использовали в прогнозе разлива Нила, а первыми, кто придумал модель Космоса без практического интереса - это пифагорейцы. Иоганн Кеплер (1571 - 1630) тоже хотел " Услышать гармонию сфер". То есть ценностная установка античной науки расходилась с позициями здравого смысла в других культурах. В физике после Античности остался лишь закон Архимеда, но для него этот закон был как нечто вторичное, прикладное. Плутарх из Херонеи (ок. 46 – ок. 127) так пишет об Архимеде: " Он, будучи личностью большого ума, искренне считал сооружение машин низменным и грубым. Он стремился к занятиям, где красота и великолепие не смешиваются с этими низменными вещами".

Такова основная установка Античности - а теперь рассмотрим конкретные тематические, методологические и дисциплинарные античные исследовательские программы.

Тематические - это программы, находящиеся в бинарных оппозициях, и в Античности задаётся не одна тема сразу, а две темы, и синтеза данной темы с противоположной не происходит, она дальше сама по себе разрабатывается. Первая тематическая программа следующая. Архэ у греков лежит в основе мира. Досократики признавали материальное начало, а пифагорейцы и Платон считали, что начало - это математические конструкции или безличные духовные начала - идеи. Если говорить о сегодняшнем дне, то эта дилемма «материальное – идеальное» сильно отражается при обсуждении разных математических объектов. Подход Маха - это некие обобщения, идущие из эмпирии. Вторая тематическая программа «дискретное - непрерывное» опирается на выделение принципа структурности - мир дискретен и состоит из уровней Бытия, или же он некая сплошность. Опять наблюдается полярность исследовательских программ - с одной стороны Демокрит, Эпикур (342/341 до н.э. – 271/270 до н.э.), Платон (атомизм), и с другой стороны Аристотель, природа не терпит пустоты, Элеаты, природа вечна и неизменна, и Стоики. Компромисс двух данных полярных направлений - это Анаксагор, семена дискретны и делимы до бесконечности, и неоплатоники, эманация, мировая душа, мировой ум и косная материя. Как эти программы нашли своё осмысление в науке? Корпускулярная и волновая теория света. Сначала преобладает корпускулярная теория света, потом волновая, а потом их дуализм. Третья тематическая программа - это программа взаимосвязи и взаимодействий элементов мироздания: могут ли они взаимодействовать, не входя в контакт, или импульс должен передаваться от точки к точке? Атомизм - атомы летят вниз под действием силы тяжести – был оппозицией к идеям стоиков - мир заполнен пневмой, передающей импульс от точки к точке. Компромиссный вариант - это неоплатоники, когда сама эманация носит некую сплошность, но в результате её образуются дискретные структуры. Четвёртая тематическая программа отражает природу движения. Первая оппозиция - всё движется чем-то, это перейдёт в Средневековье, Фома Аквинский (ок. 1225 - 1274), должен быть перводвигатель, не имеющий материальную природу. У Платона Демиург есть перводвигатель. Вторая оппозиция - движение есть обязательный атрибут самой природы. Это атомисты. Боги живут где-то в междумирье и не вмешиваются в естественный ход вещей. Есть компромисс - это те же элеаты: истинное бытие неподвижно, неизменно и вечно, но в неистинном бытие стрела всё-таки летит и Ахилл догоняет черепаху, вопреки апориям Зенона Элейского (ок. 490 до н.э. – ок. 430 до н.э.). В современной космологии эта проблема тоже имеет место - неясно, откуда берётся энергия при разбегании галактик, понятие отрицательной гравитации и возрождение идей о космологической постоянной. У атомистов всё само по себе движется, а теологи говорят, что был первотолчок: почему, что, почему в это время взорвалось? Все теории космологии экзотические и отражают эту античную программу - всё движется чем-то или кем-то, по античной программе. Пятая тематическая программа - как трактовать принцип причинности? Это всегда есть в науке. Одна оппозиция: мир есть совокупность однозначных причинно-следственных связей: Гераклит Эфесский (544 до н.э. - 483 до н.э.), Стоики, Демокрит с историей о черепахе, которая падает на грека не случайно, а из-за того, что несущий её орёл захотел разбить панцирь черепахи о голову человека. Вероятность и случайность носят только гносеологический характер. Мы не можем проследить всё, но это не значит, что мир устроен вероятностным образом. И напротив, другая оппозиция, заданная Эпикуром - случайность лежит в фундаменте самой материи. Клиномен в спонтанном отклонении атомов - это программа Эпикура. Компромисс: первоимпульс имеет вероятностный характер, а дальше всё идёт по вполне определённым причинно-следственным связям и закономерностям. Наш мир по Демокриту создан случайным переплетением, а в нём самом - жёсткие причинно-следственные связи. Нильс Бор И Эйнштейн дискутировали много и плодотворно на тему, как понимать вероятность в квантовом мире: то ли это свойство самого мира, то ли Бог не играет в кости (афоризм Эйнштейна), и идеалом является лапласовский детерминизм Демокрита. И шестая тематическая программа рассматривает структуру Космоса - мы видим разные оппозиции: основная есть геоцентризм, Земля в центре мироздания, Космос гармоничен, замкнут, Платон, Пифагор Самосский (570 до н.э. – 490 до н.э.), Аристотель. А вторая оппозиция есть понимание того же Эпикура, Демокрита, Мелисса Самосского из элеатов (ок. 485 до н.э. – ок. 425 до н.э.), который сказал про бесконечный радиус Космоса, и Филолая из пифагорейцев (ок. 470 до н.э. – после 400 до н.э.), который выдвинул идею открытого Космоса. Дальше эта программа получает развитие в двух космологических программах Галилео Галилея (1564 - 1642) и Аристарха Самосского (ок. 310 до н.э. – ок. 230 до н.э.). Есть принципиально различные точки зрения по устройству Космоса. Появилось принципиально новое понятие мультиверс. Раньше считалось, что Вселенная - одно единое (универс), а после появления инфляционной теории её стали рассматривать как мультиверс, то есть Вселенных может быть сколько угодно, и мы их не можем познать в принципе. " Мир как множество миров" - книга известного русского космолога, он говорит, что пришлось менять четырёх телохранителей, чтобы уберечься от папарацци. Он показал, что принципиально изменилось представление о мире. Теперь это мультиверс, и другие миры нам принципиально недоступны.

Теперь методологические программы мы тоже обозначим как некую совокупность, и самой главной и фундаментальной из них является первая методологическая программа, или программа формирования рефлексивного критического мышления. Начало - милетская школа. Критерий - связка между учителем и учеником, когда ученику можно критиковать учителя, а учитель стимулирует ученика не только видеть слабости теории, но и предлагать своё. Вторая методологическая программа - выделение у элеатов двух видов знания, то есть обыденного опыта Докса (плавить металлы, выращивать злаки, рецептурно-технологическое знание) и принципиально нового знания Эпистеме, где нужны доказательства, такие, как парадоксы Зенона. Да, стрела летит, но надо это доказать. Третья методологическая программа - различение первичных и вторичных качеств объекта, или, в терминологии Демокрита, истинного и тёмного знания. Есть проблема - является ли соль солёной (зависит от человека), и первичные качества - такие как плотность, форма, размеры (одни и те же для любого человека). Если смотреть на современную физику, то там есть проблема - заряд электрона первичен, а положение квантового объекта тоже первично или нет? Это уже связано с проблемой измерения. Электрон до измерения находится где угодно. На самом деле мы этого не знаем до измерения. Четвёртая методологическая программа - это размежевание двух методов диалектики как методов исследования природы и методов ведения научных дискуссий. С одной стороны, метод Гераклита, с другой - маевтика Сократа (470/469 до н.э. – 399 до н.э.), сократический метод сейчас является основным методом ведения научных дискуссий. Пятая методологическая программа - программа теоретического моделирования объектов. Атомов греки (и Демокрит) не видели, и Мах их отрицал. Демокрит поставил мысленный эксперимент. Да, объект недоступен органам чувств, но мы можем предполагать, что он существует, моделировать его существование. То же и про существование атомов. И второй вид моделирования - это моделирование самого творческого научного процесса. Это маевтика Сократа, субъективная диалектика, или моделирование способа изложения научных результатов - это аналитика Аристотеля. И сейчас любой человек, претендующий на роль учёного, должны учитывать модель из " Аналитики" Аристотеля. Шестая методологическая программа - это выделение принципов классификаций наук. У Платона есть классификация – эмпирические, теоретические (математика, теория музыки) и диалектика - ей обучают отличившихся людей, призванных управлять государством. Аристотель: теоретические науки = математика, физика и метафизика (вообще фундамент всех наук), творческие науки = риторика и искусство и практические науки = этика, экономика и политика. В Средневековье узаконилась классификация Буэцци, наука как познавательный процесс. По ней, наука должна способствовать образованию человека. Первая ступень - тривий, грамматика, диалектика и риторика, их надо сначала пройти. Вторая ступень - квадрилиум: это арифметика, геометрия, астрономия и теория музыки. Эта его классификация вошла в основу образовательного процесса в школах и первых университетах. Седьмая методологическая программа - это программа, связанная с попытками разделения гуманитарных и естественных наук, идущая от софистов. Протагор (ок. 485 до н.э. – ок. 410 до н.э.): " Человек - мера всех вещей". Гуманитарные науки принципиально отличаются от естественных; мы не можем там устанавливать законы, аналогичные законам природы. Появилось первое понимание математического знания, идущее от пифагорейцев. Пифагор первым поставил вопрос " Как понимать природу чисел? " Числа - это сущность или подобие вещей? Восьмая методологическая программа - программа критического рационализма и скептицизма, которую создали скептики, очень много троп, тропы субъекта, мы биологические существа с вполне определёнными порогами восприятия мира и объекта - это то, что назвали принципом относительности, поэтому мы не можем всё познать, так как всё связано со всем (принцип Маха). В Средневековье стала проблема дискуссии номинализма и реализма. Как относиться к природе всех универсалий? Они первичны или являются бессмысленными словами, сотрясением воздуха? Отсюда вытекали вопросы, как доказывать существование Бога. Либо через понятия, которые вводил Ансельм Кентерберийский (1033 - 1109), либо только косвенно, как у Фомы Аквинского. Девятая методологическая программа - бритва Уильяма Оккама (ок. 1285 - 1347) и принцип экономии мышления: надо ли сокращать количество конструкций и строить бесконечное число конструкций, чтобы теория была непробиваема? Оккам: теория должна быть математически красива без ненужных сущностей. Десятая методологическая программа - теория генезиса двух истин, появляется на Востоке при осмыслении Корана, затем идёт в Европу как проблема понимания Библии, книги Творения и Откровения - произошло размежевание религиозных и научных направлений. Религиозные книги можно понимать по-разному. Одиннадцатая методологическая программа - программа различения иллюминативного знания – это то знание, при котором никакая наука не нужна, надо пойти в церковь, встать на колени и попросить Бога наставить на путь Истины, чтобы произошло озарение. Двенадцатая методологическая программа – схоластическая программа, основанная на аналитике Аристотеля, на его силлогистике. Средневековье отшлифовало силлогистику Аристотеля, появились логические парадоксы - может ли Бог создать пустоту, и что это такое? Бог и камень, может ли Бог создать камень, который он не может поднять? И наконец самый классический парадокс - прообраз парадокса кота Шредингера, автор парадокса - Буридано Фасё: Представьте себе осла, которого вы заперли в конюшне, положили сено симметрично и думаете: осёл жив или мёртв? Осёл не знает, куда повернуться, и может умереть от голода, если слишком долго не будет идти за сеном налево или направо. И кот Шредингера - принцип суперпозиции, то же самое. Абсолютно равные условия, парадокс вызывает удивление. Это методологические программы, описывающие, на основе чего мы можем познавать этот мир, и можем ли вообще это делать.

И третий тип программ - дисциплинарные и образовательные программы конкретных наук, сформировавшиеся в эллинистический период заката древнегреческой философии, когда в Александрии появляется научное сообщество " Музиум" - " Организация Муз". В политическом плане это египетское царство, образовавшееся после А. Македонского. Эти программы следующие. 1. Программа физики (Эратосфен Киренский (276 до н.э. - 194 до н.э.)), 2. математическая программа (наиболее разработанная) – Евклид (ок. 4 - 3 веков до н.э.), геометрия Евклида там появилась, Диофан; 3. Архимед (287 до н.э. - 212 до н.э.) - первая программа механики. 4. Очень мощная астрономическая программа Аристарха Самосского, Коперника Античности с его необоснованными утверждениями об открытом Космосе, его критика Епархом и создание Клавдием Птолемеем труда " Альмагес". Плавания, открытия. 5. В биологии это прежде всего программа Аристотеля - лестница живых существ, Аристотель первым отверг одушевление мироздания. Растения, животные, человек. Описал 500 видов растений и животных. 6. Оптика (Евклид и Архимед), 7. медицина (Гиппократ (ок. 460 до н.э. - 4 век до н.э.) и Алкмеон Кротонский (5 век до н.э.)), 8. география (Страбон, ок. 64/63 до н.э. - ок. 23/24 н.э.), 9. история (Гесиод (8 – 7 века до н.э.), Герадот Галикарнасский (ок. 484 до н.э. – ок. 425 до н.э.), Диоген Синопский (ок. 412 до н.э. - 323 до н.э.) и Плутарх). Ну и в философских системах появились программы дисциплин эстетики, риторики, логики и этики. В целом надо сказать, что все теории конечно в физике прежде всего носили созерцательный спекулятивный характер, за что скептики критиковали всех Академиков, и Карл Маркс назвал скептиков первыми учёными. Это обилие теоретических мыслей хорошо, но в целом трудно сказать, что там правильно, а что нет. Эта древнегреческая наука качественная, надлунный и подлунный мир. Все расчёты можно вести только для физики небесной.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.