Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 2, 25 марта 2016 года






Исследовательские программы - само понятие программы используется в самых разных сферах культуры и морали. Это понятие является центральным в работах И. Лакатоса - ученика К. Поппера. Созерцания без понятий слепы, а понятие без созерцаний пусты, - Поппер. История философии без истории пуста, а история без философии слепа, - И. Лакатос. Руководствуясь философской конструкцией, я (учёный) собираю специфический материал с исторической спецификой. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831): если факты расходятся с моей философией, то тем хуже для фактов. С точки зрения И. Лакатоса здесь получается пустота этих, казалось бы, рациональных конструкций. Его утверждение - в каждой науке существует цепочка теорий, связанных общепризнанными базисными положениями (ядро теории) и окружённых некими защитными поясами (эвристиками), которые могут быть и положительными, и отрицательными - они по принципу методологического упорства защищают принципы этого ядра. Отрицательные: можно придумать любые гипотезы в данный момент, чтобы защитить ядро. Положительные на основе теории ядра предсказывают новые явления. Пример - физика Р. Декарта (казалась более привлекательной на континенте, всё можно было объяснить, что объясняла физика Ньютона, импульс передаётся от точки к точке, природа не терпит пустоты, и это объясняет огромное количество вещей). Здесь отрицательная эвристика равноценна, а положительная гораздо сильнее у Ньютона (комета Галлея, Нептун предсказаны по физике Ньютона, а не Декарта). Так стала господствовать физика Ньютона, такова позиция И. Лакатоса.

Рассмотрим основные парадигмы античности, и при этом в современную науку тоже будем смотреть - как исходная мировоззренческая парадигма античности повлияла на научные исследования вплоть до наших дней. Парадигмы Античности: фиксизм (статика), циклизм, эволюционизм и креационизм. Они синхронно появились в Древней Греции.

Парадигма фиксизма отчётливо выражена в учении элеатов и в теории Платона: идей существует много, но конечное количество. Это бытие идей является тем каркасом мира вещей, который мы наблюдаем. Идеи первичны, вещи могут появляться и уничтожаться. Парменид Элейский (540 до н.э. – 470 до н.э.) полагает бытие единым, поскольку ничто сущее не возникает и не уничтожается. Это нам только кажется. Мыслить и быть одно и то же. Мы можем переформулировать эту парадигму через два закона - у Парменида это закон сохранения бытия, а у Платона это закон сохранения идей и потом душ. Эти два закона - первые законы сохранения, хотя они выражены на языке философии, они содержат нечто рациональное. Как они проявились в науке? В Античности это Клавдий Птолемей (ок. 100 – ок. 170), создатель первой космологической теории, - геоцентрической системы мира. По его таблицам плавал Фернан Магеллан (1480 - 1521), Вселенная постоянна, по звёздам надо ориентироваться. У Н. Коперника - замкнутая система мироздания, он просто поменял местами Землю и Солнце. И. Ньютон тоже рассуждает только на уровне солнечной системы, которую создал Господь Бог, это всё устойчиво и вечно. И Альберт Эйнштейн (1879 - 1955) - когда он написал уравнения ОТО, он видел, что без дополнительного коэффициента произойдёт коллапс Космоса, а он хотел получить устойчивый, вечный и бесконечный космос, и он ввёл этот лямбда-член - космологическую постоянную, которая позволяла удержать Вселенную статичной. Но потом он отказался от неё, когда Александр Александрович Фридман (1888 - 1925) показал ему, что Вселенная может расширяться и эволюционировать - переход к совсем другой парадигме. Сегодня есть попытки воскресить эту парадигму в гносеологии – Стивен Уильям Хокинг (род. 1942), Вайнберг, " Мечты об окончательной теории", он хочет, чтобы возникла теория, объясняющая всё мироздание. Если мы напишем такие уравнения, то основной процесс познания заканчивается и остаётся проработка деталей.

Вторая парадигма - это парадигма циклизма, она появляется у Гераклита Эфесского (544 до н.э. - 483 до н.э.) и перекочёвывает к стоикам. У Гераклита это идея мирового года - это 10800 лет, на основе принципа архэ мир возникает из огня, развивается, и затем снова мировой пожар, и цикл повторяется. У стоиков рассуждения посложнее, есть идея огнедышащей пневмы, спемологосов. Луций Анней Сенека (4 до н.э. – 65 н.э.): " Как мёд пронизывает соты, так и пневма пронизывает весь мир". Тоже идея мирового года, но в более жёстком варианте. Цикл не просто заканчивается, но следующий цикл с точностью повторяет предыдущий цикл. У нас есть клоны, и мы друг друга повторяем. Идея стоиков - это цикл, который и есть синтез понятий Бог, Разум и Логос. Это триединство обеспечивает круговорот нашего мироздания. Сенека: " Не может быть природы без Бога и Бога без природы. Бог - это судьба. Бог - это провидение. Бог всё направляет, Бог есть смысл и объяснение. Бог - это природа. Бог - это мир, он и есть то целое, что ты видишь, совершенный во всех составляющих его частях.". Эти идеи станут идеями Бенедикта Спинозы (1632 – 1677), его Эйнштейн за это и полюбил. Это также идеи Возрождения, Николо Кузанский и Джордано Бруно разделяли такие идеи. В науке такая парадигма нашла большое отражение. В геологии обнаружили определённые циклы (геология включает не только образование пород Земли, но и изменения климата, уровень воды в мировом океане, сдвиги и раздвижения тектонических плит, циклические крупномасштабные процессы). В химии 20 века ранее считали, что химические реакции необратимы, а затем открыли ячейки Бинара и реакцию Белоусова-Жибатинского, на основе которой Илья Романович Пригожин (1917 - 2003) пришёл к идеям синергетики. Дальше это отразилось в биологии, в представлениях о сменяемости определённых видов и появлении новых видов, и возможности того, что новые виды тоже могут потом исчезнуть, отсюда следует вымирание динозавров и появление новой ветви развития, млекопитающих. В астробиологии – Владимир Иванович Вернадский (1863 – 1945) и Александр Леонидович Чижевский (1897 - 1964) говорили о большом развитии биосферы, возникла идея ноосферы, а Чижевский говорил о циклах солнечной активности, которые существенным образом влияют на земную жизнь. Есть корреляция земных событий со вспышками солнечной активности. У земных социальных событий (войны, революции) есть причины и в самом обществе, и катализатор со стороны солнечной активности.

Третья парадигма - эволюционистская, она сейчас самая распространённая, убедительная, это Эмпедокл из Акраганта (ок. 490 до н.э. – ок. 430 до н.э.). Он первым пытался объяснить разнообразие живых организмов. Сначала существовали отдельные органы, потом они соединялись, сначала неудачно, в монстры и гермафродиты, но потом появились однополые существа и люди. В научных теориях эта парадигма нашла своё преломление прежде всего в биологических теориях Жана Батиста Ламарка (1744 - 1829), Кюрье и Чарлза Роберта Дарвина (1809 - 1882) - теории разные, а парадигма одна - живой мир эволюционирует. И наконец, в 20 веке парадигма эволюционизма приобретает глобальный характер, и Эрих Янч выпустил книгу " Научные и гуманистические следствия, возникающие в парадигме эволюции", где он прямо писал, что в 20 веке утвердилась парадигма глобальной эволюции, связанной не только с органическим миром, но и с космологической (космической) эволюцией. Выдвигается алгоритм этой глобальной эволюции, который затем будет интерпретироваться в эволюционной философии науки в такой аббревиатуре: BVSR - Blind Variation Selective Restrain (слепое вариационное выборочное удержание) - отбор того, что кажется полезным. Наша Вселенная - один из удачных родов мироздания, а до этого были выкидыши. Говорится о микромире, где идут рассуждения об эволюционной парадигме.

И последняя парадигма – креационизм - берёт начало в Античности у Анаксагора. Есть два мировых начала - гомеомерии, семена, из которых состоит всё и вся, они делимы до бесконечности, а упорядочивать эти семена должен Мировой Разум, Нус, который комбинирует все эти семена сознательно, он имеет план построения. У нас в мире всё в гармонии. Дальше наиболее важный вклад в эту парадигму вносит сам Платон, который считает, что всё творчество присуще Демиургу, и любое творчество есть переход из небытия в Бытие согласно определённому плану. Для Платона было дико думать, что случайное движение атомов (на котором настаивал Демокрит Абдерский, ок. 460 до н.э. – ок. 370 до н.э.) может образовать такую сложную структуру, как Космос. Это может только Демиург. Смысл является обязательным атрибутом творчества - раз нечто уже существует, то в этом должен быть смысл, хотя людям он не всегда понятен. В дальнейшем эта парадигма доминировала около тысячи лет в Средневековье. Бог творит Мир по своему плану, всегда должен быть определённый креаторг, или творец. Но есть и принципиальное отличие понимания творения в Античности и в Средневековье. В Античности всегда есть что-то исходное и независимое от вещества, такая материя, которая совечна Богу и предшествует творению. Энтелехия всех энтелехий, Хора. А в Средневековье Бог творит из ничего. И там же обсуждались различные вытекающие из этого парадоксы. Креационизм связан с проблемой направленности времени. Анри Бергсон (1859 - 1941) напишет, что существует вполне определённая направленность в этом процессе эволюции, а слепой перебор вариантов тупиковый. Эта идея стрелы времени появится в науке в виде второго начала термодинамики. Отсюда следуют тепловая смерть Вселенной, ультрафиолетовая смерть Вселенной. Должно наступить полное уравновешивание, если Вселенная - замкнутая система. А дальше креационизм появляется в космологии, сам термин " Стрела Времени" вводит Артур Стэнли Эддингтон (1882 - 1944). И наиболее выпукло эта идея начинает разрабатываться И. Пригожиным: " Тогда как события и креативность суть фундаментальные элементы природы, меня всегда шокировало, что законы физики дают картину мира как обратимого и детерминированного". Время по Пригожину имеет креативный характер, но в фундаментальных уравнениях физики это не отражается.

Августин Блаженный Аврелий (354 - 430) считал, что дано только настоящее. Мы можем вспоминать прошлое лишь как настоящее прошлого, и можем представлять себе будущее лишь как настоящее будущего. Никакой субстанции времени, про которую говорил Ньютон, нет. Но есть стрела времени. Опираясь на шестоднев, можно разложить всю историю на шесть этапов творения мира Богом и творения нашей жизни как живых организмов. Она заканчивается шестым периодом – приходом Иисуса Христа и страшным судом. Такова позиция философа-богослова 5 века нашей эры. Начиная с Френсиса Бэкона, наука пыталась отбросить понятия энтелехии и финализма Аристотеля. Утверждалось, что надо описывать не причину, а связь событий. Что касается 20 века, то здесь много известных учёных начинают считать, что физика должна отражать гармонию и целесообразность физических законов. Эта мысль пришла из астрофизики А. Пиндэ. Существуют две формулировки антропного принципа, который пришёл из космологии: а) Слабый в-т утверждает, что значения всех мировых констант настолько хорошо согласованы между собой, что малейшее изменение их значений приведёт к сильному изменению мира, и следовательно, нам повезло, что мы живём в том мире, который живёт и может существовать, б) Сильный в-т утверждает, что всё устройство мира было запрограммировано с самого начала, и то, что существует сегодня – это не результат случайного перебора ошибок. На самом деле Вселенную подогнали под то, чтобы она могла существовать. Согласно Библии, изначально был план создания, который подразумевал, что на определённой стадии развития появится человек.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.