Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Критический рационализм и картина мира






Критический рационализм наука перенимает от философии. Должен ли ученик критиковать учителя? Метод критического рационализма положительно отвечает на этот вопрос и дальше его перенимает наука, и он становится её главным методом. Критический рационализм учит рассуждать, используя логические приёмы, и использовать логические конструкции. В 1908 году понятие " картина мира" ввёл Макс Планк (1858 - 1947). Могут быть картины мира, связанные с отдельными дисциплинами (дарвинизм, ламаркизм, механицизм, электромагнетизм, квантово-релятивистские картины мира). В более общем плане, в философском, выделяют перечисленные ниже картины мира. Долгое время философия и наука были практически одним и тем же, само за себя говорит название работы Ньютона " Математические начала натуральной философии". Первая картина мира – космизм (проблема космоса и места человека в нём), далее - теоцентризм (сначала надо любить Бога, а потом заниматься мудрствованием, философия – служанка теологии), антропоцентризм (проблематика человека и ценности его жизни) и наукоцентризм (проблематика науки, и сейчас наука стоит в центре культуры), а также есть термин экоцентризм (проблема амбивалентности научного знания) - исходя из того, что наука может нести угрозу существованию человечества, наука в принципе должна корректировать все стратегии своих исследований с другими формами культуры. Когда в Германии дискутируют люди, отстаивающие равные позиции в естествознании, модератором является философ. Он и ведущий, и критик. В этом смысле экоцентризм означает стремление рассматривать науку не как центр культуры, а как равную с другими частями часть культуры, чтобы не было перекоса. Антисциентизм сдерживает стремление сделать всё объектом науки.

Также в философии науки есть важное понятие универсалий культуры - это ключевые понятия, которые складываются через определённые мировоззренческие установки. Возьмём понятие атома - это частное понятие физики, его содержание за века изменилось, а термин остался. И другие универсалии - время, движение, пространство, причинность. Лапласовский детерминизм и современное понимание детерминизма в квантовой физике - разные, но термин остался. То же - пространство и время у Ньютона, у Эйнштейна, в квантовой физике. Есть такие универсалии культуры - они на словах понятны и даже обычному человеку, эти термины устойчивы, но их содержание может существенно изменяться по ходу эволюции. У Аристотеля было представление - физика подлунного мира и физика эфирная, надлунная, дальше механистическая картина мира, ньютонианство, когда физика становится одной, а пространство и время рассматриваются как абсолютные сущности. У Аристотеля природа боится пустоты, дальше возникает электродинамическая картина мира, она в определённой степени возвращается к Аристотелю, и есть квантово-релятивистская картина мира. В связи с последними открытиями в физике и астрономии говорят об информационно-космологической картине мира. Мир может делиться до бесконечности, как матрёшка. Элементарные частицы можно открывать до бесконечности, никто не знает, сколько их на самом деле. Дальше была стадия - всё есть волна, частица - сгусток. А дальше мнение - в основании мира лежит информация. Всё, что мы в конечном итоге знаем о мире, отражено в количественных показателях, а всё это фиксируется в информационных каналах. Тёмная материя, тёмная энергия таят какие-то проблемы, которые мы не можем представить, а можем только количественно описать их аспекты на языке математики. Такова информационно-синергетическая картина мира.

Каковы философские основания научного знания? К чему наука должна стремиться? Что она может познать, а что нет?

У Аристотеля были эссенциальные сущности, их 4 (форма, материя, движение, интелехия≡ цель), они лежат в основе мироздания, и дальше них идти нельзя. В Средневековье скептики говорили, что наука описывает только феномен, а на описание сущностей она не претендует. Далее Беркли критиковал Исаака Ньютона (1642 (1643) - 1727), который вводил силы как абсолютные сущности, ведь это не должно быть делом науки. Наука - это феноменализм, она описывает сущности, а не связь явлений, и не должна давать ответ на вопрос " Почему? ".

Априоризм и апостериоризм задал И. Кант: познавать можно только апостериорные конструкции. Есть вещь в себе, для нас она феномен.

К оппозиции «конструктивизм – объективизм» примыкает вопрос о понимании истины. Это ключевое понятие науки. В историческом плане понятие истины тоже существенно меняется в науке, хотя остаётся как универсалия, меняя своё содержание. В другом таком варианте различают нормативное и регулятивное понимания истины. Нормативное: содержание того или иного научного суждения должно отражать реальную сущность вещей. Суждение " Снег бел" истинно тогда и только тогда, когда снег действительно бел - это классическая корреспондентская теория истины, идущая от Платона (он же Аристокл, 428 (427) до н.э. – 348 (347) до н.э.) и Аристотеля и нашедшая отражение в современной науке. Второе понимание - это регулятивное понимание истины: да, конечно, учёный должен стремиться к истине, но она в принципе недостижима, потому что процесс познания бесконечен, и этот идеал только должен стимулировать научный поиск. Морковка, подвешенная перед мордой осла, должна заставлять его идти, но если он её достигнет, он остановится. Так что на самом деле учёному нельзя считать, что он достиг истины. Есть и более частные понимания истины: так называемое когерентное понимание истины типично для логико-математического кластера наук, - там не требуется обращения к опыту. Там критерий того, что считать доказанным - " это очевидно", " это не требуется доказать". Хотя неясно, почему " это" уже доказано. Ну и наконец прагматическое понимание истины считает, что в принципе не надо заморачивать себе голову, насколько это соответствует реальности, а надо просто соотносить этот результат с его практическим эффектом (Чарльз Сандерс Пирс (1839 - 1914), Уильям Джемс (1842 - 1910), Джон Дьюи (1859 - 1952)), - это вклад Америки в развитие философии науки.

Мы говорили об экстернализме и интернализме как некоторых методах исследования логики развития науки, а есть ещё направления философии науки, оценивающие науку с точки зрения её полезных и вредных результатов для культуры и общества в целом, - сциентизм и антисциентизм. Сциентизм: все проблемы человеческого общества могут быть решены только с помощью науки. Антисциентизм считает, что наука порождает больше проблем, чем она может решить, и возникает снежный ком, когда маленький комочек порождает огромную лавину, которая поглощает всё. Первым антисциентистом был Жан-Жак Руссо (1712 - 1778), который считал, что люди испорчены, но они были бы ещё хуже, если бы все занимались наукой.

Важным разделом философии науки является демаркационная линия между наукой и лженаукой. Когда началась перестройка, в академии наук была создана специальная комиссия под руководством академика Эдуарда Павловича Круглякова (1934 - 2012), которая пыталась предотвратить вал лженауки. Есть определённые каналы в телевизоре, где проходят конкурсы телепатов, астрологические прогнозы обсуждаются. И все эти рассуждения строятся по образцу научных и требуют огромных ассигнований от спонсоров и даже от государства. Петри и Грызлов получили огромные деньги за нанофильтры, а научный результат оказался абсолютно нулевой. Настоящая наука - это некая изотерика, а здесь всё понятно простым смертным - в астрологии ты попал в особое поле, где календарь определит твою судьбу. Задача лженауки - рядиться под науку, и она сейчас не выглядит безобидной, у неё очень серьёзный размах.

Поговорим немного о синхронном подходе, срез науки. Обычно проводят классификацию (первый срез): малая наука - это вся наука в истории человечества вплоть до первой трети 20 века, и затем большая наука - квантовая и ядерная физика, она стала очень серьёзно влиять на все остальные стороны деятельности, в том числе на политику. То есть их разница - по степени влияния на общество. Второй срез: есть номотетические науки, то есть генерализирующие науки. Естествознание стремится построить всё более общие теории. А идиографические - это описывающие, или понимающие, куда входит огромный комплекс наук гуманитарного профиля. Другая (третья) классификационная сетка - это разделение всех наук на естественные, гуманитарно-социальные и когнитивные (в когнитивные входят все науки со слова нейро - нейропсихология, нейрокибернетика, стремятся понять познавательный процесс хотя бы на уровне простейших организмов и моделировать это - это проявляется в искуственном интеллекте. Есть соревнование по го - чисто эвристическая игра, три партии чемпион мира проиграл, а четвёртую выиграл. Огромнейшие успехи человеческой интуиции, интеллекта становятся доступными для машины). Ещё одна (четвёртая) классификационная линия - различают фундаментальные науки, совсем необязательно физика, есть Факультет Фундаментальной Медицины, и прикладные - не просто инженерно-конструкторские, а это целый комплекс наук, описываемых аббревиатурой NBIC (Nano, Bio, Informationo, Cogico). Это совершенно отдельный срез научных исследований, которые конечно являются фундаментальными, но имеют огромные возможности для самостоятельного развития. Дальше (пятое) это чисто технические науки, опытно-конструкторские разработки, и мониторинговые науки, которые сами ничего не открывают, но отслеживают ПДК (Предельно Допустимая Концентрация), землетрясения, цунами, тайфуны, торнадо. Это науки, но очень специфические. Из космоса многое мониторят.

О каком бы виде наук мы ни говорили, везде необходимо различать три компоненты тела науки: авангард научных исследований, где всегда сосуществуют различные подходы. По поводу копенгагенской теории квантовой физики - люди выступают не только с известными интерпретациями, но и с огромным количеством своих интерпретаций квантовой теории, но насколько они релевантны, сказать не может никто. Уже не факт, что копенгагенская интерпретация является ортодоксальной. На уровне этого авангарда всегда есть твёрдое тело науки. Третья часть - это история науки. Сейчас теплород, флогистон, эфир - история, а раньше это были рабочие понятия, без которых физики не могли себя мыслить.

Теперь выделим важнейшие черты на основе этого нашего дискурса. Первое: наука - это определённый тип духовной, теоретико-экспериментальной деятельности. Второе – есть конечный продукт, объективное знание, на получение которого наука претендует. Причём наука может быть фундаментально-прикладной, бывает чисто прикладная вещь (графен), гуманитарный продукт может быть, ну и так далее. Третье - это специфический тип организации, например: пифагорейский союз, Академия Платона, Ликей Аристотеля, Александрийская школа, и огромнейшая система современных институтов. Четвёртое - дисциплинарные проблемы современной науки, наука складывалась как определённый веер дисциплин. Космос, экология, экономика. Надо решать проблемы с объединением разных наук. Морально-правовые вопросы научной деятельности - это свод этических правил, у учёных существуют свои категорические императивы. И ещё правовая форма - вопрос о приоритете, получение патента, это всё связано с очень важными правовыми отношениями. Ну и в заключение скажем, какие же основные направления существуют, чтобы был определённый ориентир - скажем только о тех направлениях, на которых мы сконцентрируем особое внимание. В целом в этом курсе мы рассматриваем постпозитивистское направление философии науки. Позитивизм считал, что философия должна исчезнуть из науки, а постпозитивизм полагает эвристическое значение философии науки. Возможна следующая классификация: нормативное направление философии науки - К. Поппер, Имре Лакатос (1922 - 1974); Дескриптивное - Томас Сэмюэл Кун (1922 – 1996); ситуационное направление – Холтен и Алд; когнитивно-социологическое, историческое - Брулок и Лайкей; и инновационно-синергетическое - Твартовский и Мишель Лакале.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.