Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Философские основания науки. Концептуальные модели генезиса науки. Специфика, место и роли науки в культуре.




Для начала приведём несколько цитат, определений науки очень известных авторов, которые работают в области философии науки, отражающих подход к пониманию того, что есть наука и философия. Карл Раймунд Поппер (1902 - 1994): наука - это деятельность человеческого воображения, сдерживаемая критикой. С одной стороны, это творчество, с другой стороны это то, что называется в философии науки критическим рационализмом. Второе определение - это рискованное поведение человеческого духа. Большинство людей, посвятивших себя науке, не добиваются выдающихся результатов, а убивают свою жизнь на это, как Больцман. Но это приключение. Второе определение Стёпина Вячеслава Семёновича (род. 1934): наука - это форма теоретического овладения объектами и методами овладения новых миров. Наука открывает наиболее общие законы, и она стремится в её перспективе к открытию новых миров. Долгое время люди не знали не микромир, не макромир, только рассуждали о них, как Демокрит и Эпикур, а сейчас постоянно имеют к ним доступ. Эрнст Мах (1838 - 1916): наука - это составная часть борьбы человечества за выживание. Чисто такой прагматический и дарвинистский подход. Человек как субъект должен укрепиться в природе. Дэвид Росс (1877 - 1971), антрополог: наука - это один из симиотических каналов культуры. Симиотика - это наука о знаках. Наука использует вполне определённый аппарат (математика, латынь, древнегреческий) - этот язык пытается соединить культуру общества. Определение, которое появилось сравнительно недавно в когнитивной социологии науки: науку в принципе не надо особенно выделять среди других форм культурной деятельности, так как мотивы деятельности учёного ничем не выделяются среди прочих: наука - это форма борьбы учёного за свои возможные интересы - славу, деньги, власть. Бруно Латур (род. 1947): наука - это продолжение политики особыми средствами. Престиж государства раньше определялся просто территорией, количеством людей, которые могут защищать или нападать, а сегодня самый явный индекс для определения престижа государства - это уровень развития науки, и даже у каждого учёного есть свой индивидуальный бренд, то есть ранжирование учёных по уровню их влияния (их посты, их индексы цитирования). То есть существует много таких определений, претендующих на сущностное понимание науки, но подходят к этому вопросу очень различным образом. Это сейчас типично для определения любой дисциплины. Если определить физику как науку о природе, то это ничего не скажет. А современная физика - это огромная организация в содержательном и административном плане. Надо ввести герменевтический круг (порочный круг) - для того, чтобы знать, из каких частей состоит целое, и частью какого целого является данная часть, мы должны выйти за смысловой контекст данного объекта, то есть выйти во вне его и попытаться интерпретировать этот объект в различных смысловых контекстах. Метод, которым действуют герменевтики, называется челночным методом. Мы не стремимся захватить сущность объекта, а мигрируем от периферии к центру, затем к периферии более широкого объекта, и получается кривая похожая на синусоиду, которая в идеале должна нас привести к пониманию данного объекта. Эта герменевтика возникла ещё в Древнем Египте, это Бог Гермес, основной функцией было посредничество между Богами и людьми, так как Боги не разговаривают на языке людей. Затем это понимание мигрировало в Грецию (Гермес - Бог торговли), а затем оно стало использоваться в христианстве для интерпретации библейских текстов, так как Евангелие очень неоднородно и неоднозначно, и кроме того не было аутентичности (соответствия текста и его автора) - переписчики делают ошибки, всё приходится уточнять. В Эпоху Возрождения появилась классическая герменевтика и классическая филология. В 1453 пал Константинополь, и толпы образованных людей хлынули в Европу, а европейцам, чтобы понять наследие Платона и других авторов, надо было изучать древнегреческий, переводить его на латынь и национальные языки и проверять их на аутентичность (≡ подлинность) - то ли это Платон написал, то ли нет. А ещё Мартин Хайдеггер (1889 - 1976), Гатал поставили вопрос в философском плане: мы всё можем рассматривать как текст, или совокупность знаков - некая симиотическая структура. Будь то математика или готика, барокко, классицизм, - всё можно рассматривать как некий текст, почему в архитектуре юбки длинные или короткие, почему у готических храмов шпили устремлены вверх, а православные накрыты луковками. И можно мигрировать челночно от нашего времени, нашей культуры, к культуре той, когда этот текст был получен, к культуре той и обратно, и получить ответ на философский вопрос: " Почему появился вообще тот или иной текст? ". То, что мы озвучили, показывает, что и к этому объекту можно подойти с позиций герменевтики. Если рассматривать науку как некую матрицу, то можно выделить основные бинарные оппозиции. Первая оппозиция: Наука - это образец рационального, теоретического способа изучения и овладения мирами. Нет у нас ничего более рационального, чем наука. У нас есть строгий научный язык и жёсткая проверка (Поппер назовёт это " принципом фальсификаций", то есть утверждение науки - не догма). Но этому противостоит оппозиция, рассматривающая науку как некую сакральную конструкцию интеллектуальной элиты. Те объекты, которые имеет наука - чёрные дыры, кротовые норы, абсолютные пространство-время - это для обычных людей изотерика, а доступ к этому имеет только элита. По подсчётам, в современном мире всего только три миллиона людей заняты научной деятельностью, из них теоретиков - 10%. Вторая оппозиция - фундаментальная наука представляется по образу и подобию известного романа Германа Гессе (1877 - 1962) " Игра в бисер". Там написано, что никакого практического значения это не будет иметь никогда. И то же в науке - никто не знает, найдёт ли современная космология практическое применение. Но другая противоположная оппозиция - наука есть основная производительная сила современного общества. Термодинамика, электромагнетизм, а в 20 веке это атом и космос. Сейчас это соответствует уровню престижа того или иного государства. Игра в бисер (наука есть только теория) или производительная сила общества (наука важна для практики). Третья оппозиция: Наука по Стёпину - система поиска и открытия новых миров. Действительно, открыли микромир и макромир.Расширяется горизонт человеческого видения окружающего мира. То есть наука – это система поиска нового, и главное, за счёт этого она может спасать людей и улучшать их жизнь. Например, раньше эпидемии убивали много людей, многие катаклизмы приводили к смерти огромного количества людей, а сейчас людей стало много благодаря науке. Но противостоит этой концепции не менее важное утверждение, что современная наука представляет собой угрозу всему существующему живому миру. Она породила все существующие глобальные проблемы, начиная от демографического взрыва, создала оружие массового поражения. Нильс Хе́ нрик Дави́ д Бор (1885 - 1962) говорил, что предотвратить появление ядерного оружия могли полтора десятка физиков. С одной стороны, наука лечит, с другой - калечит. Есть и бактериологическое оружие. Нельзя разделить всех на плохих политиков и хороших учёных в почтовых ящиках. Красота - страшная сила (Фёдор Михайлович Достоевский, 1821 - 1881), и наука - страшная сила. Четвёртая оппозиция: наука - это система с рефлексией и стратегией развития. Наука всегда стремится понять и осознать, что она делает. То есть всегда обсуждается стратегия развития. Научные исследования стоят всё дороже, и надо сто раз подумать, строить коллайдер или не строить. Надо для этого привлечь сто государств. Надо думать, запускать " Протон" или нет. Стратегии развития обсуждаются на много лет или десятилетий вперёд. Но есть и другое утверждение - наука есть спонтанная и непредсказуемая деятельность гениев (Н. Бор). Если мы возьмём появление таких эпохальных открытий, то они происходили спонтанно - открытия радиоактивности, рентгеновских лучей, электромагнитных волн (Генрих Рудольф Герц, 1857 - 1894). Иногда открыватели сами не догадывались о своих открытиях, и это делали другие. Новое просто по определению нельзя предсказать, ведь если его можно предсказать - это уже не новое. Современные научные открытия - сравни неким художественным произведениям. Ну и наконец последняя пятая оппозиция «конструктивизм - объективизм», которую мы рассмотрим - наука - это объективная реальность, данная в текстах рецензируемых изданий (объективизм) (" Nature", " American scientists", наши " Успехи физических наук", где нельзя просто так проскочить). Разрыв между подачей статей и их выходом - это где-то год. Ну а с другой стороны говорят, что наука - это социальный продукт сообщества людей, называющих себя учёными на основе консенсуса (конструктивизм). Прежде чем появится текст, то сообщество экспертов должно его одобрить, то есть будет консенсус, и только тогда текст имеет право на существование. Наука - это то, чем занимаются учёные, а учёные - это те, кто занимаются наукой. Получен порочный круг, и дальше можно не двигаться. С одной стороны, наука есть объективная реальность, с другой стороны наука фактически есть то, что решают люди - что называть истиной, есть ли это научное открытие, фундаментальное оно или прикладное. Итак, мы дали пять таких важных оппозиций. В одном из диалогов Сократа обсуждали мужество в разных смысловых контекстах, и в конце концов даётся определение, что " мужество - это стойкость души, сопряжённая с разумом". Переход от эмпирии к философскому осмыслению.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.