Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приемы работы с детским голосом на примере вокализов






Лекция №8

Развитие вокально-технических возможностей обучающихся. Значение вокализов. Вокализы с текстом. Вокализы Абта, Конконе, Зейдлера др.

Вокализы

«Вокализ» происходит от лат. Vocalis- т.е. гласный и обозначает музыкальное произведение, написанное с целью выработки определённых вокально-технических навыков певца.

В процессе постановки певческого голоса вокализы являются связую­щим звеном между пением упражнений и началом работы над произведения­ми. Как уже говорилось во 2 главе, многие педагоги прошлых лет считали, что целесообразно переходить к пению произведений с текстом лишь на 3 году обучения, так как речевые стереотипы являются серьёзным препятстви­ем в работе над певческим звуком. В свою очередь, произведения также изу­чались в определённом порядке: сначала старинная и классическая музыка до начала XIX века, а уже потом произведения романтиков и русских композито­ров.

В работе с ребёнком такой подход представляется нецелесообразным, так как 2 года петь только вокализы ему будет неинтересно, а при отсутствии мотивации любая деятельность не принесёт нужных результатов. По поводу целесообразности включения вокализов в репертуар детей младшего возраста (до 10 лет) так же не сложилось ещё единого мнения: многие педагоги пред­почитают начинать работу с народных песен, которые, при необходимости, можно сначала разучивать, как-вокализ, на. гласный звук А, какой-либо слог или сольфеджио.

В-том случае, если вокализы изучаются, с детьми 7 — 9 лет, то на пер­вом этапе обучения предпочтительны вокализы Ф.Абта, так же, как и с уча­щимися 1 класса более старшего возраста. Тональности необходимо подби­рать индивидуально, исходя их особенностей голоса ученика, как это делали первые педагоги Московской консерватории. Концертмейстер, работающий с юными вокалистами, должен обладать навыком транспонирования, так как от правильно выбранной тональности во многом зависит успешность процесса постановки голоса, и недостаточная компетентность концертмейстера в этом вопросе будет серьёзным препятствием в работе. Помимо вокализов Абта, можно использовать, в работе с начинающими некоторые вокализы других ав­торов доступной степени трудности. В данном случае ориентиром должен быть диапазон вокализа (не больше октавы — ноны), а также строение мело­дии: желательно, чтобы в первых вокализах оно было плавным, без широких скачков. Также следует обращать внимание на темпоритмическую составляю­щую: умеренный темп с ровным ритмическим рисунком наиболее целесооб­разны в работе с учащимися 1 класса.

В то же время, при пении упражнений (коротких попевок) можно уже на первом году обучения развивать не только кантилену, но и навыки пения в подвижном темпе, с более сложным ритмическим рисунком, а также посте­пенно расширять рабочий диапазон, чтобы подготовить учащегося к исполне­нию более сложных вокализов в дальнейшем. Тот же принцип целесообразно применять и в соотношении вокализов и произведений с текстом: степень сложности вокализов постепенно увеличивается, немного опережая осталь­ные произведения.

Таким образом, упражнения готовят техническую базу для вокализов, а вокализы — для произведений с текстом. В этом случае все элементы техники изучаются сначала при отсутствии текста, а уже затем переносятся в произве­дения. Так, в старших классах учащиеся сначала овладевают техникой5 испол­нения, развёрнутых пассажей, форшлагов, мордентов, группетто, трелей (по* возможности) на материале доступных по степени трудности вокализов Н.Ваккаи, М.Маркези, Б.Карелли, М.Бордоньи, Г.Шарфа и других авторов, а уже затем переходят к исполнению старинных арий и ариетт В.Беллини. Кро­ме того, изучая вокализы Б.Лютгена, Дж.Конконе, Г.Панофки, а также ита­льянских композиторов и учителей пения XVII - XVIII веков, обработанные позднее В.Риччи, можно лучше освоить исполнение трудных ритмических групп, что поможет при работе над произведениями с текстом, где встреча­ются подобные элементы. Так же развивается навык исполнения хроматизмов и диссонансов, встречающихся в мелодии: при отсутствии»текста легче сосре­доточить внимание на интонационных трудностях, развивать гибкость как го­лосового аппарата, так и музыкального слуха. На материале вокализов можно также проводить работу над правильным исполнением произведений в разме­ре 6/8: как известно, умение гибко выстраивать музыкальную фразу, не «при­седая» на каждую сильную долю, приходит к учащимся не сразу.

При выборе вокализов желательно развивать вокальную технику разно­сторонне, не ограничиваясь одной только кантиленой в работе с голосами ли­рического плана или исключительно развитием подвижности у более лёгких колоратурных голосов. Как уже говорилось, и кантилена, и подвижность яв­ляются необходимыми качествами для любого голоса, особенно в детском возрасте. В дальнейшем эти навыки, усвоенные с детских лет, дадут повзрос- девшему певцу большую свободу выбора репертуара, которой он будет лишён в противоположном случае.

Для развития подвижности голоса на всех этапах (начиная со 2 года обучения) наиболее подходят вокализы Лютгена, а в старших классах можно добавить к ним некоторые вокализы Ваккаи (например, «Mé todo pratico», № 10), Маркези (например, Соч. 5, № 13), Риччи (№ 6, 7, 14) и других авторов. При этом нельзя завышать степень трудности: она должна быть принципиаль­но преодолима. Надо помнить о-том, что пение колоратурных произведений утомительно для, слизистой оболочки, и требует достаточной предваритель­ной вокальной подготовки, наличия хорошо «поставленного» голоса (вспо­мним высказывание Чайковского, приведённое нами во 2 главе). Поэтому в вопросе включения в* программу подвижных вокализов надо придерживаться правила соразмерности задач развития с вокальными возможностями каждого учащегося на каждом этапе постановки голоса. Даже самым способным уча­щимся до достижения 17 — 18 лет не следует исполнять «Артистические во­кализы» Панофки и другие вокализы такого уровня сложности, предназначен­ные авторами для взрослых певцов, в качестве материала для оттачивания во­кальной техники. Как и в случае с исполнением оперной музыки в детском возрасте, ничего, кроме вреда, такой подход не принесёт.

В развитии навыков кантилены предпочтительно исполнение вокализов Абта, Зейдлера, Конконе, Шарфа, Панофки, а для старшеклассников можно предложить также отечественные вокализы Варламова, Соколовского, Кирко- ра, Мосолова, близкие своими мелодиями «широкого дыхания» к русским на­родным песням.

Надо добавить, что исполнение вокализов должно быть столь же выра­зительным, как и произведений с текстом. Можно предлагать юным певцам придумать свой сюжет для каждого вокализа, по крайней мере, они должны уметь передать общее настроение произведения.

В большинстве случаев вокализы исполняются на гласный звук А, хотя с момента рождения академического пения и до сих пор среди педагогов нет единого мнения по этому вопросу. Одни считают этот звук наиболее предпо­чтительным для вокализации, другие говорят о его сложности, но, в любом случае, он является показательным для ученика, свидетельствуя о степени раскрепощённости его голоса и отсутствии серьёзных вокальных проблем. По видимому, в вопросе выбора способа исполнения вокализа, на первом этапе обучения надо исходить из индивидуальных особенностей-учащегося: можно использовать любой гласный звук или слог, можно петь, сольфеджируя (как это было принято на первом курсе Московской консерватории в первый пери­од её существования), учитывая, что слух некоторых детей ещё не развит в достаточной степени. (Вспомним, тем не менее, что Ф: Ламперти был против­ником такого способа исполнения.) В любом случане, в дальнейшем надо подводить учащегося к исполнению вокализа на звук А, при полной- свободе артикуляционных мышц и ровной подаче дыхания, что обеспечит возмож­ность полноценного исполнения кантиленных произведений.

В своей педагогической деятельности, на начальном этапе работы с обучающимися младшего школьного возраста, я часто использую вместо вокализов простые народные песенки в обработке А. Гречанинова. Они строятся на небольшом певческом диапазоне, на знакомых с детства каждому ребёнку простых стишках и позволяют весело и непринуждённо добиваться у детей правильного звукообразования и выразительного слова.

№1.«Сорока» - короткие фразы в скором темпе передают как бы движения хитрой птицы. Повторяющиеся звуки стремятся в своём развитии к ударному слогу: сорока, со ро ка, где была? Да лё ко. Кашку ва ри ла. Деточек кор ми ла и т.д. Выполнив хорошо поставленные задачи, обучающийся уже в начале своих занятий может выступить в небольшом концерте перед родителями с несколькими такими вокальными произведениями. Очень важно с самого начала воспитывать у детей психологическую свободу на концертных выступлениях и сценическую культуру поведения.

№2.«Петушок» - основная задачав этом произведении «не уронить» дыхание на нисходящих звуках. Взяв быстрый глубокий вдох, ребёнок должен сохранить ощущение «наполненного паруса» до конца фразы. Обязательно нужно следить, чтобы пелись гласные, а согласные произносились коротко и внятно.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.