Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие физиологические закономерности роста и развития организма человека

Возрастная физиология изучает особенности жизнедеятельности организма в различные периоды индивидуального развития или онтогенеза. В понятие онтогенеза включают все стадии развития организма от момента оплодотворения яйцеклетки до конца жизни человека, выделяя пренатальный этап и постнатальный.

Под развитием понимают 3 основных процесса:

1) рост — увеличение числа клеток или увеличение размеров клеток, т. е. количественный процесс;

2) дифференцирование органов и тканей;

3) формообразование, т.е. качественные изменения. Эти процессы тесно взаимосвязаны. Например, ускоренный рост тела замедляет процессы формообразования, дифференцирования тканей, развитие вторичных половых признаков, а усиленные процессы полового развития замедляют рост тела, нарастание мышечной массы.

Весь жизненный цикл делится на отдельные возрастные периоды, т. е. отрезки времени онтогенеза, каждый из которых характеризуется своими специфическими особенностями организма — функциональными, биохимическими, морфологическими и психологическими.

Возрастная периодизация основана на комплексе признаков: размеры тела и отдельных органов, их масса, окостенение скелета, прорезывание зубов, развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания, развитие мышечной силы и пр.

С учетом количественных и качественных изменений в организме различают следующие возрастные периоды:

1-10дней — новорожденный;

10 дней-1 год — грудной возраст;

1-3 года — раннее детство;

4-7 лет — первое детство,

8-12 лет — мальчики и 8-11 лет девочки—второе детство;

13-16 лет — мальчики и 12-15лет—девочки—подростки;

17-21 год — юношии 16-20 лет — девушки — юношеский;

22-35 лет — первый зрелый;

35-60 лет — мужчины и 35-55 лет — женщины — второй зрелый;

60-74 года — пожилой;

75-90 лет — старческий;

90 лет и более — долгожители.

В связи со школьным обучением выделяют дошкольный возраст до 6-7 лет, младший школьный, средний и старший школьный возраст.

Особо отмечают период полового созревания, выделяя препубертатный период, 1 фазу пубертата — мальчики 13-15 лет и девочки 11-13 лет, 2 фазу пубертата— мальчики 15-17 лет и девочки 13-15 лет. В этот период происходит существенная гормональная перестройка в организме, развитие вторичных половых признаков, заметное ухудшение условно-рефлекторной деятельности, двигательных навыков, увеличиваются вегетативные изменения при нагрузках, возрастает утомление, затрудняется речь, отмечается неуравновешенность эмоциональных реакций и поведения. Заметным является пубертатный скачок роста — значительный годовой прирост длины тела — у девочек около 1З лет, у мальчиков — около 14 лет.

Именно в этот период у мальчиков наблюдается период мутации- «переход детского голоса во взрослый». У мальчиков голосовой аппарат в это время растёт быстро и неравномерно, у девочек гортань развивается замедленно. В период полового созревания мальчиков и девочек гортани преобретают чёткие отличительные особенности. У девочек, как правило, голос меняется постепенно, теряя детские свойства. Это скорее эволюция голоса, а не мутация. Продолжительность мутации от одного - нескольких месяцев до 2-3 лет. В мутационный период детская гортань увеличивается в размере. У мальчиков начинает увеличиваться в саггитальном направлении щитовидный хрящ, образуя своим передним углом выпуклость на передней поверхности шеи – «адамово яблоко». Голосовые складки у мальчиков удлиняются на 6-10 мм (на 2/3 длины). При осмотре определяется гиперемия слизистой оболочки гортани, несмыкание голосовой щели. Голосовые складки у девочек удлиняются только на 3-5 мм. Смысл мутации заключается в том, что рост отдельных частей голосового аппарата подростка происходит неравномерно. А именно – голосовые складки увеличиваются в длину, в то время как их ширина остаётся прежней; надгортанник у юноши зачастую остаётся детским. Всё это приводит к тому, что голос мальчика срывается, становится жестким, низким, грубым, интонация — неуверенной. Наблюдается такое явление, как диплофония (би-тональность), т.е. быстрое чередование высокого и низкого тонов, отстающих друг от друга иногда на целую октаву. У мальчиков появляется напряжённое дыхание вследствие неполного смыкания голосовых складок. У девочек тембр, сила и характер голоса тоже меняются, но без резких изменений. Перемена выражается в быстрой утомляемости голоса. Голос приобретает грудное звучание, становится более сильным. У мальчиков мутация может протекать медленно, тогда голосовая функция меняется постепенно. При остром течении мутации голос мальчиков понижается на октаву, появляется охриплость, звуки басового тембра внезапно соскальзывают на фальцет. Происходит «ломка» голоса. Иногда подростки даже стесняются пользоваться голосом. Весь период мутации делят на 3 СТАДИИ: 1)Начальная: характеризуется небольшой гиперемией (покраснением) голосовых складок. 2)Основная (пиковая): характеризуется гиперемией слизистой оболочки всей гортани, иногда появляется несмыкание задних третей голосовых складок по типу равностороннего треугольника («мутационный треугольник»). Отмечаются как синхронные, так и асинхронные колебания голосовых складок, что свидетельствует о нарушении координации функций наружных и внутренних мышц гортани, дыхания и голосообразования. В этой стадии голос страдает более всего. 3) Конечная: закрепляет механизм голосообразования взрослого человека. Голосовой режим во время мутации голоса назначается индивидуально в зависимости от остроты протекания процесса. Полное молчание может быть рекомендовано в редких случаях только при сильном отёке слизистой оболочки гортани. В период мутации необходимо щадить голосовой аппарат подростка. Речевая нагрузка должна быть умеренной, нельзя перенапрягаться, форсировать голосом. Обязательно исключить раздражающие факторы (алкоголь, курение, острая пища…). Избегать переохлаждений.

СЕНСИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ

Переход от одного возрастного периода к другому является переломным этапом развития, когда организм переходит от одного качественного состояния в другое. Скачкообразные моменты развития целого организма, отдельных его органов и тканей называются критическими. Они жестко контролируются генетически. С ними частично совпадают так называемые сенситивные периоды, которые возникают на их базе и менее всего контролируются генетически, т. е. являются особенно восприимчивыми к влияниям внешней среды, в том числе педагогическим.

Критические периоды переключают организм на новый уровень онтогенеза, создают морфофункциональную основу существования организма в новых условиях жизнедеятельности,

а сенситивные периоды приспосабливают функционирование организма к этим условиям. С этим связана высокая чувствительность организма к внешним влияниям в сенситивные периоды развития.

Благоприятные воздействия на организм в сенситивные периоды оптимальным образом содействуют развертыванию наследственных возможностей организма, превращению врожденных задатков в определенные способности, а неблагоприятные задерживают их развитие, вызывают перенапряжение функциональных систем, в первую очередь, нервной системы, нарушение психического и физического развития.

Для человека наиболее важным является сенситивный период формирования речи — до 2-3-х лет жизни. Дети, по воле случая воспитанные среди животных и пропустившие этот период, не могут, вернувшись в человеческое общество, адаптироваться к жизни в новых условиях, овладеть речью, необходимыми навыками и даже погибают вследствие этого, не достигнув взрослого состояния.

За время обучения в ДШИ (ДМШ), обучающиеся проходят 3 стадии развития певческого голоса: 7-9 лет - младший домутационный период,; 10-13 лет – старший домутационный период. До периода мутации голоса мальчиков и девочек не существенно отличаются по звучанию и делятся лишь по диапазону на высокие – дисканты (сопрано) и низкие (альты).13-15 лет – период мутации (изменение детского голоса в период полового созревания)..

Каждый возраст имеет свой певческий диапазон, который необходимо учитывать при подборе репертуара.

7-9 лет диапазон составляет: c, d- первой октавы до c, d – второй октавы.

10-13 лет: альт- a, h – малой- d, e – второй октавы; сопрано- c, d- первой октавы – e, f, g – второй октавы;

13-15 лет: альт- a, h – малой- c, d – второй октавы; сопрано- c, d- первой октавы- g, a – второй октавы.

Голоса юношей, прошедших период мутации, приобретают характеристики мужских типов голосов: тенора, баритона, баса с соответствующим диапазоном. Голоса девушек делятся на сопрано и меццо- сопрано (контральто встречается достаточно редко и в юном возрасте не имеет ярко выраженных характеристик).

Для того чтобы определить тип детского голоса необходимо выявить диапазон, тембр, примарные звуки, переходные регистровые тоны. Различают три тесситурных регистра: нижний, средний, высокий. Певческий голос должен звучать ровно на всём, присущем ему диапазоне. Успех работы в этом направлении обеспечивает воспитание голоса с примарных звуков, которые обычно находятся в среднем диапазоне певца. Для большинства детей домутационного периода зона примарного звучания приходится на звуки фа-ля первой октавы. У подростков зона примарного звучания зависит от высоты голоса: альт- d -f первой октавы, сопрано- g-h первой октавы.

Примарное звучание голоса у детей лучше выявлять при пении на- «mp». Начиная развивать голос с примарных звуков, мы постепенно расширяем диапазон обучающихся вверх и вниз. Работа должна вестись осторожно и постепенно. Правильно сформированный звук характеризуют: звонкость, полётность, ровность.

Период вокального обучения детей школьного возраста, прежде всего, должен закладывать фундамент сознательного отношения обучающихся к общекультурному и музыкальному развитию, воспитывать музыкальный слух, понимание художественных задач при исполнении вокальных произведений. Ни в коем случае не нужно увлекаться сложным репертуаром, форсированным звучанием голоса, формальным отношением к определению художественных задач исполняемых произведений.

Преподавателю вокала обязательно нужно следить за тесситурным удобством звучания голоса начинающего певца. Необходимо подбирать удобную для него тональность, не бояться транспонировать выбранные вокальные произведения в удобные для юного певца тональности, регулярно направлять обучающихся на осмотр к врачу фониатру, особенно в предмутационный период и в период мутации.

Детский голос требует особого внимания, заботы, методов и приёмов преподавания, соблюдая закон постепенности. Каждый период воспитания должен учитывать возрастную специфику развития ребёнка, его вокальные, физические, психологические, эмоциональные возможности. Больше фантазировать, вдохновлять детей, увлекать их грамотным, профессиональным показом.

Список литературы

 

1. Н.Добровольская, Н. Орлова «Что нужно знать учителю о детском голосе». Издательство «Музыка» Москва 1972.

2. Общие физиологические закономерности роста...

3. lifeinhockey.ru›metodiki…sportivnaya-fiziologiya…

4. Возрастная физиология р1/StudFiles.ru›preview/1811730/(Лекция 1.)

5. Мутация голоса у мальчиков: признаки ломки голоса...

6. music-education.ru›mutacia-golosa-u-malchikov/

7. https://ztema.ru/soobshestvo/blogs/180-vozrastnye-osobennosti-golosa-u-detey-mutaciya/

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
на лето 2015 – 2016 года | Глава 1. Восстановление 1 страница




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.