Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 3. Реализация мер социальной работы с безнадзорными и беспризорными детьми в Москве.






3.1 Актуальность состояния проблемы безнадзорности и беспризорности.

 

К сожалению, официальная статистика по количеству беспризорников в России практически отсутствует — во многом из-за того, что выловленных беспризорников не отпускают обратно на волю, а передают родителям либо в детские дома. Собственно, в свободном доступе лежит только одна цифра из официального документа. Согласно докладу правительства РФ № 79-р от 26 января 2007 г., «по сравнению с 2003 годом в 2005 году количество беспризорных детей сократилось на 3, 2 тыс. человек (4, 27 тыс. против 7, 5 тыс.)». Тем не менее, эту цифру — 4, 3 тысячи беспризорников — можно проверить по косвенным данным[42]. Доклад «Дети в России» ЮНИСЕФ от 2009 года сообщает, что в 2009 году в учреждениях временного содержания несовершеннолетних правонарушителей побывало 13’500 беспризорных и безнадзорных детей. Если предположить, что ведущие асоциальный образ жизни беспризорники попадаются никак не реже одного раза в год, и если вспомнить, что среди трудных подростков (безнадзорных) тоже есть хулиганы, следует констатировать факт — общее число беспризорников в России никак не может превышать несколько тысяч человек. Также не позволяет поверить в сколько-нибудь значительное количество шляющихся по улицам сирот их тотальное отсутствие на вокзалах Москвы и Петербурга. В январе 2016 года пресс-служба Минобрнауки сообщила, что по сравнению с 2013 годом численность детей-сирот в России сократилась на 33 %.

Количество детей в детских домах и интернатах России за пять-шесть лет (2009—2015) сократилось почти в два раза — со 125 тысяч до 72 тысяч детей. Количество детских домов при этом сократилось на 20 % — до 1520 организаций. Кроме того, за последние 5 лет (2010-2015) значительно уменьшилось число отказов матерей от новорожденных (с 7 до 4 тысяч).

Одной из острых проблем современного российского общества продолжает оставаться безнадзорность и беспризорность детей. Данное социальное явление, вызванное целым комплексом причин, характеризуют следующие показатели.

Свыше 100 тыс. детей остались без попечения родителей. Увеличивается число лишенных родительских прав. По данным Министерства юстиции РФ и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, количество удовлетворенных исков по делам о лишении родительских прав выглядит следующим образом:

Таблица № 1 «статистика судебных решений»[43]

1998 г.  
1999 г.  
2000 г.  
2003 г. около 60 000

 

Если в 1996 г. органы внутренних дел Российской Федерации вели профилактическую работу со 182, 7 тыс. родителей, не исполняющих надлежащим образом свои обязанности, то в 2000 г. - уже с 276, 7 тыс. В 2000 г. в центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей поступило более 30 тыс. человек (в 1999 г. - 54, 7 тыс.), более 266, 2 тыс. безнадзорных детей и подростков прошли реабилитацию в специализированных учреждениях органов социальной защиты населения (в 1999 г. - около 167 тыс.).

По данным Минобразования России, в 2003 г. в стране не обучалось около 500 тыс. детей и подростков в возрасте от 6 до 17 лет (1, 5% от общего числа несовершеннолетних этой возрастной категории).

Необходимо обратить внимание на различие в понятиях " беспризорные" и " безнадзорные" дети. Беспризорные - это те, кто не имеет определенного места жительства и (или) места пребывания. Такие дети составляют не более 1/10 от числа безнадзорных, к которым, согласно Федеральному закону " Об основах систем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", относятся все, за поведением которых отсутствует контроль ввиду неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию со стороны родителей или их законных представителей либо должностных лиц. Количество безнадзорных детей, по оценкам различных ведомств, колеблется от 1 до 3 - 5 млн., что само по себе не может не вызывать озабоченность и тревогу[44].

Фундаментом системы профилактической и реабилитационной работы стала концептуальная установка на неприемлемость, непродуктивность административно-карательного подхода к детям, социализация которых оказалась нарушенной по вине взрослых, на необходимость гарантирования ребенку реального права на достойную форму существования в здоровой социальной среде, на защиту его прав и интересов, незамедлительное решение его проблем, оказание ему социальной и иной помощи.

Это положение было закреплено в Указе Президента Российской Федерации от 6 сентября 1993 г. N 1338 " О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав" и Концепции совершенствования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (утверждена решением Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации от 7 июля 1998 г. N 1).[45][46]

Итак, безнадзорность и беспризорность детей продолжает оставаться одной из тревожных характеристик современного российского общества. Данное социальное явление, вызванное целым комплексом причин, характеризуют следующие показатели.

Ежегодно выявляется свыше 100 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей (в 2000 году - 123, 2 тыс. человек) О состоянии профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних: Информация Министерства труда и социального развития Российской Федерации.Детская беспризорность и безнадзорность: проблемы, пути решения /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2002. - № 20 (176). С. 70[47].

Растет число родителей, лишенных родительских прав. По данным Минюста России и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, число удовлетворенных исков по делам о лишении родительских прав выглядит следующим образом (см. приложение 1).

Если в 1996 году органы внутренних дел Российской Федерации вели профилактическую работу со 182.7 тыс. родителей, не исполняющих надлежащим образом родительские обязанности, то в 2000 году - уже с 276, 7 тыс. В 2000 году в центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей поступило более 30 тысяч человек (в 1999 году - 54, 7 тыс.), более 266, 2 тыс. безнадзорных детей и подростков прошли реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних органов социальной защиты населения (в 1999 году - около 167 тыс.).

По данным Минобразования России, в 2000 году в стране не обучалось 367 696 детей и подростков в возрасте от 6 до 17 лет (1, 5% от общего числа несовершеннолетних этой возрастной категории).

Характеризуя масштаб проблемы, необходимо обратить внимание на то, что количество безнадзорных детей, по оценкам всех ведомств, составляет около 1 млн. человек.

Проводимая в последние годы в России интенсивная работа активизировала формирование правовых основ защиты прав и интересов детей, профилактики социальной дезадаптации детей и подростков.

В основу правовой базы всей системы профилактической и реабилитационной работы была положена концептуальная установка на неприемлемость, непродуктивность административно-карательного подхода к детям, социализация которых оказалась деформированной по вине взрослых, на необходимость гарантирования ребенку реального права на достойную форму существования в здоровой социальной среде, на защиту прав и интересов, незамедлительное решение его проблем, оказание социальной и иной помощи.

Эта позиция была закреплена в Указе Президента Российской Федерации от 6 сентября 1993 года № 1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» и Концепции совершенствования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (утверждена решением Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации от 7 июля 1998 года № 1).[48]

В настоящее время в этой проблеме ведущую роль играет Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», принятый в июне 1999 года (№ 120-ФЗ). Данный закон определил основные направления деятельности, установил ответственность федеральных министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации в организации профилактической работы[49].

 

3.2 Беспризорность и безнадзорность в отделении по делам несовершеннолетних Отдела МВД России по Тимирязевскому району города Москвы.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Тимирязевского района города Москвы создана на основании ч.2 ст. 11 ФЗ № 120 от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 03.06.1967 г., ст. 6 Закона города Москвы № 12 от 13.04.2005 г. «Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав», а также Закона города Москвы от 28.09.2005 г. № 47 «О наделении органов местного самоуправления внутригородского муниципального образования в городе Москве полномочиями города Москвы по образованию и организации деятельности районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» руководителем муниципалитета Тимирязевский в городе Москве издано распоряжение № 3/1 от 12.01.2006 г. «Об образовании районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав».[50]

В состав комиссии, согласованный с городской Межведомственной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав входит 15 членов-представителей учреждений и организаций, входящих в систему профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, Председателем комиссии является руководитель муниципалитета Л.А. Артамонова, ответственным секретарем КДН и ЗП – главный специалист муниципалитета Н.В. Закияшко.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Тимирязевского района города Москвы свою деятельность осуществляет в соответствии с Конституцией РФ, Законом города Москвы «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в г. Москве» и Законом г. Москвы «Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» № 12 от 13.04.2005 г., а также руководствуясь Кодексом РФ об административных правонарушениях, Гражданским и Семейным Кодексом РФ, Федеральными законами «Об образовании» и «О правах ребенка»[51][52].

Говоря о законодательной базе, на основании которой Комиссия осуществляет свою деятельность, следует также упомянуть Закон г. Москвы от 07.04.1999 г. «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве» и постановления правительства Москвы от 11.08.1998 г. № 622 «О мерах по предупреждению распространения наркомании среди несовершеннолетних»[53][54].

Комиссия по делам несовершеннолетних: задачи и функции.

Комиссия по делам несовершеннолетних является координирующим органом, который непосредственно занимается профилактикой, предупреждением правонарушений среди несовершеннолетних. Поэтому систему работы КДН можно представить следующим образом:

Работа с родителями или лицами, их заменяющими, в виде вынесения общественного порицания за невыполнение долга по воспитанию детей (ограничение в дееспособности, лишение родительских прав). Выявление негативной роли взрослых, вовлекающих подростков в преступную деятельность.

Работа по профилактике преступлений несовершеннолетних правонарушителей:

- учет правонарушителей;

- установление причин совершения преступлений;

- пути устранения этих причин.

Главными задачами КДН являются:

- Организация работы по предупреждению безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних.

- Устройство и охрана прав и интересов несовершеннолетних.

- Координация усилий государственных органов и общественных организаций по указанным вопросам.

- Рассмотрение дел о правонарушениях несовершеннолетних.

- Осуществление контроля за условиями содержания и проведением воспитательной работы с несовершеннолетними в учреждениях.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции:

- рассматривает жалобы и заявления несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, других лиц и организаций, связанные с нарушением или ограничением прав и законных интересов несовершеннолетних.

- обращается в суд за защитой прав и законных интересов несовершеннолетних.

- принимает меры по обеспечению защиты несовершеннолетних от физического и психического насилия, от всех форм дискриминации, а также от вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий.

- обобщает и распространяет положительный опыт работы районных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, оказывает им методическую и организационную помощь.

- осуществляет функции административной юрисдикции в отношении несовершеннолетних, родителей (законных представителей) несовершеннолетних.

- принимает участие в реализации иных задач, установленных федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами города Москвы. проводит работу по привлечению несовершеннолетних «группы риска» к занятиям в технических, спортивных и художественных кружках, клубах, секциях.

- организует и проводит в образовательных учреждениях района совместно с ПНД лекции по профилактике антиобщественной деятельности, злоупотребления алкоголя, токсических и наркотических веществ (ПАВ) среди несовершеннолетних.

- организует и проводит круглые столы, расширенные заседания КДН и ЗП с участием образовательных учреждений и учреждений профилактики по вопросам: профилактики правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних; профилактики злоупотребления алкоголя, токсических и наркотических веществ (ПАВ) среди несовершеннолетних;

- совместно с учреждениями системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних детей на территории района проводит и участвует: в операциях «Подросток»; в регулярных плановых рейдах ПДН ОВД; в рейдах по выявлению несовершеннолетних, употребляющих ПАВ; в проверках мест скопления подростков (дискотеки, досуговые мероприятия).

- совместно с районным Центром занятости населения проводит консультации несовершеннолетних: о вакансиях, имеющихся на предприятиях района; об общественных и временных работах в районе; о правилах приема на эти работы несовершеннолетних.

- проводит комплекс мероприятий по организации отдыха подростков, проживающих в неблагополучных семьях, а также состоящих на учете в КДН и ЗП, ПДН ОВД и внутришкольном учете в период каникул.

Комиссия систематически информирует о своей работе общественные организации и коллективы. Состав КДН постоянен. Недопустима временная замена члена КДН другим лицом. Как показала практика работы в КДН, при существующем объеме работы комиссии одними силами общественности невозможно обеспечить эффективность ее деятельности, объем работы все больше увеличивается. Выносимые КДН постановления обладают юридической силой и подлежат обязательному исполнению (указываются сроки исполнения). КДН выявляет и берет на учет:

1. Детей и подростков, оставшихся без попечения родителей.

2. Несовершеннолетних, имеющих родителей, которые не обеспечивают надлежащих условий для воспитания детей.

3. Подростков, оставивших школу и неработающих, и других, нуждающихся в государственной помощи. Принимают меры к их устройству.

4. КДН выявляет семьи, в которых дети находятся в неблагоприятных условиях воспитания, и ведет учет таких семей.

На КДН возлагается рассмотрение дел о несовершеннолетних в случаях:

- совершения общественно опасного деяния в возрасте до 14 лет;

- совершения общественно опасного деяния в возрасте от 14 до 16 лет;

- совершения в возрасте до 16 лет мелкого хулиганства или в возрасте до 18 лет мелкой спекуляции или административного правонарушения;

- совершения другого антиобщественного поступка;

- уклонения от учебы или работы.

Основанием для рассмотрения дела в КДН является протокол об административном правонарушении по каждому нарушению. Несовершеннолетние, на которых поступили материалы, ставятся на учет в комиссию сроком на 1 год. Деятельность КДН и ЗП по постановке подростков и их родителей на учет проводится в соответствии со ст. 5 ФЗ №120-99.

КДН может применять к подросткам следующие меры воздействия[55]:

• Обязать подростка принести публичное извинение.

• Вынести предупреждение.

• Объявить выговор или строгий выговор.

• Наложить на несовершеннолетнего, достигшего 16 лет и имеющего самостоятельный заработок, штраф.

• Передать несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих. - Направить несовершеннолетнего в специальное лечебно-воспитательное учреждение.

• Поместить несовершеннолетнего в случае совершения им общественно опасного деяния в специальное лечебно-воспитательное учреждение.

Нередки случаи, когда в поле зрения Комиссии оказывается ребенок, всего однажды совершивший проступок или правонарушение, пусть даже относительно серьезное. Наша обязанность – прежде всего, разобраться в ситуации и по мере сил помочь этому ребенку, не забывая о том, что те, кого Комиссия ставит на учет, пока еще личности не вполне сформировавшиеся и не вполне самостоятельные, не всегда понимающие, что хорошо, а что плохо. Мы делаем все возможное, чтобы разъяснить им их права и обязанности перед обществом, семьей, школой, помочь им не опуститься и не озлобиться, продолжить учебу и, если необходимо, наладить отношения с родными.

Также можно сказать и о молодых мамах, которые были привлечены к административной ответственности за недолжное исполнение своих обязанностей. Часто бывает, что эти женщины сами из неблагополучных семей и им не совсем понятно, как быть «хорошей» мамой. Здесь главное найти общий язык и донести до неё, что ребёнок – главное в её жизни. От того как она будет заниматься его воспитание, заботиться о нем, беречь, зависит его будущее.

Отсутствие должного внимания, попечения родителей, ведет к совершению правонарушений, а потом и преступлений среди несовершеннолетних, поэтому работа с «нерадивыми» родителями является важным участком деятельности КДН.

Общественное порицание - это публичное осуждение родителей или лиц, их заменяющих, за невыполнение ими своего долга по воспитанию детей. Оно объявляется чаще всего на заседании КДН. Комиссия имеет право и наложить штраф на родителей. Ограничение в дееспособности применяется в отношении граждан, которые вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами ставят свою семью в тяжелое материальное положение[56].

Родители или один из них могут быть лишены родительских прав, если будет установлено, что они уклоняются от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей или злоупотребляют своими родительскими правами. Лишение родительских прав является крайней мерой воздействия.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают материалы (дела):

а) по заявлению несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей), иных лиц;

б) по собственной инициативе;

в) по представлению органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

г) по постановлениям органов внутренних дел, прокуратуры в отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

д) переданные в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях. КДН и ЗП рассматривает дела в срок не позднее 15 дней с момента их поступления. Основное количество дел о правонарушениях поступает из инспекций по делам несовершеннолетних.

Комиссия обязана выявлять причины и условия, способствовавшие совершению правонарушений несовершеннолетним. И принимать меры к их устранению. В ходе обследования выявляются мотивы правонарушения, а также то вредное влияние, в силу которого сформировался преступный умысел у подростка и неблагоприятная обстановка в семье. В случае отказа несовершеннолетнего и родителей, недолжным образом исполняющих свои обязанности от явки на комиссию без уважительных причин, они могут быть доставлены через органы полиции. Заседание комиссии является правомочным при наличии не менее половины ее состава. На КДН вызывается подросток, родители и представители образовательных учреждений. Комиссия вправе удалить несовершеннолетнего с заседания на время исследования обстоятельств, обсуждение которых может отрицательно повлиять на него. Заседания комиссии проводятся с большим тактом, умением и опытом, что должно оказывать на подростков и родителей воспитательное действие. Нельзя допускать формальной процедуры разбирательства дела.

На заседаниях ведется протокол с краткой записью объяснений и показаний вызванных людей. Изучение обобщенных систематических данных помогает комиссии установить причины совершения правонарушений несовершеннолетних, определив слабые звенья в работе, и наметить пути к их устранению.

Приоритетным направлением в деятельности Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Тимирязевского района города Москвы является координация усилий всех заинтересованных служб и ведомств в организации работы по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, раннее выявление детей, подростков, семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Выявление такой категории происходит в тесном взаимодействии с сотрудниками ПДН ОВД по Тимирязевскому району г. Москвы, центрами социальной помощи семье и детям «Дмитровский», «Тимирязевский», детскими поликлиниками, общеобразовательными учреждениями, межрайонной прокуратурой.

На территории Тимирязевского района проживает 12240 несовершеннолетних:

Таблица № 2 «Несовершеннолетние жители Тимирязевского района»[57]

в возрасте: 0 – 6 лет 4 220
в возрасте: 7 – 14 лет 5 138
в возрасте: 15 – 17лет 5 138

 

в числе которых дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети, находящиеся в социально опасном положении, которые нуждаются в особом внимании со стороны государства и социума.

На учете в КДН и ЗП Тимирязевского района города Москвы на 01.04.2016 года состоит 68 неблагополучных семей, из них: полные семьи: - 7 семей; полные многодетные: - 3 семьи; неполные семьи: – 53 семей; неполные многодетные: - 3 семьи. Данные семьи находятся под постоянным контролем КДН и ЗП.

Работа по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства ведется в тесном взаимодействии с органом опеки и попечительства муниципалитета внутригородского муниципального образования «Тимирязевское» в городе Москве, ПДН ОВД по Тимирязевскому району г. Москвы, учреждениями здравоохранения и образования. При поступлении в КДН и ЗП информации о выявлении неблагополучной семьи, данная информация проверяется членами комиссии: осуществляется проверка семьи по месту жительства, запрашиваются характеризующие сведения на семью в детской районной поликлинике, в образовательных учреждениях. В случае подтверждения данной информации, семья ставится на профилактический учет в КДН и ЗП, в орган опеки и попечительства, в целях осуществления работы по нормализации обстановки в данной семье. Детям из неблагополучных семей предоставляются путевки в оздоровительные лагеря на период школьных каникул, в случае необходимости, в экстренном порядке, дети из неблагополучных семей могут быть направлены в санатории, больницы. Специалисты муниципалитета оказывают родителям содействие в трудоустройстве, в прохождении лечения от алкоголизма, оказывают помощь в устройстве детей в дошкольные и учебные учреждения, ходатайствуют о проведении ремонтных работ в квартирах, где проживают неблагополучные семьи.

На 01.04.2016 г. на профилактическом учете в Комиссии состоит 72 несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные поступки. В основном это распитие алкогольных напитков или же появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения, мелкое хулиганство.

В процессе рассмотрения персональных дел на несовершеннолетних и их родителей, независимо от результатов рассмотрения (штраф или предупреждение), с каждым индивидуально проводилась профилактическая беседа о вреде алкоголя, разъяснялись ст. КоАП РФ, давались рекомендации по обращению в наркологический диспансер, где им будет оказана психологическая помощь. В нескольких случаях комиссия принимала решение о нецелесообразности постановки на учет в КДН и ЗП несовершеннолетних, учитывая при этом полученные из школ положительные характеристики и ходатайства.

Работа с этой группой детей требует не только внимания со стороны комиссии, но и образовательного учреждения. Особую роль здесь играет занятость ребёнка в свободное от учебы время. Эти ребята привлекаются во все мероприятия, проводимые различными учреждениями в районе. Предоставляется информация для занятости ребенка в неурочное время для посещения кружков, секций, работающих в ГУ Муниципальное учреждения Центр «Сказка».

Необходимо отметить очень тесное, плодотворное сотрудничество ЦСПС и ОВД «Дмитровский» с КДН и ЗП по выявлению вышеуказанной категории детей и семей «группы риска», совместное проведение обследований жилищно-бытовых условий подростков, обмен информацией, а также оказание реальной материальной, психологической и юридической помощи таким семьям. В настоящее время ведется активная работа по составлению планов индивидуально-профилактической работы с семьёй.

С целью предупреждения и профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних на территории района КДН и ЗП взаимодействует с обществом с ограниченной ответственностью ООО «Сумасшедшая наука», Автономной некоммерческой организацией «Группа социально-культурного развития молодежи – Второе поколение», за 6 месяцев 2010 года проведены следующие мероприятия:

- научно-практический интерактивный семинар для учащихся 9-11 классов «ДЕТИ ПРОТИВ НАРКОТИКОВ» в школах района;

- окружная профилактическая акция «ЖИЗНЬ БЕЗ ТАБАКА» для учащихся школ района в ГОУ СОШ № 207.

КДН и ЗП Тимирязевского района осуществляет постоянный контроль за работой образовательных учреждений по выявлению и ведению учета детей и подростков, не посещающих школу или систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам. Все школы района к началу учебного года представляют в КДН и ЗП следующую информацию:

- список подростков «группы риска», состоящих на внутришкольном учете;

- список детей из категории социально-неблагополучных семей, не приступивших к занятиям;

- список выпускников 9 и 11 классов, которые на 10 сентября учебного года не продолжают обучение или не трудоустроены;

- список учащихся до 15 лет, отчисленных и школы; графики загрузки спортивных и актовых залов в вечернее время, выходные и праздничные дни.

В течение года образовательные учреждения информируют КДН и ЗП о фактах непосещения или пропуска учебных занятий без уважительной причины. За первое полугодие 2016 года КДН и ЗП рассмотрено 8 обращений администрации школ. Члены КДН и ЗП с каждым «прогульщиком» проводят индивидуальную работу, как в школе, так и дома, привлекая к данной работе школу, милицию, иногда и учреждения здравоохранения. Коллегиально решается вопрос о продолжении обучения в данном учреждении, либо о целесообразности перевода в другое учебное учреждение. Ежегодно составляются планы совместных профилактических мероприятий КДН и ЗП, ПДН ОВД Тимирязевского района, администрации ГОУ СОШ, колледжей (с каждым образовательным учреждением).

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Опасность безнадзорности и беспризорности состоит в том, что она способствует формированию личности, не приспособленной к нормальной общественной жизни на основе присущих обществу ценностей, норм и форм поведения. Будучи предоставленной самой себе, выживая за счет средств, полученных, как правило, незаконным путем, значительная часть молодого поколения совершение преступлений будет считать нормой и образом жизни, что негативно отразится на всем обществе. Нахождение подростка длительное время в беспризорной и криминальной среде фактически предопределяет его жизненный путь.

Однако можно предположить, что даже после преодоления экономического кризиса проблемы, связанные с беспризорностью, все-таки останутся. Это долговременная проблема. Для ее решения потребуется кропотливая совместная работа властных, правоохранительных, общественных, учебно-воспитательных и других структур. И главное, нужно не только повышать уровень жизни подростков, но и подкреплять их духовно-идеологическими составляющими.

Таким образом, до настоящего времени в Российской Федерации не сложилась эффективная скоординированная и субординированная система органов профилактики беспризорности и безнадзорности. Это касается как работы государственных и муниципальных органов и их взаимодействия, так и общественных организаций, и координации их действий. Результаты функционирования существующей системы свидетельствуют о том, что государственными органами власти по-прежнему не решена задача нахождения таких организационных форм, которые позволили бы эффективным образом скоординировать и организовать деятельность по профилактике беспризорности, безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и их социальной реабилитации.

Для выхода из сложившегося положения следует выделить три основных подхода:

1. Следует настойчиво совершенствовать существующую систему путем развития правовых, организационных, финансовых, информационных и других механизмов взаимодействия между органами, учреждениями и организациями, участвующими в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации.

2. Необходимо создать специальный орган управления (желательно при администрации Президента РФ), отвечающий за решение указанной проблемы и координацию действий различных ведомств, учреждений и организаций.

3. Целесообразно передать функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации одному из ныне действующих органов власти (например, МВД). Одним из основных критериев предпочтения той или иной структуры является ее способность резко сократить организационные издержки, консолидировать и направить ограниченные материальные, финансовые и другие ресурсы на устранение детской беспризорности и безнадзорности - серьезной угрозы национальной безопасности России.

Распространение такого негативного социального явления как детская безнадзорность и беспризорность содержит в себе угрозу нормальному развитию государства, поскольку способствует росту преступности, наркомании, увеличению количества заболеваний, подрывает нравственные основы общества. Безнадзорность и беспризорность детей представляют угрозу будущему России, поскольку перспектива развития государства непосредственно зависит от физического здоровья, нравственного воспитания и образования подрастающего поколения.

Устранению детской безнадзорности и беспризорности должна соответствовать социальная политика, направленная не на ликвидацию последствий, а на преодоление причин, порождающих детскую безнадзорность и беспризорность, их раннюю профилактику.

Детям очень важно чувствовать, что мир к ним не безразличен.

 

 

Список использованной литературы

1. Постановление Минтруда Российской Федерации от 29.03.2002 №25 «Об утверждении рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» (с изменениями и дополнениями от 23 января 2004 г.). // Бюллетень Министерства труда и социального развития Российской Федерации. - 2002. - N 5.

2. Постановление Правительства РФ от 27.11.2000 N 896 (ред. от 10.03.2009) " Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации" (вместе с " Примерным положением о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних", " Примерным положением о социальном приюте для детей", " Примерным положением о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей")

3. Постановление Минтруда Российской Федерации от 19.07.2000 №51 «Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 24.11.2008 N 665)

4. Распоряжение Правительства РФ от 26 января 2007 г. N 79-р Об утверждении Концепции федеральной целевой программы " Дети России" на 2007 - 2010 гг.

 

5. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

 

6. Федеральный закон от 07.07.2003 N 111-ФЗ (ред. от 30.12.2012) " О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон " Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и другие законодательные акты Российской Федерации"

 

7. Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 26.04.2016) " О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов " О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон " Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

 

8. Волкова С. В.. Стратегия и практика работы по профилактике и реабилитации несовершеннолетних беспризорных и безнадзорных в г. Москве. Аналитический вестник Совета Федерации, № 14 (207), Москва, 2003 г, с. 60-66.

9. Дети России на пороге XXI века. Независимый доклад Российского Детского Фонда о положении детей и реализация Конвенции о правах ребенка в Российской Федерации // Дитя человеческое. – 2000. – N4-5-6. – С. 2-24.

10. Демина В. С.. О ликвидации детской безнадзорности и беспризорности в Российской Федерации как социального явления. Аналитический вестник Совета Федерации, № 14 (207), Москва, 2003 г, с. 8-13.

11. Жуков В. И. Модернизация социальных отношений в России: замыслы, итоги, возможности. Доклад на V Всероссийском социально-педагогическом конгрессе (6 июня 2005 г.). М., 2005. С. 17

12. Зинурова Р.И. Социальная работа с безнадзорными несовершеннолетними. - Казань: КГТУ, 2006.

13. Иванова А.А. Вниманию законодателя! О детях, находящихся в тяжелой жизненной ситуации // Законы России. Опыт, анализ, практика. - 2007. - № 1.

14. Казаков С. Остров везения: Защита детей в период формирования их личности // Защити меня. – 2001. - № 4. – С.42 - 44

15. Кайданова О. Беспризорные дети: Практика работы опытной станции. - Л., 1926.

16. Климантова Г. И., Федотовская Т. А.. О профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации. Аналитический вестник Совета Федерации, № 20 (176), Москва, 2002 г, с. 6-16. с. 23-32.

17. Литвишков В.М. Социально-педагогические основы исправления несовершеннолетних осужденных. - М.: МПСИ, 2006.

18. Матвиенко В. И. О мерах по ликвидации безнадзорности и беспризорности детей. Выступление на «правительственном часе» сто пятьдесят седьмого заседания Государственной Думы 3 апреля 2002 года. Аналитический вестник Совета Федерации, № 20 (176), Москва, 2002 г, с. 6-16.с. 52-63.

19. Министерство труда и социального развития Российской Федерации. О состоянии профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. Аналитический вестник Совета Федерации, № 20 (176), Москва, 2002 г, с. 6-16., с. 70-80.

20. Министерство труда и социального развития Российской Федерации. О состоянии профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. Аналитический вестник Совета Федерации, № 20 (176), Москва, 2002 г, с. 70-80.

21. Озеров В. А.. Детская беспризорность и безнадзорность как один из факторов угрозы национальной безопасности России. Доклад на Парламентских слушаниях 12 ноября 2001 г. Аналитический вестник Совета Федерации, № 20 (176), Москва, 2002 г, с. 6-16.

22. Прудников Б.П., Рыбалкина О.П. Профилактика беспризорности, безнадзорности, наркомании среди несовершеннолетних: монография. – М.: ЮНИТИ., 2004.

23. Руководство по оказанию комплексной помощи беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним. - СПб, 2008г. - 146 стр. с иллюстрациями. (Рег. № РКП 08-30867 от 21.04.2008)

24. Руководство по оценке и междисциплинарному ведению случая для оказания помощи детям и семьям, находящимся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации. - СПб, 2008г. - 120 стр.

25. Савинов А.Н., Зарембо Т.Ф., Организация работы органов социальной защиты М., 2001 г.

26. Сафонова Л. В. Содержание и методика психосоциальной работы Издательство: Академия, 2006 г.

27. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Комитет Совета Федерации по социальной политике. Положение детей в Российской Федерации. Доклад. Москва, 2006, с. 62-66, 98-109.

28. Социально-педагогическая поддержка детей " группы риска " / Под ред. Л.Я. Олифрененко, Т.Я. Шульга, И.Ф.Дементьева. М.: Академия, 2004.

 


 

 


[1] А. А. Демин 8-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2013. - 424

[2] Ю. П. Орловский М.: Юрайт, 2013.

[3] А. А. Демин 8-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2013. - 424

1 Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

[5]Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

 

[6] Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

[7] Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

[8] Федеральный закон от 07.07.2003 N 111-ФЗ (ред. от 30.12.2012) " О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон " Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и другие законодательные акты Российской Федерации"

[9] Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

 

[10] Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

[11] Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2002. - № 20 (176). С. 70..

[12] Федеральный закон от 07.07.2003 N 111-ФЗ (ред. от 30.12.2012) " О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон " Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и другие законодательные акты Российской Федерации"

[13] Федеральный закон от 07.07.2003 N 111-ФЗ (ред. от 30.12.2012) " О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон " Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и другие законодательные акты Российской Федерации"

[14] (в ред. Федерального закона от 22.04.2005 N 39-ФЗ)

[15] Федеральный закон от 07.07.2003 N 111-ФЗ (ред. от 30.12.2012) " О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон " Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и другие законодательные акты Российской Федерации"

[16] Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

[17] Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

[18] Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

[19] Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

[20] Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

[21]Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 26.04.2016) " О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов " О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон " Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

[22] Законом Российской Федерации " Об образовании";

[23] Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

[24] Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

[25]Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

[26] Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

[27] Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».0441

[28] Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

[29] Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

[30] Федеральный закон от 07.07.2003 N 111-ФЗ (ред. от 30.12.2012) " О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон " Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и другие законодательные акты Российской Федерации"

[31] (в ред. Федерального закона от 01.12.2004 N 150-ФЗ)

[32] Федеральный закон от 07.07.2003 N 111-ФЗ (ред. от 30.12.2012) " О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон " Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и другие законодательные акты Российской Федерации"

[33] Федеральный закон от 07.07.2003 N 111-ФЗ (ред. от 30.12.2012) " О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон " Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и другие законодательные акты Российской Федерации"

[34] Федеральный закон от 07.07.2003 N 111-ФЗ (ред. от 30.12.2012) " О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон " Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и другие законодательные акты Российской Федерации"

[35] Федеральный закон от 07.07.2003 N 111-ФЗ (ред. от 30.12.2012) " О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон " Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и другие законодательные акты Российской Федерации"

[36]Федеральный закон от 07.07.2003 N 111-ФЗ (ред. от 30.12.2012) " О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон " Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и другие законодательные акты Российской Федерации"

Федеральный закон от 07.07.2003 N 111-ФЗ (ред. от 30.12.2012) " О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон " Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и другие законодательные акты Российской Федерации"

[37], Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Федеральный закон от 07.07.2003 N 111-ФЗ (ред. от 30.12.2012) " О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон " Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и другие законодательные акты Российской Федерации"

[38] Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

[39] пунктом 3 статьи 12 настоящего Федерального закона

[40]Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

[41] Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

[42] Распоряжение Правительства РФ от 26 января 2007 г. N 79-р Об утверждении Концепции федеральной целевой программы " Дети России" на 2007 - 2010 гг.

 

 

[43] Таблица № 1 название «статистика судебных решений»

[44] Федеральный закон от 07.07.2003 N 111-ФЗ (ред. от 30.12.2012) " О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон " Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и другие законодательные акты Российской Федерации"

[45] Указе Президента Российской Федерации от 6 сентября 1993 г. N 1338 " О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав" (в ред. Указа Президента РФ от 14.01.2000 N 35)

[46] Концепции совершенствования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (утверждена решением Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации от 7 июля 1998 г. N 1).

[47] Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2002. - № 20 (176). С. 70..

[48] Указе Президента Российской Федерации от 6 сентября 1993 года № 1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» и Концепции совершенствования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (утверждена решением Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации от 7 июля 1998 года № 1) (в ред. Указа Президента РФ от 14.01.2000 N 35).

[49]Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

 

 

[50] ч.2 ст. 11 ФЗ № 120 от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних, ст. 6 Закона города Москвы № 12 от 13.04.2005 г. «Об организации деятельности комиссий по делам

[51] Кодексом РФ об административных правонарушениях, Гражданским и Семейным Кодексом РФ, Федеральными законами «Об образовании» и «О правах ребенка».

[52] Конституцией РФ, Законом города Москвы «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в г. Москве» и Законом г. Москвы «Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» № 12 от 13.04.2005 г.

[53] Закон г. Москвы от 7апреля 1999 г. № 16 " О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве" (ред. от 07.05.2014)

[54] постановления правительства Москвы от 11.08.1998 г. № 622 «О мерах по предупреждению распространения наркомании среди несовершеннолетних».

[55] со ст. 5 ФЗ №120-99.

[56] (ст.30 ГК РФ).

[57] Таблица № 2 название «Несовершеннолетние жители Тимирязевского района»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.