Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






II.1. Оценка деятельности естественной монополии в России






Наиболее представительными естественными монополиями в России являются ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», ОАО «РЖД». В настоящее время только одна из названных компаний – РАО «ЕЭС России» – была подвергнута глубокой реструктуризации, за счет выделения из ее состава межрегиональных распределительных сетевых компаний, оптовых генерирующих компаний и территориальных генерирующих компаний. То есть теперь энергия поступает не напрямую через ее производителя, а через посредника и технологическое единство ЕЭС, делавшее ее системой, перестало существовать.

Целесообразность такой реформы вызывает много вопросов, так как конечные цены на электроэнергию в нашей стране резко подорожали из-за злоупотреблений именно этих посредников (рис. 2).

Рис. 2. Индексы цен в экономике РФ в период с 2012 по 2015гг.

Однако справедливости ради нужно отметить, что цены на газ как для предприятий, так и для населения тоже выросли ми продолжают расти, при том, что у ОАО «Газпром», с его вертикально-интегрированной структурой, посредников нет. Естественно такая ситуация вызывает обоснованное возмущение потребителей, систематически обращающихся с жалобами в Федеральную службу по тарифам (табл.2).

Таблица 2

Количество обращений граждан в Федеральную

службу по тарифам за 2015 год

Обращения граждан 2014 год 2015 год
Поступило обращений, заявлений граждан в ФСТ России    
Характер обращений (по вопросам): рост тарифов на электрическую энергию    
рост цен на природный газ    
рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги    
рост тарифов на услуги связи    
рост тарифов на транспортные услуги    
по другим вопросам    

Таким образом, не смотря на государственное регулирование цен естественных монополий, они все же растут, и далеко не низкими темпами, что вызывает вопрос, связанный с поиском причин такого привилегированного положения монополистов в нашей стране.

Причины здесь скорее кроются в участии российских естественных монополий в реализации внешнеэкономической и внешнеполитической политики государства. Место и роль естественных монополий в российской экономике определяется, прежде всего, их функциями. Одной из важнейших функций является создание престижа страны на международной арене. Например, среди факторов, определяющих устойчивость позиций ОАО «Газпром» на мировом рынке, признана уникальность ресурсной базы и наличие развитой системы газопроводов. В создании единой системы газоснабжения Россия опередила страны Западной Европы, где подобная система еще не достаточно развита.

Так же известно, что Российская Федерация – страна, занимающая достаточно большую территорию, жителей которой необходимо обеспечивать продуктами питания, электричеством, топливом и т.д. Преимущества крупных фирм состоит еще в том, что они способны осуществлять массовое производство, в масштабах всей страны. Даже в США 34% мелких фирм производят всего 3, 2% сельскохозяйственной продукции, тогда как 1, 4% крупных хозяйств – 32%.

Естественные монополии, обладающие большим ресурсным потенциалом и достаточными финансовыми возможностями, должны двигать экономику нашей страны вперед, всячески помогать ее интенсивному развитию и способствовать поднятию качества жизни граждан. Например, крупнейшим социально ориентированным проектом ОАО «Газпром» является программа газификации регионов РФ.

В 2009–2015 годах общий объем инвестиций «Газпрома» в газификацию российских регионов составил 214 млрд. руб. В 2015 году завершено строительство 170 межпоселковых газопроводов общей протяженностью 2, 5 тыс. км, позволяющее обеспечить газоснабжение 321 населенного пункта в 41 регионе России.

В 2015 году «Газпром» направил на газификацию российских регионов 33, 9 млрд. руб. Объем финансирования газификации России был увеличен почти на10% по сравнению с 2014 годом.

В программе газификации примут участие 69 субъектов РФ, в том числе регионы Восточной Сибири и Дальнего Востока, где реализуется Восточная газовая программа. Так же можно выделить бюджетообразующую функцию, так как естественные монополии вносят ощутимый вклад в формирование ВВП страны и являются крупнейшими налогоплатильщиками (табл. 3).

Таблица 3

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на

2016 год и плановый период 2017 и 2019 годов

Показатели отчет прогноз
                 
Экспорт нефти, млн.тонн 243, 1 247, 6 250, 5 244, 3 240, 0 237, 1 235, 6 237, 6 242, 6
Экспорт природного газа, млрд.куб.м 195, 4 168, 3 177, 9 189, 8 178, 7 183, 6 187, 8 188, 3 190, 3
Экспорт нефтепродуктов, млн.тонн 118, 0 124, 5 133, 5 132, 1 138, 2   139, 5 134, 8 129, 1

Таким образом, можно заключить, что естественные монополии действительно вносят ощутимый вклад в формирование экономики нашей страны. Благодаря своему масштабу, большим амбициям и возможностям, они способны занимать лидирующие позиции на мировых рынках, в нашем случае ресурсных, и обеспечивать тем самым развитие экономики и общественной жизни внутри страны. Обладая большим потенциалом они способны развивать наукоемкие отрасли промышленности.

Вклад естественной монополии в реализацию внешней политики государства действительно неоценим, что крайне актуально для РФ в настоящее время. Однако высокая роль и статус монополий в российской экономике позволяет им диктовать свои условия не только потребителям на внешнем и внутреннем рынке, но также правительству государства. Это выражается не только в формировании завышенных цен на их продукцию для конечных потребителей, но и в несправедливом перераспределении средств на поддержку отечественной экономики из национального бюджета, и даже Фонда национального благосостояния в пользу поддержки монополий. Такое перераспределение еще больше усугубляет ситуацию в других отраслях национальной экономики, субъекты которых лишены государственных субсидий на модернизацию и развитие, налоговых льгот и не имеют возможности развиваться при высоких переменных издержках на услуги все тех же естественных монополий. Такая ситуация ведет к неравномерности отраслевого развития РФ, что в том числе ухудшает экономическую безопасность государства.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.