Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технологии повышения качества жизни пожилых людей






Как же обеспечить повышение жизнеспособности пожилых людей? Старость приближается к человеку двумя путями: через физическое ослабление организма и через психическое ослабление интересов. Доказана взаимосвязь этих процессов, проявляющаяся в психофизическом ослаблении активности человека Проявления жизни для старых людей активности, группируются вокруг двух моментов: выполнение полезной работы и удовлетворение различного рода интересов. Оба эти момента связаны друг с другом и способствуют сохранению функций тела и духа, позитивной самооценке, противодействуют чувству простоты, никчемности жизни и одиночества, особенно если им сопутствуют эффективные оздоровительные мероприятия, соответствующая диета и гигиена, а также материальное обеспечение, соответствующее прожиточному минимуму, то есть пенсия и другие поступления, обеспечивающие удовлетворение основных потребностей.

Важно отметить, что социальная поддержка является необходимым условием для субъективного и объективного благополучия пожилого человека. В социологии выделяют три группы средств повышения качества жизни пожилых людей, которые способны защитить их от негативных воздействий рыночной экономики:

- институционализированные усилия социокультурной среды (общественные движения, органы государственной власти, конкретные организации и институты в рамках которых происходит адаптация);

- нормативно-регулятивные средства (официальные предписания, нормы, традиции, ритуалы, культурные обычаи);

- личностные средства (мотивы, ценностные ориентации, поведенческие особенности).

В настоящее время наблюдаются дисфункции институциальных и нормативно- регулятивных средств. Потому ключевыми резервами адаптации становятся личностные ресурсы.

Исследования и научная литература акцентируют внимание на том, что реализация социальной политики в отношении людей пожилого возраста должна предусматривать не только выплату денежных сумм и компенсаций, заботиться о предоставлении льгот и субсидий, но и способствовать созданию условий, которые стимулировали бы стремление пожилых к активной, полноценной жизни, участию в социально-экономических процессах.

Необходимо выстроить новую модель жизненного пути, в которой пожилой человек старшего поколения находился бы не на положении иждивенца, а рассматривался бы как самостоятельный, активный и уважаемый член общества. Для этого ему необходимо обеспечить экономическую независимость. Это возможно, если источником доходов пожилого человека служит трудовая деятельность или собственность. Следовательно, необходимо, во-первых, обеспечить условия для продления трудовой жизни людей «третьего возраста» в соответствии с их желаниями и силами; во-вторых, человек должен иметь возможность накопления в течение трудовой жизни капитала, обеспечивающего достойный доход после ухода из сферы трудовой деятельности.

В аспекте удовлетворения социогенных потребностей геронтологическая социальная политика должна быть также направлена на создание условий поддержания и развития социальных связей индивидов в обществе, удовлетворение потребностей в престиже, признание своей социальной значимости. Один из путей — формирование институтов общественной самоорганизации, участия в общественно значимых проектах. Общественная деятельность, которая давала бы возможность быть полезным другим, служит источником уважения со стороны окружающих и самоуважения.

Условия самореализации, самоактуализации личности, физического и духовного самосовершенствования, приобщения к богатствам культуры, к общественной и творческой деятельности обеспечиваются политикой в сферах образования и культуры. Государство и общество должны максимально облегчить доступ пожилых граждан к культурным ценностям, образованию, спорту. Необходимо формировать потребность пожилых людей в образовании и соответствующим образом ориентировать образовательную систему. Особого внимания требует развитие художественного и технического творчества людей старшего поколения. Необходимо обеспечить распространение и доступность рекреационных услуг, учитывающих особенности геронтологической группы. Особое направление представляет собой спорт пожилых людей, который в нашей стране пока еще совершенно не развит.

Общей характеристикой самосознания старого человека является застревание на состоянии личного неблагополучия. Другая сторона этой же проблемы — необходимость в постороннем участии, моральной поддержке, потребность в общении со сверстниками своего круга, которые могли бы в какой-то мере заменить старые, прерванные социальные связи. Именно механизмы личностной защиты определяют стиль поведения в период старения человека. Придание ему соответствующей направленности для реализации эстетической деятельности положительного звучания требует создания клубной среды. И вот здесь-то без особых усилий, при всех существующих трудностях в материально-экономическом обеспечении клубной работы, возможны необычайно быстрые и эффективные изменения в состоянии пожилых людей, включенных в соответствующую культурно обустроенную программу. Вовлеченность пожилых людей в клубную деятельность в большинстве случаев оказывает (даже вне медицинского влияния) оздоровительное, личностно-восстановительное влияние, помогает им в жизни и защищает от невзгод (Краснова, 2003).

Существующие попытки общества облегчить пожилым заключительный этап их жизни рациональны, они исчерпываются такими мерами, как пенсионное законодательство, медицинские услуги, дома престарелых.

Для того, чтобы жизнь пожилого человека стала лучше, предлагаются следующие технологии повышения качества жизни пожилых людей.

Технологии повышения качества жизни пожилых людей:

1. Занятость пожилых людей, как технология повышения качества жизни

А). Профессиональная деятельность в сокращенном объеме и на другой должности, соответствующей психофизическим возможностям человека. Для людей, любящих свою профессию, это будет наиболее желательная форма активности, так как она дает дополнительный доход, укрепляет чувство своей общественной значимости, упорядочивает всю жизнь. Некоторые отличия от прежней профессии заключаются в том, что пенсионер работает как бы в смежной области (например, учительница - в роли клубного работника, воспитателя в группе продленного дня, бухгалтер - в роли общественного контролера).

Таким образом, очевидно, что от занятости пенсионеры получают не только дополнительные доходы, но и чувство социального комфорта и большей включенности в жизнь общества. При вовлеченности в трудовой процесс у них повышается самооценка, появляется ощущение собственной состоятельности и значимости, улучшается самочувствие.

Б). Работа для заработка, выполняемая не по своей, а по " резервной" профессии, дополнительно и заранее освоенной, - более легкая или более престижная. Такое решение проблемы выбирают обычно люди, которые свою основную профессиональную работу оценивали, как слишком тяжелую, вредную для здоровья либо малопрестижную.

В). Активность типа " полуотдыха", то есть нечто среднее между работой и отдыхом. Позволяет заниматься своим любимым делом, получая от этого известную материальную выгоду, а также удовлетворение в культурном, семейном и социальном отношении. Наиболее распространенными видами такой активности являются бытовые услуги и ремонт, женское рукоделие - изготовление свитеров, шарфов, перчаток, детской одежды, белья; а также приусадебное хозяйство, выращивание домашних животных и птиц (куры, голуби, кролики и др.)

2. Технология социальной активности, с которой связано выполнение общественных обязанностей, - присяжного заседателя, общественного опекуна, судебного попечителя, члена домового комитета, члена правления в какой-нибудь общественной организации и т.п. Это не дает, правда, материальной выгоды, но многие старые люди испытывают моральное удовлетворение от выполнения этих обязанностей.

3. Технология внутрисемейной активности, в виде присмотра и ухода за детьми и больными, а также домашняя работа; ее берут на себя главным образом женщины. Сфера семейных опекунских мероприятий в государственном масштабе является огромной и многократно превышает то, что в состояние дать государственные и общественные опекунские организации. И хотя зачастую опекунские старания пожилых женщин превышают их силы, они предпринимают их добровольно, с убеждением, что это необходимо и это дает им моральное удовлетворение.

4. Также в технологии входит все виды активности и отдыха, они обычно определяются потребностями и интересами индивида.

Какие физические упражнения полезнее всего? Рекомендуется физическая активность, затрагивающая большие мышечные группы: ходьба, плавание, легкая зарядка, велосипед, лыжи и т.д. Рассмотрим распространённые виды физической активности.

Ежедневная утренняя гимнастика - обязательный минимум физической тренировки. Она должна стать для всех такой же привычкой, как умывание по утрам. Начинайте занятия с медленной пятиминутной растяжки перед утренней гимнастикой, при этом движения должны быть плавными, не приносящими неприятных ощущений. Комплекс упражнений для утренней гимнастики может быть любой, но без силовых нагрузок. Минут 15 вполне достаточно.

Ходьба. Для людей пожилого возраста это самое простое и доступное средство оздоровления (можно заниматься дома, сочетая с повседневными делами, на работе, во время путешествий; не требует особых материальных затрат). Ходьба в медленном темпе (3-4 км/ч) по 30 мин. в день 4-5 раз в неделю значительно повышает функциональные возможности организма.

Скандинавская ходьба с палками - вид физической активности, представляющий собой пешие путешествия, во время которых при ходьбе опираются на специальные палки, вид которых отдаленно напоминает лыжные (используются определенная техника ходьбы). Этот вид физической активности: поддерживает тонус мышц одновременно верхней и нижней частей тела; тренирует около 90 % всех мышц тела (при обычной ходьбе только 70 %); сжигает почти в 1, 5 раза больше калорий, чем обычная прогулочная ходьба; опора на палки уменьшает при ходьбе нагрузку на коленные, тазобедренные суставы и позвоночник; улучшает работу сердца и легких, увеличивает пульс на 10-15 ударов в минуту больше, чем обычная ходьба; тренирует чувство равновесия и координацию движений.

5. Досуг является важнейшим факторам повышения качества жизни пожилых людей.

Досуг и отдых могут включать следующие виды деятельности:

· спорт или разная физическая активность;

· искусство (живопись, рисование, литературное творчество);

· поделки (вышивание, вязание, плетение различных изделий и другое ручное творчество);

· забота о животных;

· хобби (разнообразная деятельность по интересам);

· посещение музеев, театров, галерей, экскурсии;

· игры (настольные игры, компьютерные игры);

· развлечения (просмотр телепередач, фильмов, чтение литературы, прослушивание радиопередач);

· общение с другими людьми (телефонные разговоры, написание писем, приглашений, организация и посещение вечеров и других развлекательных мероприятий).

6. Доступ к знаниям, образованию и профессиональной подготовке как технология.

Обучение в пожилом возрасте оказывает положительное влияние на здоровье и социальное участие человека. По данным исследований обучение помогает предотвратить потерю памяти, или даже восстановить мнемические способности человека. Пожилые с более высоким уровнем образования с большей вероятностью обратятся к врачу вовремя, а также более эффективно могут лечиться самостоятельно, они быстрее выздоравливают от болезней, с большей вероятностью занимаются физкультурой для здоровья, и в целом более удовлетворены состоянием своего здоровья. Продолжение образования в пожилом возрасте положительно влияет на гражданское и политическое участие человека, уменьшает риск бедности, противостоит негативному образу старости. Кроме того, непрерывное образование в пожилом возрасте имеет так называемый «волновой эффект «оказывая положительное влияние и на социальное окружение обучающихся.

Старый человек, осознающий, что его деятельность - это своеобразный «эликсир молодости», положительно влияющий на его психофизическую форму (внешний вид, поведение и т.д.), охотно работает над собой в этой области: он заботится о приобретении навыков активности, опыта в данном виде деятельности, о постоянном обновлении интересов. Пока продолжается подобная активная деятельность, продолжается и молодость в старости.

Для этого важно акцентировать внимание на проблемы подготовки к старости, или геронтологической профилактике и связанной с ней активизацией людей пожилого возраста.

Активизация должна идти по многим направлениям одновременно, воздействовать на сферы умственной и физической деятельности человека, в то же время, обеспечивая ему ощущение безопасности и собственной полезности, а также благожелательности окружающих.

Приняв, таким образом, за первооснову поддержание прежнего уровня активности пожилых людей, мы должны задаться вопросом: что же этому прежде всего мешает и на что можно наиболее эффективно воздействовать? С изменениями, происходящими в организме стареющего человека и проявляющимися в виде болей, недомогания, снижения зрения, слуха, нарушения ориентации, реакции, памяти и т.п., можно бороться разными способами, основными из которых являются следующие:

1) развитие и совершенствование здравоохранения (особенно гериатрии) и реабилитационных мероприятий;

2) развитие системы технического обеспечения (протезы, ортопедические и слуховые аппараты, инвалидные коляски, другое медицинское оборудование) и переоборудование квартир, где живут пожилые люди, с учетом их потребностей;

3) развитие сферы домашних услуг, прежде всего связанных с уходом за немощными пожилыми людьми. Кроме того, следует назвать еще и такие проблемы, скорее вторичного характера, как экономические, экологические и социальные.

Большие финансовые затруднения серьезным образом ускоряют отход от активной жизни людей пожилого возраста, делая их жизнь серой и мрачной. Отсутствие возможности даже скромно угостить родных или друзей, поехать на курорт или в гости к близким, пойти в кино, купить удобную, но дорогую обувь отсекает людей от мира, обрекает людей на одиночество либо на общение со случайными людьми. Необходимо, следовательно, добиваться, чтобы уровень жизни пожилых людей соответствовал среднему уровню жизни в обществе и как можно меньше уступал тому уровню, к которому они привыкли за годы своей профессиональной деятельности.

После выхода на пенсию россияне сталкиваются с жесточайшими материальными проблемами. Для их решения они могут использовать только трансферты, государственные и семейные, и доходы, которые могут получать в случае продолжения трудовой активности. Но трансферты, как семейные, так и государственные, не являются эффективным способом решения проблемы бедности пенсионеров. В этом случае выходом из положения является занятость [Лежнина, 2007, с. 184].

Воспринимая работу зачастую как вынужденную меру и подчеркивая связанные с нею перегрузки, многие пенсионеры как бы косвенно ощущают и ее плюсы — повышение чувства собственной значимости, нужности семье и рабочему коллективу. Большая, чем у населения в целом, неудовлетворенность жизнью связана в том числе и с сокращением межличностного общения, потерей возможностей самореализации и утратой чувства вовлеченности в общественные процессы.

Большая часть пенсионеров, уйдя с работы, ведет активный образ жизни: помогают воспитывать внуков, занимаются общественной работой. Многие сохраняют достаточно высокую самооценку и нормальное психическое равновесие благодаря сознанию, что они много и хорошо потрудились в активный период своей жизни, заслужили уважение окружающих и возможность безбедно жить. В дополнение к пенсиям источником существования являются подсобные хозяйства (Козлова, 2008).

В качестве мер, способствующих более достойному отношению к гражданам пожилого возраста и проявлению ими социальной активности, предлагаются следующие:

1. развитие форм межпоколенческой поддержки программ для людей пожилого возраста и их вовлечение в волонтерскую деятельность;

2. развитие досуговых центров для пожилых людей, в том числе с возможностью посещения совместно с членами семьи, в том числе с детьми;

3. развитие социальных служб, предоставляющих социальные услуги, в том числе на дому семьям, осуществляющим уход за нетрудоспособными совершеннолетними членами семьи, нуждающимися в постоянном постороннем уходе;

4. развитие программ обучения членов семьи навыкам ухода за инвалидом или пожилым человеком.

Современный мир не способствует социальной интеграции престарелых. Возникает парадоксальная ситуация, когда медицина преследует цель продления жизни, а сфера ценностей, включающих новый опыт человечества, не гарантирует пожилым чувства социальной полезности. В нынешнем обществе не созданы механизмы, которые позволяли бы стимулировать социально-содержательную деятельность лиц пожилого возраста и тем самым задержать процесс разрушения личности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.