Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессиональные аспекты здоровья.






В качестве критерия профессионального здоровья исследователи рассматривают работоспособность, которая определяется как «максимально возможная эффективность деятельности специалиста, обусловленная функциональным состоянием его организма, с учетом ее физиологической стоимости» [10, с. 71].

Исходя из этого, в дальнейшем профессиональное здоровье мы рассматриваем как определенный уровень характеристик человека–профессионала, специалиста (включая социально-психологические характеристики его личности), отвечающий требованиям профессиональной деятельности и обеспечивающий ее высокую эффективность.

Сохранение у человека профессионального здоровья при одновременном обеспечении результативности труда связано с психологической профессиональной адаптацией человека. Индикаторами нарушения адаптации (признаками дезадаптации) является, с одной стороны, возникновение негативных психических состояний человека, с другой – снижение эффективности его деятельности.

Под психологической профессиональной адаптацией понимается становление и сохранение динамического равновесия в системе «человек – профессиональная среда». Профессиональная среда включает в себя объект и предмет труда, средства труда, цели и профессиональные задачи, условия труда и «микросоциальное» окружение.

Эффективность – это всегда отношение ценности результатов – к ценности затрат. Эффективность труда предполагает сравнение (арифметически – операция деления) полученного результата (эффекта) с теми затратами, которые необходимо произвести для получения данного эффекта. Результаты могут быть позитивными (запланированными) или негативными (неожиданными). Затратная же сторона включает не только цену расходуемых для достижения результата внешних ресурсов (сырьевых, энергетических, финансовых, временных), но и – обязательно» – физиологические и психологические показатели («цену» деятельности). «Цену» деятельности мы связываем с расходованием внутренних ресурсов человека.

Психологи предлагают различать объективные и субъективные результаты труда (А.К. Маркова, 1996; Г.В. Суходольский, 2008 и др.). К объективным показателям относятся: производительность; трудоемкость; качество; надежность и др. К субъективным (психологическим, личностным) показателям труда относят: заинтересованность человека в труде; удовлетворенность трудом; социальный статус (формальный и неформальный), достигнутый человеком в труде; уровень притязаний; самооценку.

К «затратным» показателям, определяющим психологическую (и психофизиологическую) цену труда, относятся следующие: величина психической нагрузки; степень напряженности психических функций и процессов, обеспечивающих получение нужного результата; уровень стресса; негативные психические состояния, возникающие в процессе труда и являющиеся его следствием (психическое утомление, напряжение, монотония, снижение мотивации, тревожность, фрустрация и т.д.). Такие состояния являются следствием адаптивной реакции организма и психики на предъявляемые к нему требования по выполнению трудовых (и профессиональных) задач.

__________________________________________________________________________

 

Факторы

эмоциональные- различные эмоциональные стрессовые факторы, оказывающие влияние на профессиональное здоровье

способность человека противостоять стрессам, проявлять свои эмоции и управлять ими, адекватно оценивать эмоции окружающих, что характеризует его эмоциональную устойчивость.

когнитивные- знания о профессиональном здоровье, об основных факторах, укрепляющих и повреждающих здоровье, о его роли в жизни

умения человека принимать адекватные решения, выделять главное, находить недостающую информацию, способность мыслить, устойчивость и концентрация внимания, критичность мышления, профессиональная память, профессиональная наблюдательность, скорость принятия решений, их объём и правильность, способность мыслить оперативно и позитивно

поведенческие- выбор определённой стратегии поведения в стрессовой ситуации
способность быстрой адаптации к требованиям ситуации путем овладения, смягчения или ослабления этих требований
Стрессоры влияющие на профессиональное здоровье

содержание профессиональной деятельности, её организация-неритмичность в организации труда: чрезмерная перегрузка, напряженная психическая деятельность или явная недогрузка в объеме работы; условия труда (организация рабочего места); качество оборудования; однообразие выполняемой работы; изменение продолжительности или условий труда; неудобные часы работы, работа по выходным; рутинная работа, не предусмотренная данной должностью; повышенная ответственность; трудность выполняемой деятельности, в том числе неполнота необходимой информации; дефицит времени; повышенные требования к скорости действий; ситуация неопределенности; страх совершить ошибку, обеспокоенность последствиями возможных ошибочных действий; необходимость принимать слишком много решений; нарушение биологических ритмов (в том числе нарушение сна); опасность для жизни и здоровья, риск; неблагоприятное функциональное состояние организма в процессе выполнения деятельности; новизна, реорганизация на работе профессиональная карьера- неудовлетворительные перспективы продвижения по службе (медленное или слишком быстрое); проблема статуса; нечётко очерченный круг прав и обязанностей, присущих должности; недостаток необходимых профессиональных знаний, умений и навыков; изменение служебных обязанностей; чувство «заложника» выполняемой работы (профессиональный «капкан»); перспектива сокращения (увольнение, безработица); угроза преждевременного выхода на пенсию; выход на пенсию; чрезмерные или заниженные притязания; амбиции, неадекватные собственным возможностям; несбывшиеся надежды; фрустрация из-за достижения предела своей карьеры; переход на другую работу корпоративные взаимоотношения- взаимоотношения с коллегами по работе, конфликты; неприятности (конфликт) с руководством по службе; плохое руководство; неблагоприятный психологический климат в рабочем коллективе: интриги; изоляция в рабочей группе; неравная оплата труда; переживание несоответствия между затратами сил на выполняемую работу и ее оплатой; ограничения свободы поведения внеорганизационные источники стресса- жизненные кризисы (экзистенциальные, возрастные и др.); проблемы в семье (недостаток заботы, конфликты, избыточные домашние нагрузки и др.); общая социальная необеспеченность (проблемы с коммунальным и медицинским обслуживанием, жильем, транспортом, юридическим статусом и т.п.); конфликты личностных ценностей с ценностями, декларируемыми организацией; финансовые проблемы; проблемы со здоровьем






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.