Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные черты административного правоотношения






Признак административных отношениях как прямое действие властной природы государственно-управленческой деятельности. Например, гражданин не может выступать в подобной роли, хотя и является потенциальным участником самых разнообразных административно-правовых отношений.

Административные правоотношения возникают по инициативе любой из сторон. Однако согласие или желание второй стороны не является во всех случаях обязательным условием их возникновения. Они могут возникать и вопреки желанию второй стороны или ее согласию. Этот признак в наибольшей степени отличает их от гражданско-правовых отношений.

6. Виды административных правоотношений.

Виды административно-правовых отношений:

По характеру правоотношений:

· материальные, основанные на нормах материального права;

· процессуальные, возникающие в связи с практической реализацией материальных норм;

По виду взаимоотношений, возникающих между субъектами:

· горизонтальные – возникают при взаимодействии властных структур между собой в условиях, когда отсутствует соподчиненность;

· вертикальные – возникают с случаях, когда одна сторона правоотношений организационно или иным образом подчинена другой либо, когда законом предусмотрена обязательность актов управляющего субъекта;

· субординационные – основаны на властных правомочиях одного из субъектов в отношении другого (соподчинение);

· координационные – властные полномочия используются для эффективной совместной деятельности нескольких управляющих субъектов;

По целям:

регулятивные – регулируют экономические отношения и личные неимущественные отношения. При помощи данного вида отношений осуществляется правомерная деятельность граждан и организаций;

охранительные – направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также государственно-принудительных мер защиты субъективных прав.

7. Понятие и виды субъектов административного права. Субъекты, осуществляющие государственное управление.

Субъекты административного права - это обладатели прав и обязанностей, которыми они наделены с целью реализации полномочий, возложенных на него административным правом.
Субъекты административного права могут стать субъектами административных правоотношений при наличии 3-х условий:
1. административно-правовые нормы, предусматривающие права и обязанности субъекта
2. административной правоспособности и дееспособности субъекта
3. основание возникновения, изменения и прекращения правоотношений (юридический факт)

 

Административная правоспособностьэто установленная и охраняемая возможность субъекта вступать в административные правоотношения.
Административная дееспособность - это способность субъектов своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, реализовывать их в рамках конкретных административно-правовых отношений.
В качестве субъекта административного права можно рассматривать РФ, субъектов РФ, государственные и негосударственные организации. В этой роли они обладают административной правоспособностью, но в конкретных административно-правовых отношениях они не участвуют. Административной дееспособностью обладают их органы исполнительной власти или управления.
Субъект административно-правовых отношений
- это лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством, являются участниками управленческих отношений, регулируемых нормами административного права, наделены определенными правами и обязанностями в сфере государственного управления и способны их осуществлять.

Субъекты административного права могут быть индивидуальные и коллективные.
Индивидуальные субъекты – граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.
Коллективные
:
1) государственные организации
а) органы исполнительной власти
б) государственные предприятия, учреждения, организации и их объединения
в) структурные подразделения органов исполнительной власти, на-деленные собственной компетенцией
2) негосударственные организации
а) общественные объединения
б) трудовые коллективы
в) коммерческие структуры
г) органы местного самоуправления.

8. Понятие административного правового статуса граждан. Права и обязанности граждан как субъектов административного права.

Гражданин как субъект административного права - это участник общественных отношений, в которых он выступает в качестве носителя конкретных прав и обязанностей, содержащихся в нормативных актах. Права и обязанности гражданина образуют в своей совокупности его правовой статус. При этом административно-правовой статус гражданина обладает рядом особенностей.

· носит сложный комплексный характер и «пропитан» нормами конституционного, гражданского, финансового и других отраслей права, отражающих взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива.

· по обязательности предписаний он содержит в себе либо только права (например, право гражданина на обращение в те или иные инстанции с предложениями, заявлениями и жалобами), либо только обязанности (например, соблюдать правила дорожного движения), либо права и обязанности (например, при рассмотрении дел об административных правонарушениях гражданин имеет право обжаловать постановление по делу и несет обязанность уплатить в установленный срок наложенный на него штраф).

· содержание административно-правового статуса гражданина в одних случаях зависит от желания того или иного лица (например, гражданин обращается в органы внутренних дел за разрешением на приобретение охотничьего ружья), а в других случаях он формируется вопреки его желанию (например, гражданин, совершивший мелкое хулиганство, подвергается административному задержанию и доставлению в милицию).

· включает права и обязанности, общие для всех граждан (например, обязанность соблюдать правила пожарной безопасности), права и обязанности, принадлежащие только какой-либо категории граждан (например, водителям автомобильного транспорта, предпринимателям, охотникам), а также права и обязанности конкретных индивидов (например, лиц, являющихся беженцами или вынужденными переселенцами).

В юридической науке существуют различные классификации правовых статусов личности. Различают следующие виды правового статуса личности:

В зависимости от закрепления в нормативных правовых актах:

1) Международно-правовой статус. Данный правовой статус включает права, свободы, обязанности и гарантии, закрепленные в международных правовых документах.

2) Конституционный статус - совокупность конституционных норм, определяющих правовое положение личности в обществе и государстве, в состав которого входят конституционные права, обязанности личности, конституционные принципы. Специальные, индивидуальные, отраслевые и другие статусы не должны противоречить конституционному статусу.

3) Отраслевой статус. Отраслевой статус личности состоит из прав, свобод, обязанностей, закрепленных определенной отраслью права - гражданским, трудовым, административным, уголовным правом и др.

4) Специальный, или родовой, статус определенных категорий граждан.

профессиональные и должностные статусы

статус лиц, работающих в различных экстремальных условиях или особых регионах страны (Крайнего Севера, Дальнего Востока).

5) Индивидуальный статус. Он определяет конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное, должностное положение, работа, участие в управлении общественными, государственными делами, иные характеристики).

Индивидуальный статус - это совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина. Индивидуальный правовой статус динамичен. Он меняется на протяжении всей жизни человека. Индивидуальный статус не зависит от принадлежности личности к гражданству какого-либо государства. Каждый человек может иметь несколько статусов - статус гражданина своего государства (конституционный статус), может принадлежать к определенной группе, т.е. обладает специальным статусом, а также быть неповторимой личностью, т.е. иметь индивидуальный статус. Конституционный статус граждан одного государства один, родовых статусов - множество, а индивидуальных – столько, сколько людей.

По кругу субъектов выделяют:

1) правовой статус граждан - определяется законодательством своего государства: различными законами и иными нормативными правовыми актами;

2) статус иностранцев, лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством, беженцев, вынужденных переселенцев.

3) статус российских граждан, находящихся за рубежом. Правовой статус российских граждан за рубежом определяется российским законодательством, а также различными актами законодательства страны пребывания (конституциями, законами о правах иностранцев и др.). Российские граждане, проживающие за рубежом, находятся в двойственном положении: с одной стороны, их правовой статус определяется соответствующим иностранным законодательством, с другой - они пользуются правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, проживающими на территории Российской Федерации.

9. Юридические гарантии прав граждан. Административно-правовые способы защиты прав.

Административные гарантии – это те средства, с помощью которых непосредственно обеспечиваются права граждан. Административному праву принадлежит важная роль в защите прав граждан от неправильных действий субъектов государственной власти, органов местного самоуправления.

Основными средствами защиты прав и интересов граждан от злоупотреблений, бюрократизма, являются:

1) создание организационно-правового механизма и повседневная работа уполномоченных государственных (муниципальных) органов (суда, прокуратуры, государственных инспекций и др.), важнейшей задачей которых является защита правопорядка;

2) существование и деятельность независимых от государства институтов гражданского общества, способных оказать помощь гражданам. Среди них есть институты: созданные специально для этой цели (адвокатура); для которых такая деятельность является основной (профсоюзы); а также иные (средства массовой информации, партии, религиозные объединения, добровольные общества и т. д.);

3) активная деятельность самих граждан, использующих предоставленные им права. Учитывая большую значимость, разнообразие форм и наличие большого числа правовых норм, здесь можно выделить и процессуальную защиту.

Для уяснения юридических свойств и процедур разрешения все обращения граждан следует поделить на два типа:

1) административные, т. е. рассматриваемые во внесудебном порядке, в административном процессе;

2) судебные, т. е. рассматриваемые судами в процессе осуществления правосудия, в порядке уголовного или гражданского судопроизводства.

Наряду с названными формами индивидуальной защиты гражданином своих прав, законодательно закреплены, фактически используются и коллективные формы защиты гражданами прав и интересов. Это коллективные жалобы, забастовки, разнообразные формы публичного выражения мнений (демонстрации, митинги, собрания, пикеты) и др.

Среди административных жалоб по правовым признакам различаются общая и специальная. Право на общую административную жалобу является абсолютным, неотчуждаемым правом гражданина. Предмет жалобы — не только незаконные, но и нецелесообразные или аморальные деяния.

Общий срок рассмотрения жалоб граждан — один месяц. Право на специальную административную жалобу, чаще всего является еще одним способом защиты прав, оно не конкурирует с правом на общую административную жалобу, а дополняет его.

Специальная жалоба характеризуется следующими признаками:

1) наличием специальных норм, устанавливающих особый порядок ее рассмотрения;

2) специальными основаниями для обжалования (приказ руководителя), прямо названными в законе;

3) четким определением субъектов права, признанием таковыми, как правило, лишь определенных, лично заинтересованных в деле лиц и их законных представителей;

4) составлением обязательно в письменной форме, наличием адресатов жалобы

5) специальными сроками подачи жалобы;

Судебный надзор за законностью административной деятельности представляет собой вид государственного контроля. Его специфика - проверка законности действий органов власти осуществляется органом правосудия только в ходе разбирательства конкретных уголовных, гражданских или административных дел, в особом, процессуальном порядке. Отличие судебного надзора от контроля, осуществляемого исполнительными органами, состоит и в том, что суд проверяет законность властного акта, а субъекты административной власти часто проверяют и законность, и целесообразность действий.

Все формы судебного надзора за законностью административных актов следует разделить на прямой и косвенный надзор. В тех случаях, когда суд специально рассматривает жалобы граждан, его основной задачей является проверка законности актов, которые он вправе отменить, изменить (прямой надзор). При рассмотрении уголовных, гражданских, административных дел суд (судья) проверяет все обстоятельства, имеющие значение для дела, в том числе и законность административных актов, но не вправе отменить, изменить их (косвенный надзор).

Одной из форм судебной защиты является предусмотренное Конституцией РФ право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных и общественных организаций. Возмещению подлежат:

1) заработок и другие трудовые доходы, являющиеся основным источником средств существования гражданина, которых он лишился в результате незаконных действий;

2 ) имущество конфискованное, изъятое, взысканное, обращенное в доход государства;

3) суммы, выплаченные гражданином юридической консультации за оказание юридической помощи, для возмещения судебных издержек, а также иные суммы, выплаченные в связи с незаконными действиями.

10. Правовое регулирование административного порядка рассмотрения обращений граждан и организаций.

Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ " О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"

Ст. 10. Рассмотрение обращения

1. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

2. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.

3. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом, либо уполномоченным на то лицом.

4. Ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.

11. Судебный порядок защиты прав граждан и организаций в сфере государственного управления.

Способы защиты прав граждан:

1. Внесудебный (административный) порядок защиты (ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»)

2. Судебный порядок защиты (ГПК РФ).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.