Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Работа редактора над композицией авторского материала.






Комп-я – структура, распол-е частей текста и связь между собой, обусл.идейным замыслом автора, назнач.произ-я и его сод-м. Основные принципы: 1)сюжетный – в основе комп-и лежит действие в развитии. Исп-ся в худ.лит-ре, репортажах, эссе и др. 2)логический (нулевой уровень комп) – основан на мыслит.схемах (причина-следствие, род-вид) Исп-сяв науч.лит., рекл, аналит.мат-х.

Работа редактора: комп-ю произ. оценивает с т.з.ее соотв.теме. В произ.большого объема план опр-ся по огл-ю или подзаголовкам. В небол.мат. по внутр.связям. Критерии оценки: 1)логич.четкость – посл-ть излож., отсут.перескоков, повторов, четкость переходов между аспетами темы, 2)соотв-е принятому в произ-и композ.принципу, 3)соразмерность частей.

Введение – мотив выбора темы, расшир.толк-е загол. Осн.часть – суть вопроса. Система утв-й и док-в, автор сам выбирает структуру, но ред-р может подсказ.способ изл-я. Заключение – подводит итог. Закл. и введение – рамочные эл-ты. Должны быть связаны с осн.частью. 1/8 или 1/10 объема.

Ошибки: 1)иногда слишкомобщий хар-р. Можно приставить к любому тексту на эту тему. 2)не связаны или сильно отдалены по сод-ю от осн.части.

Абзацное деление. Абзац – композ-смысл.единица, кот.набир. с отступом от левого края. Характ.единой темой, логич.целостностью, опред.композ-семант. соотнес. всего произ-я. Из сочет.тем абзацев складывается тема параграфа или главы. Причины деления: 1)композ-смысловой – стремление выделить отдел.моменты в разв-и действия, разнооб.свед-я, 2)экспресс-стил. – желание автора подчер.знач-ть действия. Лит.ред.должен исправить членение на абзацы, учитывая логич.послед. Осн.композ.приемы: используют для эффект.излож. мат-ла и привлеч.внимания. Вставные новеллы, авт.отступ., эффект обман.ожидания, отступ.от хрон.послед.

23. Рассуждение. Предметы или явления, раскр.их признаки. Виды: дедуктивное (от общего к частному), индуктивное (исп.чаще, от част.к общему). Наиболее убедит.аргументы: факты из совр.жизни или истории, цитаты, ссылки на неоспор. полож., аналогии. Методы убеждения: рациональный (воздействие на эмоц.-волевую сферу, при этом анализ искл-ся. Источники: высказ-я, ориент. на соц.стереотипы), иррац.(логическая аргум-я, возд-е на интеллект). Виды рассуждений: умозаключение – большой и малый посылы, демонстрация, вывод. Энтимема – умозакл.без посыла, общеприз.истина. Логическое док-во – убед-ть, аргум-ть выводов с помощью логич.правдивых мыслей. Опровержение – часто исп.в СМИ, цель – док-ть несост.тезиса. Гипотеза – недост.обосн.предполож. Аналогия – приводятся в док-во схожие сит-и.

Чем опред-ся выбор рас-я? смысл текста, процесс получ.нового знания, поиски ответов на возн.вопросы, полемика с оппон., активная позн.деят. Задачи ред-ра: следит за тем, чтобы четко был разгран.тезис и аргументы, исход.данные и выводы, аргум.убедит.и обосн.

24. Определение. вид текста, который точно раскрывает содержание понятия, называет его родовые и видовые признаки. Определение должно характеризовать в сжатой и обобщающей форме основное содержание данного термина (понятия, имени). Оно должно быть построено четко, логически последовательно. Определение состоит из четырех элементов: 1) определяемое понятие, т.е. то, что определяется; 2) предикат – то, что говорится об определяемом; 3) родовой признак, т.е. качество, которое присуще ряду родственных предметов или явлений; 4) видовое отличие – качество, характерное только для данного определяемого понятия. Например: Послание – литературное произведение, написанное в виде обращения к какому-либо лицу или лицам (Л.И. Тимофеев и Н. Венгеров, Краткий словарь литературоведческих терминов). Здесь определяемое понятие – «послание», предикат – «есть»(опущен в настоящем времени), родовой признак – «литературное произведение», который характеризует все виды произведений литературы, и, наконец, видовое отличие, присущее только рассматриваемому виду литературного произведения, – «написанное в виде обращения к какому-либо лицу или лицам».

25. Ясность как основной признак речи. Ошибки, нарушающие ясность речи. Важн.кач-во речи. Осн.ошибки: ясным явл-ся предл-е, если оно понимается верно во всех своих эл-х и связях сразу же, без перечитывания. Если чит-ль должен возвр.и переосм.прочитанное, то предл.коммуникативно неясное, т.е. стилистически дефектное. Нуждается в стил.улучшении, перестроении. При этом целесообр.применять различение 2-х т.з.на каждый язык.факт. Читающего и пишущего. Предл.с искаж.смыслом можно разделить на 2 группы: неправ.поним.отдел.слова (смещ.лог.удар. м непр.поним.словоформы) и непр.поним.связи слов (ошибочная смысл.связь и ошиб.смысл.разъединение).

26, 27, 28. Смещенное логическое ударение. Позиционный способ выражения логического ударения. При перемещ.лог.ударения резко измен.смысл предл. В практике речи лог.удар.рассмат. в коммуник.смысле – воспримет ли читающийлог.уд.на том слове, на кот.его мыслил пишущий и не переместится ли л.у.пр воспр.текста. Обычно л.у.смещ.с левого слова на правое. В бол-ве пред-й л.у слово стоит в конце. Если автор определил л.у.не на посл.слове и чит-му не просигналил об этом, то чит-ль проскочит его. Вывод: пишущему недостаточно знать самому, где у него в тексте удар.слово, об этом надо еще сказать чит-лю. Способы выраж.: 1)позиционный – перемещ.выделенного слова в удар.позицию (синтагма); 2)лексический – усил.знач.слова путем введения спец.слов; 3)графический –применение шрифтовых и знак.средств.

Графический способ. Выделяющие шрифты, подчеркивание, акут – иногда бывает единств.средством, когда нужно передать слабое ударение.! - используют в цитир.тексте. Он указывает – обратите внимание на это слово, на ошибку в цитир.тексте. Выделяющее тире – возможно там, где в устной речи делается пауза.

Лексический способ. Слова-усилители: частицы (чаще перед словом), ошибки – неправ.употр., важно замечать и не пропускать в предл.слово, кот.нужно усилить; уточн.синоним – л.у.восприн. на 2-м из двух синонимов; усилители наречного типа; противопост-е. Ошибки при лекс.удар.: не выдел.ударное слово, когла оно может быть выделено лексически; ставят слово-усил.не на том месте; мало усилителей.

29. Неправильное понимание словоформы как ошибка, нарушающая ясность речи. Неправильное понимание омоформы. Омоформия – совпадение неск.грамм.форм в одном матер.виде(оконч.в разн.пад. или разн.слов в разн.пад.). Грам.омонимия бывает на уровне синтаксиса, когда разн.пред-я по знач.совпадают. Для нас главное – воспр.читателем этих слов и пред-й. 5 ситуаций при восприятии омоформ (перечислить). Вывод: пишущий еще до того, как текст попадет к читателю, должен решить, адекватно ли будет понят омоним. Чаще всего возн. при употр. им.вин.пад в начале пред-я, но может возн. и в середине. Законом-ть восп-я омоформ им-вин, им-косв. состоит в том, что омоформа с неопределяющим предтекстом воспр-ся как им.пад. Перестроить: изм.порядок слов, заменить акт.конст.пассивной, ввести у предтекст уточнитель падежа, придать омоформе, ошибочно восприн.в знач.деятеля, знач.истин.деятеля; акут.

(ниже продолжение вопроса 30)

слов» стало воз­можным только после того, как было введено понятие «оши­бочная смысловая связь слов». Понятие «ошибочное смысло­вое разъединение слов» было представлено как его прямая противоположность. Если ошибочная смысловая связь слов — это объединение в сознании читающего двух слов, разъ­единенных в сознании пишущего, то ошибочное смысловое разъединение слов — это, наоборот, разъединение в сознании читающего двух слов, связанных в сознании пишущего, т. е. это зеркальная, или «перевернутая», ошибка.

30. Ошибочная смысловая связь слов (объединение слов, разъединение слов) как ошибка, нарушающая ясность речи. Ошибочная смысловая связь слов — одна из самых рас­пространенных стилистических ошибок. Такие ошибки часто являются грубыми, они невольно при­влекают к себе внимание читающих.

Ошибочной смысловой связи слов посвящено 5 правил практической стилис­тики: правило о союзном слове который, правило о причаст­ном обороте, правило о родительном приименном, правило о наречии, правило о союзе и при однородных членах. Однако в реальной речевой практике оши­бочная смысловая связь возникает более чем в 50-ти грамма­тических конструкциях.

Существуют 2 типа класси­фикации предложений с ошибочной смысловой связью слов?

Грамматическая классификация (по типу конструкций)

Всю совокупность таких предложений можно разделить на группы, отличающиеся друг от друга грамматическими особенностями:

Конструкция с деепричастным оборотом.

Конструкция с причастным оборотом.

Конструкция с существительным в именительном па­деже.

Конструкция с существительным в винительном паде­же.

Конструкция с союзом и при однородных членах и т.д.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.