Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разрядка: опыт теоретического осмысления

Начало распада социалистического лагеря

Тезис КПСС «↑ стран-социалистов → ↑ роль СССР в мире».

КНР: станилизм + мирное сосущ.= капитуляция перед США + эконом. реформы = вновь капитализм → КПСС бесполезно осуждал КПК на междунар. Совещаниях коммунист. / рабочих партий. Из КНР отозваны спецы СССР, торговля. 1964 – ↑ террит. претензии КНР. 1965 – бесполезные переговоры в Пекине (Косыгин), 1967 – нападение на посольство СССР. 1969 – конфликт на о.Даманский на р.Уссури: СССР – реактивная артиллерия → КНР+США, у КНР ядерное оружие и ↑ армия → СССР: защита на востоке.

Застой в Чехословакии → 1968Пражская весна: обновить социализм: свобода слова, оппозиция, социализм «с чел. лицом» → 20 августа – 500 тыс. чел из войск ОВД (опер. «Дунай»), т.к. просьба «группы руководителей» ↓ контрревол., на деле же нет полномочий призывать на военную опер. – надо спасти ЧС от НАТО (хотя вторжения нет) → КПЧ Дубчек (арест) ↔ Гусак (брежневский социализм), армия ЧС не сопротивлялась. Запад: доктрина Брежнева = «доктрина ограниченного суверенитета: вмешат. СССР→ ↑ интеграция в Ц. и В.Европе: если в 1 стране хотят капитализма, то весь лагерь должен пресечь это. Югославия, Албания, Румыния, КНР не одобрили.

СССР и международные конфликты

2-я Индокитайская война: 1965-1973 – вмешат. США, Австралии, Н.Зеландии, Юж. Кореи, Таиланда во вьетнамскую войну → СССР в Сев. Вьетнам – ПВО (противовоздушная оборона), истребитель МиГ-21, спецов.

1967 – «6-дневная» арабо-израильская война СССР + Египет+Сирия+Иордания. Поражение арабов, но СССР восст. боеспособность их ВС + ПВО СССР с воздуха прикрывал Египет.

Матер. затраты.

Переход к политике разрядки международной напряженности (начало 1970-х)

1970 – прямая связь между столицами ядерных стран: спорные вопросы без угроз → СССР+США: нераспр. ядерного оружия → 1972 –США (Никсон) + СССР – МСК: ОСВ-1 (Договор об ограничении стратег. вооружений) + Договор об основах взаимоотн + 1973 – Соглашение о предотвр. ядерной войны → впервые паритет (равенство) стратег. сил + огранич. ПРО (противоракетная оборона).

1971 – СССР, США, Фр., ВБ: Соглашение по З.Берлину: не в зоне ФРГ → интересы СССР. 1972 – взаимное признание ФРГ и ГДР, дипотн. → ФРГ, ГДР в ООН.

↑ торговля с Западом, США – с/х импортер; 1975 – совместный полет в космос («Союз-19»+ «Аполлон»).

1975 – Хельсинки: Заключительный акт и Организация Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ):

Ø обязательства З. и В.Европы, СССР, США, Канады

Ø целостность евр. границ

Ø чел. права

Ø безопасность, взаимовыгодное сотрудн.

Разрядка: опыт теоретического осмысления

Причины:

1) На деле: выгодно 2 блокам: ↑ оружия массового пораж. (ОМП) уничт. все на Земле + свободная торговля (СССР: экспорт сырья, импорт техн./продовол./промтоваров).

2) СССР: «мировой социализм»: паритет с США, поражение США в ЮВА → ↑ мощь СССР → социалист. лагерь уступил.

3) США: СССР не выдержал гонки вооруж., разрыв с союзниками → мир с Западом.

→ никто не хочет признать свою слабость → 1-стор. уступки (1957-1985 – МИД Громыко («Мистер нет»): подозр. к Западу).

1964 – террор. Орг. Освобождения Палестины → помощь СССР + эмиграция советских евреев (оплатить все блага в СССР!) → 1974 – США (Израиль – союзник): поправка Закона о торговле Джексона-Вэника. США готовились к ядерному нападению, вкладывались в науку.

СССР нарушал права чел. – его внутр. дело. НО 1970-е – прямая помощь СССР Анголе, Эфиопии: социализм; перевооружение ВС СССР в В.Европе ракетами СС-20 с повышенной точностью наведения → 1978 – НАТО: новые ракеты США «Круз» и «Першинг» в Европе → давить на СССР с запада.

Жалкая попытка мира: 1979 – США (Картер) + СССР – Вена: ОСВ-2.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Подводя итоги, хочется сказать, что независимо от возраста ребенка, уроки должны быть интересными, а занятия – регулярными, тогда результаты не заставят себя долго ждать! | Младших школьников при проведении экскурсий в природу




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.