Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. На сегодняшний день местное самоуправление является неотъемлемой частью любого современного общества






На сегодняшний день местное самоуправление является неотъемлемой частью любого современного общества. Благодаря местному самоуправлению любой гражданин может принять участие в регулировании общественной жизни своего района или поселения. Сегодня сложно представить жизнь большого государства без местной власти. Местное самоуправление не является государственной властью, однако оно не может противоречить законам и принципам федерального и регионального уровней.

Местное самоуправление в Российской Федерации в современном виде является достаточно молодым явлением и имеет чуть более чем двадцатилетнюю историю. После распада СССР Российская Федерация начала строительство законодательства местного уровня почти с нуля.

Актуальность данной темы обусловлена в первую очередь неотъемлемостью её из жизни современного гражданина. К тому же, местное самоуправление в Российской Федерации является быстроразвивающимся аспектом жизни граждан, изменения в законодательстве в этой области активно продолжаются и по сей день. Данная тема заинтересовала меня в связи с тем, что я дважды проходил практику в районной управе, где занимался разбором обращений граждан.

Как говорил Владимир Владимирович Путин: «Мы должны поддержать растущее стремление граждан, политических партий участвовать в жизни страны. Сегодня в системе местного самоуправления накопилось много проблем. Органы местного самоуправления сотрясают коррупционные скандалы. Местная власть должна быть устроена так, чтобы граждане могли дотянуться до нее рукой. Давайте посмотрим на эту ситуацию еще раз со всех сторон, чтобы привести ее в соответствии со здравым смыслом. Именно развитие земств, местного самоуправления позволило России сделать рывок. Мы все заинтересованы в том, чтобы через механизм выборов во власть приходили целеустремленные люди».[1]

Целью работы является разработка предложений по совершенствованию форм участия населения в осуществлении местного самоуправления на примере района Орехово-Борисово Северное города Москвы

Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

Изучить: Историю становления местного самоуправления в России, Формы участия населения в местном самоуправлении в России.

Исследовать: текущую ситуацию местного самоуправления района Орехово-Борисово Северное.

Сделать: Предложения по совершенствованию форм участия населения в осуществлении местного самоуправления в районе Орехово-Борисово Северное.

Объектом исследования являются нормативно-правовые акты, регулирующие местное самоуправление в Российской Федерации.

Предметом исследования являются формы участия населения в осуществлении местного самоуправления.

 

Глава 1 – Законодательные основы участия населения в местном самоуправлении.

1. История в местного самоуправления в России.

Говоря о зарождении местного самоуправления в русском государстве, исследователи так и не смогли прийти к общему мнению по этому вопросу. Одна сторона относит зарождение самоуправления в России ко времени становления и развития общинного строя у славян, объединения производственных общин в союзы общин и городские поселения, разделения власти на центральную и местную. Например, профессор Императорского Московского университета по кафедре русского законодательства И.Д. Беляев[2] утверждает, что «славяне уже пришли на Русь, находясь в известной степени развития», что общественное устройство у них не было родовое, а общинное». Общины же представляли собой по сущности и форме самоуправляющиеся единицы, которые формировались самим народом. Однако советский писатель В.Д. Иванов считает, что у славян община была формой только территориальной организации. Другой русский публицист К.С. Аксаков доказывает, что община всегда была основой русского общественного устройства.

Другая сторона считает отсчет российского городского самоуправления от широко распространенной в ранней домонгольской Руси традиции решать на вече важнейшие вопросы общественной жизни вплоть до приглашения или изгнания князя. Идея вечевого правления в наиболее полном виде была реализована в городах - Новгороде и Пскове, которая была ликвидирована при Иване Грозном, где считали вече органом народной власти. Поэтому считается, что из Новгорода идут первые идеи об общественной самостоятельности как основе власти. Такая форма управления, являлась непосредственной и представительной демократией. Летописец Нестор, в «Повести временных лет» писал: «Новгородцы до изначала, и Смоляне, и Кияне и вся власти, яко же на думу на вече сходятся, и на чем старшие сдумают, на том и пригороды станут».[3]

А третья сторона исследователей связывает начальный этап зарождения российского самоуправления с первой земской реформой царя Ивана IV.[4] Согласно им, с этого времени началось развитие отдельных элементов местного самоуправления в России.

Объединение населения в общины было обусловлено как экономическими интересами, так и стремлением организовать защиту от нападения неприятеля. Изначально община образовывалась производственному, а не территориальному признаку, и уже после развитие производственных общин приводит их к объединению по интересам на определенной территории. Так купеческие общины объединяли в одно целое людей различных племен. Купцы составляли свои общины, именуемые сотнями, которые в свою очередь имели своих выборных старост, то есть сотских, и жили целыми улицами и слободами. Свои общины имели ремесленники и разнорабочие, земледельцы и сельские промышленники, а также торговцы, не состоявшие в купеческих общинах. Они жили в городах также по интересам улицами, в селах на землях общин, объединенных общими экономическими интересами.

Объединение людей на производственной основе по интересам стало началом зарождения производственного общинного самоуправления.

В те времена жизнь общины регулировалась копным правом. Копное право — это совокупность народных юридических норм и обычаев, мирское самоуправление, а сама копна была ничем иным как собранием сходатаев для решения вопросов, связанных с жизнью общины. Численность копы достигала трехсот человек. «Копа собиралась в центральном месте сельской общины, которое называлось коповище или копище, и занималась исследованием и решением дел под открытым небом. Для исследования дел уголовных копа собиралась на месте преступления: в дубраве, в бору, под горою. Если нужно было решить спор о поземельной собственности, то копа собиралась на спорной земле; а когда в округе общины оказывался труп убитого человека, то копа собиралась в том месте, где находился труп или его разрозненные члены».[5] Зачастую численность общины на таких заседаниях достигалась за счет сразу нескольких сел, находящихся поблизости, сходатаи которых собирались в особом месте, именуемым “местечком”.

Правом прийти на копу побладали лишь домохозяева, женатые мужчины, имевшие кроме собственности и постоянную оседлость. Такими являлись старейшины — главы родов. Другими словами их ещё называли сходатаи, судьи копные, мужеве, обчие. Сыновья и братья, которые не имели отдельных хозяйств, а также женщины могли явиться на собрание только по особому требованию копы, как правило, для дачи свидетельских показаний.

Старцы так же присутствовали на копе. Их мнение спрашивали в тех случаях, когда нужно было вынести приговор на основании прошлых решений копы (прецедентов). Однако, старцы и сходатаи — это разные понятия. Старцы не имели права голоса на копе, однако их советы играли решающую роль в принятии решений. Присутствовал на копе и священник, который приводил подсудимых к присяге.

Основным принципом копного права являлось правило единогласия — прихода к единому мнению всех собравшихся сходатаев. На копе практиковалось индивидуальное прощение пострадавшим обидчику, а также искреннее всенародное раскаяние преступника. Помимо этого, обязательно учитывалось прощение смертельно раненного, а так же его последняя воля. Решения копного суда, как правило, исполнялись немедленно, и обжаловать их было практически невозможно.

Разновидностью копного права на Руси являлось вече - народное собрание городской, родоплеменной и союзнической общины. Вече собирали — для избрания воевод и князя на управление городом, краем или иным видом поселения, а также обсуждения общих дел и непосредственного решения проблем общественной, политической и культурной жизни. Вече являлось исторической формой прямой демократии на территории славянских государств дохристианского периода. Участниками вече были «мужи», то есть главы всех общин от своего поселения. Права «мужей» на вече могли быть либо равными, либо различались в зависимости от авторитета или социального статуса.

Один из первых документов, регулирующих местное самоуправления являлся указ Ивана IV от 1551 года под названием «Приговор царской о кормлениях и о службах» лета 7064. Согласно указу было отменено кормление, способствовавшее повсеместному учреждению земских властей. В уездах и волостях, где не имевшего помещичьего землевладения, черносошные, дворцовые крестьяне и посадские люди получили право выбирать «излюбленных голов», так называемых старост, земских судей и целовальников. Работу, связанную с делопроизводством вел выборный земский дьяк. В своих работах они опирались на выборных людей от крестьянской общины – так называемых сотских, десятских и пятидесятских. Все выборные должности избирались на неопределенный срок, однако они могли быть переизбраны. Позже были введены ежегодные выборы по должностям. Выборные начальники избирались всеми членами общины. Как указано в царской уставной грамоте: «И вы бы меж себя, свестяся заодно, учинили себе приказщика в головах, в своих селех и деревнях и починках, выбрав старост и сотских и десятцких лучших людей, которые бы были собою добры и нашему делу пригожи».[6]

По мнению В.О.Ключевского, эти меры были попыткой полностью «отменить кормления, заменив наместников и волостелей выборными общественными властями, поручив самим земским мирам не только уголовную полицию, но и всё местное земское управление вместе с гражданским судом».[7]

Традиции народной демократии сохранялись в северном регионе в Новгороде и Пскове до “Новгородского погрома” устроенного Иваном Грозным в 1569 году, когда были убиты городские старейшины, а вечевой колокол Новгорода лишён «языка».

 

Из следующих серьезных реформ, связанных с местным самоуправлением можно выделить “Великие реформы” Александра II. Это и крестьянская реформа, включающая в себя Манифест и Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости 1861 года, и земская реформа - Положение о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 года, а также городская реформа, заключающая в себе Городовое положение 1870 года. Необходимость образования местных органов власти возникла в 50-х гг. XIX века одновременно с разработкой манифеста и положений об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Данные реформы были направлены, прежде всего, на децентрализацию управления и развитие начал местного самоуправления. По мнению многих юристов, эти реформы явились поворотным пунктом во внутреннем развитии России, так как они внесли те ограничения, которым бюрократии пришлось подчиниться.

Крестьянская реформа в России — реформа, начатая в 1861 году, и, упразднившая крепостное право в Российской империи.

Манифест " О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей" от 19 февраля 1861 года сопровождался целой серией законодательных актов, состоявших из 22 документов, касающихся вопросов освобождения крестьян от крепостного права, условий выкупа ими помещичьей земли и размеров выкупаемых наделов по отдельным районам России. Настоящее " Общее Положение" являлось главным законодательным актом, определяющим пути и способы освобождения крестьян в России. [8]

Главные положения, касающиеся роли граждан в местном самоуправлении были статьи, подразумевающие то, что:

· Крестьяне перестали считаться крепостными и стали «временнообязанными». Так же крестьяне получили права «свободных сельских обывателей» - то есть получили полную гражданскую правоспособность во всём, что не относилось к их правам и обязанностям, связанных с их сословием, например, членству в сельском обществе и владению надельной землёй. Крестьяне получали выборное самоуправление:

· Низшей (хозяйственной) единицей самоуправления стало сельское общество,

· Высшей (административной) единицей стала волость.

 

Земская реформа — ещё одна из либеральных «великих реформ» Александра II, которая предусматривала создание системы местного самоуправления в сельской местности, таких как земства. Основным документов реформы стало издание от 1 января 1864 года Положения о губернских и уездных земских учреждениях. [9]

Основной идеей реформы была передача управления в руки местных жителей, которые гораздо лучше знали особенности региона, чем посылаемые туда государственные чиновники. «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» 1864 года создавало новые управленческие органы: земские собрание и земские управы, в которые входило местное население.

Появились так называемые курии, то есть особые разряды, на которые были разделены все избиратели по имущественному, сословному, национальному и религиозному признаку. Существовало три вида курий:

· курия уездных землевладельцев,

· курия городских избирателей,

· курия от сельских обществ.

Представители этих курий участвовали в выборах в местный орган самоуправления.

Земства на местном уровне не имели никаких серьезных политических функций, однако они обладали полномочиями исполнительной власти и занимались решением различных хозяйственных и бытовых вопросов, таких как строительство путей сообщения, больниц, школ, устройство инфраструктуры в ближайших деревнях и городках, забота о скоте, сбором налогов на местные нужды. Помимо этого земства полностью подчинялись губернаторам и министрам, которые имели право приостановить или отменить действие любого решения земского совета.

В отличие от земского самоуправления реформа городского самоуправления началась чуть позднее, со вступлением в силу Городового положения 1870 года. Городская реформа 1870 года — эта либеральная реформа императора Александра II, которая имела собой цель дать горожанам право ведать своё городское хозяйство. Благодаря этой реформе вводились городские общественные управления, в ведении которых стояли хозяйственные вопросы: внешнее благоустройство города, обеспечение продовольствием, противопожарная безопасность, устройство пристаней, бирж и кредитных и прочих учреждений. Помимо этого создавались три новых органа власти - городское избирательное собрание, дума и городская управа. Основными функциями городской думы являлись:

· «назначение выборных должностных лиц и дела общественного устройства»,

· «назначение содержания должностным лицам городского общественного управления и определение размера оного»,

· «установление, увеличение и уменьшение городских сборов и налогов»

· и прочие. [10]

Расходы на содержание думы были в области ведения губернатора. Заседания думы могли быть назначены по усмотрению городского головы, губернатора или по инициативе не менее одной пятой числа гласных.

Городское самоуправление создавалось с учетом опыта деятельности земских учреждений. Отличительной особенностью городского самоуправления являлось отсутствие сословного ценза. В отличие от земских выборов, где предусматривался сословный ценз, в городских выборах существовал имущественный ценз, так как разделить городское население на сословия было на порядок сложнее. Правом избирать и быть избранными в городские думы были наделены владельцы недвижимости, купцы, обладатели торговых и промышленных заведений, лица, платившие городские сборы, и делились они на три избирательных собрания, в соответствии с размерами уплачиваемых налогов.

Земское и городское самоуправление, безусловно, имели некоторые отличия, однако содержали в себе и много сходного, так, например, предметы ведения городского самоуправления были во многом сходны с предметами ведения земского самоуправления.

Здесь же можно выделить некоторые особенности земств, которые не потеряли своей актуальности до настоящего времени:

1. Невхождение земских учреждений в систему государственных органов. Служба в земских учреждениях считалась общественной обязанностью, так же гласные не получали вознаграждения за участие в работе земских собраний, а должностные лица земских управ не относились к государственным служащим.

2. Наличие у земств собственной финансово-экономической базы. Земские органы имели свой бюджет и состояли из:

· губернского земского сбора,

· целевых дотаций государства,

· частных пожертвований

· прибыли торгово-промышленной деятельности земств.

Однако практически сразу же после проведения реформ обнаружилось, что у земств бюджет имеет огромный дефицит, поэтому для его покрытия земства зачастую устанавливали дополнительные сборы, которые представляли собой самообложение жителей.

3. Наделение земств значительными полномочиями при решении местных вопросов. Особенностью этого пункта является то, что, не являясь органами государственной власти, земские учреждения были наделены правом издавать обязательные для населения постановления, а так же облагать его различными сборами.

В качестве последнего этапа местного самоуправления в дореволюционной России можно выделить принятие Положения о земских учреждениях 1890 года и Городового положения 1892 года. Данные положения являлись контрреформами Александра III и были направленны на стабилизацию социально-политической жизни в Российской империи после либеральных реформ Александра II.

Земская контрреформа 1890 года была направлена, прежде всего, на усиление правительственного контроля над земством. Имущественный ценз для простых горожан повышался, а для помещиков наоборот — понижался.

В результате этих изменений лишались избирательных прав такие социальные группы как ремесленники и мелкие торговцы. [11]

Утверждение крестьянских гласных было передано в руки губернаторов. Органы самоуправления попали под контроль правительственных чиновников с точки зрения не только законности своей деятельности, но и целесообразности тех или иных действий по осуществлению своих функций. Таким образом, произошёл сдвиг в сторону централизации власти в области местного самоуправления.

Реформа преследовала и цель устранения тех недостатков, которые выявила практика земского и городского самоуправления. Основой для изменения Положений о земском и городском самоуправлении во многом стала государственная теория самоуправления.

В научной литературе этот период именуется контрреформой местного самоуправления Александра III. Но при этом значительно была укреплена экономическая основа земств, а из государственного бюджета земствам стали выделять субсидии.

 

Согласно Положению о земских учреждениях 1890 г. к предметам их ведения были отнесены:

1. Заведование местными губернскими и уездными земскими повинностями - как денежными, так и натуральными;

2. Заведование капиталами и другим имуществом земства;

3. Заведование делами по обеспечению народного продовольствия;

4. Содержание в исправности состоящих в ведении земства дорог, дорожных сооружений и бечевников; устройство и содержание пристаней вне городских поселений, и попечение об улучшении местных путей сообщения;

5. Устройство и содержание земской почты;

6. Заведование взаимным земским страхованием имущества;

7. Заведование земскими лечебными и благотворительными заведениями; попечение о призрении бедных, неизлечимых больных и умалишенных, а также сирых и увечных;

8. Участие в мероприятиях по охране народного здоровья, предупреждению и пресечению падежей скота; развитие средств врачебной помощи населению и изыскание способов по обеспечению местности в санитарном отношении;

9. Забота по предупреждению и тушению пожаров и попечение о лучшем устроении селений;

10. Попечение о развитии средств народного образования и установленное законом участие в заведовании содержащимися за счет земства школами и другими учебными заведениями;

11. Воспособление зависящими от земства способами местному земледелию, торговле и промышленности; забота об охране полей и лугов от порчи и истребления вредными насекомыми и животными;

12. Удовлетворение возложенных в установленном порядке на земство потребностей воинского и гражданского управлений.

Органами губернского земства стали губернское земское собрание и губернская земская управа. Для полноценного функционирования земским органам было предоставлено право не только облагать население денежными сборами, но и вводить натуральные повинности. Помимо этого Согласно Положению о земских учреждениях 1890 года и Городовому положению 1892 года выборные лица, занимающие должности в коллегиальных органах земского и городского самоуправления, стали считаться госслужащими. Так же за земским и городским самоуправлением существовал весьма жесткий государственный правительственный надзор, который осуществлялся губернатором.

После Октябрьской революции 1917 года в стране сложилась такая система власти, при которой все представительные органы входили в единую систему государственной власти. Это, безусловно, изменило существовавшие до революции представления о местном самоуправлении как самоуправлении населения. Иными словами, местное самоуправление в виде Советов народных депутатов фактически стало представлять собой низовое звено еди­ного государственного аппарата.

Третьего марта 1917 года Временное правительство приняло декларацию, в которой определялась реформа местного самоуправления с установлением всеобщего, равного, прямого и тайного избирательного права для всех граждан старше двадцати лет.

Пятого марта 1917 года было издано распоряжение Временного правительство о передаче власти в губерниях и уездах комиссарам Временного правительства, которыми в основном становились бывшие представители земских управ. При Министерстве внутренних дел было создано Особое совещание, задачей которого была подготовка необходимых материалов по реформе местного самоуправления.

Пятнадцатого июля 1917 г. было утверждено Положение о поселковом управлении, вводившееся в железнодорожных, фабрично-заводских, рудничных, дачных и иных населенных пунктах при наличии необходимых местных потребностей в благоустройстве. Постановлением Временного правительства от двадцать первого мая 1917 года «О волостном земском управлении» было учреждено волостное земство.

С первых дней своего существования Советы депутатов стремились либо сменить неугодных глав органов местного самоуправления, либо подчинить их под свой контроль.

В декабре 1917 года Народный комиссариат внутренних дел по поручению советского правительства разграничил взаимоотношения Советов с органами местного самоуправления. В этом разъяснении указывалось, что земства и городские думы, выступающие против решения Советов, подлежат немедленной ликвида­ции, а органы местного самоуправления, лояльно относящиеся к Советам, сохраняются и под руководством Советов. Очень важным в этой связи представляется тот факт, что все до­ходы и расходы местных Советов были поставлены под контроль центра.

После 1917 г. судьба земских и городских учреждений была решена, сначала был распущен Земский союз, а затем в 1918 году все завершилось ликвидацией земских и городских органов местного самоуправления.

После упрочения Советов в губернских и уездных центрах новая власть немедленно приступала к организации Советов в волостях и селах.

В основу организации власти на муниципальном уровне был положен принцип единства системы Советов как органов государственной власти. Местные Советы, а так же исполнительные комитеты выступали в качестве местных органов государственной власти и управления, будучи структурной частью единого централизованного государственного аппарата управления. Местные Советы являлись самыми многочисленными органами государственной власти, так в СССР насчитывалось свыше пятидесяти тысяч, а в РСФСР – около двадцати восьми тысяч отделений местных Советов.

Согласно А.Н. Бурову, роль и значение местных Советов были изначально сильно политизированы и рассматривались как первичные ячейки осуществления «пролетарской диктатуры». Они представлялись в большей степени не столько как органы решения местных проблем в качестве общественного самоуправления, сколько как органы, реализовы­вающие свои классовые интересы через «трудящиеся и эксплуатируемые массы». [12]

Вопросы, которые им предстояло рассмотреть, местные Советы рассматривали на сессиях, созываемые их исполнительными комитетами. Сессия Совета длилась целый день. За время ее работы Совет избирал председателя и секретаря для ведения заседаний сессии. Принятые решения по результатам собрания подписывались председателем и секретарем исполнительного комитета.

Для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, находящихся в компетенции местных Советов, местные Советы из числа депутатов избирали постоянные комиссии.

Местные Советы образовывали отделы и управления исполнительных комитетов, которые подчинялись в своей деятельности не только Советам и их исполнительным комитетам, но и соответствующим органам вышестоящего уровня.

В своей деятельности депутаты обязаны были руководствоваться в первую очередь государственными интересами, а так же учитывать волю населения избирательного округа и добиваться их реализации. Депутаты докладывали о своей работе перед своими избирателями, коллективами и общественными организациями, выдвинувшими их кандидатами в депутаты. Помимо этого, депутат мог быть отозван по решению большинства голосов избирателей округа.

В конце 1919 года VII Всероссийский съезд Советов принимает официальный курс на децентрализацию, то есть пытается направить свою политику в сторону повышение роли местного самоуправления в системе, как на тот момент считалось, государственной власти.

Советы получали право вето на распоряжения наркоматов, если их решения противоречили интересам местным органам власти, однако такое право применялось только в исключительных случаях.

Самостоятельная хозяйственная деятельность Советов началась осенью 1924 года с выделения самостоятельных городских бюджетов, основой которых становятся доходы от вновь восстановленных налогов, платы за жилье и прочие коммунальные услуги.

Так же начинают обсуждаться вопросы расширения прав Советов не только в хозяйственной деятельности, но и в политико-административной. В апреле 1924 года начинают проводиться совещания по вопросам советского строительства и улучшения работы местных Советов. В 1925 году было принято Положение о городском Совете, в котором декларировалось, что Совет - высший орган власти на территории города в пределах своей компетенции. Эти действия можно расценивать как централизацию власти в области местного самоуправления. В апреле 1927 года XV партконференция ВКП(б) объявила об этом официально помимо этого принимается новый закон о финансах местных Советов, который вводит остаточный принцип финансирования для местных хозяйств.

Таким образом, города лишались бюджетной самостоятельности. Сначала по решению партийных органов часть предприятий городов были объединены в тресты, а с созданием в 1932 году системы отраслевых промышленных наркоматов тресты перешли под их непосредственное управление.

Конституция СССР 1936 года и Конституция РСФСР 1937 года преобразовали местные Советы рабочих, крестьян и красноармейцев в Советы депутатов трудящихся, что с юридической точки зрения можно рассмотреть как шаг на пути к демократизации. С упразднением съездов Советы стали действующими органами власти и управления на постоянной основе. Они формировались в соответствии с всеобщим, равным, прямым избирательным правом при тайном голосовании. Местные Советы были провозглашены полновластными органами на своей территории, а так же были призваны решать наиболее важные вопросы государственного, хозяйственного, социально-жилищного строительства в пределах своей компетенции.

Великая Отечественная война также внесла определенные коррективы в устройство местного самоуправления. На основании Указа «О военном положении» Советам фронтов, армий и округов были переданы все функции органов государственной власти в прифронтовых территориях и, фактически, вся власть переходила в руки Государственного Комитета Обороны.

В период с пятидесятые по восьмидесятые года XX в. в СССР было принято множество постановлений, направленных на решение проблем совершенствования местного самоуправления. К таким постановлениям относятся:

· постановления ЦК КПСС «Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связей с массами» от 1957 года;

· «О работе местных Советов депутатов трудящихся Полтавской области» от 1965 года;

· «Об улучшении работы сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся» от 1967 года;

· «О мерах по дальнейшему улучшению работы районных и городских Советов депутатов трудящихся» от 1971 года;

· постановление ЦК КПСС, Президиума Вер­ховного Совета СССР и Совета Министров СССР «О дальнейшем повышении роли Советов народных депутатов в хозяйственном строительстве» от 1981 года.

Во многих документах также были расширены финансовые права местных органов. С 1956 года местные Советы стали самостоятельно распределять денежные средства своего бюджета.

В положении о сельских Советах РСФСР от 12 сентября 1957 года, местные органы власти получили право при перевыполнении доходной части сельского бюджета направлять бюджетные средства на дополнительные расходы по формированию хозяйственных и культурных мероприятий, за исключением повышения заработной платы.

· Согласно Конституции СССР 1977 года местные Советы должны были:

· руководить государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством в пределах своей территории;

· утверждать планы экономического и социального развития, а так же составлять и утверждать местный бюджет;

· осуществлять руководство государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися у них в подчинении;

· обеспечивать правопорядок, охрану государственного и общественного порядка, соблюдение прав граждан;

· всячески способствовать укреплению обороноспособности страны.

 

Решения местных Советов, которые были приняты в пределах полномочий, были обязательны для исполнения всеми расположенными на территории Совета предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными на территории Совета, а также должностными лицами и гражданами, находящимися на территории компетенции Совета.

Во всех организациях, вне зависимости от их подчиненности, Советы контролировали в первую очередь соблюдение социалистической законности, состояние охраны прав, свобод и интересов граждан, работу с обращениями, жалобами и заявлениями трудящихся.

В годы перестройки новое руководство КПСС Советского правительства попыталось вновь повысить роль местных Советов. В июле 1986 года ЦК КПСС, Президиумом Верховного Совета СССР и Советом Министров СССР было принято постановление «О мерах по дальнейшему повышению роли и усилению ответственности Советов народных депутатов за ускорение социально-экономического развития в свете решений XXVII съезда КПСС». Данное постановление предусматривало:

· принятие мер по обеспечению комплексного экономического и социально­го развития территорий;

· совершенствование управления деятель­ностью отраслей, удовлетворяющих нужды местного населения;

· улучшение использования природных ресурсов;

· стимулирование заинтересованности Советов на­родных депутатов в повышении эффективности работы объединений, предприятий и организаций.

 

В 1988 году состоялась XIX Всесоюзная конференция, на которой конференция разработала программу переустройства всех сторон деятельности Советов. Главным принципом, к которому пришли во время заседания был заключен в том, что ни один государственный хозяйственный или социальный вопрос не мог решаться помимо Советов. Помимо этого, на конференции было признано необходимым укрепление законодательных, управленческих и контрольных функций Советов, передачу на их рассмотрение и решение всех важных вопросов государственной, хозяйственной социально-культурной жизни, восстановление руководящего положения выборных органов по отношению к исполнителям и их аппарату.

Во второй половине 80-х годов внимание к проблемам самоуправления в нашей стране значительно возросло. Постепенно стал утверждаться взгляд, что местное самоуправление — это самостоятельный уровень осуществления народом конституционно принадлежащей ему власти, и необходимо отделение местного самоуправления от государственной власти. Начавшиеся демократические изменения в законодательстве в России вели к тому, что местное самоуправление стало опять выделять из системы государственной власти.

Местное самоуправление в России, в его текущем виде существует с 1990-х годов, и все это время находится в состоянии непрерывного реформирования. После распада СССР были полностью пересмотрены принципы местного самоуправления. В связи с тем, что местное самоуправление в России на тот момент было чистым «проектом», органам власти приходилось с нуля начинать постройку новой модели управления на местах. [13]

Развитие в России законодательства о местном самоуправлении начинается после 1991 года, а первым опытом стал закон от 6 июля 1991 года " О местном самоуправлении в Российской Федерации". После августа 1991 г. на региональном и местном уровнях формируется новая система организации исполнительной власти. Функции исполнительной власти на местном уровне взяли на себя районные (городские) администрации, главы которых назначались главами региональных администраций. До событий осени 1993 г. продолжали действовать местные советы, избранные в 1990 г. и ассоциируемые с выборными представительными органами местного самоуправления.

Постепенное развитие местного самоуправления и его отделение от государственной власти начинаются после принятия Конституции 1993 г., определившей принципы организации новой системы. Соответствующий федеральный закон был принят 28 августа 1995 г. и назывался " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Этот закон и определил общефедеральные рамки развития нового института. Далее, в сентябре 1997 г. был принят еще один важный закон — " О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации". Большинство регионов определяет свою модель местного самоуправления в рамках этого закона и проводит первые, а затем и вторые выборы.

Период после 2003 года связан с принятием в сентябре 2003 г. нового закона " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (он целиком вступит в силу с 1 января 2009 г.). Данный закон провел кардинальную регламентацию организации местного самоуправления в России.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.