Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 5: Организация трудовой деятельности несовершеннолетних






Содержание занятия: систематизация знаний о нормативно-правовых основах организации трудовой деятельности несовершеннолетних, анализ примеров реальной практики.

Задание студентам:

1. Конкретизируйте цель деятельности социального педагога по организации трудовой деятельности.

2. Составьте памятку для родителей несовершеннолетних, разъясняющую возможность и условия трудовой деятельности их детей.

 

Кодекс Законов о труде Российской Федерации

(с изменениями и дополнениями, внесенными законом РФ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» от 25 сентября 1992 г.)

(Извлечение)

Глава XII. Труд молодежи

Ст. 173 Возраст, с которого допускается прием на работу

Не допускается прием на работу лиц моложе шестнадцати лет. В исключительных случаях, по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом предприятия, учреждения, организации, могут приниматься на работу лица, достигшие пятнадцати лет.

Для подготовки молодежи к производительному труду допускается прием на работу учащихся общеобразовательных школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения, в свободное от учебы время по достижении ими четырнадцатилетнего возраста с согласия одного из родителей или заменяющего его лица.

 

СТ. 174 Права несовершеннолетних в трудовых правоотношениях

Несовершеннолетние (лица, не достигшие восемнадцати лет) в трудовых правоотношениях приравниваются в правах к совершеннолетним, а в области охраны труда, рабочего времени, отпусков и некоторых других условий труда пользуются льготами, установленными настоящим Кодексом и другими актами трудового законодательства.

 

СТ. 175 Работы, на которых запрещается применение труда лиц, моложе восемнадцати лет

Запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на подземных работах.

Список тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утверждается в порядке, установленном законодательством.

Запрещается переноска и передвижение несовершеннолетними тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы.

 

СТ. 176 Медицинские осмотры лиц моложе восемнадцати лет

Все лица моложе восемнадцати принимаются на работу лишь после предварительного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижении восемнадцати лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру.

 

В отношении несовершеннолетних, кроме того:

- действует запрещение привлекать к ночным и сверхурочным работам и работам в выходные дни (ст. 177);

- устанавливается особая норма выработки, исходя из нормы выработки для взрослых рабочих пропорционально сокращенной продолжительности рабочего времени (ст.179), а также могут утверждаться в предусмотренных законодательством случаях и размерах пониженные нормы выработки; эти нормы утверждаются администрацией предприятий, организаций по согласованию с профсоюзным комитетом;

- сохраняется полная оплата труда, вне зависимости от сокращенного рабочего времени (ст.180); труд несовершеннолетних, допущенным к сдельным работам, оплачивается по сдельным расценкам, установленным для взрослых работников, с доплатой по тарифной ставке за время, на которое продолжительность их ежедневной работы сокращается по сравнению с продолжительностью ежедневной работы взрослых работников;

- оплата труда учащихся общеобразовательных школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений, работающих в свободное от учебы время, производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки (ст.180); предприятия, учреждения, организации могут устанавливать учащимся доплаты к заработной плате за счет собственных средств;

- устанавливается броня приема молодежи на работу и профессиональное обучение на производстве (ст.181); отказ в приеме на работу и на профессиональное обучение указанным лицам, направленным в счет брони, запрещается - такой отказ может быть обжалован ими в судебном порядке;

- увольнение работников моложе восемнадцати лет по инициативе администрации допускается, помимо соблюдения общего порядка увольнения, только с согласия районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних (ст.183);

- работникам, проходящим профессиональное обучение на производстве или обучающимся в учебных заведениях без отрыва от производства, администрация обязана создавать условия для совмещения работы с обучением: устанавливается сокращенная рабочая неделя или сокращенная продолжительность ежедневной работы с сохранением заработной платы в установленном порядке и другие льготы (ст.187, 189).

 

П О Л О Ж Е Н И Е

об организации трудоустройства несовершеннолетних

граждан на временную работу, утвержденное приказом

Федеральной службы занятости России от 26.04.95 г. N 94

 

1. Общие положения

1. Основной задачей содействия трудоустройству несовершеннолетних граждан на временную работу является их приобщение к труду, получение профессиональных навыков, адаптация к трудовой деятельности.

2. Органы службы занятости проводят работу по трудоустройству несовершеннолетних граждан на временную работу в соответствии с региональными программами занятости, а также настоящим Положением.

3. Настоящее Положение определяет деятельность органов службы занятости по организации трудоустройства несовершеннолетних граждан на временную работу как в период каникул, так и в свободное от учебы время в течение всего учебного года.

4. Приоритетным правом при трудоустройстве пользуются дети из числа детей-сирот и лишенных попечения родителей, а равно лиц, их заменяющих, подростки из семей безработных граждан, неполных, многодетных и неблагополучных семей, семей беженцев и вынужденных переселенцев, а также подростки, состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, освобожденных из воспитательно-трудовых колоний или закончившие специальные учебно-воспитательные учреждения.

5. При организации трудоустройства подростков на временную работу следует руководствоваться действующими законодательными и нормативными актами о труде, занятости и образовании в части норм, предусмотренных для этой возрастной категории.

Трудоустройство несовершеннолетних граждан допускается на работу, не наносящую ущерба их здоровья, нормальному развитию, нравственности и не нарушающую процесса обучения, при этом трудоустройство подростков в возрасте 14 лет допускается только при наличии письменного согласия одного из родителей или лица, его заменяющего.

Направление подростков для трудоустройства осуществляется в соответствии с Перечнем видов работ, рабочих мест и профессий, на которых допускается применение труда подростков, разрабатываемым предприятиями по согласованию с региональными органами по труду, органами образования, здравоохранения и профсоюзными объединениями.

Запрещается направление подростков на тяжелые работы, работы с вредными или опасными условиями труда и в ночное время, на работы по переноске и передвижению тяжестей, повышающих установленные для них предельные нормы, а также связанные с производством, хранением и торговлей спиртными напитками, наносящие ущерб нравственности подростка, и работы, выполняемые вахтовым методом.

Продолжительность рабочего времени в период каникул не может превышать: для учащихся в возрасте от 16 до 18 лет - 36 часов в неделю и 6 часов в день; для учащихся от 14 до 16 лет - 24 часов в неделю и 4 часов в день.

В течение учебного года продолжительность еженедельного учебного и ежедневного рабочего времени учащихся не может превышать половины максимальной продолжительности рабочего времени, предусмотренной для учащихся соответствующего возраста.

Период работы учащихся подтверждается справкой с указанием выполненной работы, времени работы и заработной платы или соответствующей записью в трудовой книжке, выдаваемой предприятием-организатором работ.

6. Трудоустройство учащихся на временную работу может осуществляться в организации, независимо от форм собственности.

7. Организация трудоустройства подростков на временную работу проводится при непосредственном участии органов государственной исполнительной власти, органов по труду, органов службы занятости, образования, здравоохранения, комиссий по делам несовершеннолетних, комитетов по делам молодежи и осуществляется во взаимодействии с работодателями, а также профсоюзными, молодежными, детскими и другими общественными организациями.

II. Порядок работы центров занятости по организации

трудоустройства несовершеннолетних граждан на временную работу

1. Организация работы по временному трудоустройству несовершеннолетних граждан осуществляется на основе всестороннего анализа состояния рынка труда, изучения потребностей подростков в трудоустройстве и возможностей работодателей в обеспечении их занятости.

2. Изучение потребности подростков в трудоустройстве производится на основе анализ данных о количестве обращений в органы службы занятости, а также на основе опросов, проводимых органами образования, комитетами по делам молодежи, комиссиями по делам несовершеннолетних, другими организациями.

С целью определения численности подростков, желающих трудиться, их профессиональных интересов и других вопросов, касающихся организации трудоустройства, центры занятости могут принимать участие совместно с органами образования, комитетами по делам молодежи, комиссиями по делам несовершеннолетних, другими заинтересованными сторонами в работе по анкетированию подростков.

3. Количество свободных рабочих мест для использования труда несовершеннолетних определяется на основе данных, поступающих от работодателей о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, а также данных о возможностях трудоустройства молодежи в школьных и межшкольных учебно-производственных комбинатах, в цехах и мастерских, учебно-производственных комбинатах ПТУ, малых предприятиях и кооперативах при учебных заведениях и подростковых клубах.

4. Центры занятости совместно с другими заинтересованными сторонами изучают возможность создания временных дополнительных рабочих мест для труда несовершеннолетних граждан. В необходимых случаях решают вопросы оказания им финансовой помощи для этих целей.

5. При отсутствии необходимого количества мест для трудоустройства несовершеннолетних граждан органы службы занятости совместно с заинтересованными сторонами могут вносить предложения в местные органы власти об установлении в соответствии с действующими нормативными актами для предприятий брони и квот приема на работу лиц моложе восемнадцати лет.

6. Органами службы занятости при решении вопросов создания временных дополнительных рабочих мест, подготовки предложений по квотированию и бронированию необходимо учитывать интересы подростков, связанные с возможностью получения профессиональных навыков, установлением оптимального режима труда, других вопросов, касающихся организации труда и отдыха.

7. Центры занятости формируют банки вакансий на основе данных, полученных от предприятий об имеющихся рабочих местах, в том числе в счет брони для лиц моложе 18 лет, а также рабочих мест, создаваемых дополнительно.

8. Используя сведения о наличии свободных рабочих мест, центры занятости организуют среди населения разъяснительную работу о возможностях трудоустройства несовершеннолетних граждан, активно привлекая к ней средства массовой информации. Своевременно доводят указанную информацию до органов образования, комиссий по делам несовершеннолетних, комитетов по делам молодежи.

Наряду с этим органы службы занятости совместно с другими заинтересованными сторонами проводят работу по разъяснению прав и обязанностей несовершеннолетних граждан при трудоустройстве.

В целях содействия трудоустройству несовершеннолетних граждан органы службы занятости совместно с заинтересованными сторонами проводят специализированные ярмарки вакансий.

9. Центры занятости, наряду с традиционной индивидуальной формой трудоустройства, могут оказывать помощь в формировании бригад и групп подростков для работы по договорам с работодателям, в том числе направлять подростков на работу совместно с их родителями.

Центры занятости могут подбирать руководителей бригад и групп из числа безработных, в том числе на основе договора об общественных работах, а также привлекать руководителей из числа граждан, ищущих работу на условиях вторичной занятости, имеющих опыт работы с подростками.

10. Органы службы занятости организуют работу по трудоустройству подростков при посредничестве постоянно действующих и временных молодежных и подростковых бирж труда, предприятий временного найма, других предприятий или общественных организаций на основе договоров, а также могут самостоятельно организовывать эту работу и заключать договора непосредственно с организациями, в том числе на создание временных дополнительных рабочих мест.

 

Р Е К О М Е Н Д А Ц И И

по квотированию рабочих мест н предприятиях, в

учреждениях и организациях для лиц, особо нуж-

дающихся в социальной защите

(Извлечение)

I. Особые положения

1.1 Квотирование рабочих мест для приема на работу лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, проводится в целях обеспечения дополнительных гарантий занятости граждан.

Квота - минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (в процентах от среднесписочной численности работников предприятий, учреждений, организаций), которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории.

1.2 Право на установление квоты для приема на работу лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, имеют органы местного самоуправления.

Квотирование осуществляется по согласованию с работодателями на основе договоров, заключаемых между органами местного самоуправления работодателями.

Органы местного самоуправления с учетом ситуации, складывающейся на рынке труда, по предоставлению соответствующих территориальных органов государственной службы занятости населения с участием органов по труду устанавливают предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности квоты для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Работодателям, выделяющим или создающим рабочие места для указанной категории граждан, предоставляются льготы и компенсации в соответствии с действующим законодательством...

1.3 К группам населения, для которых производится в первую очередь квотирование рабочих мест, относятся граждане Российской Федерации и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации; инвалиды; выпускники общеобразовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования; молодежь из числа сирот и лишенных попечения родителей, а равно лиц, их заменяющих; несовершеннолетние, освобожденные из воспитательно-трудовых колоний или закончившие закрытые специальные учебно-воспитательные учреждения; другие лица моложе восемнадцати лет; лица, освобожденные из мест лишения свободы; женщины, воспитывающие детей-инвалидов. В зависимости от ситуации, складывающейся на рынке труда, возможно квотирование рабочих мест и для других групп населения**)

**) Одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей; родители, воспитывающие детей до трех лет и являющиеся единственными кормильцами в семье; лица предпенсионного возраста; лица, продолжительное время не имеющие работы; беженцы, вынужденные переселенцы, а также некоторые другие категории граждан.

 

П О Л О Ж Е Н И Е

о порядке и условиях добровольного труда учащихся

общеобразовательной и профессиональной школы в

свободное от учебы время

Приложение к постановлению Госкомтруда СССР, Гособразовния СССР, Секретариата ВЦСПС и Секретариата ЦК ВЛКСМ от 3 июля 1988 г. N 343/90-01-490/25-01/17-30/43/34-а

(Извлечение)

I. Общие положения

1. Учащиеся общеобразовательных школ, профессионально-технических и средне специальных учебных заведений, достигшие 14-летнего возраста, могут по их желанию и с согласию одного из родителей или лица, заменяющего его, приниматься на работу на государственные и в кооперативные предприятия, учреждения, организации для выполнения в свободное от учебы время легкого труда не причиняющего вреда их здоровью, нормальному развитию и не наносящего ущерба посещаемости учебного заведения.

4. Учащимся, работающим в свободное время от учебы время, освоившим в процессе трудовой деятельности знания и умения по данной профессии или специальности в соответствии с квалификационными характеристиками, присваивается начальный квалификационный разряд (класс, категория) в соответствии с требованиями по подготовке кадров на производстве.

II. Прием на работу

6. Учащиеся, изъявившие желание поступить на работу, подают личное заявление с согласием на нем одного из родителей или лица, заменяющего его, предъявляют справку с места жительства и свидетельство о рождении или паспорт, а также справку медицинского учреждения о состоянии здоровья.

7. Прием на работу оформляется договором в письменной форме с согласия профкома. В договоре должны быть наиболее полно изложены взаимные обязательства сторон.

8. При приеме учащихся на работу администрация обязана ознакомить их с характером работы, условиями труда, разъяснить их права и обязанности, ознакомить с правилами внутреннего трудового распорядка, подробно проинструктировать по технике безопасности, производственной санитарии и другим правилам по охране труда и пожарной безопасности.

9. Учащиеся могут расторгнуть договор, предупредив об этом администрацию предприятия письменно за три дня.

Работа учащегося на предприятии должна быть также прекращена по письменному заявлению одного из родителей или заменяющего его лица, либо на основании медицинского заключения о состоянии здоровья, препятствующего продолжению работы, а также по инициативе учебного заведения в случае ухудшения посещаемости занятий.

10. При прекращении договора предприятие выдает учащемуся справку о работе с указанием профессии (специальности), квалификации, должности и времени работы. Это время включается в трудовой стаж в соответствии с действующим законодательством. На основании данных справок предприятие, куда в дальнейшем (после окончания учебного заведения) будет принят учащийся на работу, должно внести соответствующую запись в трудовую книжку.

IV. Оплата труда и социальное страхование

16. Оплата труда учащихся, работающих на предприятиях в свободное от учебы время, производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки.

Предприятие в пределах предоставленных ему прав может устанавливать учащимся доплаты к заработной плате, а также предоставлять им иные льготы и преимущества.

17. Заработанные учащимися в свободное от учебы время денежные суммы выплачиваются им полностью в сроки, установленные для выплат заработной платы на данном предприятии.

19. Учащиеся, занятые общественно полезным трудом на предприятиях или в кооперативах, могут являться членами профессиональных союзов СССР. На них распространяется государственное социальное страхование.

 

П О Л О Ж Е Н И Е

об организации общественных работ

(Извлечение)

Настоящее Положение разработано на основе Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 20 апреля 1996 г. N 36-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации «О реализации Комплексной программы мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 гг» от 3 августа 1996 г. N 928 и определяет общий порядок организации общественных работ для граждан, обратившихся в органы федеральной государственной службы занятости населения, далее - органы службы занятости.

I. Общие положения

1.1 Под общественными работами понимаются общедоступные виды трудовой деятельности, как правило, не требующие предварительной профессиональной подготовки работников, имеющие социально полезную направленность и выполняемые гражданами по направлению органов службы занятости.

1.2 Общественные работы организуются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления с привлечением заинтересованных организаций по предложению и при участии органов службы занятости с целью поддержки трудоустройством и особо нуждающихся в социальной защите, исходя из ситуации на рынке труда и уровня безработицы на каждой территории, с учетом количества трудоспособного населения, а также из необходимости и целесообразности организации таких работ.

1.4 Общественные работы призваны обеспечивать:

- удовлетворение потребностей субъектов Российской Федерации в организации необходимых общественных работ, носящих временный и сезонный характер;

- временный заработок (трудовой доход) гражданам, признанным в установленном порядке безработными, гражданам, ищущим работу, в том числе проходящим обучение по направлению органов службы занятости;

- приобщение к трудовой деятельности лиц, впервые ищущих работу, не имеющих профессии (специальности), в том числе молодежи, вступающей в трудоспособный возраст;

- трудовую реабилитацию лиц, имеющих длительный (более одного года) перерыв в трудовой, в том числе профессиональной деятельности.

1.5 По решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, по предложению и при участии органов службы занятости основными видами общественных работ могут быть признаны:

- уход за престарелыми и инвалидами, помощь в обслуживании больных и обслуживании детей в период каникул;

- сезонная помощь при проведении сельскохозяйственных работ и заготовок сельхозпродукции;

- уборка территории городов, населенных пунктов, промышленных предприятий;

- строительных дорог, прокладка водопроводных, газовых, канализационных и других коммуникаций;

- проведение мелиоративных работ;

- участие в строительстве жилья и реконструкции жилого фонда, а также объектов социально-культурного назначения;

- восстановление историко-архитектурных памятников, комплексов, заповедных зон;

- сезонная помощь в обслуживании пассажирского транспорта и организаций почты и связи;

- помощь организациям жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения;

- сезонная помощь местным органам обслуживания санаторно-курортных зон;

- экологическое оздоровление регионов (озеленение и благоустройство территорий, сохранение и развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма);

- обслуживание систем вторичного использования отходов;

- подсобные работы в организациях перерабатывающего комплекса промышленности и торговли;

- помощь в организации масштабных мероприятий культурного назначения (спортивных соревнований, фестивалей, сооружение спортивных площадок, обслуживание отдыха детей в период каникул и т.д.);

- участие в проведении федеральных и региональных общественных кампаний (опросов общественного мнения, переписи населения и т.д.);

- другие доступные виды трудовой деятельности.

III. Направление граждан на общественные работы

3.1 Направление на общественные работы осуществляется органами государственной службы занятости. Услуги по направлению граждан на общественные работы оказываются органами государственной службы занятости бесплатно.

3.3 Участие безработных граждан в общественных работах допускается только с их согласия.

3.5 С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор сроком до шести месяцев и с правом его продления по соглашению сторон.

При заключении трудового договора следует учитывать:

- период проведения работ и режим труда;

- условия труда и обеспечение необходимыми средствами труда;

- оплату труда, распространение на этих работников льгот и преимуществ, действующих на предприятии;

- ответственность, права и обязанности сторон, условия расторжения договора.

 

Литература:

Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» (1996).

Положение об организации трудоустройства несовершеннолетних граждан на временную работу, утвержденное приказом Федеральной службы занятости России от 26.04.95 г. N 94

Забрянский Г.И., Савинкова Е.Н. Проблемы социально-правовой защиты несовершеннолетних в сфере трудоустройства// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1994. - № 3. - С. 67-75.

 


[1] Российская Газета – 2000. – 10 марта.

[2] Российская газета. - 1996. - 15 августа; ФЗ РФ " О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" от 16 апреля 2001 года № 44-ФЗ //Российская газета – 2001. – 20 апреля

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.