Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет договора.






Единственным существенным условием договора транспортной экспедиции является предмет договора - юридические и фактические действия экспедитора, связанные с перевозкой груза.

Закон выделяет основные и дополнительные экспедиционные услуги.

К основным услугам относятся:

- организация перевозки груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом;

- заключение экспедитором от имени клиента или от своего имени договоров перевозки груза;

- обеспечение отправки и получения груза.

Дополнительные услуги включают:

- получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей;

- проверка количества и состояния груза;

- погрузка и выгрузка груза;

- уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента;

- хранение груза;

- получение груза в пункте назначения;

- выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

Экспедитор вправе:

- привлекать для исполнения договора третьих лиц, отвечая за них перед клиентом;

- отступать от указаний клиента в случае необходимости;

- выбирать или изменять вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта исходя из интересов клиента;

- удержать груз до уплаты клиентом вознаграждения и возмещения понесенных в интересах клиента расходов (только если это прямо сформулировано в договоре);

- не приступать к исполнению договора до получения всей необходимой информации;

- проверять достоверность сведений, предоставленных клиентом.

Большинство управомочивающих экспедитора норм закона могут быть изменены договором.

Статья 4 Закона " О транспортно-экспедиционной деятельности" выделяет обязанности экспедитора:

- оказывать услуги в строгом соответствии с указаниями клиента;

- незамедлительно уведомлять клиента о допущенных отступлениях от его указаний;

- при принятии груза выдать клиенту экспедиторский документ и представить оригиналы договоров с перевозчиками, заключенными от имени клиента.

Права клиента, так же как и экспедитора, сформулированы в ст. 3 закона " О транспортно-экспедиционной деятельности".

Клиент вправе:

- выбирать маршрут следования груза и вид транспорта;

- требовать у экспедитора предоставления информации о процессе перевозки груза;

- давать указания экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции.

Обязанности клиента:

- своевременно предоставить экспедитору полную, точную и достоверную информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки и иные необходимые сведения, а также документы на груз;

- уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им в интересах клиента расходы.

Следствием неполного или неточного указания клиентом сведений о свойствах груза могут быть его повреждение (утрата) и возникновение угрозы нарушения прав и законных интересов для третьих лиц. Именно поэтому возникает необходимость обязать клиента предоставлять точные и полные сведения о грузе.

Расторжение договора. Любая из сторон договора вправе расторгнуть договор, предупредив об этом другую сторону в разумный срок и возместив убытки, причиненные расторжением договора (ст. 806 ГК РФ).

Ответственность сторон и особенности разрешения споров.

Поскольку экспедитор осуществляет предпринимательскую деятельность, он несет ответственность во всех случаях, кроме наступления обстоятельств непреодолимой силы. Экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

С момента получения груза всю ответственность перед клиентом за сохранность этого груза несет экспедитор. Если груз будет утрачен по вине перевозчика, отвечать перед клиентом будет все равно экспедитор. Но если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность перед клиентом экспедитора, заключившего договор перевозки, определяется на основании правил, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик. Наряду с возмещением реального ущерба экспедитор обязан возместить клиенту упущенную выгоду.

В ДТЭ может быть предусмотрено, что наряду с возмещением реального ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением груза, экспедитор возвращает клиенту ранее уплаченное вознаграждение. (Например, если экспедитор обязался доставить автомобиль из Владивостока в Новосибирск, но контейнер с машиной сгорел в пути, то и услуга, которую должен был оказать экспедитор, фактически не была оказана, поэтому экспедиторское вознаграждение подлежит возврату)

В договоре может быть установлена ответственность за нарушение экспедитором сроков доставки груза.

Обстоятельства, освобождающие экспедитора от ответственности, наряду с обстоятельствами непреодолимой силы -обстоятельства, препятствующие перевозкам, согласно соответствующим транспортным уставам. Например, к таким обстоятельствам может относиться запрет на осуществление перевозок в определенном направлении, перекрытие дорог, снежные заносы.

Ответственности клиента перед экспедитором:

- за убытки, причиненные экспедитору в связи с неисполнением обязанности по предоставлению информации;

- за несвоевременную уплату экспедитору вознаграждения и возмещения понесенных расходов клиент оплачивает экспедитору неустойку в размере 0, 1% просроченной суммы за каждый день просрочки. Наконец, если будет установлено, что клиент необоснованно отказывается от возмещения экспедитору понесенных расходов, в пользу экспедитора взыскивается штраф в размере 10% суммы понесенных расходов.

Нормы об ответственности экспедитора носят императивный характер. (Стороны соглашением не могут уменьшить размер ответственности экспедитора. Увеличение же ответственности, наоборот, допустимо.)

Запрещение уменьшения ответственности необходимо для того, чтобы избежать злоупотреблений: так как экспедитор зачастую заключает с обратившимися к нему лицами договоры присоединения, то в такие договоры могут включаться оговорки об ограничении ответственности экспедитора. Благодаря наличию специальной нормы в законе указанные оговорки являются ничтожными.

Закон предусматривает обязательный претензионный порядок разрешения споров.

Претензия экспедитору должна направляться в течение 6 месяцев с момента, когда возникли основания для ее предъявления. К претензии должны быть приложены документы, подтверждающие обстоятельства, на которые ссылается клиент в претензии. Экспедитор обязан рассмотреть претензию и дать на нее ответ в течение 30 дней с момента ее получения. Исковая давность по договору транспортной экспедиции составляет 1 год.

Специальный сокращенный срок исковой давности обусловлен зависимостью договора от договоров перевозки, где законом установлен аналогичный срок исковой давности. Это позволяет экспедитору, которого привлекут к ответственности по договору, взыскать свои убытки с перевозчика в случае, если груз был поврежден или утрачен по его вине.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.