Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственно-правовые взгляды М.М. Ковалевского






Понятие права в концепции Ковалевского имеет двоякое значение: 1) право есть отражение требований солидарности и обусловленной ею идеи долга, заставляющей индивидов брать на себя обязанности, чтобы сохранить интерес группы; это право предшествует государству и порождает позитивное право; 2) позитивное право, имеющее нормативный характер и обеспечиваемое принудительной силой государства, выражает волю не отдельного класса, а целого общества; оно содержит правила, призванные либо расширить, либо ограничить свободу индивида.

Ковалевский отвергал идею прирожденных прав, идущих от " естественного состояния".

Возникновение и права, и государства, согласно его теории, обусловлено интересами общественной солидарности. Взаимозависимость людей, подкрепляемое принудительной силой, ведет к объединению различных союзов в государстве.

Источник возникновения власти и государства Ковалевский усматривал " в психическом воздействии личностей, способных к инициативе, к творчеству, на массы, не способные ни к чему иному, как к подчинению своей деятельности чужому примеру.

Стадии развития общества и государства: догосударственному состоянию соответствует племенное княжество или правление совета старейшин. Государственности Античного мира свойственна непосредственная демократия, феодализму – сословная монархия, на смену которой приходит " всесословная" стадия развития общества. Последней, по мнению Ковалевского, соответствуют вначале цезаризм, а затем конституционная монархия и республика.

Исторической закономерностью Ковалевский считал необходимость продвижения каждого общества от низшей к более высокой стадии. Однако этому прогрессу противоречит, писал Ковалевский, " противопоставление бедности и богатства, рознь между имущими и неимущими". Для преодоления этого противоречия он полагал необходимым усиление вмешательства государства в распоряжение собственностью в интересах земледельцев и рабочих, юридическое закрепление права на труд, свободную деятельность профсоюзов, их борьбу за социальные права.

Им осуждалось любое государство, посягающее на " личные права", как " деспотическое государство", " якобинское сверху или снизу".

Ковалевский настойчиво обращал внимание на такое качество " всесословного" общества, как провозглашение гражданского и политического равенства, прав и свобод личности, юридических гарантий этих прав и свобод.

Ковалевский был сторонником глубоких реформ, ведущих к утверждению " всесословного" (т.е. гражданского) общества. Он писал, что революция как средство социального изменения вызывается ошибками правительства, которое не удовлетворяют справедливые, естественные для своего времени требования народа.

Ковалевский не одобрял самодержавие, но был сторонником сохранения монархии в России. Он считал возможным эволюционное развитие самодержавия в " демократическую монархию", основанную на конституции и представительном правлении.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.