Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политико-правовое учение Дж.Вико






Наиболее яркими представителем итальянского Просвещения стал Дж. Вико

Джамбаттиста Вико был одним из первых мыслителей, кто в целом ряде пунктов предвосхитил научную социологию. Мысль об объективном характере исторического процесса пронизывает учение итальянского философа. Он полагал, что область наших знаний ограничена нашими делами. Человек знает что-то в той мере, в какой он это делает. Такая зависимость придает культуре объективный и наглядный способ существования. История — это наука о человеческой деятельности. Она доступна познанию независимо от Божественного откровения. Закономерность исторического процесса в понимании Вико подобна индивидуальному развитию человека.
Он понимал историю как объективный закономерный процесс, протекающий циклически. Вико поделил историю человечества на три периода: «век богов» (детство), «век героев» (юность), «век людей» (зрелость), в ходе развития и смены которых происходит становление социальной жизни, возникновение собственности и враждующих между собой сословий.
Первая стадия не знает государственности, не знает юридических норм. Законами здесь служат мистерии и прорицания оракулов, сообщающих людям волю богов. Поскольку право основано тут на сверхъестественном авторитете, оно не допускает, конечно, никакого рационального объяснения. Управляют обществом жрецы. Их господство основано на прорицаниях и толкованиях, в которых выражена воля богов. Вико не связывает возникновение государства с договором. Каждой форме государственности он указывает свое особое основание, свои причины появления. На этой стадии отсутствует позитивный закон. Однако по мере возникновения частной собственности и неравенства нарастает неоднородность социальных интересов, их антагонизм. Так, государство и право возникает из потребности обеспечения универсального гражданского блага.
На второй фазе исторического цикла, в эпоху героев, государство существует как власть аристократии, которая диктует пропитанные своекорыстием правовые нормы. Господство аристократии опирается на право сильнейшего, которое закреплено в официальных актах. Право здесь — право грубой силы. Но аристократическая система исчерпывает себя, что приводит к падению патрицианского государства и права.
Третья, последняя фаза — эпоха людей. Ей присущи республиканско-демократические устройства или же представительные монархии с достойными человека правами и свободами, обеспечивающими народный суверенитет. Источником государственной власти является народ, а назначение органов государственной власти заключается в гарантии прав и свобод граждан. Законы тут мудро и гибко сочетают частные интересы со всеобщими, устанавливают равенство между людьми (разумеется, равенство юридическое). В этот период происходит утверждение гражданского общества, на смену религиозному мировоззрению приходит разум» который способен познать законы развития человечества. Так, по мнению Вико, выглядит грядущее буржуазное общество.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.