Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учение Ж.Ж. Руссо о праве






Право. Закон – выражение общей воли. Виды законов: политические, гражданские, уголовные и «наиболее важные из всех» - нравы, обычаи и общественное мнение.

К общественному договору Руссо относил только политические законы. При разработке законов законодатель должен учитывать географические факторы, нравы народа. Но необходимо дождаться зрелости народа, прежде чем подчинять его законам (критиковал Петра I за то, что подверг свой народ «цивилизации чересчур рано»).

Правовая концепция.

Разрабатывая концепцию права Ж.-Ж. Руссо последовательно проводил идею свободы. Он рассматривал ее как естественную сущность человека, поскольку, благодаря свободе, человек отличается от животного, потому что естественная свобода заключается в независимости. От природы человеку присуще добро, она не имеет собственности, ни от кого и ни от чего не зависит, а значит и свободной.

Таким образом, Ж.-Ж. Руссо определенной степени идеализирует первичнообщинные родовые отношения. В таком обществе господствовало право равенства свободных, независимых индивидов - естественное право, которое предшествовало государству. Установленные государством законы стали на защиту присвоенного отдельными индивидами имущества, а организация правительственной власти создала предпосылки для новых порабощениям. Так образовалась " причудливая равенство прав", а на самом деле - деспотизм и произвол. Неравенство, что возникла в период перехода от первобытной природы до государственного общества, была скрыта декларацией о равенстве перед законом.

Влияние идей Ж.Ж.Руссо, как теоретическое, так и практическое, очень велико. Он подверг сомнению просветительский культ науки и важность прогресса для будущего развития человечества. В отличие от других просветителей Руссо сознавал ограниченность разума, ставя на первое место чувственное начало человека. Некоторые его идеи были воплощены во время Великой Французской революции. Якобинцы считали его своим учителем и оправдывали свою диктатуру его учением о народном суверенитете.

 

31 Политико-правовой идеал французских социалистов-утопистов

Французские социалисты-утописты, критикуя основы эксплуататорского строя, уделили внимание выяснению причин преступности, разоблачению многочисленных преступлений, безнаказанно совершаемых тиранами, критике феодального неправосудия, а также разработке оснований будущего общества, в том числе и нового права и законности.

Социалисты-утописты глубже и последовательнее разоблачали корни преступности, которые видели в существовании частной собственности.

Жан Мелье. «Завещание» Мелье - рукопись, о некоторых ошибках и заблуждениях в поведении людей и в управлении ими. В записях приводятся ясные и очевидные доказательства суетности и ложности всех божеств и религий мира.

В «Завещании» Мелье центральное место занимает проповедь атеизма, разоблачение ложности религии. Мелье дает резкую критику основ современного ему развитие общественной мысли во Франции и призывает народ к революционной ломке устоев общества, основанного на частной собственности.

Разоблачая носителей духовной и светской власти, Мелье сравнивает их с тягчайшими преступниками – с разбойниками и убийцами.

Мелье очень глубоко и подробно вскрывает царящие в обществе и санкционированные религией неравенство между людьми, господство частной собственности. Он рассматривает эти явления как коренную причину пороков и преступлений.

На первое место Мелье ставит огромное неравенство в состоянии и положении людей. Чем больше в обществе господствует неравенство в экономическом и общественном положении людей, чем резче делится оно на поработителей и порабощенных, тем большими становятся в этом обществе пороки и преступления.

Вторым злоупотреблением, распространенным в обществе, Мелье считает существование паразитических элементов, к числу которых он относит, с одной стороны нищих, а с другой – «богатых бездельников». С особой силой и страстностью Мелье разоблачает паразитизм служителей религии.

Третье злоупотребление, царящее в обществе, состоит в частной собственности. Описывая условия существования людей, владеющих и не владеющих собственностью, Мелье связывает с частной собственностью распространение в обществе преступлений. Раскрывая злоупотребления, царящие в обществе, Мелье говорит о тираническом господстве, вся тяжесть которого ложится на плечи народа и которое осуществляется путем голого насилия.

В своем «Завещании» Мелье, в отличие от других утопистов и просветителей, не разрабатывает основ «мудрого законодательства», но он призывает народ к революционному действию, к насильственному уничтожению тирании богатых, тирании духовенства, тирании королей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.