Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учение Б.Спинозы о государстве и праве






Был издан его " Богословско-политический трактат", посвященный исторической критике Библии и обоснованию свободы философии. Политико-правовое учение Спинозы связано с его философией, особенно с идеей строгой закономерности, причинной обусловленности всех явлений природы, " субстанции", которая никем не

установлена и является " причиной себя".

Под естественным правом Спиноза понимал необходимость, в соответствии с которой существуют и действуют природа и ее часть. При этом естественное право отождествлялось с " мощью" — способностью природы к самосохранению: " Право каждого простирается далеко, как далеко простирается определенная ему мощь". Спиноза считал необходимым " рассматривать человеческие действия и влечения точно так если бы вопрос шел о линиях, поверхностях и телах".

Настоящая задача политики, утверждал Спиноза, в том, чтобы вывести из самой человеческой природы то, что наилучшим образом согласуется с государственной политикой.

Человек, писал Спиноза, по природе эгоистичен и корыстолюбив: " Каждый защищает чужой интерес лишь постольку, поскольку думает тем самым упрочить свое благосостояние". Каждый ищет своей пользы, а за благо считает те законы, которые необходимы для приумножения его достояния. Политика должна основываться на том, что условием достижения общего блага является защита частной собственности.

Суждения Спинозы о праве и законе основываются на свойственном рационализму представлении о свободе как подчинении единому для всех разумному закону.

Закон, обеспеченный принуждением, соединяет людей в общество и предназначен для того, чтобы обуздать аффекты и дурные страсти, в нем должен быть воплощен истинный разум, всегда направленный на общее благо. Создание законов не может быть доверено монархам, сановникам и лицам, прихоти которых в силу слабости человеческой природы неизбежно возьмут верх над разумом.

Чтобы закон был разумен, он должен быть принят большим собранием людей. Таким образом, разумность законов и общая свобода обеспечены там, где законы принимает многочисленное собрание.

Наиболее прочным государством Спиноза признавал демократическую республику.Спиноза осуждал абсолютную монархию, утверждал, что естественное право не утрачивает своей силы в гражданском состоянии.

Спиноза считал возможной ограниченную монархию, в которой государством управляет представительное учреждение, а также аристократическую республику, но обе эти формы он видел такими, в которых нужны специальные меры, предупреждающие тиранию и угнетение.

Поэтому, согласно учению Спинозы единственное абсолютное государство, могущественное, опирающееся на согласие подданных, правящее ими при помощи только умных законов, обеспечивающее свободу, равенство, общее благо- это демократия, " народная форма верховной власти".

Концепция Спинозы — первое в идеологии Нового времени теоретическое обоснование демократии.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.