Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учение Г. Гроция о государстве и праве






Основатель науки международного права.
Основная работа: «О праве войны и мира».
Гроций определяет природу человека аксиоматически, как математик. В каждом человеке заложены социальные аппетиты, т.е. стремление к общению с себе подобными. Гроций уточняет: людям свойственно «стремление к спокойному и руководимому собственным разумом общению с себе подобными».
На основе этой аксиомы, Гроций вырабатывает договорную теорию происхождения государства, противопоставляя ее теории божественного происхождения государства: «первоначально люди объединились в государство не по божественному повелению, но добровольно, убедившись на опыте в бессилии отдельных рассеянных семейств против насилия, откуда берет свое происхождение гражданская власть».
Государство представляется Гроцию осознанным объединением свободных индивидов: «Государство есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы».

Суверенитет государства, т.е. верховная власть государства, — это такая власть, «действия которой не подчинены иной власти и не могут быть отменены чужой властью по ее усмотрению». Гроций различает общего носителя суверенитета — государство, а также конкретных носителей, которыми могут быть как одно лицо, так и несколько лиц. Поэтому государства могут иметь различную форму правления, однако ни одна из них не может быть названа совершенной. Учение Гроция о суверенитете связано с его представлением о договорном происхождении государства: до момента заключения договора суверенитет принадлежит народу, а после его заключения — государству. Гроций считал, что государство создано путем общественного договора, а договоры согласно предписаниям естественного права должны соблюдаться. И потому народ, согласно такой логике, не должен иметь права «низлагать и карать» государей, которые злоупотребляют своей властью.
Однако народ, по Гроцию, все же имеет это право, если государь: становится «явно враждебным всему народу»; уже отрекся от престола; утратил свою власть, полученную под какимлибо условием; при вручении ему власти сам дал согласие на то, что ему в известных случаях можно оказывать сопротивление и др.
Под правом Гроций понимал «правила нравственных поступков», которые являются для индивидов обязательными.

Гроций делил право на естественное и позитивное (волеустановленное).
для Гроция источник естественного права —это «предписания здравого разума».
Источником позитивного права для Гроция является воля, которая может быть человеческой и божественной.
Сформулировал правила, которые предписываются естественным правом каждому рационально мыслящему индивиду:
• воздержись от присвоения чужого имущества;
• верни полученную тобой чужую вещь;
• возмести извлеченную из этой вещи выгоду;
• возмести ущерб, причиненный по твоей вине;
• воздай людям заслуженное наказание (преступление должно быть наказано);
• договоры необходимо соблюдать (pacta sunt servanda).
Правила естественного права, считал Гроций, неизменны, как неизменна сама разумная природа индивидов. Поэтому естественное право незыблемо и не может быть изменено даже Богом:

Гроций признает право частной собственности, которое устанавливается, с одной стороны, правом позитивным, а с другой — получает защиту в силу права естественного.

Гроций выступал против захватнических войн и за необходимость подчиняться правовым ограничениям, если война уже началась.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.