Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политико-правовое учение И.Волоцкого






Монастырское имущество не может препятствовать монахам достигать вечного спасения. Выступал за разоблачение так называемой «ереси жидовствующих» – еретическое движение, возникшее в Новгороде в 70-х гг. XV в.

«Просветитель». «Ересь жидовствующих» – опаснейшая угроза нравственным устоям русского общества, распад которых неминуемо влек за собой его гибель. В условиях, сложившихся к началу XVI в. в Московии, судьба православной веры и церкви в огромной степени зависела от характера верховной государственной власти и от того, как эта власть будет действовать.

Отстаивая независимость церковной организации, Иосиф не считал, что государственная власть должна быть поставлена на службу церкви. Его представления о взаимоотношениях государства и церкви не укладывались ни в принцип «царство выше священства», ни в принцип «священство выше царства».

Проповедовал идею божественного происхождения верховной государственной власти. От Бога цари принимают скипетр царствия, от Бога получают в управление и государство. Сам носитель Богом данной царской власти остается подобным другим людям. Не признавал божественного характера власти русских удельных князей. Придавал верховной государственной власти на Руси, светской по существу, церковный характер. смешивал светские законы с сугубо религиозными, христианскими установлениями. Но Волоцкий не был сторонником неограниченной абсолютной монархии.

Пределы осуществления верховной государственной власти в русском обществе мыслились Иосифом Волоцким не столько правовыми, сколько религиозно-нравственными. Царь ставится Богом на престол не один, а с «правдою». Он не просто царь, а держатель «правды» – высокого, Богом освященного, нравственного начала в общественной жизни.

Русский государь – это прежде всего хранитель православно-нравственных устоев общества, защитник его от всякого вреда душевного и телесного, от разлагающего воздействия злочестивых еретиков. Еретиков и вероотступников государственная власть должна казнить.

Идеальный государь – это, по мнению Волоцкого, человек непорочный, как ангел; блюститель законности и справедливого суда; творящий суд, не боясь сильных мира сего; не берущий взяток, не уповающий на ложь, не желающий восхвалений.

Допускал возможность того, государь окажется недостойным своей миссии и не способным выполнять предписанные ему обязанности. Настаивал на необходимости выказывать властям покорность и послушание, следует им поклоняться и служить телом, а не душой. Нечестивому правителю призывал не повиноваться.

Государь не волен распоряжаться имуществом церквей и монастырей. Особенно опасны для Русского государства – иноплеменники.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.