Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конфессиональная картина современного белорусского общества






 

При анализе религиозной ситуации в современной Белоруссии важно учитывать характер тех разнообразных процессов, которые происходят в политической жизни как самой страны, так и за ее пределами. Можно четко обозначить события, с которых началась современная Белоруссия. Это распад Советского Союза и принятие в июле 1991 года Верховным Советом БССР Декларации о государственной независимости. Следует подчеркнуть, что для Белоруссии опыт самостоятельного государственного существования оказался новым. Поэтому процессы трансформации в нашей стране идут довольно тяжело. Очень большое влияние на них, в том числе и в религиозной сфере, оказывает политика, проводимая государством. Одной из специфических черт современной религиозной ситуации в Белоруссии является то, что государство стремится ее контролировать. Кстати, это общая характеристика ситуации в стране — общественная жизнь в ней находится под жестким государственным контролем. Белорусское законодательство о религиях построено таким образом, чтобы дать возможность властям вмешиваться в эту сферу. В Ст. 16 Конституции записано: «Взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа». Отметим, что трансформация религиозной сферы Белоруссии со времени обретения страной государственной независимости имела во многом принципиальный характер и оказала очень существенное влияние на состояние общественного сознания. Прежде всего, трактовка религии со стороны государственной идеологии изменилась на прямо противоположную: в Советском Союзе она рассматривалась как “пережиток прошлого” и “единственная легально существующая форма антикоммунистической идеологии”, в независимой Белоруссии религия (прежде всего, православие) официально была провозглашена “основой духовности” и “неотъемлемой частью национальной культурной традиции”. Однако, это следует подчеркнуть, что изменения официального отношения к религии можно рассматривать как один из показателей характера трансформации и в религиозной сфере современной Белоруссии. Причем, этот показатель имеет, скорее, внешний характер и не затрагивает тех процессов, которые происходят внутри самих конфессий. В последнее время остро ощущается необходимость налаживания нормальной религиозной жизни в стране, чтобы религия стала частью общественной жизни. Главным объективным показателем изменений в религиозной сфере Белоруссии является рост числа религиозных организаций. Так, за период с 1988 по 2014 годы количество религиозных общин увеличилось более чем в 4 (с 768 до 3280), а религиозных направлений — в 3 раза.
Если же говорить о характере религиозности подавляющего большинства белорусов, то она имеет преимущественно декларативный характер. В Белоруссии был проведен ряд социологических исследований религиозности населения. Их результаты очень существенно расходятся между собой. Как правило, провластные структуры подчеркивают, что большинство белорусов являются верующими, и подавляющее количество их — православные. Мы приведем те цифры, которые считаем наиболее реалистичными. Согласно опросу, проведенному в 2011 году Институтом социологии Национальной академии наук Белоруссии, “истинно верующим” считает себя каждый пятый белорус, среди них к православию себя относят 57, 3%, к католичеству — 34, 5%, к протестантству 31%. При этом на вопрос “Были ли Вы в последние выходные в храме? ” положительно ответили только 6% участников опроса. Результаты этого, как и других серьезных социологических исследований, свидетельствуют, что, как правило, когда жители Белоруссии заявляют о своей принадлежности к той или иной религиозной конфессии, то речь идет не о религиозной, а, скорее, о культурной идентификации. Считается, что православие — «традиционная религия восточных славян». Крещение ребенка в православном храме воспринимается как традиционный ритуал, то же относится и к отпеваниям умерших. Эти два христианских таинства являются на Белоруссии наиболее массовым. Белоруссия является традиционно поликонфессиональной страной, на ее территории мирно уживались представители различных религий. Не было серьезных столкновений, а также преследований на религиозной почве.
Наглядным примером традиционной для Белоруссии веротерпимости является то, что в центре многих городов и сейчас рядом стоят православная церковь, католический костел и синагога. Также следует подчеркнуть, что в отличие от наших соседей — России и Польши — на территории Белоруссии, ни одна из религий никогда не была безусловно господствующей и всегда существовал баланс между представителями различных конфессий. Важно учитывать, что традиционная для Белоруссии поликонфессиональность требует в настоящее время дополнительных усилий по обеспечению нормального взаимодействия между представителями различных религиозных направлений. Со стороны государства предпринимаются целенаправленные действия по обеспечению религиозного мира в стране. В «Концепции национальной безопасности Белоруссии» записано, что одним из национальных интересов в социальной сфере является «обеспечение гармоничного развития межнациональных и межконфессиональных отношений». Официально утверждается, что в Белоруссии отсутствует основа для этнической, конфессиональной, расовой, политической дискриминации и нетерпимости, их отдельные проявления носят несистемный и единичный характер.
Однако, несмотря на проблемы, которые существуют в религиозной сфере современной Белоруссии, в целом для нее характерно мирное сосуществование представителей различных конфессий, а также наличие межрелигиозного диалога. До недавнего времени его основным инициатором была Белорусская православная церковь. На уровне республиканского руководства были установлены хорошие отношения между православными и католиками, осуществлялось взаимодействие с евангельскими христианами-баптистами. По инициативе Белорусской православной церкви были проведены три международные конференции, посвященные межрелигиозному диалогу: «Диалог христиан и мусульман в условиях глобализации» (2007), «Христианско-иудейский диалог: христианские ценности как основа взаимоуважения в гражданском обществе» (2009), «Православно-католический диалог: христианские этические ценности как вклад в социальную жизнь Европы» (2011).

 

28. Специфика религиозной ситуации в Беларуси: традиции и современность

Современная Беларусь строит гражданское общество, правовое государство в условиях острых противоречий, в том числе и в духовной сфере. В наличии широкий спектр демократизации социальной жизни, рост численности объединений верующих, что привело к коренным качественным изменениям конфессиональной карты страны, которая на сегодняшний день отличается своим разнообразием.По состоянию на 1 января 2004 года в Республике Беларусь насчитывалось 2863 религиозные общины, в их числе 1290 — православных и 432 католических. Старообрядческих общин в республике — 34, Христиан веры Евангельской — 494, Евангельских христиан-баптистов — 270, Совет церквей ЕХБ — 29, Греко-католических — 13, Новоапостольских — 20, иудейских — 29, исламских — 27, Свидетелей Иеговы — 26, бахаи — 6, мормонов — 3, кришнаитов — 6, первых христиан — 1. Число религиозных общин продолжает увеличиваться. Общины представляют 27 конфессий, церквей, религиозных направлений и деноминаций. Кроме того, немалое число религиозных организаций действуют без регистрации, не получая статуса юридического лица.

На территории Беларуси имеются 1040 православных церквей, 387 костелов и пр. Всего насчитывается 2030 культовых помещений.В настоящее время строится 227 новых культовых зданий, в том числе православных — 144, католических — 40, протестантских — 40; многие культовые здания ремонтируются и находятся на реставрации.В республике со своими уставами действуют 149 религиозных организаций, имеющих общеконфессиональное значение. Имеются такие религиозные организации, как православная и 2 католические духовные семинарии, православная академия и духовные училища, 21 православный и 8 католических монастырей, 24 протестантские миссионерские организации, 43 религиозных центра и управления (республиканских и областных). Среди них 11 православных и 4 католические епархии. С их учетом численность религиозных организаций достигла 3012.В религиозных организациях работают 2696 служителей культа, в том числе 1254 православных священника и 392 католических ксендза (192 из них являются иностранными гражданами). В 2003 году протестантскими объединениями было приглашено в Республику Беларусь 199 иностранных граждан, в том числе 28 человек для религиозной деятельности.Религиозная жизнь в Беларуси представляет собой сложную систему отношений, которые включены в общую структуру общественной жизни и развиваются под влиянием социально-экономических и политических процессов. Усиление роли и влияния религии в обществе в целом, ее внедрение в ту или иную общественную сферу прямо связаны с политикой и идеологией государства.Влияние отдельных конфессий на общественную жизнь Республики Беларусь достаточно велико: прежде всего, это БПЦ, к которой себя относят более 80% населения Беларуси, считающих себя верующими.Согласно данным НИСЭПИ, православной церкви Беларуси доверяло в 2002 году 65, 3% жителей страны. БПЦ сегодня становится важной общественной силой, по праву занимая значительное место в отношениях общества и государства. Социологи приходят к выводу, что доверие к БПЦ, явно наблюдаемое в современном белорусском обществе, носит не только религиозный, а в большей мере и «идеологический» характер. Они считают возможным говорить о некоем «православном консенсусе», рожденном утратой прежней идеологической схемы. Общество вправе ожидать, что православная церковь использует этот ресурс доверия для работы на общую пользу в нынешнюю трудную пору.Религиозная жизнь как составная часть общественной жизни, с одной стороны, является совокупностью универсальных общебелорусских, а с другой стороны — специфических региональных оценок и особенностей. Поэтому общегосударственные и региональные компоненты в одних случаях, взаимодействуя между собой, формируют систему гармоничного взаимообогащающего существования, а в других — вступают в противоречие, приводят к отчуждению и разграничению в религиозной среде.Специфика современной религиозной ситуации заключается в следующем: наблюдается повышение роли религиозного фактора, что проявляется в росте религиозных организаций; выделяется религиозная многоговариантность как в чисто конфессиональном понимании, так и в плане конфессионально-территориальном; произошло превращение страны в многоконфессиональное государство с доминирующими христианскими деноминациями; наблюдаются недоразумения, распри, противоречия в религиозной среде; происходит развитие национального самосознания у представителей различных этнических меньшинств, одним из каналов которого является появление различных национальных религиозных течений и объединений.Для современной религиозной ситуации в республике характерна постоянная жесткая конкуренция религиозных организаций и объединений в борьбе за влияние на население и пополнение своей паствы; религиозные организации и объединения свободно, без контроля со стороны государственных органов выполняют свои функции в своей среде и в обществе, свободно пропагандируют свое вероучение; поднялся уровень общественного престижа и реальной роли религии, религиозных организаций в общественных процессах республики; фактически исчерпан резерв для дальнейшего роста уровня религиозности белорусов, наблюдавшегося в первой половине 90-х годов.Современный религиозный мир нашей страны крайне неоднороден, противоречив, многопланов. Сегодня известно большое количество религиозных организаций, отличающихся друг от друга не только вероучением, происхождением, историей, количеством последователей и ролью в этнокультурном развитии Беларуси, но и особенностями их социальной структуры, положением в социуме и набором социальных целей. Весь спектр нравственных, правовых, политических проблем современной Беларуси характерен для деятельности религиозных движений. Религиозные организации бывают инициаторами ценнейших нравственных, экологических начинаний, стремясь сделать наш мир подлинно гуманным. Вместе с тем известны и совершенно иные направления деятельности религиозных организаций, связанные с некоторой конфронтацией по отношению к принятым в обществе порядкам. Некоторые служители культа и группы верующих в обстановке демократии и гласности воспринимают свободу совести как ничем не регламентированную деятельность, как право отвергать любые юридические нормы, не соблюдать законы. Здесь прослеживается переплетение религиозных и национальных моментов, выливающихся в отдельных случаях в антиобщественные проявления. Отсюда нагнетание требований клерикализации общественной, культурной жизни, воспитания, быта, втягивание верующих в межконфессиональные распри. Религиозная идеология взята на вооружение рядом общественно-политических партий и движений. В результате их действия часто находили отражение в нормотворческих замыслах и проектах. Отдельные религиозные организации, появившиеся в нашей стране в последние годы, нередко используют такие формы социальной активности, которые находятся на грани правовой нормы. Кроме того, антигражданские установки, ревизия социокультурной памяти их последователей, активная финансово-политическая помощь из-за рубежа и другие обстоятельства, сопровождающие деятельность некоторых религиозных организаций, формируют негативное общественное мнение по отношению к ним, что может стать источником межконфессиональной напряженности в обществе, чреватой тяжелейшими социальными последствиями.В целом в области межрелигиозных отношений в Республике Беларусь имеет место действие двух процессов, противоположным образом влияющих на развитие религиозной терпимости. Укреплению демократических представлений о свободе совести противостоит антидемократическая и изоляционистская (в рамках «своей» религии) тенденция. А ряд так называемых новых религиозных движений, преимущественно тоталитарной направленности, воспользовавшись либерализацией религиозной жизни белорусов, объективно содействует развитию нетерпимости в обществе. Трудно в настоящее время говорить о последствиях деятельности в Беларуси этих религиозных организаций и их представителей. Но, бесспорно, это нарушает религиозную стабильность в стране и веками сложившийся этноконфессиональный баланс.Для последних лет характерен, в первую очередь, бурный рост количества религиозных организаций, но в то же время и серьезные изменения в их организационной структуре, определенные новые тенденции в распределении сфер влияния между конфессиями. Популярность и степень воздействия на сознание и поведение людей зависят от экономической мощи религиозной организации и авторитета политической силы, избранной в союзники. На фоне этих проблем заметно возрастает конкуренция между различными вероучениями.Борьба всех религиозных организаций за влияние на умы верующих проходит в специфических условиях постсоветского общества, для которого характерен низкий уровень религиозной культуры, то есть уровень знания и исполнения обрядов институционально оформленных конфессий. Можно выделить два направления, по которым проходит конкурентная борьба. Первое— организации традиционных для Беларуси религий конкурируют между собой, стремясь реализовать свои интересы. Второе — традиционные религии объединенно выступают против повышения влияния «новых религий».О состоянии конкуренции между традиционными религиями можно сказать следующее. Опыт совместного сосуществования на территории поликонфессионального и многонационального государства делает в настоящее время невозможным открытое противостояние между руководителями религиозных организаций православия, католицизма, ислама, иудаизма, но это не означает, что отдельные религиозные общины или религиозные деятели никогда не применяют агрессивных методов для реализации своих интересов. В целом, такие действия находят осуждение со стороны верующих и иерархов. Поэтому можно говорить о мирном сосуществовании религиозных организаций, традиционных для Беларуси. Все эти религиозные общины и организации находят силы и желание вести мирный диалог между собой и по вопросам вероучений и по проблемам реальной экономической, политической и культурной деятельности. Но эффективного диалога с «новыми религиями» пока не получается.Все представители традиционных для Беларуси вероисповеданий занимают позицию неприятия по отношению к деятельности миссий западных вероучений протестантского толка и миссий организаций нетрадиционных культов. Именно традиционные религиозные организации поддерживают общественные объединения, которые противостоят новым религиозным движениям, поскольку государство занимает позицию невмешательства. Православные общины организуют центры помощи людям, ставшим жертвами антигуманных религиозных вероучений. Проблема восстановления морального и психического здоровья тем более остра, что жертвами новых религиозных движений становятся молодые люди. Охарактеризовав в целом религиозную ситуацию в Беларуси, нельзя не проанализировать конкретное влияние религиозного фактора в белорусском социуме.В этом плане весьма интересны данные исследований, проведенных в течение ряда лет учеными НАН Беларуси, ИСПИ при Администрации Президента Республики Беларусь, вузов республики, а также независимых социологических центров: считают себя верующими около 50% опрошенных; о безрелигиозной мировоззренческой ориентации (неверующие и безразличные к религии) заявили 14—20%. Социологи зафиксировали наличие практически стабильного числа (10—15%) людей с предрасположенностью к вере и неверию. Из этой группы в основном идет пополнение верующих. Вера в сверхъестественные силы свойственна 8, 1% опрошенных.

Вместе с тем можно говорить о появлении в религиозном поле Беларуси нового типа религиозного человека — секулярного верующего: декларируя себя верующим (почти половина опрошенных), высоко оценивая роль религии в сохранении традиции и культуры (более трети опрошенных), признавая нравственную функцию религии (более 40% респондентов), такие люди не живут церковной жизнью. Это наиболее характерно для православного населения: регулярно посещают храм (участвуют в богослужении) только 19, 5% из них, не посещают вовсе 14, 8%; участвуют в обрядах и таинствах 18, 1%, не принимают участия 24, 1%. Для католиков эти показатели таковы: регулярно посещают богослужения 44, 7%, не посещают — 1, 3%; участвуют в обрядах 37, 3%, не участвуют — 9, 3%. Наиболее ответственно относятся к своим религиозным обязанностям протестанты: регулярно совершают богослужения 93, 6%, не совершают 0, 0; участвуют в обрядах и таинствах 87, 3%, не участвуют — 3, 5%. Интересно сравнить эти данные с немногочисленной, но традиционной для Беларуси группой мусульман: регулярно посещают мечеть 28, 3%, не посещают вовсе — 5, 1%; совершают обряды 33, 3%, не совершают — 9, 1%.

Такое положение некоторые аналитики объясняют тем, что православие воспринимается его адептами скорее как идеология (что предполагает вторичность значимости ритуала), а верующими других конфессий их религия трактуется как способ духовной самореализации, как синтез идеи и поведения. К глубоко верующим отнесли себя 4, 2% православных, 10, 2% католиков, 75% баптистов. Регулярно молятся 13% православных, около 18% католиков и 85, 7% протестантов.

Из общего числа опрошенных немногим более 12% не допускают, что можно декларировать свою религиозность и не ходить при этом в церковь, не участвовать в обрядах; в то же время 79% верующих младше 30 лет придерживаются противоположной точки зрения.

Необходимо отметить, что большой процент верующих либо слабо ориентируется в вероучительных основах своей религии, либо вообще не придает им особого значения. Так, во второе пришествие Христа верят менее 25% православных и 38% католиков, но более 90% протестантов. Около трети христиан верят в переселение душ!

Республика Беларусь, несмотря на значительную институциональную религиозность, является в большей степени секуляризированной страной. Поэтому необходимо реально оценивать возможности религии, так как социальное и нравственное возрождение возможно только при общих усилиях и сотрудничестве государственных и религиозных объединений. Для нормального развития общества важно, чтобы учитывались как общие интересы людей, так и интересы отдельных групп несмотря на их мировоззренческие устои. Нельзя к инакомыслящим проявлять нетерпимость и агрессивность. Опасен во взаимоотношениях между людьми фундаменталистский подход. Культура граждан предусматривает широкий кругозор, своеобразный набор мировоззренческих и нравственных взглядов, лояльное отношение к мировоззрению других людей.

 

29. Прикладное социологическое исследование: виды, структура, функции.

Социологическое исследование представляет целостную систему теоретических и прикладных процедур, способствующих получению нового знания об исследуемом объекте для решения конкретных теоретических и практических социальных проблем. Социологическое исследование прикладного характера становится необходимым только тогда, когда возникает социальная проблема, требующая своего разрешения.

В зависимости от специфики изучаемого объекта определяется следующая структура конкретно-социологического исследования (КСИ):

- объект исследования, т.е. определенные процессы и явления социальной действительности, подлежащей изучению;

- субъект исследования, т.е. научный коллектив или группа социологов, проводящих исследования;

- цели и задачи прикладного социологического исследования;

- средства – финансовые, человеческие, научно-технические, необходимые для проведения прикладного исследования;

- программа КСИ и инструментарий исследования;

- реальные практические результаты.

В проведении КСИ выделяют 5 этапов:

1) организационный, связанный с определением темы социологического исследования, с подбором социологической группы или коллектива, который будет проводить КСИ. Определяются время начала и окончания исследования, способ обработки полученных данных, вид итогового отчета (монография, конференция, докладная, депонирование);

2) программно-подготовительный – самый сложный этап. Разрабатывается программа КСИ, без которой не может быть исследования. Определяется место каждого этапа исследования и каждой процедуры;

3) полевые исследования – выход на объект исследования и сбор социологической информации (полевое исследование в узком смысле – опрос на месте; в широком – изучение предмета исследования с учетом воздействия на него разных социально-экономических и политических факторов);

4) обработка полученной информации. Детально, целостно, в полном объеме в соответствии с программой производится анализ полученной информации.

5) итоговый отчет – ответ, ради чего проводилось КСИ, выводы по проблеме, рекомендации по ее решению.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.