Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Древние германцы.






Феодализм(от «феод» – наследственное земельное владение, получаемое вассалом от сеньора за выполнение какой-либо (обычно военной) службы) – общественно-экономическая формация, характеризующаяся полной собственностью господствующего класса на основное условие производства – землю и частичной собственностью на непосредственного производителя (крепостного крестьянина).Феодализм рождается в этом синтезе двух миров (варварского и цивилизованного).Но пропорции, в которых они сочетались в дальнейшем историческом сплаве, были на разных территориях самые разнообразные. Там, где сильно преобладало одно из начал над другим, феодализм развивался замедленно и неполнокровно.Продолжается начавшаяся еще в позднеантичный период трансформация социально-экономической структуры и права классической древности. Рабство распространено еще очень широко, но статус раба уже существенно иной: закон все чаще рассматривает его как обладателя имущества, в том числе земли, и предполагает в какой-то мере его правовую ответственность. Вольноотпущенники понемногу утрачивают признаки свободы и опускаются до положения зависимых людей, держателей земли своих патронов. Мелкая аренда также все больше становится формой зависимости. Медленно, но неуклонно римское поместье превращается в феодальную вотчину. В еще большей степени испытывают на себе влияние новой среды варвары. Они знакомятся с римской агротехникой и организацией римских поместий, с римским правом, проводящим более жесткие различия между свободой и рабством, чем их собственные обычаи, с развитой торговлей, допускающей куплю-продажу всякого имущества, не исключая земли, с мощной государственностью, приучающей к дисциплине и четкому делению на тех, кто управляет, и тех, кем управляют. Типы генезиса феодализма в Западной Европе

Первый тип – на основе «уравновешенного» синтеза элементов феодализма, вызревавших внутри рабовладельческой формации, с протофеодальными отношениями, зарождавшимися в разлагавшемся первобытнообщинном строе. Классический эталон этого типа – Франкское государство, особенно северофранц. регион.

Второй тип – на основе синтеза с явным преобладанием позднеантичных начал (средиземноморский регион – Италия, Южная Франция, Испания – после завоевания её вестготами; вне Западной Европы вариант этого типа даёт Византия – старая рабовладельческая основа возникновения Ф. была выражена там особенно отчётливо, в частности, не было разрушено сильное рабовладельческое государство, лишь постепенно трансформировавшееся в 7–11 вв. в раннефеодальное, сохранились города).

Третий тип – бессинтезный или с очень незначительными элементами синтеза. Ф. здесь рождался из разложения родо-племенного строя варваров, минуя стадию развитого рабовладельческого общества (Сев.-Зап. Германия, скандинавские страны, вне Западной Европы – территории вост. и зап. славян, Венгрия). В регионах, где процесс феодализации шёл по этому пути, он затянулся на длительное время.

Развитие феодального способа производства делится на три последовательных периода. Особенно отчетливо они различимы в истории Европы. Первый продолжается здесь примерно до X века и характеризуется медленным становлением новых производственных отношений и изживанием укладов, отвечающих наследию обоих указанных выше источников феодального синтеза. Второй период примерно с Х-ХI вв. характеризуемая своего рода кризисом и как бы отрицанием сложившейся феодальной системы: ростом городов, массовым переселением в них и тем самым раскрепощением части феодально-зависимого населения, развитием внутренних рынков. Но в этой перестройке феодализм в конце концов обрел новые возможности для развития, для еще более полного раскрытия своей сущности и своей прогрессивной исторической роли. Третий период начинается с XVI в., когда из феодального ремесла произошла мануфактура – зачаточная форма капиталистического производства. Эта последняя еще долгое время вынашивается и вызревает в недрах феодализма, будучи с ним глубоко срощена, но все же третий период, чреватый этим неразрешимым противоречием, является нисходящей стадией феодализма.

 

3. Первые упоминания о кельтах относятся к V в. до н.э. Гекатей Милетский (около 540—475 гг. до н.э.) сообщает, что греческая колония Массалия (Марсель) находилась в стране лигуров, по соседству со страной кельтов, а Геродот утверждает, что истоки реки Дуная находятся в стране кельтов. По мнению А.Н. Фанталова существуют различные гипотезы формирования кельтов как исторической общности. Согласно более ранней, предки народа пришли в Центральную Европу из Причерноморья. Однако сейчас самой распространенной теорией происхождения является гипотеза автохтонного происхождения кельтов в районе между Средним Рейном и Средним Дунаем к 7 в. до н. э. Эту теорию подтверждают лингвинистические данные, в этих областях очень много географических названий кельтского происхождения.

В 6 веке до н. э. орды кельтов потрясли Европу, завоевывая территории современных Франции, Испании, Британии. Земли нынешней Франции стали называться по их имени Галлией (кельты, галлы, галаты – все это разные формы одного и того же этнонима). Эта страна стала сердцевиной кельтских земель и базой новой экспансии, на этот раз на восток. Люди вождя Белловеза разгромили этрусские городки в долине реки По (около 397 г. до н. э.). Кельты заняли Богемию (современная Чехия). На рубеже V-IV вв. до н.э. часть кельтов продвинулась в придунайские области и захватила богатые центры того времени в Северном Зальцбурге (Халлейн-Дюрренберг, Гальштат). Затем они продвинулись в Нижнюю Австрию и в Карпатскую котловину, свернули на юго-восток, к Балканскому полуострову, в III в. до н.э. проникли на территорию современной Болгарии, в 279 г. до н.э. опустошили Македонию, затем вторглись во Фракию и дошли до Средней Греции. Примерно в этот же период, кельты заселили Ирландию. Во II-I вв. до н.э. увеличивается густота кельтских поселений в Словакии. Можно предположить, что часть кельтов под давлением германских племен в конце II в. до н.э. ушла из Чехии. Кельты легко смешивались с местными племенами - иллирийцами, фракийцами, лигурами, иберами и т.д. и легко поступали в качестве наемников на военную службу в разных странах. Кельты не достигли какого-либо политического единства и не смогли создать устойчивые государства. С III в. до н.э. кельтская экспансия собственно прекратилась, и их дальнейшие переселения и завоевания - это поиски новых мест поселения народом, уже теснимым германцами и римлянами. Большое количество галатов (кельтов) поселилось в Малой Азии (около 270 г. до н.э.), в области близ современной Анкары. С тех пор эта область называлась Галатией.

Наиболее подробные сведения о галлах оставил Юлий Цезарь в записках о Галльской войне, которую он вел в 58-51 гг. до н.э. Он разделяет Галлию на три части, в одной из которых жили белги (к северу от Сены, южнее и западнее Арденн), в другой - аквитаны (от Пиренеев к холмам в бассейне Гаронны), в третьей - галлы. Наиболее значительными галльскими племенами были гельветы на территории современной Швейцарии, секваны в Франш-Конте, лингоны и эдулы в междуречье Сены и Луары, битуриги в поречье Луары, арверны в Оверни по р. Алье, аллоброги по р. Изер до Женевского озера, сеноны в поречье Сены, треверы по р. Мозель. Во время римского завоевания на Среднем Маасе жили племена, которые Цезарь называет германцами, но судя по названиям - эбурноны, сегнеры и др. - они были кельтами.

Структура общества древних кельтов напоминает клановую организацию Шотландии и Ирландии в более позднее время – с заменой клана на племя и вождя клана на вождя племени. Младшие члены аристократии и родичи стояли почти на одном уровне с вождем, в то время как остальные члены клана должны были быть ему преданы, зависели от него и сражались за него в межклановых столкновениях. У каждого племени был свой король, могущество которого определялось количеством земель, которыми он правил, размером его племени и числом клиентов; ниже его стояли свободные благородные люди, а также жрецы и провидцы

Кельты строили городища, которые защищали их от враждебных племен и диких зверей. Они выбирали неприступные возвышенности, например вершины скал, возводили по краям огромные земляные валы и одновременно выкапывали глубокие рвы. В некоторых городищах перед земляными валами возводили каменные стены. Ворота ставили с таким расчетом, чтобы заставить противника плутать в лабиринте высоких стен, подвергаясь атакам кельтов, вооруженных мечами, копьями и пращами. Общество кельтов было строго упорядоченным, законы в нем устанавливала знать — князья или вожди отдельных племен, или кланов. Кельты жили не только в городищах, но и в небольших деревнях и на хуторах, объединяясь по пять- шесть семей. Помимо овощей, они выращивали пшеницу и ячмень; из ячменя не только пекли хлеб, но и варили пиво. Кельты разводили коров, коз, лошадей, свиней и овец, охотились с собаками на диких кабанов. Им нравилось носить яркую вышитую одежду, отделанную чеканными бронзовыми пластинами, и золотые украшения.

Кельты поклонялись десяткам богов и духов, а также Солнцу и Луне. Чтобы угодить богам, они совершали приношения; друиды приносили в жертву и животных, и людей. Друиды были жрецами кельтских племен, которые жили в Галлии (ныне — в основном Франция) и Британии в I в. до н.э. Друидами могли быть как мужчины, так и женщины, они выполняли роль не только жрецов, но и вождей и судей. Слово «друид» произошло от греческого «друс», что означает дуб. Друиды считали дуб священным деревом и проводили важные религиозные церемонии в дубовых рощах.

 

Древние германцы.

Первое упоминание о германцах — краткий фрагмент философа Посидония из Массилии (ок. 135-50 гг. до н. э.). Сравнивая пищу кельтов, вполне нормальную с его точки зрения, Посидоний отмечает: «Германцы употребляют в пищу жареное ломтями мясо и при этом пьют молоко и неразбавленное вино». Хотя никаких сведений о локализации германцев Посидоний не приводит, специалисты считают, что он описывал какое-то южногалльское (кельтское) племя. Страбон (ок. 64 г. до н. э. — ок. 20 г. н. э.), активно использовавший данные Посидония в своей «Географии», указывает, что на востоке, за Рейном, живут германцы, отличающиеся от кельтов не столько нравом и образом жизни, сколько большей дикостью, высоким ростом, более светлым цветом волос. Поэтому, замечает античный географ, римляне назвали их «германцами», как бы желая указать, что это «истинные» галлы. Ведь слово germani на языке римлян означает «подлинные». Территориально Страбон локализует Германию по-разному: 1) правобережье Рейна, совпадающее своими северными и южными границами с соответствующими пределами левобережной Галлии; 2) междуречье Рейна и Эльбы, главная область проживания свевов (свевы также занимали южную часть заэльбской Германии вплоть до Дуная); 3) заэльбские земли гермундуров, лангобардов, сугамбров, бруктеров, кимвров и т. д. Следы традиции этнического смешения кельтов и германцев содержатся в ряде источников (главным образом греческих) вплоть до поздней античности. Тацит, посвятивший этой теме специальное сочинение «О происхождении и местожительстве германцев» (98 г.). Тацит первым точно очерчивает современное ему территориальное пространство Германии: к северу — от Рейна и Дуная до берегов Балтийского и Северного морей, на восток — от устья Рейна до Карпат. Античные авторы отмечали общие для всех германцев этнические черты: свободолюбие, свирепые нравы, светлые волосы и голубые глаза, легкость в смене места жительства, постоянные войны с соседями, перемежающиеся союзами с изъявлением покорности более сильным. Цезарь, Плиний, Тацит перечисляют наименования десятков отдельных племен, фиксируя отличия их обычаев и учреждений друг от друга. Цезарь отмечает, что частной земельной собственности (в категориях римского права) у германцев нет. Каждый год главы племен переводят роды и семьи кровных родственников на другие земли, при этом одна часть населения занимается войной, а другая ведет хозяйство. Частота земельных переделов, описанных Цезарем, свидетельствует о существовании у германцев общин, состоящих из родственников. Политическую организацию германцев отличало наличие нескольких уровней, на которых взаимодействовали различные институты власти: существовало народное собрание, у которого в мирное время не было единого руководящего органа; далее шли округа и более мелкие области; обычное право среди сородичей осуществляли старейшины. На время войны племя избирает особую (судя по грамматике языка Цезаря — коллегиальную) власть с правом лишения жизни соплеменников. Ко времени Тацита (конец I в. н. э.) происходит значительная ломка социальной и политической организации германского племенного мира. Это наиболее заметно на ускоренном отграничении военного нобилитета от основной массы простых соплеменников. Тацит четко резюмирует причины появления знатности «по-германски»: 1) неоднократные личные военные заслуги; 2) публичный перенос знатности отцов на их детей, что выражалось в предоставлении юношам достоинства «первенствующих». Вокруг военных нобилей концентрируются дружины (comitatus) со своей внутренней командной иерархией. Чем более многочисленна дружина, тем известнее и знатнее становится ее вождь в глазах соседей. Складывается обычай, что все «добровольно и поголовно» приносили вождям в мирное время скот или агропродукты. Однако основу ресурсов вождя — как материальных, так и моральных — составляли набеги на соседей и военная добыча. Социальная структура германского общества к концу I в. н. э. включала военную знать разных уровней, рядовых свободных германцев, «рабов». «Рабы» у германцев, по словам Тацита, напоминают римских колонов. Они обязаны были давать господину оброк, но в то же время имели свободу распоряжения в своем доме и хозяйстве. Их редко подвергали побоям или заковывали в цепи, убивали чаще сгоряча, чем в наказание. Земля, по свидетельству Тацита, находилась в коллективной собственности. Продолжают существовать земельные переделы, но уже не ежегодные. При Цезаре все германцы возделывали землю; при Таците определенное число лиц это занятие презирало. Тем не менее, овёс, рожь и ячмень германцы выращивали. Тацит пишет, что германцы обожествляли силы природы, особенно солнце. С течением времени природные явления стали персонифицироваться. Так появился, к примеру, культ Донара (Тора), бога грозы. Очень почитали германцы Тиваза, покровителя воинов. Согласно Тациту, они совершали в его честь человеческие жертвоприношения. Кроме того, ему посвящалось оружие и доспехи убитых врагов. Помимо «общих» богов (Донара, Водана, Тиваза, Фро) каждое племя возносило хвалу «персональным», менее известным божествам. Храмов германцы не строили: молиться было принято в лесах (священных рощах) или в горах.

Гунны.

Племена хунну, или гунны, известны китайцам еще до н.э. Их воинственный кочевой союз сложился где-то на северных рубежах Китая еще в V - III вв. до н.э. Вопрос об этнической принадлежности гуннов до сих пор не ясен. Скорее всего, среди них были и прототюрки, точнее, общие для той поры предки тюрок и монголов, а также маньчжурские племена. В историографии XVIII — 1-й пол. XIX вв. гунны считались монголами. Впервые эту точку зрения высказал Паллас, а затем поддержали Бергман и Тьерри. Жозеф де Гинь первым высказал мнение, что гунны могли быть по происхождению тюрками или прототюрками. В настоящее время эта точка зрения пользуется наибольшей популярностью в историографии. Так, английский ученый Питер Хизер считает гуннов т. н. «первой группой тюрков», вторгнувшихся в Европу.

Во II в. до н.э. гунны потерпели серьезные поражения в столкновениях с китайцами и под их напором устремились на запад, воюя и побеждая соседние народы, среди которых главными были так называемые юэджи - родственные сакам-скифам. Юэджи, в свою очередь, должны были отходить на запад, в пределы Средней Азии и нынешнего Казахстана. В ходе такой борьбы гунны где-то ко II в. н.э. вышли к Волге, где их и фиксируют для той поры некоторые античные авторы. На берегах Волги гунны вынуждены были, задержаться почти на два века, поскольку встретили мощное сопротивление со стороны алан, обитавших тогда между Волгой и Доном. Аланский племенной союз был сильным политическим объединением. Аланы, как и гуны, были кочевники, и не случайно авторы IV в., описывая гуннов и алан как совершенно разные по расовому типу племена, подчеркивают их почти одинаковый кочевой быт. И у тех, и у других основной силой была конница, причем у алан часть ее была тяжеловооруженной, где даже кони имели броню. Однако в 70-х годах IV в. исход двухвекового соперничества был решен в пользу гуннов: они разгромили алан и, перейдя Волгу, а затем Дон, устремились на поселение " ченяховцев".Часть алан была оттеснена в районы Предкавказья, другая должна была подчиниться завоевателям и затем вместе с ними двинуться в поход на запад. Наконец, немалая часть побежденных вместе с поверженными готами также устремилась на запад.

Гунны, возглавляемые царём Баламбером, подчинили большую часть остготов (они жили в низовьях Днепра) и заставили вестготов (живших в низовьях Днестра) отступить во Фракию (в восточной части Балканского полуострова, между Эгейским, Чёрным и Мраморным морями). Затем, пройдя в 395 году через Кавказ, опустошили восточно-римские провинции Сирию и Каппадокию (в Малой Азии). С этого времени основная ветвь гуннов обосновалась в Паннонии (западно-римской провинции на правом берегу Дуная, ныне — территория Венгрии) и Австрии, совершая оттуда набеги на Восточную Римскую империю (по отношению к Западной Римской империи до середины V века гунны выступали как союзники в борьбе против германских племён). В гуннском союзе к этому времени оказался уже чрезвычайно пестрый состав германских и негерманских народов: булгары, остготы, герулы, гепиды, сарматы и др. Все покорённые племена облагались данью и принуждались к участию в военных походах. Сами гунны попали под цивилизационные влияний местного оседлого населения. Знаменитый Аттила уже имел дворцы и прочие атрибуты оседлого быта. В правление Аттилы (434—453) гуннское объединение с центром в Паннонии достигло максимальной экспансии, охватив территорию от Волги и Кавказа до Рейна. Приск писал, что «Аттила это человек, который рожден потрясти Мир». По сообщению Аммиана «Аттила сравнял с землёй всю Европу».

Аттила перешёл от тактики кавалерии к осаде городов и к 447 году взял 60 городов и укреплённых пунктов на Балканах, территории современной Греции и в других провинциях Римской империи. К 450 году гуннам выплачивала дань как Восточная так и Западная Римская империя. При Аттиле сумма дани составила 2000 фунтов золота. В 451 году в битве на Каталаунских полях в Галлии, продвижение гуннов на запад было остановлено объединённой армией римлян под началом полководца Аэция и Тулузского королевства вестготов. В 452 году гунны вторглись в Италию, разграбив Аквилею, Милан и ряд других городов, но затем отступили назад.

После смерти Аттилы в 453 году возникшими внутри империи распрями воспользовались покорённые гепиды, возглавившие восстание германских племён против гуннов. В 454 году в битве при реке Недао в Паннонии гунны были разбиты и вытеснены в Причерноморье. Попытки гуннов прорваться на Балканский полуостров в 469 году были тщетными[14].

Гунны быстро растворились в среде других народов, которые продолжали непрерывно прибывать с востока.

Основу войска составляла быстрая конница. Гунны имели стенобитные машины, камнеметную технику. Были также подвижные, хорошо защищенные крепостные сооружения, на которых стояли лучники, поражавшие противника. Главную роль в жизни гуннов играло скотоводство, особенно коневодство. О развитии ремесел у гуннов известно по находкам изделий из металла, кости и рога, камня, глины и дерева. Наличие в погребениях керамики, кувшинов, горшков, кружек, изготовленных вручную и на гончарном круге, свидетельствует о довольно высоком уровне развития гончарного искусства. В гуннском обществе были сильны черты патриархально-родовых отношений. По сведениям источников, гунны делились на 24 рода, во главе которых стояли начальники поколений (старейшины). Имелись совет старейшин и народное собрание. Источники сообщают, что гунны три раза в год собираться в Лунци, где приносили жертву духу неба. На этих собраниях старейшины родов решали важные государственные дела. Следует отметить, что в недрах родового строя уже зрели черты новых общественных отношений. В основе этого процесса лежало развитие производства и производственных отношений. Одной из причин явилось развитие обмена и торговли. Изделия из золота, дорогие иноземные товары, найденные при раскопках, свидетельствуют о возросших потребностях верхушки общества.

Источники сообщают о существовании у гуннов частно-семейной и личной собственности на скот. Помимо личной собственности на скот в источниках имеется указание на личную собственность на землю. У гуннов имелись рабы, которые формировались из числа военнопленных и населения подвластных областей. Они использовались в качестве домашней прислуги, в качестве пастухов, ремесленников и землепашцев.

Главным божеством был Тенгри-хан (бог неба).В качестве охранительных амулетов гунны носили на себе золотые и серебряные изображения фантастических животных (драконов). У гуннов были капища и идолы (литые из серебра).Существовали специальные служители культа: жрецы, колдуны, чародеи и знахари, которые призывали силы земли. Этнолог Л. П. Потапов, основываясь на сообщениях Приска, жившего некоторое время при дворе Аттилы, полагает, что у гуннов были шаманы (кам). Это слово даже входило в некоторые титулы гуннской правящей верхушки: ata kam (тюрк. «шаман-отец») — носил верховный шаман, который среди прочего определял «какие месяцы и годы будут благоприятными для народа»; второй титул (у тестя Аттилы) — as kam («соучастник», «товарищ» или «сподвижник»).

 

6. «Великое переселение народов». Период с IV по VII в. вошел в историю Европы как эпоха Великого переселения народов, названная так потому, что на эти четыре столетия приходится пик миграционных процессов, захвативших практически весь континент и радикально изменивших его этнический, культурный и политический облик. Это эпоха гибели античной цивилизации и зарождения феодализма.1)варварские племена пытались захватить новые, занятые чужаками земли: 2)Наиболее общей причиной, вызвавшей одновременное перемещение огромной разноплеменной массы людей, по всей видимости, было резкое изменение климата. Приблизительно со II в. начинается и к V в. достигает максимума похолодание. Эти перемены отрицательно сказались на условиях хозяйствования многих народов, побуждая и тех и других искать новую среду обитания в менее высоких широтах. В числе основных причин миграций нужно назвать и внешнеполитические факторы, а именно: давление одних варварских племен (чаще всего кочевых) на другие и ослабление Римской империи, оказавшейся более неспособной противостоять натиску со стороны своих окрепших соседей. В IV—VI вв. главную роль в Великом переселении играли германские и тюркские, впоследствии также славянские и угро-финские племена.

Социально-экономические и политические последствия Великого переселения народов были чрезвычайно велики. Оно способствовало падению рабовладельческого строя и слому римского государственного механизма (в Западной Римской империи). На значительной части Северного Средиземноморья распространилось свободное крестьянское землевладение, мелкое производство окончательно вытесняет рабовладельческую латифундию, создаются предпосылки для формирования феодального строя (что частично было подготовлено внутренним развитием Римской империи). Общая оценка Великого переселения народов в исторической литературе весьма различна: германистское направление приписывает германским племенам исключительную творческую роль; романское расценивает их как разрушителей античной цивилизации. В советской исторической науке господствует представление о романо-германском и соответственно византийско-славянском синтезе как источнике формирования новых общественных отношений. При этом роль разных племён в разрушении римских порядков была различной: вестготы, остготы, вандалы сохранили многие римские институты, франки и лангобарды решительно ломали традиционные порядки; славянская колонизация Восточной Римской империи не сопровождалась крушением римской государственности. Сложна проблема взаимоотношения варваров и римского населения. Господствовавшее в советской исторической науке 1940-н.1950-х представление о " революции рабов и колонов", поддержавшей Великое переселение народов, не нашло подтверждения в источниках: значительная часть крестьян и особенно горожане, страдая от нашествий варваров, выступали против них. К последним миграционным волнам великого переселения относят арабские завоевания, начавшиеся в VII в. и охватившие Аравию, Западную и Среднюю Азию.

 

7. Первая волна великого переселения была связана с германцами. Вторжения варварских (германских, сарматских и др.) племён, живших в первые века н. э. на периферии Римской империи, значительные уже в к.II-III вв. (Маркоманская война 166-180, захват в 2 70-х германскими и сарматскими племенами Дакии и др.), приняли с последней четв.IV в. катастрофический для Рима характер. Во II-III вв.через Восточно-Европейскую равнину с севера на юг - из районов Восточной Прибалтики в Крым двинулись германские племена готов. Вторая волна великого переселения была связана с гуннами в IV в. Причины этого кроются как во внутренних социальных сдвигах у варварских племён (разложение у них родоплеменного строя и начавшийся процесс формирования классового общества), так и в кризисной ситуации, создавшейся в Римской империи. Сочетание обоих факторов придало передвижениям IV-VII вв. радикальный характер. Передвижение на запад гуннов было непосредственным толчком к переселению. Двинувшись с Приуралья, они ок. 370 перешли Волгу и затем вместе с покорёнными ими аланами обрушились на готов, занимавших Северное Причерноморье (375). Осенью 376 часть теснимых гуннами вестготов поселилась (с разрешения римских властей) на территории империи к югу от Дуная. Притеснения чиновников вызвали в 377 восстание вестготов, к которым присоединились беглые рабы, крестьяне и работники фракийских рудников. 9 АВ 378 римское войско было наголову разбито восставшими под Адрианополем. Натиск на империю готов, аланов и гуннов был приостановлен, но готы утвердились в качестве римских федератов м.Дунаем и Балканским хребтом, усилилась варваризация римской армии. Под напором гуннов были вытеснены из Причерноморья на запад, приведя в движение и др.германские племена. Вторая волна переселения подхватила славян и привела к из расселению на Балканы и степную часть Восточно-Европейской равнины. Славянская единая общность разделилась на отдельные племена и народы: антов, венедов и склавинов. С к.IV в. натиск варваров возобновился. Зимой 394-395 гунны совершили набег на Сирию и Каппадокию. Вестготы во главе с Аларихом, разграбив Грецию, утвердились в Иллирике. 24 АВ 410 они заняли Рим и разграбили его. Хотя готы ушли из Рима уже 27 АВ 410, падение " вечного города" имело огромное моральное значение. В течение V в. германские племена расселились по всей территории Западной Римской империи, образовав здесь ряд варварских королевств: вестготское в юго-западной Галлии с центром в Тулузе (418; позднее распространилось и на Испанию), вандалов в Северной Африке (429-439), остготов в Италии (493), франков в Северной Галлии (476; затем поглотило большую часть др.варварских государств, бургундов в юго-восточной Галлии с центром в Лионе (ок.457); англы, саксы, юты, начавшие в с.V в. завоевание Британии, образовали здесь в к.CVI-VII вв. ряд своих королевств.Гунны, утвердившиеся в н.V в. на Среднем Дунае (в Паннонии), попытались при Аттиле (правил в 434-453) овладеть Галлией и Италией, но были разбиты на Каталаунских полях (451), их союз распался. Восточной Римской империи (Византии) удалось при императоре Юстиниане I отвоевать в 630-550-х у варваров Северную Африку, Италию и часть Испании и частично реставрировать там римские порядки. Завершающий этап переселения народов относится к к.VI-VII вв. В 568 лангобарды утвердились в Северной и Средней Италии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.