Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы социального управления




Под принципами социального управления понимают правила, положения и нормы поведения, которыми руководствуются управления в условиях, сложившихся в обществе. требования к системе, структуре, процессу, механизму социального управления. Представляют собой результат обобщения идействующих законов и закономерностей, присущих им черт, характерных фактов и признаков, которые становятся началом деятельности людей. Следовательно, принципы самоуправления — это руководящие идеи, исходные законы развития отношений управления. Принципы социального управления должны: • быть основанными на законах развития общества, его социаль­ных законах и законах управления; • соответствовать целям управления, отражать основные свойства, связи и отношения социального управления; • учитывать временные и территориальные аспекты процессов со­циального управления; • иметь правовое оформление (закрепление в нормативных доку­ментах). Общие принципы управления: 1) единоначалия (законодательная, исполнительная и судебная власть в одном человеке). Он проявляется в единоначалии при при­нятии решений и коллегиальности при обсуждении. Практика уп­равления показала, что, с одной стороны, чем полнее учитываются разные мнения на стадии принятия решения, тем оно оптимальнее, тем быстрее реализуется, потому что в процессе обсуждения отраба­тывается механизм его принятия людьми, через которых проходит любое решение. С другой стороны, приказы должны исходить от од­ного начальника, центра управления, без чего невозможны дисцип­лина и ответственность, порядок и преодоление анархии; 2) оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении, позволяет успешно распределять полномочия на приня­тие решений на каждом уровне иерархии управления; 3) сочетания прав, обязанностей и ответственности (использу­ется при определении полноты власти и ответственности между должностными лицами); 4) выбора целей и стратегий развития организации; 5) соответствия (качественные изменения в управляемом объ­екте должны сопровождаться необходимыми изменениями в систе­ме управления — организационных структурах, распределения власти, делегирования полномочий, профессионально-квалифика­ционном составе кадров и т. д.). Функции и внутренняя структура системы управления увязываются с меняющейся структурой целей организации (деревом целей). При этом функции и структура должны соответствовать целям данного уровня, как и качественные характе­ристики информации, циркулирующие в каналах управления; 6) системности (рассмотрение объекта или субъекта управления как системы, состоящей из различных звеньев);   7) иерархичности (рассмотрение систем как многоступенчатых, многоуровневых, которые требуют деления на элементы; при этом каждая ступень управляет нижестоящей и одновременно служит объектом управления по отношению к вышестоящему уровню); 8) обязательности обратной связи (получение информации о результатах воздействия управляющей системы на управляемую систему путем сравнения фактического состояния с заданным); 9) достижения социального равновесия. Каждая социальная сис­тема в той или иной мере открыта для внешних и внутренних воз­действий — разрушающих, деструктивных, уводящих от равновесия.   Причем сила внешнего воздействия может быть настолько значи­тельной, что поведение системы в определенной точке (точке бифур­кации — раздвоения) становится неопределенным, грозит переходом в новое качественное состояние, весьма далекое от равновесного. По­этому необходимы своевременная реакция системы на возмущаю­щие воздействия, адекватные ответы на вызовы среды, времени. В противном случае весьма вероятна гибель как закрытых, так и открытых сложных социальных систем. В связи с этим важно требование (принцип) адекватной оценки имеющейся ситуации как в объекте управления, так и в субъекте. Факты внешнего и внутреннего воздей­ствия — предмет тщательного анализа на основе сбора и переработки информации и получения прогнозных оценок; 10) централизации и децентрализации управления. Централизацияцелесообразна при решении стратегических задач, реализации крупных проектов развития и программ, концентрации ресурсов на главных направлениях. Но она неизбежно подавляет инициативу ис­полнителей, снижает их творческую активность. В использовании этого принципа главное — нахождение меры в соотношении центра­лизации и децентрализации. Децентрализация освобождает от не­нужной опеки, стимулирует самостоятельность, не требует жесткой регламентации и способствует более полному использованию твор­ческого потенциала субъектов управления. К принципам социального управления часто относят: • требования единства административно-государственного, хозяй­ственного и социально-культурного управления; • сочетания отраслевого и территориального социального управления; • научности социального управления; • ответственности за результаты социального управления; • рационального подбора кадров, их подготовки, расстановки и ис­пользования; • экономичности и эффективности управления. • функции прогнозирования социального управления и мотивации (стимулирования) труда.

 


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.