Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ядерные системы репрезентации знаний






Существование априорных категорий постулировалось в работах Ф. Аквинского: «Нам по природе присуще некое общее и смутное знание» (Аквинский, 2001, c. 52). Эта точка зрения разделялась И. Кантом, К. Лоренцом, К. Поппером. Так, согласно К. Попперу (2008, c. 31–32), наибольшая часть субъективного знания заключается во врожденных способностях, предрасположенностях реагировать определенным образом в определенных ситуациях. Приобретенные способности являются результатом модификации врожденных способностей. Дж. Миллер, Е. Галантер, К. Прибрам полагают, что «наследуется определенный план, а не поведение» (Миллер, Галантер, Прибрам 2000, c. 82). По мнению У. Найссера, «мы, видимо, появляемся на свет, обладая схемами, чувстви-тельными к выражению эмоций и интенций» (Найссер, 1998, c. 173–174).

Вопрос о существовании доопытного знания перестал быть предметом одних лишь умозрительных построений. Исследования подтверждают существование самых общих аспектов наших знаний о мире, таких как представления о постоянстве существования предметов и трехмерности пространства (Величковский, 2006б, c. 15-16). Согласно В.А. Барабанщикову, «жесткий врожденный перцептивный план лежит в основе ориентировочных реакций организма» (Барабанщиков, 2000, c. 176).

Анализ литературных данных (С. Кэрри, М. Легорсти, Э. Спелке, А. Лешли, С. Барон-Коэн), а также исследований, проведенных Е.А. Сергиенко (1997, 1998, 2007, 2009) и другими авторами (Лебедева, Прусакова) в области раннего онтогенеза познавательного развития, свидетельствует о наличии генетически врожденных или ядерных систем (схем) знаний. Дифференциация, новые знания, навыки и формы поведения строятся на этих ядерных системах. Сравнительный анализ поведения младенцев и животных предоставляет доказательства существования пяти ядерных систем знаний: неживые объекты и механизмы их взаимодействия; агенты и их целенаправленные действия; множества и числовые отношения (уменьшение, увеличение); местоположение в пространстве; закономерности геометриче-ских отношений.

Каждая ядерная система направлена на установление принципов, служащих для определения сущностей в данных областях, что позволяет прогнозировать объектные и субъектные события. Например, ядерная система репрезентации объекта направлена на принципы пространственно-временной связности, непрерывности, константности позволяющие младенцам и животным воспринимать границы объекта, репрезентировать форму, предвосхищать движение и местоположение объекта, даже частично или полностью скрытого от наблюдения.

Ядерные системы агента лежат в основе развития знаний о социальных агентах, их интенциях, возможных прогнозах их действий и взаимодействий, освоения культуры. Экспериментально подтверждено предпочтение новорожденными звуков родного языка, лиц своей национальной принадлежности и т.д.

Е.А. Сергиенко, анализируя ядерные системы знаний, подчеркивает, что «во всех случаях ядерные системы знаний составляют основу и дают преимущество человеческому когнитивному развитию, поскольку принципы, на которых они построены, универсальны, адаптивны и устойчивы». В глобальных ядерных репрезентациях уже заложены «истоки развития и реализации частных признаков объектов и событий» (Сергиенко, 2009а, c. 138, 143).

Особый интерес представляет становление понятий в младенческом воз-расте, которое осуществляется по пути от глобального к базовому уровню, а затем – к уровню детализации. Полученные данные подтверждают генетическую преддиспозицию дифференциации целостного образования, которая реализуется только благодаря коактивации генетико-средовых взаимодействий.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.