Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Репрезентативные когнитивные структуры как носители умственного развития






Н.И. Чуприкова определяет репрезентативные когнитивные структуры как носители психического развития через понятие «репрезентация»:

1. «Репрезентация» относится к способу описания и хранения в долговременной памяти знаний в самом широком смысле слова, включая образы, события, слова, сюжеты, тексты, понятия, законы, теории и т.д.

2. Знания хранятся в памяти не только и не столько как простые непосредственные «слепки» воспринятого (хотя такой способ хранения не отрицается). Они хранятся в виде более или менее обобщенно-абстрактных продуктов умственной переработки воспринятого. В этих продуктах представлены устойчивые характеристики предметного мира, инвариантные отношения между его компонентами, а также инвариантные характеристики внутренних состояний субъекта и субъект-субъектных отношений.

3. Хранящиеся в памяти продукты умственной обработки образуют более или менее упорядоченные системы, состоящие из ряда подсистем и иерархических уровней.

4. Эти системы представляют собой не только системы хранения знаний, но и средство познания. Они являются своего рода внутренними умственными психологическими формами (матрицами, шаблонами, схемами, планами, сетками), посредством которых человек смотрит на окружающий мир и на самого себя. Это те структуры, с помощью которых человек извлекает информацию, на которых происходит анализ и синтез всех поступающих новых впечатлений и сведений. Чем больше они развиты, тем больше возможности получения, анализа и синтеза информации, тем больше видит и понимает человек в окружающем его мире и в самом себе. В когнитивных структурах записаны не только сами знания в виде отображения множества связей между разными сторонами, свойствами и отношениями действительности, но и способы перехода от сырых чувственных данных к их все более абстрактным и обобщенным репрезентациям.

Развитие когнитивной дифференцированности структур осуществляется по следующим направлениям:

1) увеличение количества структурных уровней, на которых осуществляется репрезентация и регуляция деятельности;

2) увеличение количества размерностей (осей), на которых осуществляется репрезентация разных свойств и отношений действительности;

3) увеличение количества размерностей, которыми индивид может оперировать независимо от других в соответствии с требованиями инструкции, ситуации;

4) увеличение метрической определенности соответствующих размерностей.

Обогащение признакового состава репрезентаций за счет извлечения все новых инвариант из окружающей действительности необходимым образом связано с обогащением и дифференциацией взаимодействия с действительностью. Речь идет о признаковом составе репрезентаций и о развитии этого состава, а не о некоторых объективных признаках, присущих объектам и явлениям как таковым. Например, определим признаки формы и признаки дискретных и непрерывных величин:

1) перцептивные признаки являются следствием непосредственно-чувственного отражения разных свойств объекта (горизонтальности – для длины, вертикальности – для высоты, множественности – для дискретного количества, «массивности» зрительного воздействия – для количества вещества);

2) перцептивно-операциональные признаки формируются как следствие установления связей между изменениями впечатлений и характером соответствующих действий (действия раскатывания и сжатия изменяют вертикальную и горизонтальную составляющие, а действия прибавления и убавления изменяют впечатления множественности или массивности зрительных воздействий и впечатления тяжести);

3) перцептивно-операционально-измерительные признаки – формируются в результате применения разных мер и разных способов измерения;

4) операционально-измерительные признаки − не основываются на непосредственно-чувственном отражении данного свойства.

Внутренние познавательные структуры коррелируют со структурами объективной реальности, но не тождественны им.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.