Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мыслительные операции как основные механизмы мышления






Мыслительная операция - основная единица анализа и решения задач (интериолизованное внешнее предметное действие «из вне внутрь»)

Виды М.О.:

1.Анализ – мыслительное расчленение целого на составляющие

2.Синтез - мыслительное воссоединение элементов в целое

3.Сравнение — выявление сходств и различий

4.Обобщение - ключевая мыслительная операция - выделение общих признаков:

-эмпирическое обобщение – сравнение множества реальных объектов и выделение общих несущественных признаков

-теоретическое - анализ + абстракция существующих признаков предмета

-обобщение с места - способность обобщать на основе анализа одного конкретного объекта и быстрый переход к общим существующим признакам

5.Конкретизация - уточнение, детализирование, детализация.

6.Абстрагирование - мысленное выделение, вычленение некоторых элементов конкретного множества и отвлечение их от прочих элементов данного множества.

7.Индивидуализация - Обособление, выделение одного лица из ряда других, выделение индивидуальных особенностей из первоначального безразличия.
2.Мышление как предмет психологического исследования
1. Основные трудности с которыми сталкивается психологическое исследование мышление

1)междисциплинарный характер проблемы мышления. Традиционно мышление - это объект мышл-я разных наук(философия, кибернетика, социология и тд.) каждая из этих наук выделяла в мышл-и какие-то особенности. Философия: мышл-е-отражение объективной реакции, имеет опосредованный и обобщенный хар-тер, мышл-е позволяет получать знания о сущности происходящего(спос-ть познавать истину). Возникает много вопросов. Логика: правила нормативного(правильного) мышления. Биология: мышл-е-свойство высокоорганиз-ной материи, ф-ция головного мозга. Мозговые процессы регистрируются параллельно с мыслительными. Кибернетика: мышл-е-процесс перераб-ки инф-ции, кот-ый можно смоделировать с помощью технич систем. Педогогика: как формир-ся мышл-е в процессе обучения. Педогоги ничего не знают о природе мышл-я, не знают почему одни методы эффективны, а др нет.Социология: своеобразие мышл-я людей в завис-ти от культурных условий. Мышл-е-явление массового сознания. Вопрос для психологов-специфика мышления как предмета психологич исслед-я.

2) Труднодоступность мышл-я. Св-ва мышления-1)принципиальная ненаблюдаемость мысли ни с одной стороны-иллюзия бессубстратности мысли.Вывод: если нет субстрата, обычные методы иссл-ния не подходят. Связь любого психол. явл-я с мозговыми процессами и внешн. стимулом очевидна. Св-ва мышл-я и его природу невозм-но сформ-ть в терминах мозговых процессов и содержания задачи=> у мысли особые законы. У мысли нет причинно-следств. мех-ма. Она не детерминирована. Мышл-е свободно в мире отраж-я объективн. действит-ти.

3) Трудность перехода рубежа – образ мысли.

На уровне чувственного отражения – законы биологической эволюции, следовательно, есть у любого животного. Мышление детерминировано з-нами соц-псих развития. Мышление подчиняется тем же законам, что и чувств.познание.

Свойства: модальность, пространственная организация, интенсивность.

 

4) Мышление – открытая система.

Мышление – элемент в системе взаимосвязей. Любая мысль произвольна по отношению к задаче, соотнош. субъекта, ситуаций, исследования, с личностью эксперементатора.

Существует фундаментальное родство между псих. и квант. Механикой: в к.м. объекту нельзя абстрагироваться от изучения.

Мысль – эффект взаимодействия.

 

5) Выбор определения.

1.Содержательное – 1 понятие раскрывается через другие, считающиеся известными.

2.Операциональное – через указания на процедуру измерения.

3.Функциональное – ничего не знали о сущности, но перечисляли свойства.

4.Генетическое – явление определяется через условие его возникновения и формирования
2. Методы изучения мышления

Основным является метод решения задач + метод рассуждения вслух (чтобы сделать процесс мышления видимым).

Недостатки: протокол всегда является неполным т.к. ограничен самоотчёт, задача искусственной ситуации, недостаток мотивации.

Всегда совершались попытки совершенствования.

1. Метод контрастных групп – 1 задача, решают разные группы.

2. Метод “новичок - эксперт” – 1 задача, решают новички и эксперты.

3. Метод микро семантического анализа процессов решения – выявление отражения семантической единицы, стратегия решения.

 

- Полевой эксперимент. Человек помещается в естественную среду, наблюдается мышление.

- Регистрация психофизических показателей мыслительной деятельности (ЭЭГ, КГР, фикс. Движ. Глаз.)

- компьютерная имитация процесса мышления.

-Компьютерное моделирование проблемной среды.

- Метод реконструкции мыслительного процесса.

-Исследование мышления людей эпохи Возраждения.

-Реконструкция первобытного мышления.

-Анализ отдельных случаев.

3. Мышление как специфическая форма познавательного отражения действительности (соотношение перцептивной и мыслительной форм психического отражения, мышление как высшая психическая функция)

Мышление вырастает из формы чувственного познания. Ограничения чувственного познания:

-узость пространственно-временного отражения

-слитость объективных и субъективных объектов знания на уровне чувственного образа

-высокая вероятность равного рода перцептивных иллюзий

на уровне мышления происходит:

-расширение пространственно-временных рамок

-возможность разведения объективных и субъективных объектов

-выявление инвариантных объектов

Предпосылки формирования процесса мышления(свойства образов):

-инвариантность

-обобщенность

-схематизм

-динамичность

-опережающий характер отражения

-осмысленность

Существует органическая связь между чувственным и мыслительным познанием. В самих свойствах перцептивных образов коренятся зачатки мышления, мышление преодолевает чувственные образы.
3. Мышление как специфическая форма отражения действительности

Мышление как высшая форма познавательной деятельности человека позволяет отражать окружающую действительность: обобщенно опосредованно устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями.

Обобщенность способствует тому, что мышление носит знаковый характер, выражается словом. Слово делает человеческое мышление опосредственным. Благодаря опосредованности оказывается возможным познать то, что непосредственно в восприятии не дано. Мышление также дает возможность устанавливать связи и отношения между предметами, в то время как ощущения и восприятия отражают преимущественно отдельные стороны явлений.

Процесс познания является чрезвычайно сложным. Весь материал мыслительная деятельность получает только из чувственного познания. И через чувственное познание мышление непосредственно связывается с внешним миром.
4. Биологические предпосылки мышления человека

1) формирование мышления в филогенезе

Леонтьев выделял три стадии:

А)Стадия сенсорной психики: инстинктивное поведение (жестко структурированное, непластичное).

Б) Стадия перцептивной психики: индивидуально изменчивое (адаптивное) поведение, основанное на усвоении индивидуального опыта и учете изменений внешних условий.

В) стадия интеллекта: способность разрешать проблемные ситуации.

Характ.: - феномен «паузы» (появление фазы ориентировки). Наступление момента понимания связано с возникновением у животного эмоции радости.

- простейшие формы анализа и обобщенного синтез

- элементы вероятностного прогноза

- активное использование прошлого опыта.

- способность к символизации (использование знака-жеста в целях коммуникации).

Способность решать проблемные задачи, но Чрезмерная сила перцептивного раздражителя (напр. Запах), либо его замаскированность, толкают животное на прямое действие (переход от интел. Поведения к импульсивному), что подтверждает непосредственный характер поведения животных даже на стадии интеллекта.

Способность исп.знаки, в том числе в условиях отсутствия предмета, простейшие элементы грамматики. Но знаковая коммуникация носит непроизвольно-экспрессивный характер, выражающий эмоциональное состояние животного, не направленное на получение и передачу знания, не включена в межвидовые отношения, отказ от исп. Знаков в естественной среде обитания.

2)формир. Мышления в онтогенезе

- Согласно Пиаже, источником мышления является предметное действие, но не восприятие. Не воздействуя на предмет и не преобразуя его, ребенок не сможет понять его. Именно разнообразные предметные действия в ходе их интериоризации приводят к формированию мыслительных операций, которые обратимы, аддитивны, скоординированы в системы.

- Согласно Выготскому, формирование М связано с усвоением ребенком знаков естественного(родного) языка – развитие значений слов вплоть до формирования понятий как обобщенных значений слов.

- Согласно экспериментам Валлона и его сотрудников, мысль ребенка обладает следующими характерными чертами:

1. В мысли ребенка нераздельно слиты место, где находится объект, и сам объект; его положение и самая сущность объекта.

Один и тот же объект, находящийся в разных местах, мыслится ребенком как два различных объекта. Так, ему кажется невозможным, чтобы Сна протекала одновременно и в Париже и в Булони. Дети представляют ее в разных местах как две разные реки.

2. Ребенок еще не может мысленно отделить объект от окружающей ситуации.

(Что такое луна?

Это темный предмет.(ребенок на луну распространяет характеристику окр. Ситуации., ночи))

3. Изменение качеств объекта ребенок представляет как изменение самого объекта, как появление новой вещи.

(Какая вода в море?

Она синяя.

Почему же она не имеет этого цвета в ведре?

В ведро набирают воду, которая находится недалеко.Если бы можно было зачерпнуть воду, нах. Далеко, то и в ведре она была бы синей. Это – совсем другая вода. Она не смешивается с бесцветной.)

Дети думают, что белые и красные облака(при закате) имеют разную субстанцию. Белые получаются из белого дыма, а красные из красного.

4. Разные качества вещей как бы склеиваются в одном.

Почему солнце греет? Потому что оно желтое (- но точно не помню ответ р., не успела записать).

5. Нет представления об абсолютных качествах предметов.

6. Диффузное понимание различных отношений между объектами. Характерна круговая общинность. Парность представлений, соскальзывание мысли с одной на другую.

Значительная разница между мышлением взрослого и ребенка выражена в слабой аналитической деятельности детей, в неразвитости операций сравнения, в преобладании парных структур и т.д.

Стадии развития мышления в онтогенезе:

Концепция Ж. Пиаже. Соотношение понятий «мышление» и «интеллект». Становление логического (операционального) мышления П. рассматривал как основу всего интеллектуального развития ребенка.

Основной вектор развития - непрерывный процесс перехода от ранних стадий к более поздним, который совершается путем интеграции (предшествующие структуры становятся частью последующих).

Стадии интеллектуального развития:

1) Стадия сенсо-моторного интеллекта (3-4 месяца до 1-1, 5 лет). Ключевой пункт - координация зрения и хватания (формируются новые психические структуры - сенсо- моторные схемы, в которых объединяются сенсорно-перцептивные впечатления ребенка и его движения). Например, ребенок второй, третий раз дергает за шнур, к которому привязана погремушка. Используются привычные действия; рб открывает новые виды действий. Главное: пытается познать мир через действие.

- 10 мес.: девочка роняет шарик, но несколько раз сжимает-разжимает ладошку, потом начинает плакать;

- Но на этой стадии отсутствуют представления об объекте.

11 мес.: девочка уронила очень любимую гребенку. За очень короткое время ее незаметно от девочки заменили коробочкой. Девочка бросилась поднимать гребенку и, хотя и смущенно, но взяла коробочку и была довольна. Если же ранее гребенку у нее отнимали, то следовал исступленный рев. То есть, исчезнув, гребенка оставила после себя только некоторое общее впечатление (чувство «чего-то недостает»). Но не любым предметом этот пробел можно было заполнить!

Усложнение и обогащение сенсо-моторных схем - основа последующего формирования мышления. Негативная роль сенсо-моторной депривации в этом возрасте.

2) Символическое мышление (1, 5 года - 4 года).

Способность к построению представлений. Но главное - в этом возрасте рб овладевает речью (языком): действие замещается знаком. Появляется способность к игре (уложить спать мишку; наказать куклу). Чрезвычайно высокий уровень исследовательской активности, интенсивное накопление наглядного опыта (особенности обращения рб с игрушками). Пока еще очень велика роль действия (феномен «всемогущества действия» - «я все могу сделать»).

3) Интуитивная (наглядное) мышление (4 года - 7-8 лет).

Наглядный образ отделяется от лежащих в его основе действий. Образ - основное орудие мысли (отсюда - оригинальность детского словотворчества и детских рассуждений). Эффекты эгоцентризма мышления. Эффекты не сохранения...

- ребенок своей рукой раскладывает бусинки в узкий и широкий сосуды;

- эксперимент с чашками и блюдцами.

4) стадия конкретных операций (7-8 лет до 11 лет).

Способность выполнять обратимые операции, но только на уровне наглядного опыта. Эффекты созранения.

Пример трансдуктивного рассуждения (7 лет): «Солнце - живое? - Да. - Почему? Потому что оно движется» (оперирование частными случаями). Пример синкретизма: «Почему луна не падает? - Потому что она желтая, она на небе».

 

5) стадия формальных операций (12-15-16 лет).

6) Способность соотносить частные и общие признаки; выполнять гипотетико- дедуктивные заключения; обосновывать и доказывать; вероятностный прогноз (мыслить в режиме «как если бы...»).

Допонятийное мышление Понятийное мышление
1. Эгоцентризм 2. Трансдукция как форма связи единиц мышления 3. Синкретизм 4. Несогласованность объема и содержания 5. Необратимость операций 6. Нечувствительность к противоречиям (переносному смыслу) 1. Децентрация 2. Индуктивно-дедуктивный характер 3. Иерархичность 4. Согласованность объема и содержания 5. Обратимость операций 6. Полнота понимания

3)Историческое развитие мышления в антропогенезе

Труд: совместная деятельность-> изготовление и использование орудий

Язык: Общение -> передача и закрепление опыта.

Чем успешнее группа, тем успешнее отдельно взятый человек.

Факторы развития М. в антропогенезе:

- объединение в группы и сообщества (мощный фактор самозащиты)

- накопление общественно-исторического опыта (знаний и способов деятельности)

- появление новых видов деятельности

- изготовление и появление новых орудий

- определенные социальные ситуации

- другой человек (общение, связанное с развитием речевых функций.)

3.Мышление как процесс решения задач
1. Соотношение понятий «задача» и «проблемная ситуация»

Задача - цель, заданная в некой символической форме и поставленная в определенное условие препятствующее её непосредственному достижению (одному решению).

Задача - осмысленная конструкция.

Любая задача имеет:

-объективную сторону (набор условий и требований к искомому результату)

-субъективную сторону (средства достижения цели, формулировка цели и сам процесс мышления.

Основной феномен- задача одна, но все люди решают по разному. почему?

Основные показатели процесса решения задач:

-правильность ответа

-скорость ответа

-качественные характеристики процесса мышления

Проблемная ситуация - наличие некоторого противоречия, с которым сталкивается человек и которое включает его познавательную активность.

Отличие от задачи-нет цели, нет четкой задачи, условий

Проблема - ситуация интеллектуального затруднения. Имеет 1)комплексный характер, 2)слабость структурирования, 3)отсутствие четкой формулировки, 4)отсутствие единственного правильного решения, 5)отсутствие информации, 6)наличие особой динамики процесса решения, 7)включенность человеческого фактора(ценностное составляющее, эмоциональное отношение)

Виды задач:

1. открытые/закрытые(открытые-нет одного решения)

2.теоретические/практические

3.творческие/репродуктивные

4.экстраполяционные/интрополяционные (экстро-заданы условия и цели, исполнительская деятельность. интро-либо только цель, либо только условие, либо ни то ни другое)
2. Фазный характер

Фазы мыслительного процесса:

Мышление – это процесс. Важнейшей особенностью мышления является его проблемный характер. Всякий мыслительный процесс по-своему строению является действием или актом деятельности, направленным на разрешение определенной задачи. Мышление при этом имеет фазовый характер. В развернутом мыслительном процессе, поскольку он всегда направляется на решение какой-нибудь задачи, можно различать несколько основных этапов или фаз.

Начальной фазой мыслительного процесса является осознание проблемной ситуации, постановка проблемы. Оно может начаться с чувства удивления (с которого, по Платону, начинается всякое знание), вызванного ситуацией. Затруднения в плане действия сигнализируют проблемную ситуацию, а удивление дает почувствовать ее. Мыслить человек начинает, когда у него есть потребность что-то понять. Мы начинаем думать не тогда, когда все понятно и известно, а тогда когда что-то еще остается непонятным, неизвестным. Главным мотивом выдвижения проблемы является потребность познания.

Вслед за постановкой проблемы наступает фаза выдвижения и перебора гипотез, а затем их проверки. Окончательным звеном мыслительного процесса является вывод, заключение, суждение. Разрешение задачи является естественным завершением мыслительного процесса.

1. возникновение проблемы
2. формирование гипотез относительно этой проблемы
3. умственная проверка гипотез (сопоставление, сравнение и т.д.)
4. вывод, заключение, решение проблемы.

Мыслительный процесс совершается как система сознательно регулируемых интеллектуальных операций.

По мере того, как мы формулируем нашу мысль, мы ее и формируем. Совершающиеся при этом проверка, критика, контроль характеризуют мышление как сознательный процесс.

Следует различать мышление и интеллект.

Интеллект – общая способность к познавательной деятельности, определяющая готовность человека к усвоению знаний, использованию опыта и т.д.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.