Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обследование понимания слов






1. Ребенок должен показать называемые логопедом предметы. Более легким является называние предметов, изображения кото­рых он видит на предъявленных ему картинках: молния, клюв, ноготь, сачок, и т.д.

Ребенку предъявляют ряд картинок (3-4-5) и предлагают по­казать, где клюв, где весло и т.п.

Для детей 5-6 лет можно условия обследования усложнить, расширив объем воспринятого на слух. Перед ребенком расклады­вают 6-8 картинок, и он должен показать последовательно 2-3 предмета: «Где стакан, книга, ручка, где перчатки, фартук, са­чок?». Можно использовать также следующий прием: логопед называет и просит показать предметы, которые не находятся не­посредственно в поле зрения ребенка, но он должен их найти у себя или в окружающей обстановке: «Покажи глаз, ухо, нос. Покажи окно, подоконник, форточку».

Необходимо обратить внимание, возникает ли «отчуждение» смысла слова. В этом случае у ребенка может стра­дать не дифференцированное восприятие звуков, а удержание их последовательности и объема. Нарушение смысловой стороны речи в этих случаях выступает более отчетливо при отсутствии соответ­ствующей картинки или предмета и менее отчетливо, когда предъявляемое на слух слово сопровождается показом названно­го предмета.

Для выявления понимания действия предъявляются пары кар­тинок. Например: на одной картинке изображен ученик, читаю­щий книгу, на другой — книга. Логопед называет слово «чита­ет» — ребенок должен показать соответствующую картинку.

Слова, выбран­ные для обследования, должны иметь сходную звуко-слоговую структуру, но различаться как гласными, так и согласными зву­ками. Известно, что восприятие на слух звонких и.глухих фо­нем, т.е. фонем, различающихся по акустическим признакам, представляет специфическую трудность для детей с фонемати­ческим недоразвитием. Предъявляются пары «конфликтных» картинок, и логопед называет одну из них. Слова

1) Молоток

Картинки

Молоко Молоток

Различные виды заданий, предполагающие выбор слов различ­ных лексических типов: синонимов, антонимов, многозначных слов, — направлены на выявление этой языковой способности. Для правильного выполнения подобных заданий необходим более высокий уровень понимания речи, на котором в большей степени взаимодействуют речевые и мыслительные операции.

Приведем некоторые виды заданий.

1) Подобрать к названным определениям подходящие предметы:

мокрый, тяжелый

Подобрать к названию целого название его части: Например:
платьерукав, дверьзабор

Подобрать к названию общего понятия — частное: Напри­мер: животное - собака, растение-..

4)Подобрать название предметов по их действиям:
светит; пишет;

Подобрать слова, противоположные по значению: большоймаленький;

Закончить предложение (задание можно предъявить в пись­менном виде):

а) Пластилин мягкий, а камень....
Диван мягкий, а скамейка....

7)Имена прилагательные, данные в парах слов, заменить прилагательными, близкими по значению:

бесстрашный летчик, правильный ответ,

8)Выбрать прилагательные, которые можно употребить с суще­ствительными, указанными в скобках:

густой, дремучий (лес, туман); старый, пожилой (человек, учебник).

9)Выбрать из слов, данных в скобках, наиболее подходящие по смыслу:

Утром к дому прилетела... (стая, стайка, стадо) воробьев. Они уселись на крыше и весело... (пели, щебетали, чирикали).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.