Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мифы в современной культуре.






Мифология в условиях цивилизации перестает быть фундаментом всей культуры. Современная мифология отличается от древней. Она менее устой­чива, многое в ней изменяется под влиянием перемен в общественной жизни. Она более разнообразна но своему смысловому содержанию. Современные мифы вбирают в себя элементы, заимство­ванные из других культурных форм, в том числе и из науки. Они не столь образны, как древние мифы, хотя, как правило, сохраняют свой­ственные им наглядность, простоту, доступность для обыденного со­знания. В современном мифологическом мышлении, как и прежде, царит дух мистицизма, однако многие мифы XX в. выступают в облике рационального знания.

В современной культуре имеют хождение мифы различного вида.

«Старые» мифы — дожившие до наших дней «преданья старины глубокой», рассказы о духах вроде лешего и домового, о колдовстве и сглазе, об общении с душами умерших на спиритических сеансах и т. п. Хотя они рассматриваются как суеверия, многие относятся к ним вполне серьезно.

 

Миф есть не только исторически первая форма культуры, но и измерение душевной жизни человека, сохраняющееся и тогда, когда миф утрачивает свое абсолютное господство. Всеобщая сущность мифа состоит в том, что он представляет собой бессознательное смысловое породнение человека с силами непосредственного бытия, будь то бытие природы или общества. Если миф выступает как единственная форма культуры, то это породнение приводит к тому, что человек не отличает смысл от природного свойства, а смысловую (ассоциативную) связь от причинно-следственной. Все одушевляется, и природа выступает как мир грозных, но родственных человеку мифологических существ — демонов и богов.

 

16. Субкультуры и критерии их выделения. Контркультура. Маргинальная культура.

Каждое общество имеет некоторую совокупность культурных образцов, которые принимаются большинством членов общества. Эту совокупность принято называть доминирующей культурой. В то же время общество включает группы людей, которые развивают определенные культурные комплексы, характерные только для этих групп. Такие культурные образцы принято называть субкультурами. Субкультуры могут быть выделены по многим критериям: профессиональному, территориальному (городская, сельская культура), демографическому (молодежная, женская), этническому (культура этнических меньшинств), конфессиональная. Таким образом, субкультура – это суверенное целостное образование внутри доминирующей культуры, отличающееся собственной системой ценностей, обычаями, нормами, лексикой, атрибутикой. Субкультура является способом ннституционализации определенных интересов, которых в культуре бесконечно много. С помощью вхождения в определенную субкультуру индивид может разными путями принять и реализовать базисные ценности общества. Отличительной особенностью субкультурных образований является тот факт, что они не стремятся навязать свое господство в культуре, чаще всего, наоборот, изолируют свои признаки от иного культурного слоя. Субкультуры являются очень динамичными элементами структуры культуры и могут развиваться независимо от ядра доминирующей культуры. Существование субкультур обусловлено сложностью процесса вхождения в мир доминирующей культуры (социализация), а также связано с противодействием стремлению официальной культуры заполнить собой всю жизнь общества. В современной культуре спектр различных субкультур столь широк, что становится все более проблематичным выделение единой обобщенной доминирующей культуры.

В истории культуры складываются такие ситуации, когда локальные комплексы ценностей социальных групп начинают претендовать на универсальность и противопоставлять себя фундаментальным принципам, господствующим в культуре. В этом случае можно говорить о феномене контркультуры. Термин контркультура был введен в 1968 г. Т.Роззаком и означал форму протеста «новых левых», хиппи, панков против стереотипов, норм и ценностей индустриального общества. Он выделил основные особенности этих движений: оппозиция ценностям западноевропейской культуры (отрицание массовой культуры, технократизма, рационализма); настроение эсхатологизма; провозглашение необходимости возвращения к природе и целостности человека. Если понимать контркультуру как способ кардинального изменения ценностных ориентаций эпохи, то это понятие можно использовать для анализа всего историко-культурного процесса. Тогда к контркультурным движениям возможно отнести киников, ранних христиан, движение романтиков.

Говоря о значении контркультуры заметим, что она является мощным катализатором культурно-исторического процесса и ядром будущих культурных систем. Это первый этап осмысления и первый способ осуществления новых ценностей. Контркультура не переделывает мир и не исчезает бесследно, а интегрируется с течением времени в официальную культуру и трансформирует ее. Эволюция контркультурных движений – от тотального нигилизма к умеренно-альтернативному содержанию.

Стремление культуры 20 в. к универсальности, постоянный контакт культур друг с другом, миграция привели к появлению маргинальной культуры – культуры группы людей, чьи ценности и модели поведения одновременно соотнесены с различными культурными системами, но ни в одну не интегрированы полностью. Маргиналы (индивиды, их группы и общности) формируются на границах социокультурных слоев и структур в рамках процессов перехода от одного типа социальности к другому или в пределах одного типа социальности при его серьезных деформациях. Хотя периоды переходов и кризисов испытывает каждый человек, но маргинал испытывает такой кризис относительно непрерывно и таким образом превращается в особый тип личности.

Теория маргиналов и маргинальных общностей была выдвинута в первой четверти 20 в. Р.Парком, а ее социально-психологические аспекты развиты в 30-40-х гг. Э.Стоунквистом. Но еще К.Маркс рассматривал проблемы социального деклассирования, а М.Вебер сделал вывод о том, что движение общества начинается тогда, когда маргинальные слои организовываются в некую социальную силу и дают толчок социокультурным изменениям.

Одна из причин появления маргинальной культуры - одновременное и однопространственное существование группы (индивида) в контексте различных культурных требований. Примерами могут служить мигранты из деревни в город, эмигранты, представители смешанных браков (как по этническому и религиозному, так и по экономическому признаку), этномаргиналы (этнические меньшинства), религиозные маргиналы (люди вне конфессий), женщины-матери с ориентацией на профессиональную карьеру, бисексуалы и т.д.. Особое место занимают социомаргиналы – социально-профессиональные группы в процессе перемещения (потерявшие прежний статус или вновь появившиеся группы, которые еще не имеют общественно приемлемого механизма функционирования). Причина их появления связана с процессами трансформации социальной и профессиональной структуры общества. Важной причиной появления маргиналов на индивидуальном уровне является несовместимость притязаний и культурных установок личности с ценностями той социокультурной группы, к которой принадлежит индивид в силу естественно сложившихся обстоятельств его жизни. Маргиналом человек становится также в том случае, если длительное время пытается стать представителем определенной социокультурной группы, которая, тем не менее, его не принимает.

В силу переходности своего положения и невписанности в какую-либо субкультуру маргиналы почти всегда испытывают внутренний дискомфорт и напряжение личности, чувство растерянности и беспокойства. Они восприимчивы и обидчивы, т.к. обеспокоены невозможностью их принятия в полноценные члены группы. Это порождает соответствующее поведение, которое может выражаться в повышенной активности (нередко агрессивной) с целью самоутверждения. Индивид или группа часто стремятся к обретению значимости в социокультурных движениях (националистических, классовых, конфессиональных, контркультурных). Многие активисты и лидеры социокультурных движений являются маргиналами. Большинство непопулярных в обществе движений на ранних стадиях пополняются из их среды. Маргинальность личности, огромное желание вписаться в новую культуру может стать причиной сверхпатриотизма, религиозной нетерпимости, мелочного следования этикету, заимствования чисто внешних образцов поведения и символики. Другим, прямо противоположным, вариантом поведения становится отрешенность, пассивность, нежелание входить в какую-либо группу, кризис доверия к ценностям каких бы то ни было субкультур.

Подводя итог, можно сказать, что маргинальная культура в целом характеризуется неустойчивостью и эклектичностью, но возможный синтез различных культурных комплексов создает основу для развития новых культурных образцов. Кроме того, именно маргиналы во многом формируют новые социокультурные слои общества.

 

17 Культура и повседневность

Культура – порождение жизнедеятельности некоторого сообщества людей, однако она творится, изменяется, реинтерпретируется, транслируется, исполняется единичными носителями этой культуры в их каждодневной практике. Поэтому каждый представитель некоторой культуры – это и продукт, и потребитель, и производитель, и творец, и транслятор культуры, а повседневность – условие, среда и последствие соответствующей практики.

Повседневность – часть культуры, и соответствующие сведения по своему характеру являются декларативными и процедуральными, сведениями о материальной, духовной, интеракциональной частях культуры. Владение сведениями о повседневности существенно облегчает процессы взаимодействия, поскольку гетерогенные знания о мире структурированы по разным основаниям и представляют собой сложно организованное единство. Доступ к этому комплексу разнородных сведений также разнообразен: сведения о мире активизируются средствами вербального и невербальных кодов. Владение соответствующими культурными кодами помогает коммуникантами использовать и выводное знание, без которого невозможно адекватно осмысливать транслируемую в коммуникации информацию.

Тексты как коммуникативные продукты дают возможность исследователям извлекать разнородные культурно специфические сведения, в том числе и сведения о повседневности.

Для осмысления соответствующих текстов особенно важно знать, какая информация регулярно эксплицируется в актах повседневного взаимодействия, почему и для чего, а какая чаще всего имплицируется, а также какая никогда не может быть выражена языковыми средствами. Доступ к такого рода сведениям затруднен, поскольку для носителей одной языковой культуры это является само собой разумеющимся. Поэтому необходим когнитивный контекст, в котором сведения о «своей» культуре станут когнитивной фигурой. Этого можно достичь при исследовании межкультурной коммуникации. Поэтому полноценное изучение повседневности должно неизбежно быть межкультурным исследованием повседневных ситуаций взаимодействия коммуникантов – независимо от источников соответствующих сведений – вербально или невербально закодированных.

 

18 Ценности культуры:

Культура, как и общество, покоится на системе ценностей.

Ценности — социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т п Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей
Если верность является ценностью, то отступление от нее осуждается как предательство. Если чистота является ценностью, то неряшливость и грязь осуждаются как неприличное поведение.
Без ценностей не может обходиться ни одно общество. А индивиды? Они могут выбирать, разделять эти или другие ценности. Одни привержены ценностям коллективизма, а другие — ценностям индивидуализма. Для одних высшей ценностью могут быть деньги, для других — моральная безупречность, для третьих — политическая карьера. Для описания того, на какие ценности ориентируются люди, социологи придумали термин ценностные ориентации. Они описывают индивидуальные отношения или выбор конкретных ценностей в качестве нормы своего поведения.
Итак, ценности принадлежат группе или обществу, ценностные ориентации — индивиду. Ценности представляют собой разделяемые многими людьми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться.
Честь и достоинство семьи — одна из важнейших ценностей человеческого сообщества с древнейших времен. Проявляя заботу о семье, мужчина тем самым демонстрирует свою силу, храбрость, добродетельность и все то, что высоко оценивается окружающими. В качестве руководства к своему поведению он выбрал высокочтимые ценности. Они стали его культурной нормой, а психологическая установка на их соблюдение — ценностной ориентацией.
Даже простейшие нормы поведения олицетворяют собой то, что ценится группой или обществом. Культурные нормы и ценности тесно взаимосвязаны. Различие между нормой и ценностью выражается так:
• нормы — правила поведения,
• ценности — абстрактные понятия о том, что такое добро и зло, правильное и неправильное, должное и недолжное.
Ценности имеют общее основание с нормами. Даже общераспространенные привычки соблюдать личную гигиену (чистить зубы, сморкаться в носовой платок, гладить брюки) в широком смысле выступают ценностями и переводятся обществом на язык предписаний.
Предписания — это запрет или разрешение что-либо делать, обращенные к индивиду или группе и выраженные в любой форме (устной или письменной, формальной или неформальной).
Ценности — это то, что оправдывает и придает смысл нормам. Жизнь человека — ценность, а ее охрана — норма. Ребенок — социальная ценность, обязанность родителей всячески заботиться о нем — социальная норма. Одни нормы очевидны на уровне здравого смысла, мы исполняем их не задумываясь. Другие требуют от нас напряжения и серьезного нравственного выбора. Уступать пожилым людям место или здороваться при встрече со знакомыми людьми кажется очевидным. Однако остаться с больной матерью или идти воевать за освобождение родины (перед такой дилеммой был поставлен герой одной из пьес Ж.-П. Сартра) — выбор между двумя фундаментальными нравственными ценностями.
Таким образом, в обществе одни ценности могут вступать в конфликт с другими, хотя те и другие одинаково признаются в качестве неотъемлемых норм поведения. В конфликт вступают не только нормы одного, но также разных типов, например, религиозные и патриотические: верующему человеку, свято соблюдающему норму «не убий», предлагают идти на фронт и убивать врагов.
Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, материальному обогащению, аскетизму). Каждое общество само вправе устанавливать, что является ценностью, а что нет.

 

19 Человек как биологическое, социальное и культурное существо.

Биологическая природа человека сформировалась на протяжении длительного, в 2, 5 миллиарда лет, эволюционного развития от сине-зеленых водорослей до Homo Sapiens.
Описание социальной природы человека начнём с определения общества. Общество - это объединение людей для совместного производства, распределения и потребления материальных и духовных благ; для воспроизводства рода своего и своего образа жизни. Такое объединение осуществляется, как и в животном мире, для поддержания (в интересах) индивидуального существования особи и для воспроизводства Homo Sapiens как биологического вида. Но в отличие от животных поведение человека - как существа, которому присуще сознание и способность к труду - в коллективе себе подобных управляется не инстинктами, а общественным мнением. Процесс приобретения новорожденным элементов общественной жизни называется социализацией человека. Только в обществе и от общества человек приобретает свою общественную природу. В обществе человек “усваивает человеческое поведение, руководствуясь при этом не инстинктами, а общественным мнением; в обществе обуздываются зоологические инстинкты; в обществе человек усваивает выработанный в данном обществе язык, обычаи и традиции; здесь же человек воспринимает накопленный обществом опыт производства и производственных отношений”.
Социализация ведет к приобщению человека к культуре. Ее содержание составляют обычаи, нравы, законы, этикет, символы и многое другое. Культура - чисто человеческий образ жизни. Культуры нет у животных, как нет людей, не имеющих культуры. В социологии под культурой в широком смысле понимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. В узком смысле культура трактуется как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей. Каждое конкретное сообщество создает на протяжении многих веков свою собственную культуру, которая сопровождает индивида на протяжении всей его жизни и оказывает огромное влияние на его развитие как личности, формирует его ценностные ориентации, мировоззрение.

Человек существует за счет обмена веществ с окружающей средой. Он дышит, потребляет различные природные продукты, существует как биологическое тело в пределах определенных физико-химических, органических и других условий окружающей среды. Как природное, биологическое существо, человек рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает. Все это характеризует человека как биологическое существо, определяет его биологическую природу. Но вместе с этим он отличается от любого животного и прежде всего следующими чертами: производит свою собственную окружающую среду (жилище, одежду, орудия труда), изменяет окружающий мир не только по мерке своей утилитарной потребности, но и по законам познания этого мира, равно как и по законам нравственности и красоты, может действовать не только по потребности, но и сообразно свободе своей воли и фантазии, действие животного же ориентируется исключительно на удовлетворение физической потребности (голод, инстинкт продолжения рода, групповые, видовые инстинкты и т.п.); свою жизнедеятельность делает предметом, осмысленно к ней относится, целенаправленно изменяет, планирует. Вышеуказанные отличия человека от животного характеризуют его природу; она, будучи биологической, не заключается в одной лишь природной жизнедеятельности человека. Он как бы выходит за пределы своей биологической природы и способен на такие действия, которые не приносят ему никакой пользы: он различает добро и зло, справедливость и несправедливость. Человек - не только природное, но и общественное существо, живущее в особом мире - в обществе, которое социализирует человека. Человеком же разумным становится под действием общества. Он учится языку, воспринимает общественные нормы поведения, пропитывается общественно значимыми ценностями, регулирующими общественные отношения, выполняет определенные общественные функции и играет специфически социальные роли. Все его природные задатки и чувства, включая слух, зрение, обоняние становятся общественно-культурно ориентированными. Он оценивает мир по законам красоты, развитой в данной общественной системе действует по законам нравственности.

 

20 Культура и личность. Инкультурация и социализация.

Кроме понятия " человек" существует понятие " личность". Первое понятие шире по своему объему и содержанию. Понятие " человек" отражает и биологические, и социальные свойства индивида. Понятие " личность" отражает только социальные свойства и качества человека, которые сформировались в процессе его общественной жизни. К важнейшим личностным характеристикам человека относятся: характер, эмоции и чувства, память, воля, интеллект, самосознание и самооценка, нравственность и другие формы мировоззрения, способность к различным видам деятельности.

Индивидуальность - это самое узкое по смыслу понятие; оно отражает совокупность уникальных, неповторимых свойств и способностей, которые отличают данного индивида от массы других. Не следует противопоставлять личность и индивидуальность, так как в личности неразделимы типичное, стандартное и неповторимое, уникальное.

Как взаимосвязаны личность и культура? Личность выступает как носительница культуры. В ней ценности, нормы, знания воплощаются в поведение человека в окружающем мире, в его отношение к другим людям, к миру в целом. Без личности, ее целенаправленной и осмысленной деятельности, культура не может реализоваться и существует лишь как набор отвлеченных принципов и смыслов.
Поскольку личность - это человек как социальное существо, то отсюда следует, что личностью не рождаются, личностью становятся.
Формирование личности происходит в процессе социализации и инкультурации.

Социализация - это процесс формирования социальных качеств, свойств, умений, которые позволяют человеку жить в обществе,
контактировать с другими людьми, выполнять различные виды общественной деятельности.

По своему содержанию социализация - это двухсторонний процесс. С одной стороны, он состоит в передаче обществом исторического опыта, знаний, ценностей, норм, а с другой стороны - в их усвоении индивидом. Социализация играет огромную роль как в жизни общества, так и личности. От успеха социализации зависит, насколько личность, усвоив существующие в данном обществе ценности и нормы поведения, смогла реализовать себя, проявить свои способности и таланты. Для общества успех процесса социализации является своеобразной гарантией того, что новые поколения усвоили опыт и знания старших поколений и смогут занять их место в системе социальных связей. Социализация обеспечивает возобновляемость, воспроизводимость общественной жизни. Недостатки в системе социализации могут приводить к конфликтам между поколениями, к дезорганизации социальной жизни, к распаду общества, утрате его культуры.

Инкультурация - это процесс усвоения человеком основных элементов культуры: ценностей, норм, символов, традиций.

Термин " инкультурация" был введен М. Херсковицем в работе " Человек и его работа. Наука культурной антропологии" (1948). Приблизительно в то же время К. Клакхон ввел аналогичный по смыслу термин " культурализация", который обозначал и процесс приобщения к культуре, и результат этого процесса. Понятия " социализация" и " инкультурация" во многом совпадают друг с другом по содержанию, так как оба подразумевают усвоение людьми культурных форм какого-либо общества. Поэтому в современной научной литературе они нередко используются как синонимы. Это характерно для той группы исследователей, которые придерживаются широкого понимания термина " культура" как любой биологически ненаследуемой деятельности, закрепленной в определенных результатах.

Но большинство ученых, считающих культуру исключительно человеческой характеристикой, проводят различие между этими терминами. По их мнению, инкультурация включает в себя формирование основополагающих человеческих навыков, таких, как типы общения с другими людьми, формы контроля за собственным поведением и эмоциями, способы удовлетворения основных потребностей, оценочное отношение к различным явлениям окружающего мира. В результате инкультурации человек способен, свободно ориентироваться в окружающей его социальной среде, пользоваться большинством предметов культуры, созданных предыдущими поколениями, обмениваться результатами физического и умственного труда, находить взаимопонимание с другими людьми. Этими качествами человек данной культуры отличается от представителей других культур. В результате социализации человек становится полноправным членом общества, свободно выполняя требуемые социальные роли.

По своему характеру процесс инкультурации более сложен, чем процесс социализации. Дело в том, что усвоение социальных законов жизни происходит быстрее, чем усвоение культурных норм, ценностей, традиций, обычаев. Приведем пример с мигрантами, подтверждающий это. В какую бы страну человек ни выехал на время или ни переехал навсегда, он обязан иметь элементарные представления о социальной структуре общества, основах экономики, политического устройства, гражданских правах. Усвоение этих знаний, обучение человека жизни в общества и составляет содержание процесса социализации. Инкультурация - это обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. Культура в разных странах более специфична, чем социальная структура. К ней труднее адаптироваться, привыкнуть. Русский физик, программист или инженер, имея высокую квалификацию, признанную за рубежом, за короткое время усваивает права и обязанности, соответствующие его новой должности. Но привыкнуть к чужой культуре, почувствовать ее своей ему не удается порой и через многие годы. Таким образом, инкультурация - более сложный и длительный процесс, чем социализация. Социализация более универсальна, а инкультурация специфична. Вместе с тем процессы социализации и инкультурации неразрывно связаны друг с другом, могут протекать только совместно.

Рассмотрим, какими путями происходят процессы социализации и инкультурации. Они всегда протекают в определенной социальной среде. Наука накопила множество свидетельств о судьбах детей - Маугли, оказавшихся по тем или иным причинам вне социальных связей. В результате организм индивида развивался, но никаких социальных свойств (мышления, речи, нравственных, эстетических качеств) он не приобрел. Вне социальной среды личность сформироваться не может.

Социальная среда не есть какая-то однородная масса. В ней принято выделять три уровня:
1. Мегасреда - мировая цивилизация, человечество в целом.
2.Макросреда - общество, страна, к которой человек принадлежит по рождению и воспитанию.
3.Микросреда - непосредственное, ближайшее окружение человека, те люди, с которыми он вступает в повседневные контакты (семья, первичный коллектив - учебный, трудовой, армейский, приятели, друзья).

Влияние этих сред может быть неодинаковым, даже разнонаправленным. Поэтому многое зависит от того, какой из этих факторов перевесит, окажет решающее влияние на формирование личности. Влияние социальной среды чаще всего является непреднамеренным. Человек наблюдает за поведением других людей и пытается вести себя подобным образом в аналогичных ситуациях. Он общается с другими людьми. По мере взросления круг этого общения расширяется. И в ходе этого общения человек приобретает жизненный опыт, представления о том, что одобряется, а что не одобряется в данном обществе, как следует выполнять свои функции и обязанности, вести себя в разнообразных жизненных ситуациях, как оценивать события, реагировать на те или иные знаки внимания и сигналы.

Для того, чтобы обеспечить большую надежность и гарантированность процессов социализации и инкультурации, используются их целенаправленные формы, и прежде всего воспитание. Воспитание - это целенаправленная передача норм и правил достойного (приемлемого) поведения от старшего поколения к младшему. В ходе воспитания происходит специальный отбор задач и идей, в духе которых следует формировать личность, а также средств и методов, которые обеспечивают наибольший эффект этого процесса. Процесс воспитания позволяет личности опереться на опыт прошлых поколений. Воспитание осуществляется в ходе деятельности различных социальных институтов: семьи, учебных заведений, религиозных организаций, средств массовой информации, культурно-просветительских организаций.

В процессе формирования личности принято выделять несколько этапов. Основанием для такого выделения являются: 1)развитие у человека тех или иных качеств; 2)характер его взаимоотношений с внешней средой. Американский исследователь Л. Колберг выделяет три уровня духовного (морального) развития личности:

1.Доморальный уровень, когда индивид руководствуется своими эгоистическими побуждениями.
2.Уровень конвенциальной морали, когда человек ориентируется на заданные извне нормы и требования.
3.Уровень автономной морали, когда у человека формируются устойчивые моральные принципы и убеждения, и он в состоянии делать самостоятельный выбор.

Таким образом, общая направленность процесса инкультурации состоит в переходе от внешних к внутренним, сознательным регуляторам поведения человека (к саморегуляции).

21 Динамика культурных процессов (социокультурная динамика).

Понятие «динамика» связано с понятием движения. Движение – это изменение, например, положения тела в пространстве, но движением называют также изменение состояния какого-нибудь объекта с течением времени. Причиной изменений считают действие на объект (систему) каких-либо сил; внешних по отношению к объекту или внутренних, присущих ему самому. Таким образом, динамика культуры – это процесс изменения культуры под действием внешних и внутренних сил.

Изменение – неотъемлемое свойство культуры. Оно имеет и временной, и качественный характер: культурные явления разворачиваются во времени и в пространстве. Например, люди создают все новые объекты материальной и духовной культуры, заселяют и «обживают» новые территории, то есть культура разворачивается в пространственном, количественном отношении, изменяется культурное пространство. В то же время новое культурное пространство предполагает изменение связей между элементами культуры, внутренние изменения носят временной характер, они свидетельствуют о качественном изменении культуры как системы.

Если рассматривать культуру человечества как единое целое, то под внешним воздействием мы будем понимать природные – климатические, географические, космические факторы. Тогда все собственно культурные изменения обусловливаются внутренними силами, которые несет в себе сама культура. Если же рассматривать отдельно культуру каждого исторического сообщества – конкретного народа в конкретном историческом времени, - то под внешними силами мы будем понимать воздействие культур других сообществ в результате, например, торгового обмена, войн или миграций. Проблема динамики культуры непосредственно включает в себя вопросы причин и характера культурных изменений.

В философии, социологии, культурологи существует много различных взглядов на процессы культурных изменений. Ученые аргументируют свою позицию, свой взгляд, подтверждают его теоретическим доказательством и конкретными историческими фактами. Научный подход к исследованию динамики культуры выражается в создании теорий, концепций или моделей – логических схем, объясняющих процессы культурных изменений, а иногда и предсказывающих будущие изменения. Здесь нет и не может быть единой «правильной» модели, культура слишком сложная система, чтобы существовал только один подход к ее исследованию.

Модели развития культуры.

Кажется очевидным, что изменения в культуре происходят. Однако сами по себе изменения не означают развития. Развитие – это направленные изменения, предполагающие некоторую внутреннюю логику, причинно-следственную зависимость. Если предположить, что все изменения в культуре случайны, хаотичны, то речь не может идти о развитии. Научный подход базируется на позиции детерминизма, то есть изначально предполагается, что все события имеют причину, являются следствием каких-то других событий. Поэтому научные представления о динамике культуры и являются теориями ее развития, направленного движения.

Направление движения, или характер развития, может представляться по-разному. Одни ученые видят развитие культуры в одном направлении, обращают особое внимание на те аспекты, которые свидетельствуют о постоянной тенденции изменений. Такими аспектами могут выступать, например, материальное производство – техника постоянно совершенствуется, появляется все больше разнообразных материальных объектов – или экономика, право – такие системы также становятся все более сложными, универсальными. Тенденции к совершенствованию в названных областях является постоянной, поэтому культура в целом развивается в одном определенном направлении. Модели такого типа называются линейными.

Линейное движение может быть направлено от худшего состояния к лучшему или наоборот. Понятия «лучше» и «хуже» - это оценки, которые во многом зависят от того, в какой конкретной эпохе они сделаны. Тем не менее, принято считать, что направленные изменения в сторону совершенствования (объектов, технологий, отношений) являются прогрессивными или эволюционными, а изменения, влекущие за собой потерю каких-то качеств (например, упадок производства вследствие войны или инфляции) – регрессивными. Очевидно, что на пути исторического развития прогресс чередуется с регрессом. Однако эволюционные теории развития культуры предполагают в целом (для всего человечества) прогрессивное направление культурного развития.

Если акцентировать внимание на отдельных культурах исторических сообществ, то картина развития может быть представлена по-другому. В каждой культуре можно обнаружить общие для всех закономерности развития от рождения культуры до ее упадка, гибели. Тогда получается, что одни и те же этапы развития проходит каждая культура, то есть логика развития все время повторяется, а единого направленного движения просто не существует. Такая модель культурного развития называется циклической.

Линейная и циклическая модели долгое время являлись единственными в культурологи. Современная наука предлагает и другие, более сложные теории, в основе которых лежит отказ от представления о «прямой» детерминированности культурных явлений, признание хаотического характера многих изменений и выяснение причин случайностей. Кроме того, важное значение для теории имеет исходная философская – материалистическая или идеалистическая (атеистическая или религиозная) - позиция автора.

Исследуя причины культурного развития, некоторые ученые в качестве внешней причины полагают Божественное участие, волю Бога, а внутренними причинами называют развитие человеческого сознания и души.

 

 

22. Прогресс и регресс в культуре.

Культурный прогресс - это поступательное, восходящее развитие культуры, смена культурных типов, из которых каждый последующий превосходит предыдущий, открывает большие возможности для развития культуры.

Культурный регресс - это развитие культуры по нисходящей линии, ее попятное движение, утрата уже достигнутого, уничтожение культурных ценностей.

Регресс не следует понимать как возврат к старому. Это процесс качественного обновления систем, но с той особенностью, что уровень развития новых образований менее высок, чем у исходных форм.

Посмотрим, как в историческом плане разрабатывались концепции культурного прогресса? Уже в античности существовала вера в культурный прогресс. Она нашла отражение в учениях Протагора, Демокрита, Лукреция. Заслуга разработки теории культурного прогресса принадлежит философам второй половины XVIII века - Ж. Кондорсе (1743 - 1794), А. Тюрго (1724 - 1781), И.Г. Гердеру. Основой прогресса просветители считали совершенствование разума, рост знаний. Культурный прогресс они связывали прежде всего с прогрессом науки, научного познания.
Дальнейшую разработку теория культурного прогресса получает в марксизме. Основу марксистской концепции культурного прогресса составляет учение об общественно-экономических формациях. Культурный прогресс в ней понимается как закономерный, поступательный процесс смены формационных типов культуры. Иногда классиков марксизма упрекают в том, что они свели все многообразие культуры к пяти формационным типам. Это не совсем верно. В марксистской теории культуры обращается внимание на то, что любая культура существует в рамках того или иного региона, особенности которого (географические, хозяйственные, общие национальные, этнические, религиозные традиции, общность исторической судьбы) в значительной мере влияют на конкретно-историческое развитие входящих в него культур. К примеру, в рамках феодального типа культуры можно выделить существенные различия между византийской и западноевропейской культурами.

В марксизме развитие культуры связывается с материальным производством, с развитием производительных сил и производственных отношений. При этом отмечается, что связь способа производства материальных благ с культурой опосредована рядом промежуточных звеньев, и прежде всего характером политического устройства. В рамках одного и того же экономического базиса формы политического устройства могут существенно различаться по странам и регионам. И это оказывает влияние на своеобразие культуры. Так, античная демократия, гармония интересов гражданина и государства послужила основой для расцвета древнегреческого искусства, в центре которого оказался человек как " мера все вещей". Централизованная теократия, воинственность ислама обусловили слабое развитие индивидуального начала и традиционность ближневосточной и азиатской культур. Централизованная власть, получившая религиозную санкцию, культ императора и империи приводят к унификации и централизации общественной мысли и художественного творчества в Византии. Эти особенности политического развития во многом объясняют строгую регламентированность и канонизацию византийского искусства.

Кроме того, в марксистской теории отмечается, что не только экономический базис и политическая система влияют на культуру, но и все виды культуры оказывают влияние друг на друга и на экономический базис. Все эти факторы обуславливают своеобразие культур, принадлежащих к одной и той же общественно-экономической формации. Например, в рамках рабовладельческой формации, на основе одного и того же экономического базиса развивались такие разные культуры, как греческая, римская, египетская, вавилонская, китайская. Таким образом, понятие общественно-экономической формации позволяет показать единство и многообразие культурно-исторического процесса.

Посмотрим, как рассматривается проблема культурного прогресса в современной культурологии? Прежде всего, обращается внимание на то, что о культурном прогрессе можно говорить лишь как об общей тенденции, магистральном направлении развития культуры. Следует иметь в виду и то, что культурный прогресс имеет противоречивый и неравномерный характер. Неравномерность развития культуры проявляется в следующем:

1. Неодинаковы темпы и уровень развития отдельных видов и элементов культуры. В разные исторические эпохи на первый план выступали те виды культуры, которые наиболее полно отражали своеобразие эпохи, ее потребности и идеалы. Например, в античную эпоху главную роль играли сначала мифология, затем - философия, в средние века - религия, в эпоху Возрождения - искусство, в Новое время - наука. Если взять искусство, то в античности на первый план вышли скульптура и театр, в средние века - архитектура и музыка, в эпоху Возрождения, прославляющую красоту человека и мира, портретная и пейзажная живопись стала играть первостепенную роль. В современном мире лидируют такие виды искусства, как кинематограф, телевидение, эстрадная музыка.
2. Центры мировой культуры постоянно перемещаются из одной страны в другую, из одного региона земного шара в другой. Вначале это были страны Древнего Востока, затем античные Греция и Рим, в средние века - Византия, в эпоху Возрождения - Италия, в XVII веке - Голландия, в XVIII - Англия и Франция и т.д.
3. Неравномерность проявляется в том, что в развитии культуры периоды подъема, расцвета могут сменяться периодами упадка, застоя, кризиса.

Культурный застой - это состояние длительной неизменности и повторяемости норм, ценностей, смыслов и знаний, приверженность общества неизменным традициям и резкое ограничение или запрет нововведений.

Устойчивость обычаев, норм и стилей не обязательно означает застой, так как подразумевает сохранение самобытности данного общества. Однако консервация системы ценностей, догматизация религии или идеологии, канонизация художественной жизни, отторжение нововведений или заимствований может означать застой и приводить к длительной стагнации общества в целом. В этом состоянии общество может существовать десятилетиями и даже веками. Застой - характерная черта устойчивых малых этнических групп, адаптированных к окружающей среде и не способных выработать механизм изменений. Однако застой становится уделом и высокоорганизованных цивилизаций, сложившихся в различных регионах Востока. Как застой следует охарактеризовать длительный период существования цивилизаций древности, (фараоновский Египет и др.), цивилизаций доколумбовой Америки или же восточных цивилизаций позднего средневековья, столкнувшихся в XVII - XIX вв. с вызовом европейского Запада.

Упадок и деградация культуры - это изменения, которые ведут к ослаблению или устранению каких-то элементов культуры, прежде устойчивых норм и идеалов, упрощению культурной жизни.

Такого рода процессы описываются этнографами на материале некоторых малых народов, попавших в орбиту сильных культур (индейцы Северной Америки, малочисленные народы Севера). Слабые локальные культуры обнаруживают способность к выживанию, но ценой изоляции и замыкания в себе. Упадок имеет место и в различных сферах высокой культуры - в том случае, когда ослабевает духовная значимость тех или иных направлений и жанров, а в обществе получают признание другие варианты художественного творчества.

Развитие культуры носит противоречивый характер. Противоречивость развития культуры проявляется в том, что возможны несоответствия, противоречия между разными видами культуры, (например, культурой эстетической и нравственной).

Возможны противоречия между создателями и потребителями культурных ценностей, между старым и новым. Велика сила сложившихся стереотипов, сила инерции. Поэтому почти каждое новое направление в культуре встречало непонимание и непризнание современников и с трудом пробивало себе дорогу. Так было с многими научными открытиями, с такими направлениями в искусстве, как романтизм, импрессионизм, авангардизм.

Одним из проявлений противоречивости развития культуры является инверсия.


Инверсия - это изменения от одного полюса культурных значений к другому (маятниковые колебания).

Такого рода перепады возникают в том случае, если в культуре не сложилось устойчивое ядро, " золотая середина" или прочная структура. Поэтому ослабление жесткой нормативности и ограничений может приводить к распущенности нравов, бессловесная покорность по отношению к существующим порядкам и их носителям может сменяться бунтарством и анархией, разгул страстей и чувственности может уступать место крайнему аскетизму и рационализму. Чем меньше степень стабильности общества и чем слабее налажены отношения между его компонентами, тем больший размах приобретают повороты в его духовной или политической жизни.

Элементы противоречивости присутствуют на разных уровнях развития культуры. Для мифологического сознания эта противоположность осмысливается как соперничество двух разнонаправленных витальных начал: дня и ночи, жизни и смерти и т. д. Их поочередная инверсия означает лишь временную смену состояний. В китайском культурном наследии большое место отводится соотношению двух противоположных жизненных начал - ян и инь. Это два главных символа китайской культуры. Они имеют условные обозначения в виде геометрических фигур, знаков, цвета, природных стихий. Ян - активное, светлое, положительное, мужское начало, небо, нечетное число, круг. Инь - пассивное, темное, отрицательное, женское начало, земля, четное число, квадрат. Эти знаки обнаруживаются в узорах на бронзовых зеркалах, в планировке культовых сооружений (квадратный алтарь земли и круглый храм неба в Пекине). На более высоком уровне развития философского сознания возникает концепция " единства и борьбы противоположностей" и " перехода количественных изменений в качественные".

Говоря о противоречивом характере развития культуры следует обратить внимание и на такой момент. Диалектика становления нового качества такова, что оно не сразу и не во всех отношениях превосходит старое. На стадии становления новое только набирает силу, еще не может развернуть свои преимущества во всей полноте и в определенных отношениях уступает старому. Этим объясняется существование моментов регресса на этапе становления более прогрессивной по своему качеству культуры. Например, переход от рабовладельческого общества к феодальному был прогрессивным процессом. Однако на первых этапах феодальное западноевропейское общество уступало античной рабовладельческой цивилизации, прежде всего по уровню развития политической, правовой, художественной культуры. В Европе в эпоху средневековья был длительный период упадка, деградации, и только с XII века начался подъем.

Таким образом, культурный прогресс носит противоречивый и неравномерный характер. Всю сложность и противоречивость культурного прогресса отражает спиралеобразная форма. Она показывает, что в развитии культуры есть и поступательная направленность, и моменты регресса - утраты достигнутого, и повторение пройденного на более высоком уровне развития. На новом витке развития культуры могут повторяться определенные принципы, идеалы, ценности, нормы предшествующих этапов развития культуры

Критерии прогресса образования вытекают из критериев прогресса науки. К ним можно отнести количество школ и университетов по сравнению с предшествующим периодом, число учащихся школ и студентов, количество и качество подготовки педагогических кадров; число книг, библиотек и лабораторий, имеющихся в распоряжении учащихся и студентов; доступность образования.

Противники идеи прогресса часто аппелируют к сфере морали. Однако и в этой сфере можно говорить о прогрессе. Прогресс в сфере морали проявляется в том, что в процессе ее исторического развития происходит обогащение мотивов поведения, возрастает свобода выбора, расширяется диапазон возможных форм поведения, происходит вытеснение элементов принуждения в морали, равноправие распространяется на все больший круг лиц, возрастает мера осознанного, духовно мотивированного в нравственном поведении.

Таким образом, критериями культурного прогресса являются количество и качество материальных и духовных благ, производимых определенной общественной системой, а также доступность этих благ для членов данного общества и степень их участия в культурном творчестве. Культурный уровень развития общества определяется комплексом факторов:
1. Характером производства духовных ценностей, степенью участия людей в культурном творчестве.
2. Содержанием тех духовных ценностей, которые создаются в данном обществе, полнотой и разнообразием культурной жизни, характером идей, господствующих в обществе, состоянием науки и искусства.
3. Системой распределения духовных ценностей, состоянием образования, степенью демократичности культурных ценностей, равномерностью их распределения по территории страны.
4. Характером процесса потребления духовных ценностей, уровнем культурного развития различных слоев общества, содержанием и направленностью их духовных запросов, разносторонностью их духовных потребностей.
Таким образом, критерии культурного прогресса включают в себя как богатство содержания духовных ценностей, так и всю систему их производства, обмена, распределения и потребления.

 

 

23 Социальные институты культуры и их значение.

Культура – социальное достояние, воплощающее общность норм, обычаев, нравов. Переходя от одной эпохи к другой, можно проследить, как на смену обычаям и ритуалам приходят правовые нормы и художественное творчество, формируются институты образования, воспитания. Формы культуры разнообразны – политика, экономика, образование, медицина, религия.

В социологии существенно социальное значение культуры. Культура – надындивидуальная реальность, постигаемая человеком в процессе социализации личности. В социологии выделяют такие виды культуры, как общечеловеческая и национальная культура, субкультура, массовая и элитарная культура.

Общечеловеческая культура представлена наилучшими образцами литературы, науки, производства. Культуры не изолированы, и, взаимодействуя они воздействуют друг на друга. Возрастание взаимодействий ведет к соединению различных культур. Каждая нация избирает в сфере культуры то, что соответствует ее развитию и наиболее отвечает ее духовным потребностям. Поэтому на фоне соединения различных культур намечается самосознание национальных культур.

Национальная культура – пластическое целое изменяющееся эволюционным путем.

Массовая и элитарная культурыкачественно различаются и принадлежат разным группам населения. Разделение общества на разные социальные группы порождает необходимость образования культуры, характеризующей систему ценностей и норм данной социальной группы, или субкультуру.

Вся совокупность видов культуры проходит процесс институализации и образует социальный институт. Социально-культурные институты – устойчивые и регламентированные способы взаимодействия людей по поводу создания и распространения ценностей культуры. Они включают в свой состав систему учреждений культуры (театры, музеи, библиотеки), творческие объединения и союзы (писателей, художников, композиторов, театральных деятелей), организации и учреждения, распространяющие определенные ценностно-нормативные образцы культурного поведения.

Культура выполняет социально значимые функции:

• трансляция социального опыта – функция культуры, направленная на передачу духовных ценностей, социальных норм, образцов поведения в историческом процессе —от одного поколения к другому и между представителями различных культур:

форма трансляции (передачи) социального опыта через освоение каждым поколением предметного мира культуры, культурных ценностей и образцов поведения;

социализация личности – функция культуры, представляющая собой способ освоения индивидом культурных норм и ценностей. Содержанием культуры выступает развитие человека в качестве субъекта социальной деятельности. Особенностью культуры как социализации личности выступает требование в личностном осмыслении своего отношения к социальным нормам, ценностям, правилам.

Характеристика видов социальных институтов

Для социологического анализа социальных институтов и особенностей их функционирования в обществе существенное зна­чение имеет их типологизация.

Г.Спенсер был одним из первых, кто обратил внима­ние на проблему институционализации общества и стиму­лировал интерес к институтам в социологической мысли. В рамках своей «организмической теории» человеческого общества, основанной на структурной аналогии между обществом и организмом, он различает три основных типа институтов:

1) продолжающие род (брак и семья) (Kinship);

2) распределительные (или экономические);

3) регулирующие (религия, политические системы).

Данная классификация основана на выделении глав­ных функций, присущих всем институтам.

Р. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных порядков, подразумевая главные институты:

1) экономический - институты, организующие хозяйственную деятельность;

2) политический - институты власти;

3) семейный - институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей;

4) военный - институты, организующие законное наследие;

5) религиозный - институты, организующие коллективное почитание богов.

Классификация социальных институтов, предложенная зарубежными представителями институционального анализа, произвольна и своеобразна. Так, Лютер Бернард предлагает различать " зрелые" и " незрелые" социальные институты, Бронислав Малиновский - " универсальные" и " партикулярные", Ллойд Баллард - " регулятивные" и " санкционированные или оперативные", Ф. Чэпин - " специфические или нуклеативные" и " основные или диффузно-символические", Г. Барнз - " первичные", " вторичные" и " третичные".

Зарубежные представители функционального анализа вслед за Г. Спенсером традиционно предлагают классифицировать социальные институты, исходя из основных социальных функций. Например, К. Даусон и У. Геттис полагают, что все многообразие социальных институтов можно сгруппировать в четыре группы: наследственные, инструментальные, регулятивные и интегративные. С точки зрения Т. Парсонса следует различать три группы социальных институтов: релятивные, регулятивные, культурные.

Стремится классифицировать социальные институты в зависимости от осуществ­ляемых ими функций в различных сферах и отраслях общественной жизни и Я. Щепаньский. Разделив социальные институты на " формальные" и " неформальные", он предлагает различать следующие " главные" социальные институты: экономические, политические, воспитательные или культурные, социальные или общественные в уз­ком значении этого слова и религиозные. При этом польский социолог замечает, что предложенная им классификация социальных институтов " не исчерпывающая"; в со­временных обществах можно найти социальные институты, не охваченные данной классификацией.

Несмотря на большое разнообразие существующих классификаций социальных институтов, во многом это обусловлено различными критериями деления, почти все исследователи как самые важные выделяют два вида ин­ститутов — экономические и политические. Это связано с тем, что значительная часть ученых считает, что институ­ты экономики и политики оказывают наиболее сущест­венное влияние на характер изменений в обществе.

Следует отметить, что очень важным, в высшей степе­ни необходимым, вызванным к жизни непреходящими потребностями социальным институтом, кроме приведен­ных двух выше, является семья. Это исторически первый социальный институт любого общества, а для большинст­ва примитивных обществ — единственный реально функ­ционирующий институт. Cемья является социальным институтом особого, интегративного характера, в котором находят свое отра­жение все сферы и отношения общества. Важное значе­ние в обществе имеют и другие социально-культурные институты — образование, здравоохранение, воспитание и др.

В связи с тем, что существенные функции, выполняе­мые институтами, различные, проведенный анализ соци­альных институтов позволяет выделить следующие груп­пы институтов:

1. Экономические — это все институты, которые обес­печивают процесс производства и распределения матери­альные благ и услуг, регулируют денежный оборот, зани­маются организацией и разделением труда и т.д. (банки, биржи, корпорации, фирмы, акционерные общества, за­воды и т.д.).

2. Политические — это институты, которые устанавли­вают, исполняют и поддерживают власть. В концентриро­ванной форме они выражают существующие в данном обществе политические интересы и отношения. Совокуп­ность политических институтов позволяет определить по­литическую систему общества (государство с его цент­ральными и местными органами власти, политические партии, полиция или милиция, юстиция, армия и также различные общественные организации, движения, объ­единения, фонды и клубы, преследующие политические цели). Формы институализированной деятельности в дан­ном случае строго определены: выборы, митинги, демон­страции, предвыборные кампании.

3. Воспроизводства и родства — это институты, благо­даря которым поддерживается биологическая непрерыв­ность общества, происходит удовлетворение сексуальных потребностей и родительских стремлений, регулируются отношения между полами и поколениями и т.д. (институт семьи и брака).

4. Социально-культурные и воспитательные — это ин­ституты, главная цель которых заключается в создании, развитии, укреплении культуры для социализации моло­дого поколения и передачи ему накопленных культурных ценностей всего общества как целого (семья как воспита­тельный институт, образование, наука, культурно-воспи­тательные и художественные учреждения и т.п.).

5. Социально-церемониальные — это институты, регули­рующие повседневные человеческие контакты, облегчаю­щие взаимопонимание. Хотя эти социальные институты представляют из себя сложные системы и чаще всего бывают неформальными, благодаря именно им определя­ются и регулируются способы приветствий и поздравле­ний, организация торжественных свадеб, проведение со­браний и т.п., над чем мы сами обычно не задумываемся. Это институты, организованные добровольным объедине­нием (общественные организации, товарищеские объеди­нения, клубы и т.п., не преследующие политические цели).

6. Религиозные — институты, организующие связь че­ловека с трансцедентными силами. Потусторонний мир для верующих людей существует реально и определенным образом влияет на их поведение и социальные отноше­ния. Институт религии играет заметную роль во многих обществах и оказывает сильное влияние на многочислен­ные человеческие отношения.

В приведенной классификации рассмотрены только так называемые «главные институты», самые важные, в высшей степени необходимые институты, вызванные к жизни непреходящими потребностями, которые регулируют основные социальные функции и являются харак­терными для всех типов цивилизации.

В зависимости от жесткости и способов регламентации их деятельности социальные институты подразделяются на формаль­ные и неформальные.

Формальные социальные институты при всех их существенных различиях объединяются одним общим признаком: взаимодействие между субъектами в данном объеди­нении осуществляется на основе формально оговоренных установ­лений, правил, норм, положений и т.п. Регулярность деятельности и самообновляемость таких институтов (государство, армия, цер­ковь, система образования и др.) обеспечивается строгой регла­ментацией социальных статусов, ролей, функций, прав и обязан­ностей, распределением ответственности между участниками со­циального взаимодействия, а также обезличенностью требований к тому, кто включается в деятельность социального института. Вы­полнение же определенного круга обязанностей связано с разделе­нием труда и профессионализацией выполняемых функций. Для выполнения своих функций формальный социальный институт имеет учреждения, в пределах которых (например, школа, вуз, техникум, лицей и т.п.) организуется вполне определенная про­фессионально ориентированная деятельность людей; осуществля­ется управление социальными действиями, контроль за их осуще­ствлением, а также необходимые для всего этого ресурсы и сред­ства.

Неформальные социальные институты хотя и регулируются в своей деятельности определенными нормами и правилами, одна­ко не обладают жесткой регламентацией, а нормативно-цен­ностные взаимоотношения в них не оформлены четко в виде пред­писаний, установлений, уставов и т.п. Примером неформального социального института может служить дружба. Ей присущи мно­гие признаки социального института, такие, скажем, как наличие определенных норм, правил, требований, ресурсов (доверие, сим­патия, преданность, верность и др.), но регламентация дружеских отношений не носит формального характера, а социальный кон­троль осуществляется с помощью неформальных санкций - нрав­ственных норм, традиций, обычаев и т.п.

 

24 Культура как система. Структура, функции и законы развития культуры

 

В современной культурологии уже довольно прочно закреплено понимание культуры как единой многофункциональной и многоуровневой системы, вбирающей и отражающей противоречия всего мира. Однако такое представление о культуре утвердилось далеко не сразу. Оно стало итогом интеллектуальной работы целого ряда мыслителей XIX-XX вв., намечавших и развивавших так называемыми системный подход. Собственно, в рамках системного подхода и стало возможным осмысление культуры как системы - функционирующей целостности феноменов, т.е. неразрывного единства элементов, находящихся в функциональном взаимодействии.

Поскольку в настоящее время в культурологии доминирует системное восприятие культуры, то весьма часто культуру представляют в виде целостного организма, многообразного по деятельности и сложного по форме. В культуре как организме проявляются феномены двух порядков. Во-первых, функционирование (деятельность), протекающее как процесс и приводящее (или не приводящее) к определенным результатам. Во-вторых, субъекты (участники) этой деятельности, организованные по иерархическому принципу, - как разнопорядковые творцы культуры и агенты культурного процесса, выступающие от лица разнообразных структур (институтов) культуры. Признание актуальности этих сторон социокультурной жизни с необходимостью ведет к структурно-функциональному осмыслению системы культуры; в культурном организме взаимосвязанно функционируют: нравственность, религия, искусство, наука, философия, идеология, политика, мировоззрение и многое другое. Их сложное взаимодействие образует целостную ткань культуры.

Деятельность культуры как системы представляет собой процесс, направленный на достижение определенных целей и разрешение определенных задач, стоящих перед участниками культурного процесса. В этом смысле культура, как говорят, функционирует, выполняет специфические функции, т.е. проявляет деятельные стороны, присущие ее социальной природе. Ниже рассмотрим основные функции системы культуры.

Ведущей функцией культуры как системы является человекотворческая, или гуманистическая. Все остальные функции так или иначе связаны с ней или даже вытекают из нее. Эта функция выражает и воплощает основную цель культуры - всестороннее развитие человека, его творческих способностей и стремлений духа. В ней осуществляется основной механизм зарождения и формализации культурных ценностей (смыслов) - индивидуальное и коллективное творчество людей.

Важнейшей является трансляционная функция, связанная с передачей общечеловеческого (в том числе социального) опыта. Нередко ее называют функцией исторической преемственности, или информационной. В ней культура, представляющая собой сложную знаковую систему, выступает как универсальный механизм передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной локальной общности (страны) к другой. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества (как вариант: «коллективная память народа», - по определению отечественного культуролога Ю.М. Лотмана). Разрыв культурной преемственности обрекает новые поколения на потерю социальной памяти (феномен манкуртизма) с вытекающими отсюда разрушительными последствиями.

Другой ведущей функцией системы культуры является познавательная (гносеологическая), которая тесно связана с первой и во многом обусловлена ею. Культура, концентрирующая в себе лучший социальный опыт множества поколений людей, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. При этом и сам процесс познания возможен и осуществляется исключительно в культуре. Культура нацелена на познание - познает сама себя.

Регулятивная (нормативная) функция связана прежде всего с организацией и регулированием различных сторон общественной деятельности и личной жизни людей. В сферах труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей, в значительной мере определяя их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Эта функция опирается на такие нормативные системы, как обычаи, мораль, право.

Важнейшей в системе культуры является семиотическая (знаковая) функция. Обладая знаковой природой и располагая в своем арсенале набором знаковых средств, культура предполагает приобщение человека к миру знаков, овладение соответствующим инструментарием. Без изучения знаковых систем культуры войти в ее смысл и получить доступ к ее достижениям практически невозможно. К примеру, естественные науки (физика, химия, биология и др.) располагают собственными знаковыми системами. Специфические языки необходимы для познания мира музыки, живописи, театра. Важнейшим средством овладения достижениями национальной культуры остается литературный язык (см. гл. 4).

Достаточно весома ценностная (аксиологическая) функция, которая отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Критерием соответствующей оценки выступает, как правило, нравственное, интелл






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.