Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Иерархия






Общие способности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями в различных видах деятельности, нередко называют одаренностью.

Одаренность может проявляться в различных сферах деятельности: интеллектуальной, учебной, творческой, художественной, в сфере общения и психомоторики.

Понятие талант используют для обозначения высокого уровня развития специальных способностей, который также развивается в процессе деятельности, причем деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной и оригинальностью подхода.

Высший уровень развития способностей называют гениальностью. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют эпоху в жизни общества, в развитии науки и культуры. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности.

Задатки (физиологическая основа способностей) - анатомо-физиологические особенности, образующие врожденные различия между людьми. Сами по себе они никак еще не предопределяют способностей. Если человек даже с самыми выдающимися задатками не будет заниматься соответствующей деятельностью, способности у него не разовьются.

16. Общее понятие об одарённости. Виды одарённости. Трудности одарённых детей и подростков.

Одаренностью называется наличие у человека врожденных особенностей, являющихся предпосылкой развития его выдающихся способностей. Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Практически об одаренности человека судят по высокому уровню развития способностей.

Различают общую одаренность и ее специальные виды. Под общей одаренностью понимают некий общий уровень развития личности человека, характеризующийся большими способностями к умственной деятельности, ярко выраженными чертами темперамента, характерными особенностями и глубиною чувств, оригинальными чертами творческой деятельности и т. д. Под специальными видами одаренности понимают высокий уровень развития какой-нибудь отдельной, изолированной способности, который может быть и не связан обязательно с высоким общим развитием личности. Например, человек может обладать выдающейся памятью, далеко превосходящей все те проявления памяти, которые наблюдаются у других людей, и вместе с тем по развитию своего интеллекта быть ниже среднего уровня; он может обладать выдающимся музыкальным слухом и в то же время низким уровнем музыкальной культуры и т. д.

Талант в той или другой области не может основываться только на специальной одаренности, он всегда требует высокого уровня развития нескольких взаимосвязанных способностей. Так, талантливый музыкант, кроме музыкального слуха, обычно обладает высокоразвитым чувством ритма и музыкальной формы, тонким эстетическим вкусом, творческим воображением, впечатлительностью.

«Одарёнными и талантливыми детьми можно назвать тех, не, по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения. Перспективы таких детей определяются уровнем их достижений и потенциальными возможностями в одной или нескольких сферах:

-интеллектуальной;

-академических достижений;

-творческого или продуктивного мышления;

-лидерства и общения;

-художественной и двигательной деятельностях»./13, с.153/

Так, известный исследователь и психолог Дж. Рензули в своём подходе к определению одарённости опирался на характеристики одарённости, выявленные у взрослых, где можно говорить продуктивности. Дж. Рензули считает, что в основе должны лежать интеллектуальные способности, творческий подход и настойчивость. Однако следует учитывать, что «вначале» развития всех выше перечисленных параметров лежит познавательная активность личности, собственно мотивационный компонент. Таким образом, Дж. Рензули предлагает рассматривать в качестве критериев общей одарённости личности четыре параметра:

- познавательная мотивация;

- интеллект;

- креативность;

- регулятивный фактор./10, с.105/

Углубленные исследования последующих лет привели к тому, что уже признанные виды одарённости стали рассматриваться дифференцированно. Далее в данной курсовой работе, для того чтобы лучше понять каких детей считать одарёнными, а каких нет, рассматривается возможности определения одарённости.

Соответственно могут быть выделены следующие виды одаренности:

  • В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.
  • В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).
  • В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.
  • В коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность.
  • И, наконец, в духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

 

Наиболее частые особенности одарённых детей: «- трудности в нахождении близких по духу друзей; - проблемы участия в играх сверстников, которые им неинтересны; - проблемы конформности, то есть старания подстроиться под других, казаться такими, как все; - трудности в школе, где отсутствует стимуляция интеллектуального развития; - ранний интерес к проблемам мироздания и судьбе. Учителя очень часто не распознают высоко одарённых учащихся и отрицательно оценивают их способности и достижения. Психологи не имеют соответствующих методик для диагностики особенностей их интеллекта; стандартные тесты «зашкаливают», выявить индивидуальный профиль способностей невозможно без особых процедур и методик. Сложность положения усугубляется тем, что сами дети осознают свою непохожесть. Они могут обвинять себя, воспринимая свои особенности как аномалию, могут начать тщательно скрывать свои достижения и тем самым маскировать свои способности и переходить в достаточно обширную категорию одарённых, которую обозначают как «недостиженцев». […] Последующие изыскания подтвердили, что социальная изоляция высоко одарённых - не следствие эмоциональных нарушений, а результат условий, в которых оказывается ребёнок при отсутствии группы, с которой он мог бы общаться. Одарённые дети нуждаются в сверстниках не по возрасту, а по интеллекту. Отсюда: при обучении им недостаточно только обогащения, необходимо радикальное ускорение, возможно, в сочетании с несколькими «перескакиваниями» через класс, распределёнными во времени, или же школы со специальными программами обучения (этот вопрос обсуждается в главе, посвященной обучению)». Психология одарённости детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса, М., «Академия», 1996 г., с. 41.

У одаренных детей на протяжении их жизни возникает достаточно много разнообразных проблем, среди которых можно выделить следующие группы:

1. Неприязнь к школе. Учебная программа для них скучна и неинтересна, т.к. не соответствует их способностям. Следовательно, возможны нарушения поведения, за которые к детям применяются «карательные» меры.

2. Игровые интересы. Одаренные дети любят сложные игры и безразличны к простым, которыми увлекаются их сверстники. Как следствие, дети остаются в изоляции.

3. Конформность проявляется в отвержении стандартных требований, особенно, если они идут вразрез с их интересами.

4. Погружение в философские проблемы. Задумываются над вопросами жизни и смерти, религиозных верований и т.п.

5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Часто одаренные дети предпочитают общение со старшими и достаточно трудно становятся лидерами.

Мы уже отмечали, что одаренные дети весьма уязвимы. Уитмор (1980) выделяет следующие причины уязвимости:

- стремление к совершенству (перфекционизм) - не успокаиваются, пока не достигнут высшего уровня в исполнении какой-то деятельности;

- ощущение неудовлетворенности - очень критичны к себе и своим достижениям, низкая самооценка;

- нереалистичные цели - часто ставят завышенные цели и не достигая их, расстраиваются и переживают;

- сверхчувствительность - очень восприимчивы к сенсорным стимулам: слова и невербальные сигналы воспринимают как неприятие себя окружающими. Часто таких детей считают гиперактивными, т.к. они постоянно реагируют на раздражители и стимулы разного рода;

- потребность во внимании взрослых - так как дети любопытны, то они часто монополизируют внимание взрослых, из-за чего могут возникать трения в отношениях с другими детьми;

- нетерпимость - одаренные дети часто проявляют нетерпимость по отношению к другим детям, стоящим ниже в интеллектуальном развитии.

 

Проблемы адаптации, стоящие перед одаренными детьми.

1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям. Так же это может быть вызвано тем, что педагоги не уделяют должного внимания ребенку, ссылаясь на то, что «он и так все знает» или «я и так знаю, что он это понимает», в конце концов, ребенок разочаровывается в школе и чаще всего начинает реализовываться в другой сфере.

2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя. В связи с этим одаренные дети часто становятся «одиночками», такие дети часто начинают комплексовать из-за того, что они не такие, как все.

3. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами. На этой почве у ребенка могут возникать конфликтные ситуации со сверстниками, родителями и педагогами.

4. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.

5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами, им было бы достаточно просто сделать это в кругу ровесников, но одаренным детям это зачастую бывает не интересно.

6. Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

7. Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

С учетом вышесказанного, все формы работы с одаренными детьми должны в полной мере учитывать личностные особенности одаренного ребенка и ориентироваться на эффективную помощь в решении его проблем.[7].

Проблема социализации одаренных детей имеет не маловажное значение и в настоящее время широко освещается. Для того, что бы обеспечить необходимые условия для развития и прогресса одаренности необходимо осуществлять индивидуальное сопровождение детей и подростков. Сопровождение необходимо простраивать в соответствии с индивидуальными особенностями. Позволять одаренным детям и подросткам раскрывать и проявлять свои возможности, таланты. Указывать дорогу по жизни в согласии с социумом. Выявление одаренных детей должно осуществляться в рамках комплексной и индивидуализированной программы. Подобного рода программа предполагает использование множества различных источников информации, анализ процесса развития ребенка на достаточно длительном отрезке времени, а также применение валидных методов психодиагностики. В частности, диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка. Более того, предъявляются особые требования к специалистам, работающим с одаренными детьми, и предполагает соответствующие формы подготовки этих специалистов.

 

 

Практическая часть.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.