Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально–психологические функции массовой коммуникации






В основе социальных функций лежат объективные потребности общества. Однако, массовая коммуникация – это общение социальных групп, состоящих из отдельных людей, наделенных разумом, волей, чувствами желаниями. В силу этого они обладают объективными психологическими потребностями. Что не может не учитывать массовая коммуникация. Иначе передаваемые сообщения могут быть не поняты или не приняты аудиторией.

Выделяют следующие психологические функции массовой коммуникации:

Функция социальной ориентировки опирается на потребность аудитории в информации для ориентировки в мире социальных явлений.

Функция участия в формировании общественного мнения основывается на потребности членов общества быть не только пассивными получателями информации, но и самим проявлять социальную активность в информационных процессах общества, в частности, в создании определенного общественного мнения, которое проявляется в форме различных видов обратной связи.

Функция социальной идентификации имеет своей основой потребность человека чувствовать свою причастность к одним группам и отмежевание от других. Удовлетворение данной потребности повышает у человека чувство защищенности и уверенности в своих силах. СМИ предоставляют практически неограниченные возможности для выбор реципиентом своих референтных групп.

Функция контакта с вязана с потребностью личности в установлении контакта с другим человеком для самовыражения и сопоставления своих взглядов со взглядами других людей. Одновременное восприятие огромной аудитории сообщений СМИ создает некую информационную общность, что облегчает установление контакта с незнакомыми людьми и закрепление связей со знакомыми.

Функция самоутверждения и познания проявляется в том, что в сообщениях СМИ реципиенты находят прямую или косвенную поддержку собственным идеям и взглядам.

Утилитарная функция массовой коммуникации выражается в том, что с помощью СМИ человек находит информацию с практической направленностью, заимствует эффективные модели поведения.

Функция эмоциональной разрядки осуществляется в основном через публикации и передачи развлекательного характера. Однако, в определенных условиях развлекательные передачи и публикации оказывают своего рода наркотическое воздействие, уводя реципиентов в мир иллюзий, отгораживая их от реальных и повседневных забот.(Бодалев А.А. Сухов А.Н. Основы социально–психологической теории. - М., 1995. с.384-389.)

Обозначая социально–психологические функции массовой коммуникации, мы помимо представления о характеристиках массовой коммуникации, определили и сферу воздействия СМИ на социально–психологические процессы. Это, в свою очередь, одновременно и сфера, в рамках которой возможно осуществление манипуляции. Все возрастающие потоки сообщений, передаваемыми различными СМИ, делают процессы восприятия, понимания и оценки их все более сложными. Вместе с тем, как справедливо подчеркивает Ю.А. Шерковин с усложнением структуры внешнего мира, с ускорением проходящих в нем процессов, человек все больше зависит от информации, которая практически превращается для него в своего рода " вторую реальность".(Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов". - М., 1973, с.13-351.) Которая, заметим, создается через СМИ и через них же может контролироваться.

 

 

3 В основе типологии как метода научного познания лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа. В нашем случае такой системой является система средств массовой информации. Системные характеристики СМИ, заключаются в том, что все

СМИ должны отвечать следующим требованиям:

1. Сохранять целостный характер, несмотря на то, что существует множество различных СМИ. Они должны формировать единое информационное пространство.

2. Располагать совокупностью компонентов, каждый из которых активно взаимодействует со своей средой на основе присущих СМИ закономерностей.

3. Иметь такой набор функций, чтобы удовлетворить информационные потребности аудитории.

4. Связь компонентов должна осуществляться таким образом, чтобы эти функции выполнялись.

5. СМИ должны быть организованной системой, действующей в соответствии с развитием условий жизни общества, иметь для этого необходимые организационные отношения между участниками массовой информационной деятельности.

В условиях реформирования общества внимание к типологии как к научному методу в анализе системы СМИ заметно возросло. Это связано в первую очередь с необходимостью отбора наиболее подходящих СМИ для реализации конкретных рекламных кампаний.

По основному каналу распространения средства массовой можно разделить на:

1. Печатные – газеты, журналы, альманахи, бюллетени.

2. Электронные, аудиовизуальные СМИ – радио, телевидение.

3. Информационные агентства.

4. Сетевые издания. Их отличительной особенностью является гипертекст.

Следует иметь в виду, что многие современные редакции печатных СМИ выпускают не только «бумажную», но и интернет-версию своих изданий. Свои порталы имеют многие радиостанции и телеканалы. Некоторые телеканалы осуществляет Интернет-вещание помимо традиционного эфирного. Ряд радиостанций также распространяют свой контент исключительно через Интернет. В свою очередь, Интернет-медиа предлагают пользователям также видео и аудиоинформацию. Эта многоканальность, или мультимедийность, является наиболее важной тенденцией современных СМИ. Чтобы успешно конкурировать на рынке, редакции традиционных СМИ превращаются в производителей контента, который можно передавать в первую очередь через Интернет.

В печати такой единицей типологии является периодическое издание (газета, журнал), на телевидении – канал, телепрограмма, на радио – радиостанция, радиопрограмма. А для СМИ в целом – средство массовой информации.

По масштабу распространения выделяют следующие типы изданий, теле- и радиопрограмм:

· федеральные

· региональные

· городские

· местные

· корпоративные

· международные.

Федеральным СМИ считается тогда, когда его тираж одновременно расходится на большей части территории РФ. В случае с электронными СМИ говорят о техническом проникновении. Оно также должно обеспечивать покрытие большей части территории страны.

Региональные СМИ могут распространяться в конкретных субъектах Федерации или на сложившейся территории (например, Центральное Черноземье).

Городские распространяются в городах, а местные (муниципальные) могут распространяться в городских или сельских районах.

Корпоративные СМИ рассчитаны на работников или клиентов компаний, и распространяются через офисы или торговые точки этих компаний.

Международные издания в России представлены русскоязычными версиями журналов, которые выпускаются международными издательскими домами на разных языках для жителей разных стран.

По характеру аудитории выделяются для профессиональных, производственных групп

· для социальных групп

· для возрастных групп

· для женщин и мужчин

· для родителей

· для малых групп

· для групп верующих

· для групп населения, выделяемых по другим признакам.

По целевому назначению:

· публицистические;

· литературные;

· художественные;

· художественно-публицистические;

· литературно-художественные;

· культурно-просветительные;

· развлекательные;

· учебные, образовательные;

· методические;

· учебно-методические;

· научные;

· научно-популярные;

· научно-практические;

· научно-производственные;

· рекламные;

· информационные.

По типу учредителя:

· Государственные;

· Коммерческие;

· Издания общественных и политических организаций.

 

Существуют и иные основания для типологии изданий, телеканалов, радиостанций и сетевых изданий: периодичность, платность/бесплатность, принцип распространения и т.д.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.