Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственный бюджет и бюджетное устройство страны. Структура бюджета.






Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну. Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный проце́ сс.

В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней: 1) Федеральный бюджет. 2) бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты). 3) бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством. Государственный бюджет составляется правительством и утверждается высшими законодательными органами (в России – в виде закона Государственной Думы Федерального Собрания РФ). По окончании финансового года Правительство Российской Федерации должно отчитаться об испол­нении бюджета.

Важнейшие части государственного бюджета — это его доходная и расходная части: •доходная часть – показывает источники денежных сред­ств бюджета; •расходная часть – показывает, на какие це­ли направляются аккумулированные государ­ством средства.

Доходы государственного бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и существующим законодательство.

Доходы формируются за счёт: налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти; неналоговых доходов, складывающихся из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности; доходов целевых бюджетных фондов. В соответствии с последней редакцией бюджетного кодекса доходы бюджета состоят из налоговых, неналоговых и безвозмездных поступлений. Налоговые доходы составляют около 84 % Федерального бюджета РФ, неналоговые доходы — 7 %, доходы целевых бюджетных фондов — 9 %.

Основная статья: Расходы государственного бюджета — это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления.

Все расходы можно подразделить на следующие группы: военные; экономические; на социальные нужды; на внешнеполитическую деятельность; на содержание аппарата управления.Структура расходной части бюджета определяется актуальностью поставленных задач и способами их реше­ния в соответствии с концепцией экономической поли­тики.

Если распределение регулирующих источников доходов не привело к сбалансированности бюджета, то применяются такие формы бюджетного регулирования, как дотации и субвенции, а также бюджетные ссуды. Дотация — это денежная сумма, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня, если закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для формирования минимального бюджета нижестоящего уровня. Выделение дотаций осуществляется на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов, т.е. ее использование не имеет целевого назначения. Субвенция — это денежная сумма, предоставляемая бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Другими словами, субвенции имеют строгое целевое назначение и должны быть использованы в определенный срок. Бюджетная ссуда — это бюджетные средства, представляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

2.35. Приморские территории РФ: состав, характеристика, отличительные признаки, региональные особенности.

Приморская территория – прилегающая к морю часть суши с присущими ей свойствами и ресурсами, характеризующаяся протяженностью и площадью, географическим положением, социально-экономическими, политическими, экологическими и иными качествами, являющимися объектом конкретной деятельности или исследования.

Приморская территория – территория суши, имеющая общую границу с прилегающей морской акваторией и выделенная по комплексу социально-экономических, политико-административных, физико-географических и военно-стратегических признаков.

 

2. 36. Приморские производственные комплексы. Портово-промышленные зоны.

Приморский комплекс производительных сил - это своеобразное пространственно-производственное образование, в котором разные отрасли, объединенные совместной эксплуатацией территории, акватории и производственной инфраструктуры, функционально связаны с морем и между собой.

 

Экономической основой таких комплексов являются природные и транспортные пути океанов и морей. По сути это и есть главное отличие от комплексов, формирующихся в " сухопутных" районах. Приморские комплексы формируются в результате взаимодействия производства, размещенного в прибрежной зоне суши, где сосредоточена главная производительная сила (люди определенных профессий, основные производственные структуры и производственная и социальная инфраструктур), морских пространств, где добываются природные ресурсы, используются водные пути.

В состав морских группировок входят взаимодействующие " морские" и " сухопутные" отрасли и подотрасли экономики, составляющие которых размещены в прибрежной зоне (морской и сухопутных подзонах). При этом, если " морские отрасли" осуществляют в рамках функционирования морских группировок добычу и обработку гидробионтов, подводную добычу нефти и газа, разработку прибрежных россыпей полезных ископаемых, морские перевозки и т.п., то " сухопутные" - обеспечивают работу " морских отраслей" (энергоснабжение, машиностроение, деревообработка, легкая промышленность, социальное обслуживание и т.п.). Все это придает такого рода пространственно-производственным образованиям хозяйственную комплексность, целостность и самостоятельность. Однако следует отметить, что они не существуют сами по себе. Они выступают в качестве составных частей либо крупных экономических районов, либо подразделений экономики страны в целом.

На современном этапе развития экономики страны, ра ссматриваемые приморские производственно-пространственные образования можно рассматривать либо как пространственно-производственные комплексы (ППК) прибрежной зоны, подобные ТПК суши, либо (в более ограниченных рамках) как индустриально-портовое (или портово-промышленные) комплексы. Каждая из этих разновидностей имеет свои особенности.

Приморские пространственно-производственные комплексы. Исходя из приведенного выше понятийного аппарата, приморский ППК - совокупность предприятий, взаимосвязано действующих на береговой территории, в прибрежных и открытых районах Мирового океана, использующих ресурсы и транспортные пути океанов, морей и суши.

Несомненно, такие комплексы могут формироваться и функционировать в условиях высокого уровня развития общественного производства, в рамках единой государственной политики в области социально-экономического и научно-технического развития, при широком и глубоком использовании соответствующих форм государственно-частного партнерства. Именно эти условия и будут определять ППК как планово-формируемое, взаимообусловленное сочетание предприятий морских и наземных отраслей, создаваемое на определенном пространстве береговой зоны для решения крупных общегосударственных и региональных задач путем рационального использования ресурсов и транспортных путей (главным образом океанов и морей), а также преимуществ географического положения.

В качестве сухопутной границы ППК условно принимается линия, оконтуривающая зону транспортно-экономического тяготения суши к морю. Ее материальным выражениям служат транспортные перевозки. Эта граница вместе с тем показывает, на какое расстояние распространяется хозяйственное влияние на прилегающую сушу.

Отличительная особенность ППК будет состоять в необходимости гармоничного развития основных (профилирующих), вспомогательных и обслуживающих отраслей, а также всех объектов непроизводственной сферы. Степень взаимного соответствия элементов ППК должна определяться специальными технико-экономическими расчетами для каждого конкретного случая. Комплексирование производства позволяет формировать более эффективную структуру хозяйства, легче добиться пропорциональности между отдельными звеньями пространственных экономических систем.

Прибрежное положение ППК создает им определенные экономические преимущества. Они заключаются в транспортной доступности к ресурсам, расположенным к любом районе Мирового океана, сравнительно дешевой доставки сырья к предприятиям, широким возможностям транспортировки готовой продукции по морским путям, в том числе и на внешнем рынке.

 

Хозяйственные особенности ППК разнообразны и проявляются в зависимости от вида эксплуатируемых ресурсов. При профилировании в производстве добычи и обработки биологических богатств важное значение имеют подвижность, сезонность и другие пространственные и временны́ е изменения сырьевой базы, что сказывается на производственной деятельности. Если комплекс специализируется на производстве подводных нефтегазовых месторождений, то здесь большое место занимает морское гидротехническое строительство, хранение, транспортировка нефти и т. п. Все это накладывает свой отпечаток на хозяйственную практику такого комплекса. При всех структурных различиях ППК в пределах каждого из них создается единое хозяйство, обеспечивающие сбалансированность в развитии производственной и непроизводственной сфер, достаточно высокий уровень решения социально-экономических проблем и охраны окружающей среды.

Отраслевая структура ППК складывается в зависимости от видов сырья и масштабов их вовлечения в хозяйственный оборот, природных и экономических условий прибрежной зоны моря и береговой части суши. Эта структура неодинакова на побережьях разных морей нашей страны. В южных приморских зонах имеются предпосылки для формирования многоотраслевых ППК, в северных и восточных районах потенциально возможно создание комплексов с довольно узкой специализацией, но значительным объемом производства. Например, комплексное хозяйство Камчатки специализируется на добыче и переработке водных биологических ресурсов прилежащих морей и северной части Тихого океана, решая крупную государственную задачу во всероссийском разделении труда. Его функционирование рассчитано на длительное, рациональное эффективное использование живых морских богатств, разработку на научной основе мер регулирования промысла, создание экономических стимулов для развития марикультуры, обеспечение ответственности за сохранность природной среды и др. Эти мероприятия могут включаться в систему плавного формирования новых ППК с аналогичным производственным профилем. В процессе дальнейшего совершенствования хозяйственного механизма экономики страны в составе приморских районов ППК могут стать рациональной формой пространственной организации производительных сил.

Портово-промышленные комплексы. Под ними понимаются концентрации на пространствах, принадлежащих портам или непосредственно тяготеющих к ним (т.е. в индустриально-портовых зонах) отраслей промышленности, размещение которых здесь обусловлено самим приморским положением порта и выгодами от переработки промышленной и сельскохозяйственной продукции, перевозимой по морским путям. Формирование этих комплексов происходит в условиях усиления в последние десятилетия “сдвига к морю” многих отраслей промышленности. В основе этого процесса лежат различные социально-экономические причины, которые объединяются в несколько групп.

К первой относятся рост промышленного производства, связанное с этим усиление зависимости его в большинстве развитых государств от импорта топлива и сырья и, как следствие этого, увеличение морских перевозок. Дефицит этих ресурсов в развитых странах Западной Европы обусловлен крайней ограниченностью или полным отсутствием в их недрах важнейших полезных ископаемых (нефти, марганца, свинца, фосфоритов и т.п.), истощением некогда богатых месторождений (бокситов во Франции), снижением экономической эффективности использования местного сырья из-за его низкого качества. Так, французская руда с низким содержанием железа уступает высококачественным железным рудам, добываемым на месторождениях Либерии, Венесуэлы, Австралии и других стран.

Ввоз топливных и минеральных ресурсов в индустриальные страны только за период 1964-1984 гг. увеличился в 2-3 раза, а по некоторым видам – и значительно больше. Особенно возрос импорт нефти. Ее ввоз в Японию увеличился почти в 7 раз, а Западную Европу – более чем второе. Значительно поднялась доля ввозимой нефти на нефтеперерабатывающих заводах в странах Западной Европы, США, Японии. Стал существенно большим и импорт железной руды, доля которого от ее общего потребления в Японии превышает 9/10, в Западной Европе равна примерно 2/3, в США – около 1/3. В рассматриваемый период потребность зарубежных стран в топливе, рудах черных и цветных металлов, химических продуктах, лесоматериалах удовлетворялась преимущество за счет ввоза.

Вторая группа причин, способствующих комплексному развитию припортовых зон в некоторых районах побережья, была определена интенсификацией использования морских топливных ресурсов. Подводная нефтегазодобыча концентрировала в прибрежных районных обслуживающее хозяйство, которое включало в себя хранилище топлива, склады резервного оборудования и материалов и т.п. Перспективы развития атомной электроэнергетики были связаны, в том числе и с береговой зоной, где было достаточно воды для охлаждения реакторов. При этом нагретая в них вода, спускаемая в море, могла использоваться для нужд марикультуры. Опыт такого сочетания уже имел место в практике рыбоводства некоторых стран.

Третья группа причин – улучшение инфраструктуры портово-промышленных зон. Здесь были созданы искусственные острова-порты, проложены трубопроводы, развиты сети железных и шоссейных дорог, связывающих порт с хитерландом, и т.п.

Четвертая группа причин – развитие международного туризма. В результате значительные участки побережья превращались в рекреционно-туристические комплексы, имелась разветвленная сеть комфортабельных баз отдыха, была развита сфера обслуживания и другие службы обеспечения нужд туристов.

В развитых и развивающихся странах в этот период сформировались следующие типы: 1) многофункциональные портово-промышленные районы. Для них характерно большое значение внешней торговли, разносторонняя обрабатывающая промышленность, использующая импортное и местное сырье, ее продукция имела большое экспортное значение; исключительная концентрация населения, вследствие чего образовались крупнейшие городские агломерации; хорошая связь с хинтерландом, развитая инфраструктура. 2) развитые ППК. В них концентрировались важнейшие отрасли промышленности, в том числе существенное место занимали обрабатывающие предприятия. Они были размещены преимущественно в приморской зоне, что было удобно для ввоза сырья и экспорта продукции. К такому типу относились, например, комплексы Скандинавских стран. Их столицы - морские порты вокруг, которых сформировались мощные индустриальные группировки. В их структуру входили судостроение и судоремонт, электромашиностроение, деревообработка, химическая и другие отрасли. Здесь была сосредоточена большая часть населения этих стран; 3) неполные ППК. В них преобладали переработка нефти, руд или сельскохозяйственного сырья. Обрабатывающая промышленность была развита слабо. Такие комплексы образовались вокруг крупных портов Испании и юга Италии; 4) портово-промышленные районы и комплексы некоторых стран Латинской Америки и Азии. Для них была характерна довольно узкая отраслевая структура, но очень высокая концентрация производства в масштабах страны. В Бразилии, например, в таком районе было сосредоточено около 80 % всей обрабатывающей промышленности. ППК Бомбея, бывший ранее крупным центром хлопчатобумажной промышленности, стал важным узлом переработки нефти, урановых руд, центром судостроения автосборки; 5) экспортные порты представляли собой потенциальные очаги комплексообразования в развивающихся странах, где начинала складываться собственная нефтепереработка, черная и цветная металлургия.

В России к концу ХХ-го столетия сформировались следующие типы портово-промышленных районов: 1) многофункциональные портово-промышленные комплексы. Кроме развитой многоотраслевой индустрии, здесь широко были представлены различные виды морской деятельности (исследование океана, подготовка кадров, интеграционные связи, международный туризм т. п.). К ним относились, например, Санкт-Петербург, Мурманск, Владивосток, Находка; 2) портово-промышленные центры имели развитые интеграционные связи и осуществляли внешнеторговые функции. Примером их могут служить Архангельск, Калининград; 3) портово-транспортная система Северного морского пути имела особое значение для освоения Центральной Арктики и северных районов страны, а также служила важным связующим звеном между западными и восточными районами страны.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.