Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные западные направлении в соц.психологии

Личность в группе

Любая личность подвержена воздействиям со стороны общества на макро– и микроуровне. Под макроуровнем имеется в виду «широкая» социальная среда, вплоть до уровня всей мировой общественной системы, но, конечно, в первую очередь следует отметить роль социальных влияний того конкретного общества, к которому принадлежит личность. Микроуровень – это ближайшее социальное окружение личности – его семья, круг друзей, коллеги по работе, соседи, т. е. люди, с которыми непосредственно общается личность в тех или иных ситуациях повседневной жизни. Наблюдаемые эффекты различных воздействий макро– и микросреды на психику и поведение личности дают богатую пищу для социально-психологического анализа. Личность является не только объектом тех или иных воздействий со стороны окружающей социальной среды, но и субъектом деятельности.

Личность в группе вырабатывает в себе готовность определен­ным образом действовать в различных ситуациях, оказывая влияние на характер своего поведения, восприятия и обще­ния. В конкретной групповой деятельности формируются особо значимые психологические свойства и качества личности. Полнота сформированности значимых лич­ностных качеств в значительной степени зависит от меры вклю­ченности личности в группу, то есть меры принятия каждой личностью в отдельности цели совместной деятельности.

 

 

Основные западные направлении в соц.психологии

Первый этап- это этап становления социально-психологического знания, совпадающий с опытом построения первых социально-психологических теорий, таких как “психология народов” М. Лацаруса и Г. Штейнталя, “психология масс” Г. Лебона и С. Сигеле, теория “инстинктов социального поведения” У. Мак-Дауголла.

Программа превращения социальной психологии в экспериментальную дисциплину положила начало второму этапу развития этой науки

Третий этап развития социальной психологии на Западе и в России совпадает с периодом, наступившим после Второй мировой войны и продолжается по настоящее время. В Западной социальной психологии большое значение играет теория поля Курта Цадека Левина по которой на индивида постоянно влияют поле притяжения и поле отталкивания. Концепции Западной социальной психологии основаны на психологическом детерминизме, не связанном с экономическими условиями. Поведение человека объясняется психологическими причинами: агрессивность, сексуальность и тд. Все концепции социальной психологии Запада разделяют на четыре направления:

1. Психоаналитическое;

2. Необихевиористское;

3. Когнитивистское;

4. Интеракционистское.

 

2.Межличностные отношения: понятия, динамика, класиф.

Межличностные отношения - это отношения, складывающиеся между отдельными людьми. делятся на следующие виды:

1) официальные и неофициальные; 2) деловые и личные; 3) рацио- нальные и эмоциональные; 4) субординационные и паритетные.

Официальными (формальными) называют отношения, возникающие на должностной основе и регулируемые уставами, постановлениями, приказами, законами. Неофициальные (неформальные) отношения складываются на базе личных взаимоотношений людей и не ограничиваются никакими официальными рамками. Деловые взаимоотношения возникают в связи с совместной работой людей. Личные взаимоотношения - это отношения между людьми, которые складываются помимо их совместной деятельности. Рациональные отношения — это отношения, основанные на разуме и расчете. Эмоциональные отношения, напротив, основаны на эмоциональном восприятии друг друга, часто без учета объективной информации о человеке. Субординационные отношения — это отношения руководства и подчинения, т. е. неравноправные отношения, в которых одни люди имеют более высокий статус (должность) и больше прав, чем другие. паритетные отношения означают равноправие между людьми. Такие люди не подчинены друг другу и выступают как независимые личности.

Межличностные отношения развиваются в динамике: они зарождаются, закреп­ляются, достигают определенной зрелости, после чего могут постепенно ослабляться. Динамика развития межличностных отношений проходит несколько этапов: знаком­ство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения. Знакомства осуществля­ются в зависимости от социокультурных норм общества. Приятельские отношения формируют готовность к дальнейшему развитию межличностных отношений. На эта­пе товарищеских отношений происходит сближение взглядов и оказание поддержки друг другу Дружеские отношения имеют общее предметное содержание — общность интересов, целей деятельности и т. д.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Библиографический список. 1. Алексеева Т.В. Дорожные машины | 




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.