Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Хозяйственные взаимоотношения в торговых предприятиях






В процессе доведения товаров до потребителя возникают взаимоотношения, которые называются хозяйственными связями. Хозяйственные связи между поставщиками и покупателями товаров – широкое понятие. Сюда входят экономические, административно-правовые, финансовые и другие отношения, складывающиеся между покупателями и поставщиками в процессе поставок товаров.

Система хозяйственных связей торговли с промышленностью – важнейшая составная часть хозяйственного механизма страны, представляющая совокупность форм, методов и рычагов взаимодействия предприятий, объединений, фирм, отраслей народного хозяйства с потребителями продукции.

Система хозяйственных связей включает:

· участие торговых организаций и предприятий в разработке промышленными предприятиями планов производства товаров посредством представляемых заявок и заказов;

· хозяйственные договоры;

· контроль за соблюдением договорных обязательств; применение экономических санкций;

· участие в работе торговых бирж и оптовых ярмарок;

· проверку качества поставляемых товаров;

· установление оптимальных финансовых взаимоотношений;

· применение административно-правовых норм и другие взаимоотношения.

В качестве субъектов хозяйственных связей выступают предприятия, являющиеся относительно обособленными и юридически самостоятельными товаропроизводителями. Вместе с тем предприятия – это не только субъекты хозяйствования, но и объекты централизованного управления.

Их включение в торгово-денежный, и в иерархический механизмы накладывает существенный отпечаток на характер и содержание хозяйственных связей, которые поэтому сочетают в себе свойства и товарно-денежного, и централизованно организационного отношения. Процессформирования, реализации и защиты интересов предприятий в хозяйственных отношениях не может быть осмыслен без учета такой двойственной природы их имущественных взаимосвязей. В пределах конкретного акта обмена интересы сторон как товаропроизводителей должны конкурировать, но одновременно их интересы совпадают как у исполнителей планового задания.

Развитие общественного производства предполагает наличие во взаимодействии хозяйственных организаций как противоречий, так и совпадения их позиций, и отнюдь не всегда отсутствие коллизий оценивается положительно. Например, заинтересованность и промышленного, и торгового предприятия в качестве наиболее дорогостоящих товаров свидетельствует о несовершенстве системы оценки и стимулирования их деятельности, но не о плодотворном партнерстве. Последнее должно выступать как результат делового соперничества. Иными словами, противоречия являются необходимым моментом становления, функционирования и развития хозяйственных связей.

Рациональные хозяйственные связи способствуют планомерному развитию экономики, сбалансированности спроса и предложения, своевременной поставке продукции и товаров народного потребления покупателям.

В современных рыночных условиях хозяйствования предприятиям потребительской кооперации очень сложно выполнять свою основную функцию - удовлетворение потребностей обслуживаемого населения, обеспечение их необходимыми товарами и услугами. Это связано с проблемами во взаимоотношениях торговли и промышленности, с невостребованностьютоваров, с недостаточно рациональной организацией товароснабжения розничной торговой сети, с несоответствием ассортимента товаров потребностям покупателей и т.д. Основные проблемы хозяйственных взаимоотношений торговых и промышленных предприятий в современных условиях можно охарактеризовать следующим образом:

· неурегулированность экономико-правовых взаимоотношений торговли и промышленности, прежде всего из-за отсутствия современной правовой базы и хозяйственно-договорной дисциплины, приводит к значительным экономическим и социальным издержкам: низкое качество товаров, неритмичность поставок, рост товарных запасов, медленное обновление ассортимента на производстве и в торговле, «вымывание» из торгового и производственного сортимента дешевых и нужных большинству населения товаров;

· коммерческие работники торговых предприятий и организаций не принимают непосредственное участие и влияние на вопросы организации производства, не информируют поставщиков об изменениях на обслуживаемом рынке и его потребностях. Слабо развивается фирменная торговля по продаже продукции наиболее известных предприятий-изготовителей.

· деятельность оптового звена в системе товародвижения, снижение роли «большого» опта в формировании товарных ресурсов на потребительском рынке. Имеющееся огромное количество оптовых посредников (около 23 тысяч единиц) вносит хаос в систему товародвижения, увеличивает издержки обращения, что в итоге сказывается на цене товара.

· недостаточное научное и информационное обслуживание торгово-экономических отношений и других. Экономические, правовые, финансовые, коммерческие отношения в сфере торговли не имеют серьезного научно-методического обоснования, строятся порой нелогично, без продуманной стратегии. Это приводит к серьезным ошибкам в определении потребности в товарах, в выборе наиболее оптимальных источников поступления товаров, и как следствие, - к большим издержкам. В настоящее время прослеживается тенденция замедления движения российских товаров на внутренний рынок.

· многие предприятия поставляют свою продукцию за рубеж, так как работают на импортном давальческом сырье, за которое и рассчитываются товаром, а для внутреннего рынка мало что остается. Некоторые предприятия резко ужесточили условия поставок, особенно условия, касающиеся оплаты за продукцию и имущественной ответственности покупателя, на которые торговля не соглашается.

· слабый контроль за исполнением договорных обязательств влечет за собой нарушение сроков и планов поставки; неритмичность и неравномерность поставок. Имеют место нарушения в поставке товаров в развернутом ассортименте, допускается поставка некачественной продукции, с нарушением целостности упаковки. Несвоевременное предъявление претензий по условиям поставки не стимулирует стороны договора к соблюдению договорных обязательств в будущем.

· нестабильное финансовое положение, недостаточное количество собственных оборотных средств у многих торговых предприятий, особенно потребительской кооперации, приводят к нарушениям платежно-договорной дисциплины. В первую очередь, это касается несвоевременности оплаты за поставленный товар, отсутствия возможности работать по предоплате и т.д.

Большая роль должна отводиться формированию единой государственной политики, учитывающей интересы участников рынка: производителей, посредников, торговых предприятий и конечных потребителей.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.