Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коллективное бессознательное






Понятие, введенное в теории аналитической психологии К. Г.Юнга. Согласно ему, психика состоит их двух сфер — сознания и бессознательного, которые компенсаторнодополняют друг друга и вместе образуют тотальность психического. Бессознательное, рассмотренное соструктурной точки зрения, состоит из личного и К. б. Личное бессознательное содержит утерянныевоспоминания, вытесненные (намеренно забытые) мучительные представления, подпороговые восприятия, которые не были достаточно сильными, чтобы достичь сознания; и, наконец, содержания, которые ещесознательно не созрели. Однако бессознательное содержит в себе не только личностное, но инеличностное, коллективное, в форме наследственных категорий, или архетипов.

В бессознательном выделяются уровни, которые характеризуются мерой архаичности; этим уровнямставится в соответствие коллективный опыт человечества, опыт группы народов, отдельной расы, племени, рода и семьи. Уровням К. б. соответствует архаичность архетипических представлений. Согласно Юнгу, древние мистерии возрождения и закон сохранения энергии представляют собой разную, по архаичности, форму выражения общего архетипического представления.

В бессознательном существует тенденция, способствующая возникновению и развитию сознания. Дляструктурного описания сознания и бессознательного Юнг использует понятия установки (интроверсия иэкстраверсия) и психической функции (мышление, чувство, интуиция и ощущение). Доминирующая функцияи тип установки определяют тип сознательного способа реагирования. Функция, противоположнаядоминантной, неполноценная, плохо дифференцированная и архаичная, — конституируетбессознательное. Опыт, поставляемый недифференцированной функцией и установкой, переживаетсясознанием как чуждый, и если наступает нечто подобное, то идеи — весьма чужеродные — могут одолетьчеловека, совершенно здорового в другое время.

Отношения между сознанием и бессознательным описываются как единство и борьбапротивоположностей (принцип энанциодромии, «бег навстречу друг другу»). Компенсаторные в нормеотношения между двумя структурами могут перейти в конфликт при вторжении содержанийбессознательного в сознание, не способного к ассимиляции этого опыта. Развитие сознаниясопровождается развитием «персоны» — «компромиссом между индивидуумом и социальностью». Втопологической модели психики «персона» рассматривается как «фрагмент» коллективной психики.Последующее развитие описывается как процесс индивидуации, цель которого состоит в обретении своейистинной самости. Последнее понятие «с одной стороны, достаточно определенно, чтобы быть средствомвоплощения идеала человеческой цельности, а с другой стороны, достаточно неопределенно, чтобывыражать неописуемость и неопределенность этой целостности» (Юнг К.Г. Введение в религиознопсихологическую проблематику алхимии Этот процесс, инициируемый К. б., проявляется в том, что судьба, или ананке, ставит перед человеком непредвиденныепроблемы. Подобный опыт зафиксирован в древних обрядах инициации и в ритуалах жертвоприношения.

Для объяснения взаимовлияния сознания и бессознательного Юнг вводит понятие синхронистичности, с помощью которого описывается акаузальная связь между явлениями. Суть данного принципа состоит втом, что, события кажущиеся случайными (с точки зрения сознания), события могут иметь внутреннийглубинный смысл.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.