Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вклад Фрейда в психологию и психотерапию






Этапы психотерапевтического процесса К.Г. Юнга

Первый этап психотерапии К.Г.Юнг назвал катарсисом. На этом этапе человек должен выговориться, чем достигается катартический эффект. Когда человек, говоря о своих грехах, облегчает душу, т.е. признает за собой то, что хотел бы отвергнуть. После признания бессознательного клиент включается в работу, направленную на понимание его проявлений.

Второй этап определяется как прояснение, толкование (аналитический). Исследование уровня сознания включает анализ ориентации, ценностей, установок, определяющих влияний на жизненный путь клиента. Особое внимание обращается на противоречивые способы реагирования и действия.

Клиент учится самонаблюдению, находит путь для соприкосновения со своим внутренним миром. Он должен понять, каким образом он формирует психологическую реальность, вернуть свои проекции на внешний мир и ощутить силу своего внутреннего мира. Клиент, должен отказаться от доминирования сознания, и поэтому К.Г.Юнг считает этот этап сходным с обрядами жертвоприношения.

Третий этап обучения. Его целью является освоение клиентом тех сил, которые могут проявиться благодаря преодолению односторонности, признанию ранее отвергаемых частей личности. На этом этапе психоаналитик оказывает поддержку, направляет внимание и активность клиента на видение новых перспектив личностного развития и освоение новых сфер деятельности. В ходе этой фазы клиент приобретает новый опыт переживаний, основанный на принятии непризнанных частей своей личности, использовании творческих компонентов душевной организации. Поэтому К.Г.Юнг определяет ее как фазу воспитания и видит глубокий смысл ее в интеграции.

Четвертый этап. Трансформация. Для многих клиентов завершение третьего этапа психотерапии является завершением лечения. Однако некоторые клиенты нуждаются в четвертом этапе — трансформации, поскольку им необходимы изменения на глубинном уровне. Трансформация — переход на другой уровень функционирования. Он происходит как регрессия с временной утратой Эго и реализация ранее не удовлетворенной бессознательной потребности. Это непрерывный процесс развития личности, в ходе которого она приобретает целостность и завершенность.

 

Основные понятия транзактного анализа

Транзактный анализ — это на сегодняшний день достаточно сложная, развитая и многогранная психологическая и психотерапевтическая система. Она включает в себя интересную и оригинальную теорию личности и межличностного взаимодействия, а также систему практических методов, ориентированных на множество областей практики.

Структура личности в трансактном анализе характеризуется наличием трёх эго-состояний: Родитель, Ребёнок и Взрослый. Каждое эго-состояние представляет собой особый паттерн мышления, чувств и поведения. Выделение эго-состояний основано на трёх аксиоматических положениях:

1. Каждый взрослый некогда был ребёнком. Этот ребёнок в каждом человеке представлен эго-состоянием Ребёнок;

2. Каждый человек с нормально развитым мозгом потенциально способен к адекватной оценке реальности. Способность систематизировать приходящую извне информацию и принимать разумные решения относится к эго-состоянию Взрослый;

3. У каждого индивида были или есть родители или заменившие их лица. Родительское начало внедрено в каждую личность и принимает вид эго-состояния Родитель

Транзакция — это еще одно базовое понятие ТА (которое дало само название этой теории). Трансакцией мы называем элементарную единицу взаимодействия (обращение — ответ), строящегося с использованием модели Эго-состояний людей. Трансакции бывают явные и скрытые, например, если прямое высказывание обращено к Взрослому Эго-состоянию, то его подтекст может обращаться либо к Детскому, либо к Родительскому ЭС.

 

Вклад Фрейда в психологию и психотерапию

Школа Фрейда, безусловно, сделала крупный вклад в развитие психологического анализа. Именно титанические усилия Фрейда, а затем его последователей сделали возможным создание одной из самых прогрессивных школ в психологии — школу психоанализа.

Первоначально в трактовке его основателя психоанализ являлся «одним из методов лечения нервнобольных». Обычно, когда больного начинают лечить новым для него методом, ему стараются внушить, что опасность не так велика, и уверить в успехе лечения. Фрейд считал совершенно оправданным использование такого метода, с помощью которого можно повысить шансы на успех. При лечении невротика методом психоанализа психоаналитик действует иначе. Он говорит ему о трудностях лечения, его продолжительности, усилиях и жертвах, связанных с ним. Что же касается успеха, то его нельзя гарантировать, поскольку он зависит от поведения больного, его понятливости, сговорчивости и выдержки.

Фрейд был неудовлетворен результатами, получаемыми в ходе лечения невроза физиологическими методами, которые практиковались врачами его времени. Он обратился за возможным решением к психологии (кстати сказать, что редко делают даже современные психиатры и психотерапевты), вследствие чего и возникли теория сознания и метод лечения его расстройств. После этого Фрейд стал рассматривать психические заболевания как результат борьбы между потребностью индивида удовлетворить свои инстинктивные желания и запрещением, налагаемым обществом на их удовлетворение. Осуждение обществом этих инстинктивных побуждений, по его мнению, было столь сильным, что индивид часто не мог себе позволить даже осознавать их и тем самым переводил их в обширную бессознательную часть психической жизни. Эту бессознательную часть психической жизни Фрейд обозначил как Оно, или бессознательное. Еще одна область — пред-сознательное — была названа Сверх-Я. Это так называемое «скрытое сознание, которое пытается контролировать Оно. Рациональная часть сознания получила название Я, которое и стремится решить непрекращающийся конфликт между Оно и Сверх-Я.

Психическое заболевание, согласно Фрейду, и есть результат неудачи стремлений Я разрешить этот конфликт. Лечение заключалось в том, чтобы попытаться довести до сознания пациента ту подчас страшную борьбу, которая неистовствовала между Оно и Сверх-Я, чтобы усилить способность Я разрешить конфликт.

Суть классического метода Фрейда заключалась в перенесении массивов бессознательного в сознание путем использования свободных ассоциаций, толкования сновидений и интерпретацией отношений между аналитиком и пациентом по мере их развития в процессе анализа. Этот метод используют и до сих пор, хотя процесс и результаты интерпретируются по-разному.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.