Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Этническая антропология (расоведение) изучает антропологический состав народов земного шара в настоящем и прошлом






Этническая антропология (расоведение) изучает антропологический состав народов земного шара в настоящем и прошлом. Полученные в результате этого изучения материалы дают возможность выяснить родственные отношения между расами и историю их возникновения, т.е. древность. Место и причины происхождения расовых типов.

Этническая антропология обуславливает также интересы и смежных с ней дисциплин, разрешая при этом ряд различных задач:

1. Сравнительное изучение человеческих рас весьма важно для разрешения проблемы происхождения человека современного вида и в первую очередь для разрешения вопроса о том в одном или нескольких местах возник человеческий род. В истории науки этот вопрос всегда рассматривался и решался в неразрывной связи с вопросом о степени взаимного сходства и различия между человеческими расами, а также об изменчивости расовых типов под влиянием географической среды.

2. Этническая антропология представляет существенный материал изучения закономерностей роста, изменчивости и корреляций, весьма важных для биолога.

3. Антропологический (расовый) материал имеет большое значение и для разрешения некоторых вопросов этногенеза. Наличие на территории типа, резко отличного от основной массы населения, позволяет с уверенностью говорить о приходе на данную территорию либо предков основной массы населения, либо предков типа, составляющего меньшинство. Более того, в этнографических и археологических данных в подобных случаях всегда обнаруживаются различия в культуре в настоящем или в прошлом между группами, отличающимися друг от друга по антропологическому типу. Совокупными усилиями антрополога, этнографа, археолога, а иногда и лингвиста, можно определить область, из которой шло переселение, и время этого переселения.

Приведем некоторые примеры использования антропологического материала как исторического источника.

Народы Мадагаскара по языку и культуре резко отличаются от африканских, но весьма сходны с народами Индонезии, особенно с баттаками о.Суматра. Антропологический тип свидетельствует о переселении с какого-то из остовов Малайского архипелага. Это пример случая, когда данные антропологии подтверждаются уже известными фактами из области языкознания и этнографии. На том же Мадагаскаре можно указать группы, происхождение которых решается на основании одних только антропологических данных. Таково негроидное по типу население некоторых областей Мадагаскара; население это говорит только на индонезийском языке и только данные антропологии позволяют предполагать, что его корни следует искать на африканском материке. [ 2, стр. 315]

Появление азиатских тюркских кочевников на территории южной Украины сопровождалось отчетливым изменением физического типа, о чем свидетельствуют, например, скелетные остатки, добытые на татарском кладбище XV века в Тягинке близ Херсона.

Исследование черепов из Луговского могильника ананьинской культуры показало преобладание у ананьинцев монголоидных черт и явилось свидетельством того, что древнее население этой культуры было связано с лесными областями Зауралья. Это положение нашло свое подтверждение и в археологических материалах.

С другой стороны антропологический анализ заставляет в некоторых случаях отвергнуть гипотезу о массовом переселении. Так, почти полное отсутствие монголоидных черт в тюркском по языку населении Азербайджана вынуждает отказаться от предположения, что тюркский язык распространился в восточном Закавказье в результате вторжения в эту область больших групп завоевателей монгольского расового типа.

Таким образом, изучение человеческих рас может оказать некоторую помощь истории и, очевидно, в тем большей степени, чем древнее изучаемая эпоха, чем меньше сохранилось о ней письменных источников. Для познания таких отдаленных эпох, как поздний палеолит и мезолит, значение антропологии в особенности важно. История расселения людей того времени «записана» в очень значительной степени их антропологическими признаками.

Изучение рас представляет интерес для историка и помимо проблемы переселений. По степени расчлененности на типы можно до известной степени заключить как о давности пребывания на территории тех или иных групп, так и остепени их изоляции. Так, сравнение коренного населения Америки с населением Старого Света с точки зрения разнообразия их расового состава заставляет сделать вывод, что разделение на расовые типы в Америке далеко не достигло той степени резкости, какую мы находим в Старом Свете. Этот антропологический факт представляет собой существенное подтверждение вывода, основанного на данных археологии и палеоантропологии, что Америка была заселена сравнительно поздно.

Очевидно, что вопросы о переселении и изоляции народов имеют близкое отношение к проблеме их образования и расчленения, т.е. к проблеме этногенеза. Примером использования антропологических данных для разрешения этой проблемы могут послужить исследования о происхождении народов угрофинской языковой группы.

По этнографическим материалам прослеживаются три основных направления связей угрофинских народов: первое направление ведет к историко-этнографической области Обь-Енисейского бассейна с её культурой лесных охотников и рыболовов; второе – связывает угрофинские народы с Волго-Балтийской историко-этнографической областью, с её культурой земледельцев, первоначально мотыжных, а с середины I тысячелетия н.э. плужных, наконец, у многих различных финоязычных народов Волго-Камья прослеживаются связи со скотоводческими культурами причерноморских и арало-каспийских степей. Данные расоведения позволяют выделить у современных угрофинских народов как раз три группы антропологических типов, одна из которых уральская (смешанная монголоидно-европеоидная) связана с Западной Сибирью, вторая – светлая европеоидная тяготеет к Прибалтике, третья – темноволосая европеоидная свидетельствует о былой их близости к странам Причерноморья. Таким образом, народы угрофинской языковой группы складывались на основе населения различных историко-этнографических областей, причем каждая из них характеризовалась и характеризуется определенной группой антропологических типов.

Уже с середины прошлого столетия антропологические данные часто привлекались для решения различных вопросов формирования и расселения племен. Углубленной разработке эти вопросы подвергались у советских антропологов. [2, стр.316]

Особое значение приобрела проблема этногенеза в многонациональном социалистическом государстве, в котором впервые началось подлинно научное изучение исторического прошлого населяющих его народов. Огромный рост их национального самосознания ставит перед наукой почетную задачу осветить исторический путь развития народов, не имевших своей письменной истории.

Все данные этнической антропологии очень важны для разоблачения антинаучной и реакционной сущности расистских «теорий». Поскольку именно факты из области расоведения позволяют обосновать правильное разрешение проблемы происхождения современного человека и дают неопровержимые доказательства единства происхождения всех современных рас, а также опровергает лжеучение о расе как «душе» языка и культуры, этническая антропология представляет весьма серьезный источник средств в борьбе с расизмом. [2, стр.317]

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.