Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






До черты






 

Предположим, что тебе предстоит совершить гадкий поступок.

Но он-- до черты, поэтому все нормально, ты его совершишь.

Правило заключается в том, что ты должен сознательно отнестись

к этой ситуации: привести доводы в пользу этого поступка. " Да,

это мерзкий поступок, но я его совершу, потому что иначе: а) я

лишусь чего-нибудь важного, б) пострадает моя семья или в)

пострадают мои товарищи, или г)... и так далее.

На первый взгляд -- уж очень удобное правило. Все мы люди

интеллигентные, а это значит, что мы всегда сможем оправдать

любое свое поведение. Но не будем спешить, разберем такую

ситуацию. Вот типичный лагерный метод. Собирают группу людей и

на протяжении, скажем, часа читают им вслух что-нибудь такое,

что и так развешано по всему лагерю.-- правила лагерного

поведения или лагерные новости, или еще что-нибудь в этом роде.

Это один из вариантов низведения взрослого до состояния ребенка

-- насильно читать ему вслух то, что он и так знает или сам

может прочесть. Теперь посмотрим, как ведут себя заключенные.

Вот они получили приказ собраться в помещении, где происходит

чтение вслух. Большинство сразу автоматически встает и идет,

куда сказано, -- приказ без помех проваливается в ноги. Другие

начинают ерзать, как будто испытывают некоторое неудобство. Они

себя убеждают, что надо идти. А потом -- идут. И это --

замечательно, это значит, что они еще не прошли весь путь,

ведущий к " идеальному заключенному". Самое страшное --

автоматизм поведения: сказали -- идешь.

 

" Мусульмане"

 

Итак, методика готова. Впереди -- цель, которую рисовал

перед собой Гитлер: он один за пультом управления -- и миллионы

" идеальных заключенных", мгновенно исполняющих команды. Эта

идеальная картина выглядит мрачно и безысходно. Но я хотел бы

закончить обсуждение этого раздела на оптимистической ноте.

Дело в том, что эта цель недостижима.

" Мусульманами" называли в концлагере заключенных, которые

прекратили сопротивление и уже не замечали ничего вокруг. Они

перестали принимать пищу, следить за собой и лишь машинально

выполняли приказы, поступавшие извне. У них не осталось уже

никаких внутренних побуждений. Если положить в руку

" мусульманину" кусок хлеба, он машинально сжует его,

уставившись в одну точку отсутствующим взглядом. Другие

заключенные узнавали " мусульманина" по характерной походке --

он шел, приволакивая ноги. Жить ему оставалось недолго, это --

ходячий труп.

" Мусульманин" -- и есть " идеальный заключенный". Осталась

одна оболочка, внутри -- ничего нет, нет и стремления жить. А

человек живет до тех пор, пока хочет жить. Создать " идеального

заключенного" можно, но это будет нежизнеспособное существо. И

если бы Гитлеру удался его план " перевоспитания" людей, то он

получил бы целую Германию мертвецов.

Теперь займемся теми, кого не удалось " перевоспитать".

Ведь были заключенные, которые выдержали и пять, и даже десять

лет лагеря. Откуда у них запас прочности? Дело в том, что эти

люди выросли и большую часть жизни прожили в дофашистской

Германии. Они создали в своей душе фундамент, на который можно

было опереться. Вот эти " пережитки прошлого" и дали им силы

сопротивляться давлению лагеря. Не все удалось сохранить, не

обошлось, разумеется, без потерь: они стали не такими людьми,

какими вошли в лагерь. Но они -- выжили. И примерно к 1942

году, когда стало ясно, что программа перевоспитания Германии

не дает нужных результатов, рабочие лагеря стали постепенно

превращаться в лагеря уничтожения -- лагеря смерти. А новые уже

строились сразу как лагеря смерти.

Итак, взрослые люди оказались не очень подходящим

материалом. А что если взять ребенка с чистой, как белый лист

бумаги, душой и прямо со школы готовить его в " идеальные

заключенные"? Или еще лучше -- прямо с яслей. Так возникла

фашистская молодежная организация " Гитлерюгенд". Довести этот

эксперимент до конца не удалось, но каков был бы результат, мы

уже знаем.

Теперь я хочу задать еще одну задачу. Необходимо разбить

всех заключенных на несколько групп. В первую группу поместить

тех, кто лучше всего мог сопротивляться лагерю, во вторую --

тех, кто похуже, в третьих еще хуже, и так далее.

Читателю вновь предлагается немного подумать. А вот ответ,

данный жизнью. В последней группе -- чиновники всех видов и

мастей. Для них главное в жизни -- это мундир, регалии, чины,

отношение начальства. То есть все жизненные ценности --

внешние. Попав в лагерь, они моментально всего этого лишаются и

оказываются голыми. Основное достоинство чиновника -- умение

слушаться -- здесь оборачивается против него. И в результате

быстрый распад личности.

На втором месте -- глубоко верующие люди. Это понятно -- в

нормальной жизни они занимались совершенствованием своей души.

У них есть вера, и ее можно взять с собой в лагерь. И там она

может даже укрепиться. Верующие в лагере стараются держаться

вместе, помогают друг другу и поддерживают других заключенных.

На первом месте -- люди, для которых честь намного важнее

жизни. В старину это были аристократы, теперь -- затрудняюсь

найти нужное слово, пусть будет " аристократы духа".

Я считаю, мне повезло -- первый раз я прочел " Трех

мушкетеров" в сорок лет. И понял, что в деле укрепления своей

личности они -- профессионалы. Они -- живое воплощение

морального кодекса " строителя феодализма", они все время на

виду. И они должны драться. Я не забуду чувство горечи, которое

в детстве охватило меня, когда я узнал о дуэли Пушкина: " Ну

зачем он дерется? Если бы не дрался, то написал бы..." Если бы

не дрался, не был бы Пушкиным. И главная тема " Трех мушкетеров"

-- не Д'Артаньян, а Атос. Невозможно представить себе Атоса,

который, переодевшись в женскую одежду, пробирается " на

разведку" во вражескую крепость. Атос открыто въезжает на коне

в стан неприятеля. Если же общество лишается " класса" людей,

которые ценой собственной жизни поддерживают идеалы чести и

достоинства на должном уровне, то этот уровень начинает падать.

Но откуда им было браться? -- вот вопрос, на который нелегко

найти четкий ответ.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.