Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классический период древнегреческой философии (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель)






Сократ жил в 469-399 гг до н.э. Основной метод нахождения истины для Сократа диалог. Знание это не механическая передача знаний от человека к человеку. Истина должна родиться в человеке, только тогда она будет его убеждением. Истина рождается в диалоге (коммуникации).

Алгоритм ведения продуктивного спора, предложенный Сократом был следующим:

1. Сомнения вступая в диалог, Сократ говорил «я знаю, что я ничего не знаю», т.е., что у собеседников нет знаний о предмете, о котором будет идти речь.

2. Ирония над знанием человека.

3. «Майевтика» метод, помогающий собеседнику «родить» истину. Сократ помогал человеку самому «дойти до истины».

4. Индукция от фактов к общим положениям.

5. «Дифиниция» окончательное определение исследуемого предмета.

Методом Сократа была диалектика как искусство спора. Центральными проблемами философии Сократа были проблемы этики, нравственности. Сократ ценил добро, благо, мужество, справедливость. Основа добродетели по Сократу знания, т.е. человек совершает неблагие деяния, т.к. не знает о том, что они неблагие. В вопросах этики Сократ развивал проблему рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания. Эта позиция Сократа называется этический рационализм.

Платон (427347 гг. до н. э.) гениальный ученик Сократа, основоположник идеалистической европейской философии.

По учению Платона, мир чувственно воспринимаемых вещей не есть мир истинно сущего, подлинной реальности. В нем нет ничего прочного и устойчивого, все относительно, любая вещь обречена на изменение и гибель.

Подлинный, истинно-реальный мир представлен бестелесными образованиями, постигаемыми умом. Их Платон назвал эйдосами или идеями. Каждому классу (группе) чувственных предметов соответствует в истинном, идеальном мире, некоторый вид или идея. По отношению к чувственным вещам идеи суть одновременно и их последние причины (предельные основания), и эталоны (образцы, модели), и цели, и понятия, понятия об общей основе вещей каждого класса, о том, чем они, эти вещи, должны быть по своей сущности или природе. Идеи не вовлечены в вихревой поток становления, в водовороте которого живет мир чувственного. Чувственно воспринимаемые вещи обязаны своим существованием (в той мере, конечно, насколько они подлинны) «причастностью» (приобщением к) идеям. Они бледные, несовершенные копии этих идей. Мир идей, по Платону, иерархизирован таким образом, что на вершине его находится идея Блага. Свои идеи Платон поместил в «место над небесами»; названное им Гиперуранией.

Учением об идеальном мире, мире идей Платон решает проблему общего, универсального как и почему оно существует в отличие от единичного. Общее для него существует само по себе, а не в единичном, через единичное как реальность, возвышающаяся над единичным. Например, прекрасное как идея это не прекрасная девушка, не прекрасная лошадь, не прекрасный кувшин, т. е. не качество вещей и явлений видимого мира, а прекрасное само по себе (в себе и для себя).

Платон оставил нам одну детально разработанную Идею образец совершенного государства. В идеальном платоновском государстве царит справедливость, каждый занимается своим (отвечающим его природным наклонностям) делом, а правят мужи-философы.Аристотель ученик Платона. Центральная категория учения Аристотеля «эйдос» (заимствована у Платона с дополнениями). У каждой вещи есть своя идея. Идея вещи находится внутри самой же вещи. Люди находятся в пещере и заключены в оковы чувственного познания. Гиперурания за пределами пещеры и поэтому до людей доходят лишь отблески света из нее. Учение Аристотеля демократично (у каждой вещи своя идея), а в социально-политическом учении Платона можно увидеть зачатки тоталитарного государства с единой идеей. У Аристотеля идея не оторвана от вещи, а у Платона наоборот.

Аристотелевская материя двояка:

1. бесформенное вещество (первоматерия),

2. то, из чего вещь состоит.

Материя потенциальная возможность возникновения многообразия вещей. Материя инертна. Чтобы вещь стала действительна, ей нужно придать форму (эйдос). Форма это сущность вещи. Каждая вещь имеет причину происхождения и целевое предназначение.

Причины вещей (любая вещь обязана своим существованием четырем причинам):

1. материальная (из чего),

2. формальная (форма),

3. деятельная (мастер),

4. целевая (ради чего).

Мировоззрение Аристотеля телеологично все процессы имеют смысл и обладают внутренней целенаправленностью и потенциальной завершенностью

В атомистическом учении Демокрита (460–370 до н.э.) была выдвинута идея множественного первоначала. Демокрит исходил из того, что, не только бытие, но и небытие существуют. При этом он представлял бытие в виде атомов (мельчайших, неделимых, невидимых частиц), а небытие — как пустоту. Движением атомов Демокрит объяснял изменчивость всех предметов и явлений.

В концепции Демокрита атом рассматривался одновременно и как материальная причина существования вещей, и как их сущность, не видимая зрением, но постигаемая умом.

На основе атомистической гипотезы предлагалось решение целого ряда философских проблем. Прежде всего объяснялось единство мира — мир един, так как основу его составляют атомы. Далее, давалось решение проблемы множественности вещей и состояний мира. На основе принципа атомизма стало возможным объяснить образование множества разнообразных вещей путем различных сочетаний атомов. Наконец, атомизм объяснял процессы возникновения и уничтожения вещей как процессы соединения и разъединения атомов. Атомы вечны, а их сочетания носят временный, преходящий характер.

К концу V в. до н.э. учение атомистов представляло собой последнюю и наиболее теоретически развитую форму классической натурфилософии, которая уже завершала свое развитие и приходила к саморазложению.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.