Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Неформальные объединение детей и молодёжи, позитивное и негативное влияние на личность.






РЕФЕРАТ

Неформальные объединение детей и молодёжи, позитивное и негативное влияние на личность.

 

Выполнила: Салтанова Анастасия

гр. МИФ-15

Проверила: Доцент кафедры педагогики

Рылова Галина Викторовна

Чита-2016

Содержание

Введение…………………………………………………………………….. 3

1. Понятие «молодежь» и «субкультура»………………………………. 4

2.Сущность, тенденции и проблемы индивидуализации и социализации молодежи…………………………………………………………………… 5

3. Культура и сферы реализации молодежи…………………………… 10

Заключение………………………………………………………………. 14

Список использованных источников………………………………...… 15

Введение

Ужесточение экономических и социальных условий, правовой нигилизм немалой части взрослого населения приводят к естественной реакции молодого поколения - смещению в негативную сторону нравственных ценностей.
Сегодня от решения проблем молодежи зависит не только настоящее, но и будущее нации.
Неформальные объединения - это социальные группы детей и молодежи различной направленности. Неформальными их называют только потому, что они не зарегистрированы официально и, обычно, обходятся без руководства взрослых.
Но, тем не менее, неформальные объединения требуют пристального внимания, так как в некоторых случаях возникают группировки с экстремистской направленностью.

Почему же молодежь вступает в какие-либо неформальные объединения? Отсутствие понимания в семье, учебном коллективе приводят к тому, что подростки нередко готовы принять нормы и моральные принципы, которые расходятся с их собственными

Кроме того, подростки стремятся выделиться из общей массы, но проще выделяться группой, внутри которой они, тем не менее, «как все». Поэтому каждое сообщество отличается одними общими «опознавательными знаками», внешним видом: одеждой, прической, макияжем, отдельными аксессуарами. Это дает чувство собственной исключительности и значимости, чего не достает в семье и школе.

Каковы идеи и цели современных неформальных объединений? К примеру, цель ростаманов, панков, эмо, готов, байкеров, рокерови многих других – уход от действительности тем или иным способом.

Подобные группировки обычно не несут особого вреда для подростка (за исключением случаев, когда в дело идут наркотики любой силы, алкоголь, курение), и, в принципе, безопасны для окружающих. Вместе с тем, существуют и другие группировки, деятельность которых носит криминальный характер. Например, – всем известные скинхеды, или бритоголовые. Их экстремистские настроения не подлежат сомнению, они опасны для общества.

Информация о «неформалах» для подростков не новость. В отличие от взрослых, почти все, если не лично, то понаслышке знакомы с представителями той или иной молодежной субкультуры.

Многие старшеклассники могут рассказать о «неформалах» больше любого взрослого, даже не будучи эмо, готом или ростаманом. Тем не менее, школьники явно не желают, чтобы их заподозрили в принадлежности к какому-либо течению. Фраза одной из старшеклассниц подтверждает это: «Зачем нам это рассказывать? Мы нормальные люди!» То есть ребята понимают, что «неформалы» - это ненормально. Значит, не все еще потеряно!

 

 

1. Понятие «молодежь» и «субкультура»

Молодежь как специфическая группа изучается многими науками: философией, социологией, педагогикой, психологией, культурологией и другими.

В широком смысле слова молодежь – это обширная совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними основных видов деятельности. В более узком смысле молодежь — социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей.

Понятие «молодежь» достаточно часто используется сегодня в разговорной речи для обозначения определенной группы людей. Употребляя его, чаще всего, ориентируются на возрастной критерий, не всегда задумываясь о том, что понятие «молодежь» включает в себя не только хронологические и биологические, но и социально-психологические характеристики. Кроме того, если даже пытаться определить только возрастные рамки молодежи, то и здесь возникнут проблемы, так как границы молодежного возраста подвижны. Они зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей, менталитета и традиций того или иного общества. Развитие человечества и увеличение общей продолжительности жизни внесли свои коррективы в возрастные границы понятия «молодежь». Однако точное установление данных границ остается проблематичным в связи с несогласованностью сроков биологического, социального и психического развития, а также в связи с несовпадением темпов формирования отдельных свойств индивида: физического роста, полового созревания, интеллектуального и социального развития.

В молодом возрасте происходит ускоренное физическое, умственное развитие, которое не ведет к ранней социальной зрелости. Наиболее характерным для возраста является эмоционально-чувственное отношение к жизни, в том числе и к культуре. Этим обусловлено чувство сопереживания и подражание иллюзорным героям, предпочтение событийности, динамизма, действия, поиск развлекательного содержания, преобладание в искусстве нравственных оценок над художественно-выразительными. Все это в процессе самореализации сопровождается явлениями группового стереотипа.

Таким образом, молодежь – неотъемлемая часть любого общества, независимо от его сущностных характеристик.

Понятие «молодежь» тесно связано с понятием «субкультура». Прежде чем рассматривать понятие «субкультура» необходимо дать понятие культуры в целом.

Существует множество определений понятия «культура». В данной работе под культурой будет пониматься следующее определение. Культура – совокупность социально значимых идей, символов и ценностей, идеалов, норм и правил поведения, языка и деятельности, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.

Таким образом, субкультура – совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов, и т.п.), влияющих на стиль жизни и мышления определенных номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальных представителей социума).

Субкультура включает в себя ряд более или менее ярко выраженных признаков: специфический набор ценностных ориентаций, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений ее носителей, а также статусную структуру; набор предпочитаемых источников информации; своеобразные увлечения, вкусы и способы свободного времяпровождения; жаргон; фольклор и другое.

С точки зрения культурологии субкультура – объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют ее. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой и т.д. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определенные политические взгляды. Существует ряд молодежных общественных организаций позитивной направленности. Все они имеют большие воспитательные возможности, но в последнее время резко возросло число неформальных детских и молодежных объединений самой различной ориентации (политической, экономической, идеологической, культурологической); среди них немало структур с ярко выраженной антисоциальной направленностью, так называемая контркультура главной особенностью которой является отрицание общепризнанных принципов.

Молодежь, как наиболее чуткая и восприимчивая группа первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга со всеми позитивными и негативными явлениями. Ее не могут до конца удовлетворить существующие общепринятые развлечения и способы провождения времени, что создает предпосылки для объединения молодежи в разнообразные группы, движения, являющиеся сплачивающим фактором, формирующие коллективное сознание в этих группах, коллективную ответственность и общие понятия о социально-культурных ценностях. Таким образом, появляются молодежные субкультуры.

Существуют различные типологии молодежных субкультур. Рассмотрим некоторые из них. По социально-правовому признаку выделяют:

1. Просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности. Например: группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды;

2. Социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам. Например: музыкальные и спортивные фанаты;

3. Асоциальные – хиппи, панки, преступные группировки и т.п.

Профессор С.А. Сергеев предлагает следующую типологизацию молодежных субкультур:

1. Романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индианисты, толкиенисты, с известными оговорками – байкеры);

2. Гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэперы и т.п.);

3. Криминальные (гопники, люберы);

4. Анархо-нигилистические (панки, экстремистские субкультуры «левого» и «правого» толка), которые можно также назвать радикально-деструктивными.

Профессор З.В. Синкевич дает несколько иную характеристику неформального самодеятельного движения молодежи с учетом того, что причастность к той или иной группе может быть связана:

1. Со способом времяпрепровождения – музыкальные и спортивные фанаты, металлисты, люберы и даже нацисты;

2. С социальной позицией – экокультурные;

3. С образом жизни – «системники» и их многочисленные ответвления;

4. С альтернативным творчеством – официально не признанные живописцы, скульпторы, музыканты, актеры, писатели и другие.

Также молодежные движения можно разделить на такие группы:

· связанные с музыкой, музыкальные фанаты, последователи культуры музыкальных стилей: рокеры, металлисты, панки, готы, рэперы, транс-культура;

· отличающиеся определенным мировоззрением и образом жизни: готы, хиппи, индианисты, панки, растаманы;

· связанные со спортом: спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, стрит-байкеры, байкеры;

· связанные с играми, уходом в другую реальность: ролевики, толкиенисты, геймеры;

· связанные с компьютерными технологиями: хакеры, юзера, те же геймеры;

· враждебно или асоциально настроенные группы: панки, скинхэды, РНЕ, гопники, люберы, нацисты, периодически – футбольные фанаты и металлисты;

· религиозные объединения: сатанисты, секты, кришнаиты, индианисты;

· группы современного искусства: графиттеры, брейк-дансеры, просовременные художники, скульпторы, музыкальные группы;

· элита: мажоры, рэйверы;

· антикварные субкультуры: битники, роккабильщики;

· субкультура масс или контркультура: гопники, реднеки;

· социально-активные: общества защиты истории и окружающей среды, пацифисты.

Человек, попавший в субкультуру, становится с ней единым целым. Он принимает все порядки, законы нового общества, у него меняется система ценностей и взгляд на мир. Кто-то меняет субкультуры, как перчатки, только ради их внешних проявлений, эпатажа окружающих, не вникает в суть и философию, которая в большей или меньшей степени есть в каждом неформальном движении. Даже те, кто верен одной своей неформальной организации, зачастую не понимают ее. Чаще всего таким поверхностным бывает именно молодое поколение. Подростки металлисты могут устраивать массовые драки и беспорядки, хулиганить, хамить старшим и считать, что поступают как истинные металлисты. Им отнюдь не понять, что это движение основано в первую очередь из-за самой музыки и особого мироощущения, а не из-за стремления разрушать все вокруг.

Таким образом, молодежь - обширная совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними основных видов деятельности. Молодежь, как наиболее чуткая возрастная группа первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга со всеми позитивными и негативными явлениями, ее не могут удовлетворить существующие традиционные способы проведения досуга, что приводит к появлению субкультуры. Субкультура - система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. Молодежная культура представляет собой субкультуру с достаточно четко очерченными границами. Ее характеризуют такие особенности, как отчуждение от старшего поколения, от его ценностей и норм, уход в сферу досуга, в котором ведущими являются общение, развлечение и самообразование, связанные с коммуникативной деятельностью. В отношении к культуре преобладает потребление над творчеством, что отражает в целом жизненные позиции молодежи, сформированные всей социальной средой, ориентированной многие годы на воспитание добросовестного исполнителя и пассивной личности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.