Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Неформальные объединение детей и молодёжи, позитивное и негативное влияние на личность.




РЕФЕРАТ

Неформальные объединение детей и молодёжи, позитивное и негативное влияние на личность.

 

Выполнила: Салтанова Анастасия

гр. МИФ-15

Проверила: Доцент кафедры педагогики

Рылова Галина Викторовна

Чита-2016

Содержание

Введение…………………………………………………………………….. 3

1. Понятие «молодежь» и «субкультура»………………………………. 4

2.Сущность, тенденции и проблемы индивидуализации и социализации молодежи…………………………………………………………………… 5

3. Культура и сферы реализации молодежи…………………………… 10

Заключение………………………………………………………………. 14

Список использованных источников………………………………...… 15

Введение

Ужесточение экономических и социальных условий, правовой нигилизм немалой части взрослого населения приводят к естественной реакции молодого поколения - смещению в негативную сторону нравственных ценностей.
Сегодня от решения проблем молодежи зависит не только настоящее, но и будущее нации.
Неформальные объединения - это социальные группы детей и молодежи различной направленности. Неформальными их называют только потому, что они не зарегистрированы официально и, обычно, обходятся без руководства взрослых.
Но, тем не менее, неформальные объединения требуют пристального внимания, так как в некоторых случаях возникают группировки с экстремистской направленностью.

Почему же молодежь вступает в какие-либо неформальные объединения? Отсутствие понимания в семье, учебном коллективе приводят к тому, что подростки нередко готовы принять нормы и моральные принципы, которые расходятся с их собственными

Кроме того, подростки стремятся выделиться из общей массы, но проще выделяться группой, внутри которой они, тем не менее, « как все». Поэтому каждое сообщество отличается одними общими «опознавательными знаками», внешним видом: одеждой, прической, макияжем, отдельными аксессуарами. Это дает чувство собственной исключительности и значимости, чего не достает в семье и школе.

Каковы идеи и цели современных неформальных объединений? К примеру, цель ростаманов, панков, эмо, готов, байкеров, рокерови многих других – уход от действительности тем или иным способом.

Подобные группировки обычно не несут особого вреда для подростка (за исключением случаев, когда в дело идут наркотики любой силы, алкоголь, курение), и, в принципе, безопасны для окружающих. Вместе с тем, существуют и другие группировки, деятельность которых носит криминальный характер. Например, – всем известные скинхеды, или бритоголовые. Их экстремистские настроения не подлежат сомнению, они опасны для общества.

Информация о «неформалах» для подростков не новость. В отличие от взрослых, почти все, если не лично, то понаслышке знакомы с представителями той или иной молодежной субкультуры.



Многие старшеклассники могут рассказать о «неформалах» больше любого взрослого, даже не будучи эмо, готом или ростаманом. Тем не менее, школьники явно не желают, чтобы их заподозрили в принадлежности к какому-либо течению. Фраза одной из старшеклассниц подтверждает это: «Зачем нам это рассказывать? Мы нормальные люди!» То есть ребята понимают, что «неформалы» - это ненормально. Значит, не все еще потеряно!

 

 

1. Понятие «молодежь» и «субкультура»

Молодежь как специфическая группа изучается многими науками: философией, социологией, педагогикой, психологией, культурологией и другими.

В широком смысле слова молодежь – это обширная совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними основных видов деятельности. В более узком смысле молодежь — социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей.

Понятие «молодежь» достаточно часто используется сегодня в разговорной речи для обозначения определенной группы людей. Употребляя его, чаще всего, ориентируются на возрастной критерий, не всегда задумываясь о том, что понятие «молодежь» включает в себя не только хронологические и биологические, но и социально-психологические характеристики. Кроме того, если даже пытаться определить только возрастные рамки молодежи, то и здесь возникнут проблемы, так как границы молодежного возраста подвижны. Они зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей, менталитета и традиций того или иного общества. Развитие человечества и увеличение общей продолжительности жизни внесли свои коррективы в возрастные границы понятия «молодежь». Однако точное установление данных границ остается проблематичным в связи с несогласованностью сроков биологического, социального и психического развития, а также в связи с несовпадением темпов формирования отдельных свойств индивида: физического роста, полового созревания, интеллектуального и социального развития.



В молодом возрасте происходит ускоренное физическое, умственное развитие, которое не ведет к ранней социальной зрелости. Наиболее характерным для возраста является эмоционально-чувственное отношение к жизни, в том числе и к культуре. Этим обусловлено чувство сопереживания и подражание иллюзорным героям, предпочтение событийности, динамизма, действия, поиск развлекательного содержания, преобладание в искусстве нравственных оценок над художественно-выразительными. Все это в процессе самореализации сопровождается явлениями группового стереотипа.

Таким образом, молодежь – неотъемлемая часть любого общества, независимо от его сущностных характеристик.

Понятие «молодежь» тесно связано с понятием «субкультура». Прежде чем рассматривать понятие «субкультура» необходимо дать понятие культуры в целом.

Существует множество определений понятия «культура». В данной работе под культурой будет пониматься следующее определение. Культура – совокупность социально значимых идей, символов и ценностей, идеалов, норм и правил поведения, языка и деятельности, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.

Таким образом, субкультура – совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов, и т.п.), влияющих на стиль жизни и мышления определенных номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальных представителей социума).

Субкультура включает в себя ряд более или менее ярко выраженных признаков: специфический набор ценностных ориентаций, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений ее носителей, а также статусную структуру; набор предпочитаемых источников информации; своеобразные увлечения, вкусы и способы свободного времяпровождения; жаргон; фольклор и другое.

С точки зрения культурологии субкультура – объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют ее. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой и т.д. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определенные политические взгляды. Существует ряд молодежных общественных организаций позитивной направленности. Все они имеют большие воспитательные возможности, но в последнее время резко возросло число неформальных детских и молодежных объединений самой различной ориентации (политической, экономической, идеологической, культурологической); среди них немало структур с ярко выраженной антисоциальной направленностью, так называемая контркультура главной особенностью которой является отрицание общепризнанных принципов.

Молодежь, как наиболее чуткая и восприимчивая группа первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга со всеми позитивными и негативными явлениями. Ее не могут до конца удовлетворить существующие общепринятые развлечения и способы провождения времени, что создает предпосылки для объединения молодежи в разнообразные группы, движения, являющиеся сплачивающим фактором, формирующие коллективное сознание в этих группах, коллективную ответственность и общие понятия о социально-культурных ценностях. Таким образом, появляются молодежные субкультуры.

Существуют различные типологии молодежных субкультур. Рассмотрим некоторые из них. По социально-правовому признаку выделяют:

1. Просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности. Например: группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды;

2. Социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам. Например: музыкальные и спортивные фанаты;

3. Асоциальные – хиппи, панки, преступные группировки и т.п.

Профессор С.А. Сергеев предлагает следующую типологизацию молодежных субкультур:

1. Романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индианисты, толкиенисты, с известными оговорками – байкеры);

2. Гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэперы и т.п.);

3. Криминальные (гопники, люберы);

4. Анархо-нигилистические (панки, экстремистские субкультуры «левого» и «правого» толка), которые можно также назвать радикально-деструктивными.

Профессор З.В. Синкевич дает несколько иную характеристику неформального самодеятельного движения молодежи с учетом того, что причастность к той или иной группе может быть связана:

1. Со способом времяпрепровождения – музыкальные и спортивные фанаты, металлисты, люберы и даже нацисты;

2. С социальной позицией – экокультурные;

3. С образом жизни – «системники» и их многочисленные ответвления;

4. С альтернативным творчеством – официально не признанные живописцы, скульпторы, музыканты, актеры, писатели и другие.

Также молодежные движения можно разделить на такие группы:

· связанные с музыкой, музыкальные фанаты, последователи культуры музыкальных стилей: рокеры, металлисты, панки, готы, рэперы, транс-культура;

· отличающиеся определенным мировоззрением и образом жизни: готы, хиппи, индианисты, панки, растаманы;

· связанные со спортом: спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, стрит-байкеры, байкеры;

· связанные с играми, уходом в другую реальность: ролевики, толкиенисты, геймеры;

· связанные с компьютерными технологиями: хакеры, юзера, те же геймеры;

· враждебно или асоциально настроенные группы: панки, скинхэды, РНЕ, гопники, люберы, нацисты, периодически – футбольные фанаты и металлисты;

· религиозные объединения: сатанисты, секты, кришнаиты, индианисты;

· группы современного искусства: графиттеры, брейк-дансеры, просовременные художники, скульпторы, музыкальные группы;

· элита: мажоры, рэйверы;

· антикварные субкультуры: битники, роккабильщики;

· субкультура масс или контркультура: гопники, реднеки;

· социально-активные: общества защиты истории и окружающей среды, пацифисты.

Человек, попавший в субкультуру, становится с ней единым целым. Он принимает все порядки, законы нового общества, у него меняется система ценностей и взгляд на мир. Кто-то меняет субкультуры, как перчатки, только ради их внешних проявлений, эпатажа окружающих, не вникает в суть и философию, которая в большей или меньшей степени есть в каждом неформальном движении. Даже те, кто верен одной своей неформальной организации, зачастую не понимают ее. Чаще всего таким поверхностным бывает именно молодое поколение. Подростки металлисты могут устраивать массовые драки и беспорядки, хулиганить, хамить старшим и считать, что поступают как истинные металлисты. Им отнюдь не понять, что это движение основано в первую очередь из-за самой музыки и особого мироощущения, а не из-за стремления разрушать все вокруг.

Таким образом, молодежь - обширная совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними основных видов деятельности. Молодежь, как наиболее чуткая возрастная группа первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга со всеми позитивными и негативными явлениями, ее не могут удовлетворить существующие традиционные способы проведения досуга, что приводит к появлению субкультуры. Субкультура - система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. Молодежная культура представляет собой субкультуру с достаточно четко очерченными границами. Ее характеризуют такие особенности, как отчуждение от старшего поколения, от его ценностей и норм, уход в сферу досуга, в котором ведущими являются общение, развлечение и самообразование, связанные с коммуникативной деятельностью. В отношении к культуре преобладает потребление над творчеством, что отражает в целом жизненные позиции молодежи, сформированные всей социальной средой, ориентированной многие годы на воспитание добросовестного исполнителя и пассивной личности.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал