Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие пользовательского интерфейса и его виды, основные принципы построения.






Пользовательский интерфейс - это совокупность программных и аппаратных средств, обеспечивающих взаимодействие пользователя с компьютером. Основу такого взаимодействия составляют диалоги. Под диалогом в данном случае понимают регламентированный обмен информацией между человеком и компьютером, осуществляемый в реальном масштабе времени и направленный на совместное решение конкретной задачи. Каждый диалог состоит из отдельных процессов ввода / вывода, которые физически обеспечивают связь пользователя и компьютера. Обмен информацией осуществляется передачей сообщения.

Современными видами интерфейсов являются:

1) Командный интерфейс. Командный интерфейс называется так по тому, что в этом виде интерфейса человек подает " команды" компьютеру, а компьютер их выполняет и выдает результат человеку. Командный интерфейс реализован в виде пакетной технологии и технологии командной строки.

2) WIMP - интерфейс (Window - окно, Image - образ, Menu - меню, Pointer - указатель). Характерной особенностью этого вида интерфейса является то, что диалог с пользователем ведется не с помощью команд, а с помощью графических образов - меню, окон, других элементов. Хотя и в этом интерфейсе подаются команды машине, но это делается " опосредственно", через графические образы. Этот вид интерфейса реализован на двух уровнях технологий: простой графический интерфейс и " чистый" WIMP - интерфейс.

3) SILK - интерфейс (Speech - речь, Image - образ, Language - язык, Knowlege - знание). Этот вид интерфейса наиболее приближен к обычной, человеческой форме общения. В рамках этого интерфейса идет обычный " разговор" человека и компьютера. При этом компьютер находит для себя команды, анализируя человеческую речь и находя в ней ключевые фразы. Результат выполнения команд он также преобразует в понятную человеку форму. Этот вид интерфейса наиболее требователен к аппаратным ресурсам компьютера, и поэтому его применяют в основном для военных целей.

Принцип простоты и адекватности. К пользовательскому интерфейсу предъявляются два противоречивых требования: простота и адекватность предметной области. Основная проблема при разработке пользовательского интерфейса состоит в нахождении компромисса между его простотой и необходимостью учета многочисленных особенностей. Попытка построить единый универсальный пользовательский интерфейс с большим количеством нагрузочных параметров, несомненно, обречена на неудачу. Для достижения компромисса между простотой, и в тоже время его адекватности, необходимо однозначно определить какие подсистемы, элементы и взаимосвязи между ними войдут в пользовательский интерфейс, а какие будут носить затемняющий понимание характер. Продуманный и не продуманный пользовательский интерфейс

Принцип стилистической целостности. Стилистическая целостность пользовательского интерфейса достигается единообразием оформления, под которым подразумевается ограничения в выборе гарнитур и размеров шрифта, а также равномерное распределение свободного пространства.

Принцип выравнивания. Ни один элемент пользовательского интерфейса не должен располагаться случайным образом, т.е. нельзя располагать элементы или подсистемы где-либо только потому, что там присутствует свободное пространство. Принцип выравнивания помогает создать визуально уравновешенный дизайн пользовательского интерфейса.

Принцип уменьшения визуального шума. Визуальный шум является одним из основных препятствий для получения комплексного информационного представления о системе. Можно выделить два типа визуального шума. 1) Перегруженность. При работе с пользовательскими интерфейсами, имеющими значительные размеры, большое количество всевозможных подсистем, элементов и бесчисленное множество различных цветов и яркостей, зрительная система пользователя испытывает повышенную нагрузку. 2) Фоновый шум. В качестве фона пользовательского интерфейса рекомендуется применять малонасыщенные и нейтральные цвета средней частоты спектра. Не допускается использование в большом количестве цветов, которые затрудняют восприятие.
Принцип использования привычных ассоциаций и стереотипов. Сущность данного принципа состоит в применении для пользовательских интерфейсов таких условных обозначений элементов, которые ассоциируются с общепринятыми буквенными обозначениями данных элементов. Желательно использовать, если это возможно, вместо абстрактных знаков и символов, графические образы, которые ассоциируются с элементами. Если изображение или его часть знакомо пользователю, то он сможет идентифицировать его даже по его фрагменту. Любые образы должны давать однозначное представление о функции. Неграмотное использование графики может дезориентировать пользователя в программе, исказить восприятие.

Принцип избыточности. Для улучшения восприятия структуры системы иногда бывает необходимо параллельное представление наиболее важных компонентов или взаимосвязей. Повтор панели навигации внизу экрана более простом оформлении Названия элементов продублированы графическими образами

Принцип повтора. Некоторые компоненты стилевого оформления должны повторяться, что сделает пользовательский интерфейс более цельным, согласованным и упорядоченным. Повторяться могут маркеры списков, шрифтовое оформление (кегль, жирность), цветовые решения, пространственные взаимосвязи, толщина соединительных линий, распределение свободного пространства и т.п. Положительная роль повтора очень сильна в простых приложениях, а в сложных без него не обойтись. При отсутствии повторяющихся элементов, каждая страница лишится связности и стилевого единства. Но необходимо избегать избыточного повтора, который будет подавлять смысловое содержание.
Принцип визуальной иерархии. Элементы, являющиеся частями друг друга, представляются в виде вложений. Необходимо организовать внешний вид элементов таким образом, чтобы пользовательский интерфейс ясно и четко отображал отношения между элементами – какие элементы связаны между собой, какие являются частями других элементов (подсистем). Очевидно, что данный список элементов необходимо сделать понятнее. Тот же список, визуально разбитый на группы.
Принцип удобства использования. Важным моментом при создании интерфейсов является «usability» (usability удобство и простота использования). При организации пользовательского интерфейса необходимо руководствоваться не только аспектами красоты, но и практическим удобством расположения управляющих элементов. Пользователь не должен долго искать необходимую ему функцию. Управляющие элементы пользовательского интерфейса должны располагаться там, где пользователь ожидает их увидеть.

Принцип визуальной иерархии. Каждый элемент пользовательского интерфейса необходимо взвешивать по его способности помочь пользователю воспринять структуру приложения. Пользовательский интерфейс не должен содержать лишних, затемняющих его элементов. Применять элементы, обозначающие несущественные особенности приложения, не следует. Необходимо определить относительную важность каждого из элементов модели по отношению к поставленной системной цели. Необходимо обособить элементы пользовательского интерфейса, обладающие относительной автономностью. Эти обособленные участки должны быть четко отграничены от других и согласно принципу структурности должны иметь завершенную, легко запоминающуюся и отличающуюся структуру.

Принцип перевернутой пирамиды. Смысл этого принципа состоит в том, чтобы вынести самую важную информацию и элементы управления на первый план и сделать их легкодоступными пользователю. Только небольшая часть посетителей просматривают информацию за пределами окна браузера, в котором они первоначально увидели содержимое. Исходя из этого, желательно размещать содержимое в виде перевернутой пирамиды: 1. Начать с того, что быстро даст пользователю представление о сути содержимого страницы. В данном случае пользователи могут завершить сеанс взаимодействия в любой момент и будут уверенны, что узнали главное. 2. Содержимое, которое менее важно или не существенно для понимания располагается внизу.

Принцип эмоционального воздействия. Цвет вызывает эмоции. Например, красный цвет – волнующий, желтый – веселый и т.п. Разрабатывая пользовательский интерфейс в ярких цветах, необходимо подумать об эмоциях, которые они будут вызывать у пользователя. Цвет является элементом, который так же важен, как навигация, изображения или содержимое. Интерфейс с грамотно подобранной цветовой гаммой создают ощущение, которое не возможно получить от интерфейса, где цвета не используются в качестве элемента дизайна или просто плохо подобранны.

Принцип сканируемости. В Сети пользователи не читают текст так, как с печатного листа. Вместо этого они сканируют информацию, ища ключевые слова, предложения и изображения, интересные им. Заголовок является хорошим способом повысить сканируемость текстовых блоков. Заголовки превращают большие фрагменты текста в меньшие, что позволяет посетителям быстро решить, читали ли фрагмент. Заголовок должен содержать максимум три строки, иначе он будет хуже восприниматься при чтении.

Принцип контроля. Пользователи чувствуют себя уверенно, когда владеют ситуацией. Плохо спроектированные пользовательские интерфейсы вынуждают пользователя выполнять незапланированные действия, которые мешают достижению конечной цели. Необходимо сообщать пользователю о текущем состоянии, в которой он (или программное приложение) находится в данный момент, периодически отображая системный статус, объясняя что произойдет, если он сделает то или иное действие.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.