Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






На основе этого комплекса критериев выделяют следующие основные типы СЭЗ, встречающиеся в мировой практике зони­рования.






  1. Зоны свободной торговли.
  2. Промышленно-производственные или предпринимательс­ кие зоны.
  3. Торгово-промышленные зоны.
  4. Технико-разрабатывающие и технико-внедренческие зоны (специализированные).
  5. Функциональные зоны (сервисные: банковские, страховые, рекреационно-туристические, зоны игорного и развлекательного бизнеса, историко-культурные центры, эколого-экономические).
  6. Комплексные зоны или зоны комплексного развития тер­ ритории.
  7. Совместные с другими странами СЭЗ.

В рамках отдельных типов зон, входящих в эту классификацию, можно выделить отдельные специфические группы и подгруппы. Так, зоны могут быть:

  1. мононациональными и интернациональными;
  2. закрытыми и открытыми;
  3. территориальными (макрозонами) и точечными (микрозо­нами). Каждая из зон, независимо от типовой принадлежности, является социально-экономическим территориальным образова­нием, уникальным по своему содержанию, условиям развития, задачам и целям.

Источниками финансирования зонирования являются:

  1. централизованные государственные капиталовложения;
  2. целевые банковские кредиты;
  3. средства предприятий и организаций, расположенных вне зоны, но имеющих возможности и желания по тем или иным (чаще всего экономическим, хотя есть и другие) причинам осу­ ществлять вложения своих свободных средств в экономику СЭЗ;
  4. доходы от экономики самих зон.

16. Методы государственного регулирования СЭЗ.

Государственное регулирование СЭЗ — это система скоординированных действий государства, направленных на до­стижение целей и задач, решаемых в ходе реализации зональной политики в интересах эффективного функционирования нацио­нальной экономики страны в целом и ее составляющих.

Инструментами государственного регулирования СЭЗ являют­ся структурно-инвестиционная, бюджетная, социальная, налого­вая, производственно-конъюнктурная, кредитная, эмиссионная и внешнеэкономическая политика.

Роль государственного регулирования С ЭЗ сводится к организа­ции работ, определению приоритетов в типах зон, в выборе реги­онов, подготовке и обеспечении организационно-правовой базы.

К числу основных целей и задач, стоящих и решаемых с по­мощью государственного регулирования СЭЗ на государственном (федеральном и региональном) уровне, следует отнести:

  • выбор приоритетов в типах создаваемых в стране зон, в раз­ витии экономики регионов и страны в целом и разработку на этой основе концепции социально-экономического раз­ вития;
  • формирование необходимой нормативно-правовой и организационно-экономической базы для осуществления зонирования;
  • адаптацию всех элементов хозяйственного механизма СЭЗ друг к другу и складывающейся конъюнктуре в производ­ стве и распределении;
  • обоснование и установление всех видов льгот, требующих­ ся для реализации каждой из принятых к реализации про­ грамм в СЭЗ;
  • обеспечение экономической безопасности принимающей страны.

На внутризональном уровне государственное регулирование сводится к формированию внутри каждой конкретной зоны оп­ределенных условий, без которых невозможно ее нормальное фун­кционирование:

  • организация крупных акционерных обществ, располагаю­ щих солидным капиталом и берущих на себя полную мате­ риальную ответственность за выполнение программы созда­ ния зон;
  • создание центрального банка зоны, который обеспечивал бы формирование ее бюджета, контролировал бы использова­ ние бюджетных и кредитных средств, координировал бы взаимоотношения с федеральным бюджетом;
  • развитие специального залогового и страхового инвестици­ онного фонда (страховое общество), который обеспечивал бы привлечение рублевых и валютных поступлений в необ­ ходимых объемах;
  • разграничение функций между руководством зоны (напри­ мер, Советом зоны) и местными (региональными) органа­ ми власти, принятие договорных соглашений между ними по проблемам владения и распределения собственности, процедуры и порядка решения вопросов ценообразования, налогообложения, лицензирования, предоставление различ­ ных льгот;
  • утверждение программ развития конкретных СЭЗ; в этих программах предусматриваются задачи, решаемые зоной с позиции республиканского интереса, определяются разме­ ры государственных капиталовложений и субсидий, уста­ навливаются льготы и сроки их получения;
  • делегирование властным структурам регионального и мес­ тного уровней органами управления СЭЗ, а также отдель­ ными производствами, предприятиями, фирмами, располо­ женными в зонах, определенных прав, в первую очередь в сфере финансово-экономической деятельности.

Для достижения целей и выполнения задач национальной по­литики зонирования применяется целый комплекс методов госу­дарственного регулирования СЭЗ, который охватывает весь арсенал способов прямого и косвенного регулирования социально-эконо­мического развития зоны. Сюда входят:

  • государственные инвестиции в государственные предприя­ тия, промышленную и социальную инфраструктуру СЭЗ;
  • контроль государственного сектора, находящегося в грани­ цах СЭЗ;
  • государственные закупки и заказы на продукцию, произво­ димую в зоне;
  • расходы по социальному страхованию;
  • валютный контроль и ограничения экспорта капитала;
  • контроль над доходами, ценами и потребительским креди­ том;
  • лицензирование строительства и размещение предприятий, технологий и материалов;
  • национализация отдельных отраслей и объектов, находя­ щихся в «зоне»;
  • проведение НИОКР в государственных центрах;
  • налоговые льготы на инвестиции и поддержку регионов «зоны»;
  • введение импортных депозитов;
  • госкредиты;
  • регулирование учетной ставки процента и объемов банков­ ского кредита и др.

17. Механизм управления деятельностью СЭЗ.

Для управления деятельностью СЭЗ формируется специальный механизм, который представляет собой совокупность экономичес­кой, правовой, социальной, организационной, теоретико-методо-логиической и методической составляющих.

Организационно-экономический механизм управления деятель­ностью СЭЗ должен:

  • соответствовать применяемым в стране условиям хозяйство­ вания;
  • удовлетворять требованиям экономической политики госу­ дарства;
  • обеспечивать соответствующие условия регулирования хозяйственной деятельности всех подразделений СЭЗ как составной части национальной экономики с учетом специ­ фики и задач зонирования;
  • регулироваться общими и специальными законодательными актами;
  • включать две взаимосвязанные и взаимообусловленные составляющие: организационную (субъектную) и экономи­ ческую.

Экономический механизм управления СЭЗ — это интегрирован­ная система организационно-экономических форм, методов и инструментов управления хозяйственной деятельностью зоны. От­личительными признаками экономического механизма управле­ния являются: наличие цели, заданность начальных условий, кон­кретная направленность протекания, цикличносъ, сознательное воздействие субъекта управления на управляемый объект.

Экономический механизм управления СЭЗ как составная часть организационно-экономического механизма охватывает:

  1. инвестиционный режим;
  2. политику налогообложения;
  3. финансово-кредитную систему;
  4. валютный режим;
  5. таможенное регулирование внешнеэкономической деятель­ности.

Основные принципы хозяйственной деятельности в СЭЗ — это:

  • создание, функционирование и развитие зоны как автоном­ной хозяйственной единицы;
  • собственный бюджет СЭЗ;
  • опосредованность администрацией и собственным бюдже­том всех финансовых отношений юридических лиц, распо­ложенных на территории СЭЗ, с государственным бюдже­том;
  • территориальная ограниченность действия экономического режима СЭЗ;
  • функционирование предприятий СЭЗ в рамках бюджетных ограничений, без централизованного вмешательства и без субсидий со стороны государства.

Инвестиционный режим, формируемый в СЭЗ, призван обес­печить привлекательные условия для притока иностранных мате­риальных и финансовых ресурсов, передовой зарубежной техни­ки и технологии, управленческого опыта. Чем шире набор инвес­тиционных стимулов, тем более значительных успехов добивается зона в привлечении иностранного капитала.

18. Система финансово-кредитных отношений.

Система финансово-кредитных отношений СЭЗ предусма­тривает:

  • принципы и порядок формирования бюджета зоны;
  • создание внебюджетных фондов, связанных с развитием экономических отношений в СЭЗ, и организацию управле­ ния ими;
  • определение порядка расходования средств, использование муниципальных кредитов, организацию финансовых взаи­ моотношений с вышестоящими бюджетами.

Бюджет СЭЗ по своей форме может совпадать с бюджетом административно-территориального образования, если режим СЭЗ распространяется на всю данную территорию. Если режим СЭЗ охватывает только определенную часть административно-терри­ториального образования, то бюджет составляется отдельно и имеет форму финансового плана юридического лица, осуществ­ляющего функции управления СЭЗ.

Выделяют несколько форм осуществления денежного обращения в зоне.

1. Денежное обращение в СЭЗ, обеспечиваемое национальной валютой. При этом все расчетные операции, вывоз прибылей и т.п. осуществляются через обмен на твердую валюту по плавающему рыночному курсу.

  1. Постепенный переход к вводу в обращение внутри зоны твердой валюты наряду с национальной. По мере роста конкурен­тоспособности товаров и увеличения экспорта происходит посте­ пенное вытеснение национальной валюты из обращения.
  2. Эмиссия «параллельной валюты».
  3. Переход на кредитные карточки и чеки с целью зашиты потребительского рынка СЭЗ от вторжения денежной массы из- за ее пределов.

Валютный режим в российских СЭЗ, так же как и налоговое регулирование, жестко ограничен рамками отечественного зако­нодательства.

Валютное регулирование и контроль сводятся к следующему:

  • право собственности и иные права физических и юридичес­ ких лиц на валютные ценности осуществляются в порядке, установленном законодательством РФ;
  • валютные операции регулируются Центральным банком РФ и Правительством РФ в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле;
  • на экспорт товаров (работ, услуг) и результатов интеллек­ туальной деятельности, созданных на территории СЭЗ, не распространяется порядок обязательной продажи резиден­ тами иностранной валюты на внутреннем рынке РФ;
  • перевод дивидендов и репатриация капитала иностранны­ ми инвесторами с территории СЭЗ осуществляются беспре­ пятственно;
  • российские и иностранные физические и юридические лица имеют право привлекать российские и иностранные страхо­ вые компании для всех видов страховых сделок в российс­ кой и иностранной валюте.

19. Основные проблемы формирования экономических механизмов управления СЭЗ в РФ.

Основные проблемы формирования экономического механизма управления СЭЗ в РФ:

  • жесткая ограниченность содержания некоторых элементов рамками законодательства (налоговая, валютная политика);
  • унифицированный подход к разработке направлений нало­ говой и инвестиционной политики в разных СЭЗ;
  • ориентация зон в основном на привлечение иностранных инвестиций;
  • недостаточное использование возможностей таможенного законодательства для установления в зонах таможенных льгот;
  • слабость развития системы финансовых взаимоотношений в СЭЗ;
  • необходимость значительного финансирования из федераль­ного бюджета.
  • принципы создания СЭЗ;
  • статус СЭЗ и их типы;
  • основные стандартные (унифицированные для всех регионов страны) цели и задачи создания и функционирования СЭЗ конкретных типов;
  • права и обязанности федеральных, краевых, муниципальных и других властей и органов хозяйственного управления на ме­стах по отношению к территории СЭЗ в целом, резидентам и населению регионов зон, а также права и обязанности, которые делегируются свыше органами центральной власти и уп­равления местным властям и администрации СЭЗ;
  • перечень типовых (универсальных) экономических и других обязательств, которые призваны обеспечивать зоны в про­цессе функционирования их экономики, перед вышестоя­щими органами государственной власти и управления (например, по вопросам роста объемов производства экспор­тной продукции, платежей в бюджеты всех уровней, валют­ных поступлений и т.д.);
  • ставки федеральных и региональных налогов;
  • виды преференций;
  • условия ведения внешнеэкономических операций;
  • валютный режим;
  • визовый режим и т.п.

20. Региональная промышленная политика.

Промышленная политика — это скоординированная система правовых экономических и организационных мер органов власти, направленных на повышение эффективности работы промышленных предприятий, исходя из социально-экономических интересов региона с учетом промышленной политики федеральных органов власти и интересов субъектов промышленной деятельности.

Субъект промышленной деятельности — это организация любой организационно-правовой формы и любых вещных прав на принадлежащее ей имущество.

Субъект инфраструктуры промышленной деятельности — это организация, обеспечивающая (сопровождающая) промышленную деятельность, финансирование промышленности, реализацию и продвижение продукции промышленной деятельности на региональный, общероссийский и международный рынки.

Промышленный объект — это имущественный комплекс, используемый субъектом промышленной деятельности.

Цели промышленной политики:

1. обеспечение занятости и роста благосостояния населения, пополнение бюджетов всех уровней и развитие социальной сферы,

  1. содействие удовлетворению потребностей населения и обеспечение региона высококачественной продукцией,
  2. развитие научно-технического и промышленного потенциала региона.
  3. оптимизация структуры промышленности региона стимулирование производства конкурентоспособной продукции внедрение наукоемких и ресурсосберегающих технологии.

Принципы промышленной политики:

  1. создание условии для развития и увеличения промышленного и интеллектуального потенциала региона.
  2. равенство прав и ответственности всех субъектов промышленной деятельности.
  3. расширение налогооблагаемой базы и базы получения доходов от использования региональной собственности.
  4. государственное регулирование цен на продукцию предприятии монополистов.
  5. конкурсная основа предоставления поддержки субъектам предпринимательской деятельности за счет ресурсов региональных бюджетов.
  6. сочетание общегосударственных региональных и местных интересов и интересов предприятии регионов.
  7. целевой характер мер государственной поддержки в зависимости от значимости субъектов промышленной деятельности,
  8. приоритетное развитие наукоемких и ресурсосберегающих производств.
  9. ресурсное обеспечение промышленного производства за счет средств бюджета в зависимости от бюджетной эффективности и социальной значимости (бюджетная эффективность — дополнительные поступления в бюджет),
  10. содействие развитию кооперационных и интеграционных процессов с другими регионами и странами.

Законодательные органы власти:

  • принятие законов о разработка концепций, промышленной разработка и реализация политике, программ;
  • утверждение концепций и программ;
  • утверждение средств регионального бюджета на поддержку промышленных предприятий;
  • контроль эффективности мер государственной поддержки и целевого использования бюджетных средств.

Органы исполнительной власти:

  • разработка концепций, разработка аи реализация программ;
  • разработка проектов законов;
  • осуществление мер государственной поддержки промышленности;
  • размещение заказа;
  • представление информации по реализации программ законодательного органа.

Органы местного самоуправления:

  • участие в разработке концепций, разработке и реализации программ;
  • право законодательной инициативы в области промышленной политики;
  • получение информации о ходе разработки и реализации программ.





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.