Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общепедагогические методы в физическом воспитании: вербальный метод, идеомоторный метод, аутогенная тренировка и др.






Этап предварительной тренировки в многолетней подготовке юных спортсменов (цель, задачи, возраст, содержание, построение годичных циклов).

Охватывает младший школь­ный возраст и переходит в следующий этап с началом спортив­ной специализации.

Задачи:

1) освоение занимающимися доступных знаний в области фи­зической культуры и спорта;

2) формирование необходимого основного фонда двигатель­ных умений и навыков из отдельных видов спорта, закрепление и совершенствование их;

3) содействие гармоничному формированию растущего орга­низма, укреплению здоровья, всестороннему воспитанию физи­ческих качеств, преимущественно скоростных, скоростно-силовых способностей, общей выносливости;

4) формирование стойкого интереса к занятиям спорта (вообще);

5) отбор перспективных детей для дальнейших занятий в избранном виде спорта.

Подготовка детей характеризуется разнообразием средств (ОРУ, подвижные игры и игровые упражнения), мето­дов (игровой, повторный, круговой, соревновательный) и организационных форм, широким использованием элементов различных видов спорта, подвижных и спортивных игр. Игровой метод помогает эмоционально и непринужденно выполнять упражнения, поддерживать интерес у детей при повторении учебных заданий. На этом этапе не должны проводиться тренировочные занятия с боль­шими физическими и психическими нагрузками, предполагающи­ми применение однообразного, монотонного учебного материала.

В зависимости от этапов многолетней подготовки содержание годичных циклов изменяется по определенным закономерностям в каждом конкретном виде спорта. Наиболее общие из них проявляются как в росте основных показателей плана, так и в динамике их соотношений, темпах роста спортивного мастерства занимающихся, и в меньшей степени, в методах и организации проведения занятий. По мере роста спортивного мастерства возрастает удельный вес индивидуальных форм под готовки и большей самостоятельности для квалифицированных юных спортсменов.

Этап совершенствования двигательного действия; цель и задачи, средства и методы, определяющие черты методики. Обеспечение стабильности, вариативности, надежности двигательного навыка.

Цель - двигательное умение перевести в навык, обладающий возможно­стью его целевого использования.

Основные задачи: 1.Добиться стабильности и автоматизма выполнения двигатель­ного действия.

1. Довести до необходимой степени совершенства индивиду­альные черты техники.

3.Добиться выполнения двигательного действия в соответствии с требованиями его практического использования (максимальные усилия и скорости, экономичность, точность, рациональный ритм и т.д.).

4.Обеспечить вариативное использование действия в зависи­мости от конкретных практических обстоятельств.

Эти задачи могут решаться как одновременно, так и последо­вательно, так как все они тесно взаимосвязаны.

Средства: - подводящие и подготовительные упражнения, упражнения для укрепления мышечной систе­мы и всего организма, упражнения по технике.

На этом этапе увеличивается количество повторений в обычных и новых, непривычных условиях, что позволяет вырабатывать гиб­кий навык. Однако в зависимости от особенностей навыка (гимна­стический, игровой и др.) должно определяться целесообразное соотношение простых и вариативных повторений упражнения.В целях совершенствования движений применяют различные методические приемы: повышение высоты снарядов, увеличение амплитуды и скорости движений, поточное выполнение упраж­нений, повторение в форме соревнования на качество исполне­ния и результат, в игровой форме и др.

11. ПОЛОЖЕНИЕ о проведении спортивного праздника «Веселые старты»

1. Цели и задачи

Целями и задачами настоящего Положения являются:

1) пропаганда и популяризация спорта и здорового образа жизни;

2) вовлечение детей к занятиям спортом;

3) развитие детского массового физкультурно – спортивного движения в Спасском муниципальном районе.

2. Сроки и место проведения

17 ноября 2012 года в 11.00 часов в муниципальном бюджетное учреждении «Социально – культурный центр», по адресу: ул. Комсомольская, 104, с. Спасское.

3. Руководство проведением

Общее руководство подготовкой и проведением соревнования осуществляется старшим специалистом отдела по делам молодежи, физкультуры и спорта администрации Спасского муниципального района Е.В. Мынкиной.

4. Участники соревнований

К участию в спортивном празднике «Веселые старты» допускаются команды школьников 1997 – 1999г.р., заполнившие заявку. Заявка подается по месту прибытия на место соревнований.

Состав команды: 10 человек. В состав команды могут входить как мальчики, так и девочки, не превышая общего состава команды.

5. Программа соревнований

- визитная карточка;

- скипинг;

- комбинированная эстафета.

6. Финансирование

Расходы по проведению соревнований: награждение участников соревнований производится за счёт средств, предусмотренных в районном бюджете Спасского муниципального района на спортивные мероприятия в 2012 году.

7. Награждение

Команды, занявшие 1, 2, 3 место в общем зачете, награждается призами, грамотами.

Участники, занявшие 1, 2, 3 место в общем зачете, награждается медалями и грамотами.

Общекомандный зачет определяется по наименьшей сумме мест в каждом виде программы. При равенстве очков преимущество отдается команде, показавшей лучший результат в комбинированной эстафете.

Команда, занявшая 1, 2, 3 место в каждом виде программы, награждается грамотой.

12. Тенденции развития физической культуры в современном обществе. ФК зарождалось исходя из соревновательно-зрелищной функции, что решало лишь общественно-значимые задачи – единство групп населения, подготовка к общественно-полезным действиям (оборона, труд) и, в меньшей степени, рассматривала личность. В последние годы в цивилизованных странах ФК стала приобретать спортивно-оздоровительный характер:

1. Широкое распространение получают спортивные и физкультурные занятия.

2. Появляются принципиально новые соревновательные и физические упражнения национального и регионального плана.

3. Широко внедряются новые средства научно-технического прогресса:

- медико-биологического воздействия (средства восстановления – витамины и т.п., средства повышения работоспособности, средства увеличения мышечной массы);

- принципиально новые спортивные снаряды и средства экипировки спортсменов;

4. Широкое распространение получает массовый аэробный спорт;

5. Традиционные и новые системы оздоровления.

13. В современной школе особенно остро стоит вопрос о развитие массовой физической культуры и спорта, потому что именно они являются одним из спасательных факторов сохранения здоровья как физического, так и духовного. Физическая культура и спорт - обширное педагогическое пространство. На уникальные возможности спортивных занятий в воспитании цельной, разносторонней личности обратили внимание еще великие греки - философы Сократ, Платон, Аристотель и другие, - в трудах которых оформился еще ранее родившийся идеал - гармоничного сочетания духовного и физического совершенства. Олимпийские игры древних греков были неотъемлемой частью их высокоразвитой культуры и одновременно полем, на котором развивалась и олимпийская педагогика.Как семь нот являются в музыке основой бесконечного разнообразия, так и семь частей тела (голова, шея, туловище, руки и ноги) - источник бесконечного разнообразия движений. Оно, это разнообразие, определяет осанку, походку, в определенной мере - всю манеру поведения человека. Оно создает неповторимую индивидуальность облика, сказывается на развитии, работоспособности, эффективности взаимодействия всех органов и систем тела.В генетической программе каждого человека изначально заложен огромный запас прочности. Вместе с тем мы знаем, что сейчас здоровье российского населения, прежде всего молодежи, оставляет желать много лучшего и динамика развития показателей здоровья неблагоприятна. Тем более возрастает значение физкультурных занятий в школе как важнейшей части всей программы оздоровления населения, укрепления здоровья, создания в детстве и юности надежной основы будущей долголетней и здоровой жизни.Основателю современного олимпийского движения Пьеру де Кубертену принадлежит мудрая мысль, выраженная в кратком афоризме: «Чтобы десять человек занимались физкультурой, один из них должен заниматься спортом». Это было сказано в то время, когда еще не было телевидения, когда невозможно было, как сейчас, миллионам зрителей увидеть рождение выдающегося спортивного достижения одновременно в разных уголках земного шара. Но в наш просвещенный век все знают, что спорт высших достижений - удел очень немногих; знают и то, что между этим спортом и хорошим здоровьем нет прямой связи. Именно поэтому огромна роль учителя физической культуры в школе, который может показать, что доступно многим, доступно большинству, своим показом и примером ведя школьников иногда к высоким спортивным достижениям, всегда - к здоровой, а значит, полноценной жизни. Для этого он должен научить правильному, в полном смысле слова «культурному» выполнению движений, что влияет не только на собственно физическое, но и личностное развитие человека. Физическим воспитанием детей школьного возраста призваны заниматься семья и педагогический коллектив школы. И все-таки особое место в этом воспитательном процессе отводится учителю физической культуры. Порой он является единственным человеком для большинства детей, способным на высоком профессиональном уровне помочь им в развитии двигательных кондиций, обеспечивающих подготовку к выбору будущей профессии.Компетентность учителя заключается в умении создать такую развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребёнком, сформулированных как ключевые компетенции; в умении подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять примерное направление его развития.Многообразие форм физического воспитания подрастающего поколения обязывает учителя физической культуры использовать их с возможно большей эффективностью. В своей работе ему порой приходится быть организатором и руководителем, строителем и хозяйственником. Он должен на хорошем уровне проводить уроки, обеспечивать подготовку и выступление школьных команд в различных соревнованиях (внутри школы и за ее пределами), чтобы принять участие в них могли почти все учащиеся, организовать занятия в различных спортивных секциях во внеурочное время, проявлять заботу по укреплению спортивной материальной базы.За последние годы школьная нагрузка учеников почти утроилась. И поэтому мы прежде всего должны воспитывать у ребёнка потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями, укреплять его силы, так как телесная бодрость, мышечная радость обретаются только тренировкой, регулярными и посильными физическими упражнениями. Ведь без здоровых людей нет здорового общества.

14.

Содержание урока Дозировка Организационно–методические указания
Подготовительная часть 12 мин.  
1. Построение. Приветствие. Сообщение задач урока   Лопатки сведены, смотреть вперед, наличие с/формы, обуви, выявление больных
2. Ходьба, её разновидности с изменением положения рук: – на носках руки в стороны; – на пятках руки за голову; – перекат с пятки на носок 2 мин. Следить за положением осанки, голову держать прямо, не сутулиться. Следить за дыханием. Переход на обычную ходьбу. Команда: " Обычной ходьбой – МАРШ! "
3. Бег в среднем темпе. – приставными шагами левым боком вперед; – приставными шагами правым боком вперед; – обычный бег с переходом на ходьбу 2 мин. Равнение в колонне, соблюдать дистанцию. Следить за правильностью выполнения приставного шага, нога ставится с носка, руки на поясе, следить за положением туловища во время бега
4. Построение для проведения ОРУ.    
Исходное положение – ноги на ширине плеч; 1–2–3 – подняться на носки, руки вперед вверх; 4 – исходное положение 4–6 раз Вдох. Выдох
Исходное положение – основная стойка; 1–2 – руки дугами вперед вверх, правую ногу назад на носок; 3–4 – исходное положение 6–8 раз Подняться на носки – выше.
Исходное положение – основная стойка, руки к плечам; 1–4 – круговые вращения руками вперед; 5–8 – то же самое назад 6–8 раз Круг выполняется по полной амплитуде
Исходное положение – основная стойка, правая рука вверху, левая внизу; 1–2 – отведение правой; 3–4 – то же самое левой 6–8 раз Руки прямые
Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки на поясе; 1–2 – наклон туловища вправо; 3–4 – то же влево 6–8 раз Лопатки сведены, локти точно в стороны, спину держать ровно.
Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки на поясе; 1 – наклон к левой; 2 – наклон вперед; 3 – наклон к правой; 4 – исходное положение 6–8 раз Ноги не сгибать
Исходное положение – основная стойка, руки на поясе. Прыжки на носках; 1–4 – на левой; 5–8 – на правой 4–5 раз Прыжки выполнять мягко на носках

15. Требования безопасности перед началом занятий: Надеть купальный костюм (плавки) и на голову плавательную шапочку; Убедиться в том, что температура воды не ниже установленной нормы. Сделать перерыв между приемом пищи и купанием не менее 45-50 мин. При купании в естественном водоеме оборудовать специально отведенное для этого место, подготовить спасательные средства (спасательные круги, веревки, шесты, спасательные лодки и т. д.).Сделать разминку, выполнив несколько легких упражнений.

Требования безопасности во время занятий. Входить в воду только с разрешения учителя (преподавателя, тренера, воспитателя) и во время купания не стоять без движений. Внимательно слушать и выполнять все команды и сигналы учителя (преподавателя, тренера, воспитателя).Не прыгать в воду головой вниз при недостаточной глубине воды, при необследованном дне водоема и при нахождении вблизи других пловцов. Не оставаться при нырянии долго под водой. Не купаться более 30 мин, если же вода холодная, то не более 5-6 мин. При купании в естественном водоеме не заплывать за установленные знаки ограждения водного бассейна (буйки), не купаться на большой волне, не подплывать близко к моторным лодкам, пароходам, баржам и пр. плавательным средствам.

Требования безопасности по окончании занятий. Выйдя из воды, вытереться полотенцем насухо и сразу же одеться. При низкой температуре после купания, чтобы согреться, проделать несколько легких гимнастических упражнений. Проверить по списку наличие всех обучающихся.

16. ОП=40/45хЮО=88, 9 %.; МП = 24/45x100 = 53, 3 %.

17. К средствам физического воспитания относятся физические упражнения, оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Основными средствами физического воспитания являются физические упражнения. Физическое упражнение - это двигательное действие, специально организованное для решения задач физического воспитания. Содержание физического упражнения составляют входящие в него действия и те основные процессы, которые происходят в организме по ходу выполнения упражнения, определяя величину его воздействия. В настоящее время существует несколько классификаций физических упражнений. Наиболее приемлемой является классификация упражнений по их требованиям к физическим качествам. Выделяются следующие виды упражнений:

• скоростно-силовые, характеризующиеся максимальной мощностью усилий (спринтерский бег, прыжки, поднимание штанги и т.п.);

• требующие преимущественного проявления выносливости в движениях циклического характера (бег на длинные дистанции, лыжные гонки и т.п.);

• требующие проявления координационных и других способностей в условиях строго регламентированной программы движений (акробатические и гимнастические упражнения, прыжки в воду и т.п.);

• требующие комплексного проявления физических качеств в условиях перемененных режимов двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий (борьба, спортивные игры и т.п.).

Помимо представленной относительно общей классификации существуют так называемые частные классификации физических упражнений в отдельных специальных дисциплинах. Так, в биомеханике принято делить упражнения на статические, динамические, циклические, ациклические и др.; в физиологии - упражнения максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной мощности.К циклическим движениям относятся такие, все элементы составляющие один цикл которых, обязательно присутствуют в одной и той же последовательности во всех циклах. Каждый цикл движений тесно связан с предыдущим и последующим (ходьба, бег, плавание). Ациклические движения не обладают слитной повторяемостью циклов и представляют собой стереотипно следующие фазы движений, имеющие четкое завершение (прыжки в высоту или в длину, кувырки). При нестандартных движениях характер их выполнения целиком зависит от возникших в данный момент условий, в которых они должны быть выполнены. Нестандартные движения делятся на две группы: на единоборства и спортивные игры. В единоборствах сложность выбора нужного движения определяется действиями противника, с которым спортсмен находится в условиях непосредственного контакта. Степень сложности действий в спортивных играх определяется числом участников, размерами площадки, быстротой перемещения, продолжительностью игры, ее правилами. Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы также являются средствами физического воспитания. Такие природные факторы, как солнечная радиация, свойства воздушной и водной Среды служат средствами укрепления здоровья, закаливания и повышения работоспособности человека.

Физические упражнения в сочетании с естественными факторами закаливания помогают повысить общую устойчивость организма к ряду неблагоприятных воздействий внешней среды.

Общепедагогические методы в физическом воспитании: вербальный метод, идеомоторный метод, аутогенная тренировка и др.

Вербальный метод – словесный метод.

В физическом воспитании применяются следующие словесные методы.

Дидактический рассказ - изложение учеб­ного материала в повествовательной форме. Наиболее широко применяется в процессе физического воспитания детей младшего и среднего школьного возраста. Описание - способ создания у занимающихся представле­ния о действии (четкое, выразитель­ное, образное раскрытие признаков и свойств предметов, их ве­личины, расположения в пространстве, форм, сообщение о ха­рактере протекания явлений, событий). Применяется при создании первона­чального представления или при изучении относительно простых действий, когда занимающиеся могут использовать свои знания и двигательный опыт. Объяснение - последовательное изложение сложных вопросов, широко ис­пользуется спортивная терминология, характерная для данного раздела программы (легкоатлетическая, гимнастическая и т.д.). Применение терминов делает объяснение более кратким. Для детей младшего школьного возраста объяснение должно отличаться образностью, ярким сравнением и конкретностью. Беседа - вопросно-ответная форма взаимного обмена инфор­мацией между преподавателем и учащимися. Разбор — форма беседы, проводимая преподавателем с зани­мающимися после выполнения какого-либо двигательного зада­ния, участия в соревнованиях, игровой деятельности и т.д., в которой осуществляются анализ и оценка достигнутого результата и намечаются пути дальнейшей работы по совершенствованию достигнутого. Лекция - системное, всестороннее, после­довательное освещение определенной темы (проблемы). Инструктирование — точное, конкретное изложение препо­давателем предлагаемого занимающимся задания. Комментарии и замечания (по ходу выполнения задания или сразу же за ним в краткой форме). Распоряжение - словесное указание препода­вателя на занятии, которое не имеет определенной формы, применяется преимущественно в начальной школе. Команда имеет определенную форму, установленный порядок подачи и точное содержание. Указание - словесные воздействия с целью внесения соответствующих поправок при неправильном выпол­нении двигательных действий.

Идеомоторная тренировка – мысленное повторение двигательных действий. Принципы построения: - создавать предельно точный образ движения, - связь с мышечно-суставными частями тела.

19. Нагрузка и отдых как специфические компоненты методов физического воспитания.

Одну из важнейших основ всех методов физического воспитания составляет избираемый способ регулирования нагрузки и порядок сочетания ее с отдыхом. «Нагрузкой» в физических упражнениях называют величину их воздействия на организм, а также степень преодолеваемых при этом объективных и субъективных трудностей. Иначе говоря, этим термином обозначают прежде всего количественную меру воздействия физических упражнений. Нагрузка непосредственно сопряжена с расходованием «рабочих потенциалов» организма (энергетических ресурсов) и с утомлением. Последнее же неизбежно связано с отдыхом, во время которого развертываются восстановительные процессы, обусловленные нагрузкой. Таким образом, нагрузка ведет через утомление к восстановлению и повышению работоспособности.

Между предельными показателями объема и интенсивности нагрузки существуют обратно пропорциональные соотношения. Максимальные по интенсивности нагрузки могут длиться лишь от долей секунды до нескольких секунд. Предельные же по объему нагрузки могут иметь лишь относительно невысокую интенсивность. Чем выше интенсивность какого-либо упражнения, тем меньше возможный объем нагрузки, и наоборот. Нагрузка в различных методах физического воспитания бывает стандартной—практически одинаковой по своим внешним параметрам в каждый данный момент упражнения — и переменной—меняющейся по ходу упражнения. Целесообразность использования нагрузок обоих типов вытекает из принципов методики физического воспитания. Возможность различных подходов к освоению и регламентации двигательных действий Наряду с указанными способами регулирования нагрузки и отдыха в методах физического воспитания воплощаются рациональные подходы к освоению двигательных действий и определенные формы их общей регламентации (организации и регулирования). Возможны два противоположных подхода к освоению двигательных действий: с первоначальным расчленением их на составные элементы и без расчленения (т. е. сразу в целостном виде). Оба эти подхода целесообразны в зависимости от особенностей изучаемых действий (их сложности или простоты), уровня предварительной подготовленности занимающихся и других условий. Точно так же и при воспитании физических качеств бывают необходимы как относительно избирательные, так и целостные воздействия на различные функциональные свойства организма. Знакомясь с многообразием конкретных методов физического воспитания, принципиально важно исходить из того, что ни один метод, взятый сам по себе, никогда не может оцениваться как единственно полноценный. Успех гарантирует лишь умелое применение всего комплекса научно и практически оправданных методов с учетом особенностей используемых средств, контингента занимающихся и условий занятий.

Методы строго регламентированного упражнения. В методах этого типа деятельность занимающихся организуется и регулируется с возможно полной регламентацией, которая состоит:

— в твердо предписанной программе движений (заранее обусловленный состав движений, порядок их повторения, изменения и связи друг с другом);

— в возможно точном дозировании нагрузки и управлении ее динамикой по ходу упражнения, а также в возможно четком нормировании интервалов отдыха и строго установленном порядке чередования их с фазами нагрузки;

— в создании или использовании внешних условий, облегчающих управление действиями занимающихся (построение и распределение группы на местах занятий, использование вспомогательных снарядов, тренажеров и других технических устройств, способствующих выполнению учебных заданий, дозированию нагрузки, контролю за ее воздействием).

Смысл такой регламентации заключается в том, чтобы обеспечить оптимальные условия для усвоения новых двигательных умений, навыков или гарантировать точно направленное воздействие на развитие физических качеств, способностей.

Методы строго регламентированного упражнения имеют множество конкретных вариантов, применение которых зависит в первую очередь от содержания занятий и этапов, последовательно сменяющихся в процессе физического воспитания.

20. тренировочные задания! таб.гр методов, метод, пример! Основным методическим направлением в процессе физического воспитания является строгая регламентация упражнений. Сущность методов строго регламентированного упражнения заключается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой. Методы строго регламентированного упражнения обладают большими педагогическими возможностями. Они позволяют: 1) осуществлять двигательную деятельность занимающихся по твердо предписанной программе (по подбору упражнений, их связкам, комбинациям, очередности выполнения и т.д.); 2) строго регламентировать нагрузку по объему и интенсивности, а также управлять ее динамикой в зависимости психофизического состояния занимающихся и решаемых задач; 3) точно дозировать интервалы отдыха между частями нагрузки; 4) избирательно воспитывать физические качества; 5) использовать физические упражнения в занятиях с любым возрастным контингентом; 6) эффективно осваивать технику физических упражнений и т.д. В практике физического воспитания все методы строго регламентированного упражнения подразделяются на две подгруппы: 1) методы обучения двигательным действиям; 2) методы воспитания физических качеств. Методы обучения двигательным действиям. К ним относятся:

1) целостный метод (метод целостно-конструктивного упражнения);

2) расчленено конструктивный;

3) сопряженного воздействия.

Метод целостно-конструктивного упражнения. Применяется на любом этапе обучения. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной своей структуре без расчленения на отдельные части. Целостный метод позволяет разучивать структурно несложные движения (например, бег, простые прыжки, общеразвивающие упражнения и т.п.).

Целостным методом возможно осваивать отдельные детали, элементы или фазы не изолированно, а в общей структуре движения, путем акцентирования внимания учеников на необходимых частях техники.

Недостаток этого метода заключается в том, что в неконтролируемых фазах или деталях двигательного действия (движения) возможно закрепление ошибок в технике. Следовательно, при освоении упражнений со сложной структурой его применение нежелательно. В этом случае предпочтение отдается расчлененному методу.Расчленено конструктивный метод. Применяется на начальных этапах обучения. Предусматривает расчленение целостного двигательного действия (преимущественно со сложной структурой) на отдельные фазы или элементы с поочередным их разучиванием и последующим соединением в единое целое.

При применении расчлененного метода необходимо соблюдать следующие правила (В. В. Белинович, 1958).

1. Обучение целесообразно начинать с целостного выполнения двигательного действия, а затем в случае необходимости выделять из него элементы, требующие более тщательного изучения.

2. Необходимо расчленять упражнения таким образом, чтобы выделенные элементы были относительно самостоятельными или менее связанными между собой.

3. Изучать выделенные элементы в сжатые сроки и при первой же возможности объединять их.

4. Выделенные элементы надо по возможности изучать в различных вариантах. Тогда легче конструируется целостное движение.

Недостаток расчлененного метода заключается в том, что изолированно разученные элементы не всегда легко удается объединить в целостное двигательное действие.

В практике физического воспитания целостный и расчленено конструктивный методы часто комбинируют. Сначала приступают к разучиванию упражнения целостно. Затем осваивают самые трудные выделенные элементы и в заключение возвращаются к целостному выполнению.

Метод сопряженного воздействия. Применяется в основном в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы, т.е. результативности. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий. Например, спортсмен на тренировках метает утяжеленное копье или диск, прыгает в длину с утяжеленным поясом и т.п. В этом случае одновременно происходит совершенствование как техники движения, так и физических способностей.

При применении сопряженного метода необходимо обращать внимание на то, чтобы техника двигательных действий не искажалась и не нарушалась их целостная структура.

Методы воспитания физических качеств. Методы строгой регламентации, применяемые для воспитания физических качеств, представляют собой различные комбинации нагрузок и отдыха. Они направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Методы этой группы можно разделить на методы со стандартными и нестандартными (переменными) нагрузками.

Методы стандартного упражнения в основном направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Стандартное упражнение может быть непрерывным и прерывистым (интервальным). Метод стандартно-непрерывного упражнения представляет собой непрерывную мышечную деятельность без изменения интенсивности (как правило, умеренной). Наиболее типичными его разновидностями являются: а) равномерное упражнение (например, длительный бег, плавание, бег на лыжах, гребля и другие виды циклических упражнении); б) стандартное поточное упражнение (например, многократное непрерывное выполнение элементарных гимнастических упражнений). Метод стандартно-интервального упражнения – это, как правило, повторное упражнение, когда многократно повторяется одна и та же нагрузка. При этом между повторениями могут быть различные интервалы отдыха. Методы переменного упражнения. Эти методы характеризуются направленным изменением нагрузки в целях достижения адаптационных изменений в организме. При этом применяются упражнения с прогрессирующей, варьирующей и убывающей нагрузкой. Упражнения с прогрессирующей нагрузкой непосредственно ведут к повышению функциональных возможностей организма. Упражнения с варьирующей нагрузкой направлены на предупреждение и устранение скоростных, координационных и других функциональных «барьеров». Упражнения с убывающей нагрузкой позволяют достигать больших объемов нагрузки, что важно при воспитании выносливости.

21. 1) Каждое двигательное действие состоит из движений. Акт движения (двигатель­ный акт) производится с определенными взаимосвязями сил (внутренних и внешних) и приводит к изменению положения тела в пространстве и во времени.

В процессе обучения двигательным действиям человек должен овладеть их ки­нематическими, динамическими и ритмическими параметрами.

Овладение двигательным действием начинается с формирования системы зна­ний о параметрах характеристик его техники и вариантах ее выполнения.

Знания принято рассматривать как обобщенное отражение в человеческом со­знании объективного мира, окружающей действительности.

В процессе обучения занимающиеся приобретают различные знания. К ним мож­но отнести следующие:

• о социальной сущности и роли физического воспитания и спорта;

• об организме человека и влиянии занятий физическими упражнениями на него;

2) Теория поэтапного формирования действий применительно к обучению физическими упражнениями «помогла существенно скорректировать методику обучения: усилия преподавателя должны быть направлены не на постановку движений, т. е. формирование исполнительной части.... А на руководство формирования ориентировочной основой действий, которая определяет исполнение» (М.М.Боген, 1985).

Для того, чтобы формируемое действие было сознательным и произвольным, процесс его усвоения должен включать ряд этапов.

1. Этап формирования схемы ООД.

2. Этап формирования действия в материальной форме.

3. Этап усвоения действия в форме внешней (громкой) речи.

4. Этап формирования действия в форме внешней речи про себя (беззвучно).

5. Этап формирования действия в форме внутренней речи.

На первом этапе ученик знакомится с ситуацией, осознает задачу, уясняет логическую структуру действия и возможности его осуществления. На втором этапе понятия, которые следует усвоить, должны быть предъявлены обучаемому не в словесной, абстрактной форме, а как вещи, которые можно воспринимать с помощью органов чувств: зрения, осязания, мышечного чувства. В материальной форме, развернуто, с осознаванием всех входящих в действие операций осуществляются ориентировочная и исполнительная части. Материальная форма с самого начала сочетается с громким проговариванием смысла выполняемых операций. На третьем этапе все понятия, усвоенные, усвоенные в материальной форме, оформляются словесно, терминологически. Речь обучаемого содержит конкретные образы тех ощущений, которые характеризуют изучаемое действие и были осознаны в материальной форме на предыдущем этапе. Здесь речь не только описывает действие, но и содержит его. На четвертом этапе действие выполняется в форме внешней речи. Но беззвучно, про себя. По остальным характеристикам действие не отличается от действия на предыдущем этапе: оно также развернуто, обобщено, сознательно. Однако, приняв форму беззвучной речи, действие начинает быстро сокращаться, автоматизироваться. На пятом этапе в связи с переходом на внутреннюю речь повышается быстрота ориентировки, исполнения, контроля и коррекции. Отдельные операции выходят из-под контроля сознания, действие автоматизируется. Сознание контролирует лишь смысловую направленность действия, общую последовательность операций. Более мелкие детали контролируются сознанием выборочно, по мере необходимости. При обучении двигательным действиям описанные этапы усвоения действия относятся лишь к ориентировочной части, которая последовательно усваивается в перечисленных формах. При этом, как считает П.Я. Гальперин, когда ориентировочная часть, пройдя поэтапную отработку, претерпевает значительные сокращения, двигательное действие превращается в двигательный навык. Подводя итог описанию основных положений теории поэтапного формирования действий, подчеркнем, что она дает принципиальное доказательство возможности освоения двигательных действий с заданным результатом. Данной теорией доказывается определяющая роль сознания в формировании и дальнейшем применении двигательных действий.

3) Навыки, усвоенные при выполнении действий одного вида, могут оказывать влияние на успех овладения действиями другого вида. В одних случаях они могут способствовать усвоению новых навыков, в других — мешать ему.

Положительное влияние усвоенных навыков на овладение другим действием называется переносом навыков. Практика обучения рабочих управлению новыми машинами показывает, что опытный рабочий, успешно работающий на машине одного вида, овладевает работой на машине иного вида значительно быстрее, чем новичок в работе. Человек, знающий несколько иностранных языков, овладевает новым языком значительно легче, чем тот, кто не знает ни одного языка, кроме родного. Перенос навыков наблюдается прежде всего тогда, когда новые действия имеют много общего с уже усвоенными.

Так, например, движения при включении и выключении мотора и регулировании его работы, способы контролирования условий, при которых протекает работа, оценка ее результатов, соблюдение правил безопасности и пр. при работе на разных машинах часто бывают сходны. Это и позволяет переносить эти навыки с одной работы на другую. Умение анализировать и произносить звуки, встречающиеся в разных языках, знание грамматического строя нескольких языков — основа более легкого усвоения нового языка для тех, кто уже владеет несколькими языками.

При выполнении вновь изучаемых действий человек опирается на свой прежний опыт, на уже приобретенные умения. Естественно, что большой опыт и большое количество умений способствуют более быстрому овладению новыми навыками.

Наряду с положительным влиянием одних навыков на другие наблюдается и отрицательное влияние старых навыков на усвоение новых. Такое взаимодействие на выков называется их интерференцией.

Различают два случая интерференции навыков. Первый случай — интерференция при перестройке навыков, когда при выполнении какого-либо действия требуется заменить ранее усвоенный способ его выполнения новым. В этих случаях новый способ усваивается нередко с большими затруднениями из-за тенденции выполнять соответствующее действие старым, ранее усвоенным способом. Такую интерференцию навыков называют ассоциативным торможением.

Однако старый навык может оказывать отрицательное влияние и после овладения новым навыком. В этих случаях уже после усвоения нового способа возникают или задержки в применении нового способа действия, или повторение старых приемов. Так, например, ученик, многократно писавший слово неправильно, после усвоения правильного написания может иногда задерживаться, когда ему надо написать это слово, и вспоминать, какой из двух способов его написания правилен. Иногда же он незаметно для себя повторяет старую ошибку. Такую интерференцию навыков называют репродуктивным торможением

4) Закономерности формирования двигательных навыков проявляются в последовательности прохождения его этапов. В практике физического воспитания он формируется через три стадии. Эти физиологические закономерности представлены в такой последовательности: I стадия — иррадиация; II — специализация и III— стабилизация условно-рефлекторного акта.

I стадия формирования двигательного навыка — короткая по времени. Она направлена на создание первоначального умения.

IIстадия —более продолжительна по времени. Она характе­ризуется многократной повторяемостью движения, в результате чего правильность разучиваемого движения постепенно улучшается.

IIIстадия — стабилизация навыка, уточнение динамического стереотипа. Ребенок овладевает навыком. В отдельных случаях возможен отрицательный перенос (или ин­терференция навыков, т.е. их взаимовлияние), не способствующий овладению двигательным действием.

22)

Части урока Частные задачи Содержание урока Дози- ровка Организационно-методические указания
1. Организацион- ный момент. Получение лыж.   10 мин  
  Переход на учебный круг(склон). Прокладывание лыжни. Построение, проверка присутствующих. Сообщение задач урока.
  1. Повторение элементов попеременного 2-хшажного хода.
  1. Спуск в основной стойке.
3. Подъем в гору полуелочкой.     4. Подвижная игра «Эстафе-та». Соблюдать технику безопасности при переходе через дорогу.
Разминка. Прохождение учебного круга. ОРУ с лыжными палками стоя на лыжах:
  1. И.п. – стойка на лыжах, палки внизу.
1-2 – палки вверх, подняться на носки и потянуться – вдох; 3-4 – выдох.
  1. И.П. – стойка на лыжах, палки внизу.
  1. наклон вперед, руками коснуться ботинок – выдох.
  2. выпрямиться – вдох.
  1. И.п. – стойка ног врозь, палки впереди, хват шире плеч.
  1. поворот туловища направо.
  2. И.п.
3-4- то же в левую сторону.
  1. И.п. – стойка ноги вместе, палки внизу.
1-2 – поднимая палки вперед присесть. 3-4 – встать. 5. И.п. – стойка на лыжах, палка горизонтально вверху. 1- оставляя правую ногу в сторону, наклон вправо. 2 – выпрямиться и приставить ногу. 3 -4 – то же в левую сторону. 6.Прыжки на лыжах с левой ноги, на правую. Прыжки на двух вправо, влево, вперед, назад.
    1. Имитация работы рук.
    2. Передвижение ступающим шагом по глубокому снегу.
    3. Передвижение скользящим шагом по основной лыжне с палками и без палок.
2.1. Показ стойки на горизонтальной площадке. 2.2. Ноги слегка согнуты и раздвинуты в предельном направлении на пол стопы, тяжесть тела распределена почти равномерно (чуть больше на стоящую сзади). Туловище немного наклонено, кисти рук на уровне тазобедренных суставов, чуть выдвинуты вперед, палки кольцами отведены назад. При подъеме на некрутой склон переходят на этот способ в тот момент, когда лыжи начинают сильно скользить назад. При подъеме наискось по склону – нижнюю отводят носком в сторону и ставят на
7 мин. 7 мин. 7 мин. 8 мин. 6 мин Чтобы не потерять равновесие тогда, когда руки с палкой будут вверх. Во время наклона ноги прямые. Задание усложнять шириной хвата. При поворотах плечевой пояс закрепить. Дыхание равномерное. Глубоко присесть на всей ступне. Наклон выполнять в одной плоскости с закрепленным плечевым поясом. При наклоне выдох, при выпрямлении вдох. Учитель повторяет показ в движении на плоском склоне. Недостаточное или чрезмерное отведение носка лыж в сторону, наступление задней частью нижней лыжи на верхнюю; большой наклон туловища вперед, слабое отталкивание палкой. Команда, закончившая эстафету первой побеждает. При повторении игры поворот следует выполнить в правую сторону. С задачей урока справились. Обратить внимание при подъеме гору полуелочкой (работы рук). Повторить положения рук при движении скользящим шагом. Быть внимательными при переходе.
внутренне ребро. Класс делится на три команды. Расстояние между флажками 30 м. Участники стоящие в колоннах первыми по команде учителя стартуют без палок скользящим шагом. Доезжая до флажков, выполняют поворот переступанием в левую сторону, возвращаются обратно, передают эстафету касанием руки. Подведение итогов урока. Домашнее задание. Переход на лыжную базу. Чистка лыж, сдача инвентаря.

23. С ила - это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений). Силовые способности - это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила» (например, скоростно-силовые способности, силовая выносливость).

Различают собственно силовые способности и их соединение с другими физическими способностями: скоростно-силовые, силовая ловкость, силовая выносливость.

Собственно силовые способности проявляются: 1) при относи­тельно медленных сокращениях мышц, в упражнениях, выполняемых с околопредельными, предельными отягощениями (например, при приседаниях со штангой достаточно большого веса); 2) при мышечных напряжениях изометрического (статического) типа (без изменения длины мышцы).

Собственно силовые способности характеризуются большим мышечным напряжением и проявляются в преодолевающем, уступающем и статическом режимах работы мышц.

Статическая сила характеризуется двумя ее особенностями проявления: 1) при напряжении мышц за счет активных волевых усилий человека (активная статическая сила); 2) при попытке внешних сил или под воздействием собственного веса человека насильственно растянуть напряженную мышцу (пассивная статическая сила).

Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины (например, отталкивание в прыжках в длину и в высоту с места и с разбега, финальное усилие при метании спортивных снарядов и т.п.).

К скоростно-силовым способностям относят: 1) быструю силу. Быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемых в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью; 2) взрывную силу. Взрывная сила отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время (например, при низком старте в беге на короткие дистанции, в легкоатлетических прыжках и метаниях и т.д.).

Силовая выносливость - это способность противостоять утомлению, вызываемому относительно продолжительными мышечными напряжениями значительной величины. В зависимости от режима работы мышц выделяют статическую и динамическую силовую выносливость. Динамическая силовая выносливость проявляется в циклических и ациклических упражнениях. Статическая силовая выносливость при удержании позы (например, стойка на руках).

Силовая ловкость проявляется там, где есть сменный характер режима работы меняющееся и непредвиденные ситуации (например, спортивные игры, борьба).

Определяющие факторы проявления силовых способностей:

1) собственно-мышечные (сократительные свойства мышц, соотношение белых и красных мышечных волокон др.); 2) центрально-нервные (интенсивность и частота эффекторных импульсов и др.); 3) личностно-психические (мотивационные и волевые компоненты и т.п.); 4) биомеханические (расположение тела и его частей в пространстве и т.п.); 5) физиологические (особенности функционирования периферического и центрального кровообращения и т.п.); 6) различные условия внешней среды.

Режимы проявления силы мышц: 1)статический и изометрический (без изменения длины мышц); преодолевающий и миометрический (при уменьшении длины мышц); уступающий и полиметрический (при удлинении мышцы).

24. Примеры статических упражнений 1. Возьмите в руки небольшие гантели и присядьте, но не полностью, а примерно на две трети. Задержитесь в таком положении на несколько секунд. При выполнении данного упражнения в статической работе задействованы мышцы ног. Вы неподвижны, но в мышцах есть напряжение. 2. С упора лежа отожмитесь от пола до половины и задержитесь в таком положении на несколько секунд. В данном случае статическая работа приходится на мышцы рук и тела.

Динамическая сила:

25. Быстрота как физическое качество; виды быстроты, обуславливающие факторы, мера измерения, общая характеристика и методические приемы совершенствования.

Быстрота – способность выполнять двигательное действие с максимальной скоростью (за наименьший промежуток времени).Раз­личают элементарные и комплексные формы проявления скоро­стных способностей. К элементарным формам относятся быстро­та реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) дви­жений. Быстрота простой реакции - латентный (скрытый) период реакции - временной отрезок от момента появления сигнала до момента начала движения. Ла­тентное время простой реакции у взрослых, как правило, не пре­вышает 0, 3 с. Сложные двигательные реакции - это реакции «выбора» (когда из не­скольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации).В ряде видов спорта такие реакции одновременно являются реакциями на движущийся объект (мяч, шайба и т.п.). Частота, или темп, движений — это число движений в единицу времени (например, число беговых шагов за 10 с).Формы проявления скоростных способностей выступают в раз­личных сочетаниях и в совокупности с другими физическими ка­чествами и техническими действиями: быстрота выполнения целостных двигательных действий, способность как можно быстрее набрать максимальную скорость и способность длительно поддерживать ее. Способность как можно быстрее набрать максимальную ско­рость определяют по фазе стартового разгона или стартовой ско­рости. В среднем это время составляет 5—6 с. Способность как можно дольше удерживать достигнутую максимальную скорость называют скоростной выносливостью и определяют по дистанционной скорости. В играх и единоборствах есть еще одно специфическое проявле­ние скоростных качеств — быстрота торможения, когда в связи с изменением ситуации необходимо мгновенно остановиться и на­чать движение в другом направлении. Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от це­лого ряда факторов: состояния центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата человека; морфологических особен­ностей мышечной ткани, ее композиции (т.е. от соотношения быст­рых и медленных волокон); силы мышц; способности мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное; энергетических запасов в мышце (АТФ и КТФ); амплитуды движений, т.е. от степени подвижности в суставах; способности к координации движений при скоростной работе; биологического ритма жизне­деятельности организма; возраста и пола; скоростных при­родных способностей человека.

Наиболее благоприятными периодами для развития скорост­ных способностей как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается с 11 до 14—15 лет. Половые различия в уровне развития скоростных способнос­тей невелики до 12—13-летнего возраста.

Средствами развития быстроты являются упражнения, выпол­няемые с предельной либо околопредельной скоростью (т.е. ско­ростные упражнения). Их можно разделить на три основные груп­пы (В. И. Лях, 1997).

1. Упражнения, направленно воздействующие на отдельные компо­ненты скоростных способностей: быстроту реакции; ско­рость выполнения отдельных движений; улучшение частоты движений; улучшение стартовой скорости; скоростную выносливость; быстроту выполнения последовательных дви­гательных действий в целом (например, бега, плавания, веде­ния мяча).

2. Упражнения комплексного (разностороннего) воздействия на все основные компоненты скоростных способностей (например, спортив­ные и подвижные игры, эстафеты, единоборства и т.д.).

3. Упражнения сопряженного воздействия: на скоростные и все другие способности (скоростные и силовые, скоростные и координационные, скоростные и выносливость); на скорост­ные способности и совершенствование двигательных действий (в беге, плавании, спортивных играх и др.).

Для развития частоты движений применяются: циклические упражнения в условиях, способствующих повышению темпа дви­жений.

Основными методами воспитания скоростных способностей являются:

Методы строго регламентированного упражнения включают в себя: а) методы повторного выполнения действий с установ­кой на максимальную скорость движения; б) методы вариатив­ного (переменного) упражнения с варьированием скорости и ускорений по заданной программе в специально созданных ус­ловиях.

Соревновательный метод – различные тренировочные состязания (прикидки, эстафеты, гандикапы - уравнительные соревнования) и финальные соревнования.

Игровой метод - выполнение разнообразных упражнений с максимально возможной скоростью.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.