Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Работа с программой FL-Studio.






Сначала мы должны немного разобраться с интерфейсом самой программы. В верхней части экрана Вы видите примерно такую картину:

Рис.2 Главная панель программы FL-Studio.

Слева расположены два регулятора (левее ― громкость, правее ― Pitch).
Три кнопки, которые чуть правее регуляторов громкости и Pitch ― это Play, Stop и Recording (запись). Цифра " 140" обозначает темп (скорость) композиции (чем больше значение, тем быстрее играет твой трек). Панель, на которой расположены цифры от 1 до 9 ― это паттерны (с ними мы разберёмся чуть позже).

Выделим основные элементы FL Studio:

· Step Sequencer — позволяет быстро создавать и редактировать петли, добавлять новые генераторы звука (каналы) и удалять ненужные;

· Piano Roll — представляет собой двумерную сетку, по вертикальной оси которой отложен уровень высоты звука, по горизонтальной — время, имеет больше возможностей, чем step sequencer;

· Playlist — позволяет размещать созданные в Step Sequencer или в Piano Roll петли, или располагать звуковые файлы;

· Mixer — здесь размещаются плагины и эффекты;

· Sample Browser — лёгкий доступ к аудиофайлам, плагинам и настройкам.

Немного разобравшись с интерфейсом программы FruityLoops, можно приступать к самым элементарным вещам. Обратим внимание на маленькое окошечко слева (Browser), там много всяких названий. Это папки с различными инструментами (начиная от ударников и заканчивая синтезаторами). Если нажать на слово Packs (здесь в основном расположены все ударники), то откроется ещё 4 папки, нажмём на Vintage, вот теперь уже мы видим инструменты. Если нажимать левой кнопкой на все названия то можно услышать различные звуки. Найдите инструмент OHihat 10-00. Нажмите левой кнопкой на него и, не отпуская, перетащите чуть правее (видите маленькое окошечко, где есть 4 инструмента). Когда курсор будет над этим окошком, можно отпустить кнопку мышки и инструмент появится. Есть второй способ " перетаскивания" инструментов: надо нажать правой кнопкой на инструменте в окошке Browser (в нашем случае OHihat 10-00) и выбрать из меню пункт Open in new channel. Итак, мы перенесли инструмент в основное окно. Теперь найдите инструмент Hand clap10 (он находится в этой же папке) и перетащите его в основное окно, как мы делали это в первый раз. Теперь уже есть всё основное, чтобы написать партию ударных инструментов. Расставьте квадраты, так как указано на рисунке и получите самую простую партию ударных. Чтобы поставить квадрат, надо нажать левой кнопкой мыши в том месте, где хотите, чтобы звучал этот звук.

Рис.3 Создание партии ударных.

Чтобы услышать то, что мы расставили, надо нажать кнопку Play (кстати, во FruityLoops в паттерне всё играется циклически, т.е. не останавливаясь). Теперь вы можете поэкспериментировать и создать что-нибудь новое. В программе FruityLoops существует достаточно много функций, которые позволяют сделать работу удобней и быстрее. Как вы видите, основное окно состоит из 16-ти пустых квадратов для каждого инструмента, т.е. у нас партия ударных не может быть длиннее этих 16-ти квадратов. Чтобы сделать основное окно длиннее, надо зайти в меню опции (Options) и там выбрать раздел Song Settings. Здесь можно поменять длину. Вторая удобная вещь ― это расстановка самих квадратиков. Вы ставили каждый квадратик мышкой отдельно, но это можно сделать проще. Надо нажать правой кнопкой на инструмент в основном окне и выбрать Fill each 4 steps (это например для Kick).

Заметьте, что сэмплы это не только звуки ударных инструментов бита, но и любой другой звук (фортепьяно, гитара, бас, звуки дождя, ветра и т.д.). Кстати, тот бит который вы уже сделали в программе и есть луп, а точнее, драм луп.

Описание названий некоторых сэмплов:

· Kick - это бочка или бас бочка, но обычно на форумах её называют просто кик. Кик трудно с чем-либо спутать, он характерно ударяет и имеет басовую часть. Примеры кика можно послушать здесь.

· Clap - хлопок, обычно на форумах пишут клэп. Клэп иногда можно спутать со Snare. Примеры клэпа можно послушать здесь.

· Snare - малый барабан, обычно на форумах пишут снэр. Вообще звук снэра если говорить обобщенно это звук барабана, но многие снэры мало чем похожи на барабаны, не смотря на их не похожесть, их не так сложно определить, хотя и можно иногда спутать с клэпом. Примеры снэра можно послушать здесь.

· Hat - (Open Hat) тарелка, на форумах обычно пишут открытый хэт. Вы наверняка видели рок выступление и видели на какой ударной установке там играют, если нет то посмотрите и вы увидите там жёлтые (медные) тарелки (сдвоенные), это и есть открытый хэт. Не путать сCrash, Ride и Close Hat. Примеры открытого хэта можно послушать здесь.

Если раньше вы долго работали с другими музыкальными программами, то интерфейс FL Studio покажется вам привычным. Однако это ложное ощущение. Можно прощелкать кнопками мыши несколько часов, но уверенности в том, что программа находится под вашим контролем, не возникнет. Так или иначе, в руководство по FL Studio придется заглянуть. Изучить программу FL Studio очень просто, но для того, чтобы сделать это быстро, следует усвоить основные понятия, приведенные ниже. Для них сложно подобрать какие-либо аналоги, существующие в музыке или технике. Это просто некие объекты, элементы логики программы, которые следует принимать такими, какие они есть.

Паттерн (pattern) —базовый логический элемент проектаFL Studio.Паттерн представляет собою последовательность запрограммированных шагов. Редактирование паттернов осуществляется в пошаговом секвенсоре (окно Step sequencer). Каждому шагу соответствует своя кнопка. Если эта кнопка включена, то на соответствующем шаге звук будет воспроизводиться. Если кнопка выключена — на данном шаге звук воспроизводиться не будет. Если звук мелодический, то для него можно задать нужную ноту. Кроме этого, для каждого шага паттерна можно задать целый ряд параметров, определяющих высоту тона и тембр звука. Всего в проекте может быть до 999 паттернов. Возникает вопрос: чем будет воспроизводиться звук, запрограммированный на таком-то шаге паттерна? Воспроизведением звука занимаются генераторы.

Генератор (generator) —любой источник звука: виртуальный синтезатор/сэмплер, драм-машина или просто отдельный сэмпл (WAV-файл). При воспроизведении паттерна запрограммированная последовательность шагов передаётся соответствующему генератору. Генератор получает эти команды и воспроизводит нужные звуки с заданной высотой тона. В своём проекте вы можете использовать сколько угодно генераторов. Каждому генератору соответствует свой отдельный канал.

Канал (channel)обеспечивает передачу управляющей информации конкретному генератору и передачу синтезированного сигнала от генератора в микшер FL Studio. При добавлении нового генератора в проект создается соответствующий ему канал. Для каждого канала можно задать панораму, громкость и другие параметры синтеза.

Добавление и удаление каналов и смена соответствующих им генераторов осуществляются в пошаговом секвенсоре. Основным элементом окна Step sequencer является матрица из кнопок: каждый горизонтальный ряд (строка) кнопок соответствует одному каналу, каждый вертикальный ряд (столбец) кнопок соответствует определенному шагу секвенсора. Можно подумать, что в разных паттернах могут использоваться разные генераторы и, соответственно, разные каналы. Это не так. В разных паттернах могут быть запрограммированы разные последовательности звуков. Однако количество и состав генераторов и каналов являются общими для всех паттернов. Следует заметить, что программировать последовательности звуков с помощью кнопок не всегда удобно. Последовательности мелодических звуков удобнее редактировать в окне-редакторе отпечатков клавиш (Piano roll). Данный редактор является своеобразной надстройкой над пошаговым секвенсором.

Рис.4. Редактор отпечатков клавиш Piano roll.

Можно провести аналогию между способом представления музыкальной информации в окне Piano roll и традиционной нотной записью. В окне Piano roll имеется 128 нотных линеек вместо пяти: по одной линейке для каждой ноты из числа тех, что способен воспроизводить синтезатор (виртуальный или аппаратный). Такое количество нотных линеек позволяет обойтись без ключей и знаков альтерации. И это еще не все. Для того чтобы не нужно было постоянно пересчитывать нотные линейки, в окне редактора Piano roll отображается виртуальная клавиатура, подобная фортепианной. Каждая нотная линейка начинается от определенной клавиши. Клавиши можно как бы нажимать, щелкая на них мышью. Вы немедленно услышите звучание соответствующей ноты. Это помогает ориентироваться в линейках на слух.

По сути дела, клавиатура - это вертикальная ось системы координат, в которой вам нужно записывать музыку. А горизонтальная ось - это, конечно, ось времени. Правда, время здесь измеряется в музыкальных единицах: тактах и долях. На рабочем поле окна видны линии, обозначающие их границы.

Запись музыки в окне Piano roll действительно выглядит, как следы отпечатков клавиш. Отпечаток необходимой клавиши начинается и заканчивается в необходимые моменты музыкального времени. На экране он отображается, как яркий прямоугольник.

Вертикальная координата положения прямоугольника соответствует MIDI-номеру ноты, то есть высоте тона. Левая сторона прямоугольника приходится на момент начала извлечения звука. Длина прямоугольника по горизонтали пропорциональна длительности ноты. И все это избавляет вас от массы проблем. Не обязательно помнить обозначения нот и пауз разной длительности, знать, что такое триоль, квинтоль, пунктирная нота, лига, фермата… Просто рисуйте прямоугольники разной длины и оценивайте звучание на слух.

На заголовке окна Piano roll расположены кнопки выбора инструментов. Для записи отпечатка клавиши служит инструмент , для удаления - инструмент .

Причем одним щелчком можно рисовать не только отдельные отпечатки клавиш, но и целые аккорды. Для этого предварительно следует выбрать название нужного аккорда в подменю Chord меню окна Piano roll. Конечно, неплохо было бы понимать смысл обозначений если не всех, то хотя бы большинства из 66 типов аккордов, предусмотренных здесь. На рис. 4 представлены отпечатки клавиш, соответствующие построенным от ноты до аккордам первых одиннадцати типов.

Обращаем ваше внимание на недостаток, присущий FL Studio. Редактируя паттерн в пошаговом секвенсоре и отпечатки клавиш в Piano roll, вы воздействуете на разные объекты, которые никак не связаны друг с другом. В результате возникает неоднозначность в структуре композиции, сформированной этими средствами, в чем-то дублирующими друг друга.

Допустим, что вы добавили в проект нужные генераторы, запрограммировали нужные паттерны. Далее работа над проектом будет идти по двум направлениям.

Первое направление – формирование композиции в окне PlayList (редактор композиции). Здесь вы будете собирать композицию из паттернов, словно из кирпичиков. Редактор композиции представляет собой координатное поле, подобное полю в игре " морской бой". Горизонтальная ось — ось музыкального времени, измеряемого в тактах: долях: тиках. Длина паттерна кратна целому количеству тактов. Вертикальная ось — ось паттернов, отличаемых друг от друга по номерам. Например, если в клетке с координатами 7: 01: 000 х Pattern 10 нарисовать квадратик (или кирпичик), то это будет означать, что, начиная с седьмого такта композиции, будет воспроизводиться десятый паттерн. В окне редактора композиции имеется секция, предназначенная для размещения аудиоклипов. То есть свою композицию вы можете собирать не только из кирпичиков-паттернов, но и из сэмплов (включая партии вокала). Для записи и редактирования сэмплов в FL Studio имеется редактор WaveEditor. В FL Studio есть два режима редактирования материала проекта: PAT (от pattern) и SONG. В режиме PAT все в FL Studio подчинено задаче редактирования текущего паттерна (в частности, воспроизводиться будет не весь проект, а только текущий паттерн). В режиме SONG (от song — песня) выполняется редактирование композиции в целом.

Второе направление работы над проектом — редактирование звука, синтезируемого генераторами, и обработка его эффектами. Для этого в FL Studio есть микшер (окно Mixer), который можно считать аналогом настоящих аппаратных микшеров. Каждый из каналов (их общее максимальное число — 999) можно подключить к одной из 64 линеек микшера (несколько каналов могут быть подключены к одной и той же линейке).

Для каждой линейки микшера доступны: регулировка громкости и панорамы, трехполосный параметрический эквалайзер, регуляторы посылов сигнала на эффекты параллельного действия, слоты для подключения эффектов в режиме вставки. Возможно, FL Studio — ваша первая музыкальная программа, в таком случае, вы не знакомы с еще одним важным понятием — указатель текущей позиции.

Указатель текущей позиции виден во всех окнахFL Studio, где присутствуетвременная координата. Визуально он представляет собой треугольник и вертикальную светлую полосу. В режиме воспроизведения/записи указатель перемещается, отмечая те события, которые воспроизводятся или записываются в данный момент. В режиме останова указатель отмечает ту позицию, с которой начнется воспроизведение/запись. Перемещать указатель текущей позиции можно разными способами.

При сведении композиции в FL Studio имеет смысл использовать функцию автоматизации: вы можете записывать манипуляции с параметрами синтеза, выполняемые во время воспроизведения отдельного паттерна или всей композиции, и редактировать их в удобной графической форме. При воспроизведении данных автоматизации виртуальные регуляторы будут " вращаться" уже без вашей помощи.

Программа FL Studio богата встроенными синтезаторами. Некоторые из них уникальны:

· TS404 - псевдоаналоговый синтезатор, имитирующий звучание легендарного инструмента Roland TB-303;

· BeepMap - синтезатор, преобразующий изображение в сигнал звуковой частоты;

· BooBass - синтезатор бас-гитары;

· FL Keys - синтезатор фортепиано и органа;

· Plucked - синтезатор струнных инструментов;

· Sytrus - 6-операндный синтезатор на основе частотной и кольцевой балансной модуляции, обладающий ярким звучанием;

· FL Slayer VST-синтезатор физического моделирования, имитирующий шестиструнную электрогитару с обработками, а также бас-гитару.

Перечень основных эффектов и обработок тоже выглядит впечатляюще:

· Fruity 7 Band EQ, Fruity Parametric EQ, Fruity Bass Boost, Fruity Filter, Fruity Free Filter - эквалайзеры и фильтры;

· Fruity Compressor - динамическая обработка;

· Fruity Delay, Fruity Reverb, Fruity Chorus, Fruity Flanger, Fruity Phaser, Fruity Stereo Enhancer - эффекты дилэй, реверберация, хорус, флэнжер, фейзер и расширение стереобазы;

· Fruity Blood Overdrive, Fruity Fast Dist - варианты эффекта дистошн;

· Fruity Vocoder, Speech synthesizer - вокодер и встроенный синтезатор речи;

· Fruity Formula Controller - контроллер, генерирующий управляющий сигнал на основании заданной пользователем формулы.

До сих пор мы говорили о том, как создавать музыку с помощью FL Studio и различных виртуальных инструментов. Рано или поздно вы можете столкнуться с необходимостью записи вокала или " живых" инструментов с помощью микрофона. Позволяет ли FL Studio делать это? Да. А как именно — вы сейчас узнаете.

Заметим, что при наличии опыта работы с другими музыкальными программами становится понятно, что FL Studio — не самое удачное средство сведения партий виртуальных инструментов и аудиотреков. Понимают это, по всей видимости, и производители FL Studio. Неслучайно они предусмотрели для FL Studio возможность исполнения роли приложения-клиента ReWire, подключаемого к более мощному музыкальному или звуковому редактору.

Сформулируем задачу: все организационные проблемы решены (помещение подготовлено, микрофон подключен к компьютеру), есть музыкальная композиция, требуется записать вокал или игру " живого" инструмента с микрофона. Нажатием клавиши < F9> откройте окно Mixer (рис 5).

Рис.5 Окно Mixer.

В полях IN, OUT и REC независимо для каждого модуля микшера задаются входной, выходной порты и путь к записываемому звуковому файлу соответственно. Выберете незанятый модуль FX- микшера, щёлкните на поле IN (входной порт) Откроется список входных аудиопортов. Состав списка портов зависит от модели звуковой карты и версии аудиодрайвера.

В нашем примере используется звуковая карта SB Audigy с драйвером ASIO. Нужно выбрать тот порт, на который подается сигнал от микрофона. Таковыми могут являться порты Mic In L - Mic In R (стереопара микрофонного входа), Analog Mix L - Analog Mix R (микс сигналов, поступающих через аналоговые входы — определяется настройками микшера звуковой карты), SPDIF In L - SPDIF In R (цифровой порт S/PDIF, если к нему подключен внешний высококачественный АЦП), Auxiliary 2 L - Auxiliary 2 R (дополнительный линейный вход). Возможны и другие варианты. При выборе порта следует ориентироваться на его название.

Теперь нужно определить звуковой файл, в который будет записываться сигнал от внешнего источника. Для этого щелкните на надписи REC, расположенной в правом нижнем углу окна Mixer. Откроется стандартное диалоговое окно для присвоения имени звуковому файлу. Чтобы в дальнейшем не запутаться, имеет смысл хранить звуковые файлы в той же папке, где находятся остальные файлы проекта. Или, что еще предпочтительнее, создать в папке проекта подкаталог AUDIO и хранить звуковые файлы проекта в нем. Приступим к записи. На транспортной панели выберем режим SONG, нажмем кнопку , затем кнопку . Композиция начнет воспроизводиться, а сигнал от внешнего источника будет записываться в заданный файл. По окончании записи следует нажать кнопку .

Для записи и редактирования звуковых файлов в FL Studio имеется встроенный звуковой редактор WaveEditor.

Рис. 6 Окно WaveEditor.

Технология редактирования сэмпла проста: с помощью инструмента выделите нужный фрагмент волновой формы, с помощью команд меню Process и Edit (кнопки и на панели инструментов) примените к выделенному фрагменту нужные операции. Некоторые команды данных меню продублированы в контекстном меню, открываемом щелчком правой кнопки мыши на области отображения волновой формы. При работе со стереофоническими сэмплами окно WaveEditor позволяет независимо выделять и редактировать волновые формы сигналов левого и правого стереоканалов.

Хотя по сути FL Studio является законченным самостоятельным средством создания музыки, в проект FL Studio довольно часто требуется импортировать материал, подготовленный в других программах. Операции импорта реализуются командами подменю Import меню FILE.

Когда работа над проектом FL Studio будет завершена, становится актуальным вопрос об архивации проекта и экспортировании его в звуковой файл для дальнейшей записи на CD или опубликования композиции в Интернете в формате MP3. Вполне возможно, что вы захотите перенести свой проект в другой музыкальный редактор и доработать его там, или экспортировать отдельный паттерн, содержащий барабанный луп, в WAV-файл. Во всех этих случаях вам помогут команды экспорта, доступные в подменю Export меню FILE.

 


Заключение

Итак, FL-Studio это отличный инструмент для создания аудиофайлов, написания композиций, как для новичков, так и для опытных и профессиональных музыкантов. Программа имеет практический неограниченные возможности в сфере написания, редактирования музыки. С одной стороны она очень проста, а с другой весьма сложная. Данная программа не нагромождена музыкальными понятиями, поэтому создать файл, написать своё музыкальное произведение весьма просто и в домашних условиях человеку, не имеющему музыкального образования за спиной. Разработчики этой музыкальной студии ухитрились обойтись вообще без нот как таковых. Думается, что среди требований к первой версии программы отсутствие нот было принципиальным. Ничто не должно вызывать ассоциаций со скучными нотными диктантами и упражнениями в исполнении гамм. Программа должна напоминать увлекательную компьютерную игру. О музыкальной сущности " фруктов" в явной форме напоминают лишь виртуальные клавиатуры, спрятанные в пошаговом секвенсоре, да еще редактор отпечатков клавиш. Но самое удивительное, что от этого программа почему-то не становится грубым инструментом, неспособным передать музыке нюансы замысла ее создателя. Нет листа для нотных записей, но есть много современных, сугубо компьютерных средств воздействия на свойства музыкального звука, о которых великие композиторы прошлого вряд ли могли даже мечтать.

Чтобы начать писать музыку, нужен только компьютер и FL Studio. В принципе, не нужна даже MIDI-клавиатура, не говоря уже о внешних синтезаторах. FL Studio позволяет использовать вместо MIDI-клавиатуры обычную клавиатуру компьютера, игровой джойстик в качестве MIDI-контроллера. А виртуальные инструменты заменят собой аппаратные синтезаторы и сэмплеры.

В данной работе мы познакомились с основами работы на «фруктах», разобрали основные понятия и возможности, которые в умелых руках практически безграничны.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.