Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В России






Одним из первых в России размещение сукук планирует Республика Татарстан[2][3][4].

Примечания[править | править вики-текст]

1. «Объем размещения исламских бондов в 2011 году может достичь докризисного уровня», 26.01.2011, Проект «RusBonds — Облигации в России»

2. «Успех размещения татарстанского сукука будет зависеть от его соответствия шариату», 25.03.2011, TATPRESSA.ru

3. «Исламское слово в облигациях», 25.03.2011, Эксперт

4. «Интервью с Линаром Якуповым о проекте по выпуску первых исламских облигаций — Сукук в Российской Федерации», 17.05.2011, Исламский бизнес и финансы

Исра́ ф (араб. إ س ر ا ف ‎ — расточительство ‎) — в исламе: чрезмерная трата того, что можно направить на благие дела; один из грехов. Расточительство может быть как материальным (исраф денег и имущества) , так и духовным (совершение грехов, пустая трата времени и др.) . Человек, который совершает расточительство, называется мусрифом. В одном из аятов Корана расточители называются «друзьями дьяволов»[1].

Расточительство имущества[править | править вики-текст]

Коран разрешает людям есть и пить, но предостерегает от расточительства[2]. Коран содержит назидания по поводу того, как не следует поступать, как внимательно относиться к самому себе и давать отчёт[3].

К расточительству имущества относится:

· чрезмерное потребление воды, электроэнергии[4];

· любые траты на запретное (харам), независимо от их количества (употребление алкоголя, азартные игры и т. д.)[4].

· небрежное отношение к одежде и обуви, из-за которого они быстро изнашиваются[5];

· приготовление большого количества блюд при приеме гостей, после которого выбрасывается много недоеденной еды[5];

· переплата при покупке какого-либо товара, тогда как существует возможность купить подобное по более низкой цене[5];

Расточительство может быть и при совершении богоугодных дел. Сообщается, что однажды один из сподвижников пророка Мухаммеда совершал омовение, тратя при этом много воды. Пророк, увидев это, сделал сподвижнику замечание, на что тот начал недоумевать, мол, разве в таком достойном деле как совершение омовения может идти речь о чрезмерности. На это пророк Мухаммед ответил: «Даже если будешь стоять на берегу реки, все равно нужно быть экономным»[6].

Такафул (с араб. — «предоставление взаимных гарантий») — это система страхования, в основе которой находится механизм распределения прибылей и убытков между участниками и оператором, соответствующий нормам шариата, опирающихся на Коран и Сунну, главные духовные книги ислама.

Ключевым правилами («запретами») для такафула является: харам — неопределённость или спекуляция, майсир — игра, содержащая риск/пари, риба — ростовщичество (в исламе — это одалживание денег под процент, независимо от величины этого процента).

Несмотря на ограничения, накладываемые законами шариата, многие мусульмане пользуются услугами «традиционного страхования» в соответствии с «экстренным правилом» (dharurat). Это правило позволяет мусульманам пользоваться услугами «традиционного страхования», но только до тех пор, пока не появится «страховой продукт», который будет удовлетворять требованиям шариата. Однако как только такафул становится доступным для мусульман, то действие «экстренного правила» прекращается, и мусульмане обязаны пользоваться только такафулом.

Такафул делится на два вида: общий (имущественное страхование) и семейный (личное страхование).

В рамках общего такафула страхователи могут претендовать на часть прибыли страховщика от уплаченных средств за вычетом издержек. Примером может служить страхование автотранспорта в Объединённых Арабских Эмиратах. Компании, осуществляющие подобное страхование, используют механизм, по которому владелец автомобиля, произведя уплату страховой премии, становится акционером компании и получает часть её прибыли по итогам года. В случае, если в течение действия договора страховой случай не возникает, то при продлении полиса доля страхователя в капитале компании вырастает на сумму новой премии, увеличивая возможные дивиденды. Этот же механизм, именуемый аманом, применяется при страховании недвижимости, жизни, грузов.

Семейный такафул существенно отличается от традиционного вида страхования. С этим видом страхования исламские правоведы в первую очередь связывают наличие элемента рибы. К счастью для мусульманских страховщиков, уровень рибы не определён. Годовой процент от инвестирования резервов по страхованию жизни гораздо ниже 100 %, что, по мнению большинства правоведов ислама, вполне вписывается в установленные нормы шариата. Таким образом, накопительное страхование жизни является вполне допустимым для мусульман. Размещение резервов также строго регламентировано: страховщикам запрещается получать доход от правительственных бондов и акций компаний, вовлечённых в производство оружия, игорного, ресторанного и гостиничного бизнеса, а также занимающихся производством алкоголя и порнографии.

История такафула[править | править вики-текст]

Первые попытки введения исламского страхования были осуществлены в 1970 году в Египте, Судане и ОАЭ, в этом же году крупнейшая финансово-промышленная группа Саудовской Аравии «Далла Аль-Барака Групп» (Dallah Al Baraka Group — DAG) создала первую страховую компанию в Манаме. В 1985 году Высший совет мусульманских правоведов признал систему такафула альтернативной формой страхования, соответствующей всем правилам и требованиям шариата.

В 1987 году были созданы две страховые и инвестиционные компании ABID для предоставления услуг в соответствии с положениями шариата и поощрения инвестиционной деятельности физических лиц, банков и корпораций (Al Tawfeek Company for Investment Funds Ltd и Al Amin Company for Securities and Investment Funds).

Такафул в России[править | править вики-текст]

Первая попытка реализовать идею такафула в России была предпринята в 2004 г. на базе страховой компании «Итиль» в Татарстане. Руководил проектомРенат Ирикович Беккин. Проект был приостановлен в 2005 г. Подобная же судьба постигла два других проекта по исламскому страхованию — в компаниях «Ренессанс Страхование» (2008—2010) и «РОСНО» (2011)[1]. В этот период в прессе появлялись новости о том, что те или иные компании выходят на рынок России с исламскими страховыми продуктами, но потом эта информация не подтверждалась. Например, анонсированным, но так не заработавшим проектом стала совместная инициатива логистической инвестиционной группы «Сафинат» и инвестиционной группы «Казань-Альянс» (2009)[2].

Только в июне 2012 г. в Казани на базе казанского филиала страховой компании «ИСК „Евро-Полис“» были начаты продажи первых в России полисовисламского страхования[3]. В настоящее время «ИСК „Евро-Полис“» предлагает линейку исламских страховых продуктов, в том числе исламское КАСКО, страхование выезжающих за рубеж, страхование имущества юридических и физических лиц и др.[4]. На экономическом форуме в Казани «KazanSummit-2013» Татарстан был объявлен пилотной зоной широкого внедрения такафул в России[5]. На форуме было подписано соглашение Агентства инвестиционного развития Республики Татарстан (АИР) и страховой компании «Allianz Жизнь» о запуске в Татарстане исламского страхования - такафул и объявлено о его появлении до конца 2013 года [6] [7].

Примечания[править | править вики-текст]

1. РОСНО увидело в Башкирии рынок такафул. Коммерсантъ (Уфа), № 18 (4556), 03.02.2011

2. Страхование осваивает нормы шариата. Татьяна Гришина, Елена Киселева. Коммерсантъ (Казань), № 209 (4264), 10.11.2009

3. Впервые в России появилась возможность застраховаться по шариату. Такафул. Новости

4. В России набирает популярность исламское страхование, IslamNews.ru, 30 октября 2012

5. Карт-бланш. Шариатский сектор экономики Татарстана, Независимая газета, 10 октября 2013

6. В России появится исламское страхование жизни. «Росбизнесконсалтинг» (4 октября 2013). — Татарстан станет пилотным регионом в России, где можно будет застраховать жизнь по законам шариата. Немецкая Allianz объявила о запуске такафул (исламского страхования) в сегменте страхования жизни в республике, который состоится до конца 2013 года.. Проверено 6 октября 2013.

7. Вкратце. Страхование по шариату. «Ведомости» (4 октября 2013). Проверено 6 октября 2013.

Литература[править | править вики-текст]

· Беккин Р.И. Исламское страхование (такафул): учеб. пособие. — Казань: Казан. ун-т, 2012. — 140 с. — ISBN 978-5-98180-ххх-х.

· Беккин Р.И. Страхование в мусульманском праве: теория и практика. — М.: Анкил, 2001. — 148 с. — 3 000 экз. — ISBN 5-86476-177-X.

· Логвинова И. Л. Такафул как метод создания страховой защиты.// Страховое дело. 2009, № 12

· Логвинова И. Л. Особенности такафул-страхования как модификации метода взаимного страхования // Взаимное страхование как метод создания страховых продуктов в Российской Федерации. М.: Анкил, 2010

· Логвинова И. Л. Такафул-страхование: особенности и перспективы развития.// Страховое дело. 2012, № 6.

Риба́ (араб. ر ب ا ‎ — рост, прирост, увеличение, ростовщичество ‎) — в шариате: оговорённый при заключении сделки незаконный прирост определённых товаров. Рибой также называется такая сделка, при которой одна сторона приобретает прибыль, не затратив для этого никакого труда. Такие сделки, а также дача денег под проценты запрещены шариатом и являются одним из тяжелых грехов.

Содержание

[убрать]

· 1Виды

· 2История

· 3Примечания

· 4Литература

· 5Ссылки

Виды[править | править вики-текст]

Риба делится на два основных вида:

1. Риба ан-насиа (араб. ر ب ا ا ل ن س ي ئ ة ‎) — вид риба, при котором деньги даются под проценты, а сумма долга может увеличиваться в зависимости от срока выплат

2. Риба аль-фадль (араб. ر ب ا ا ل ف ض ل ‎) — вид риба, при котором производится обмен одним и тем же товаром разного качества с надбавкой[1].

История[править | править вики-текст]

История полного запрета на риба связано с событием, произошедшим при жизни пророка Мухаммада. Между представителями мекканского клана мугиритови таифским племенем Бану Сакиф возникла вражда по причине невыплаты первыми процентов[1]. Наместник Мекки доложил об этом пророку Мухаммаду и тогда ему были ниспосланы аяты:

О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и оставьте то, что осталось из роста, если вы верующие. Если же вы этого не сделаете, то услышьте про войну от Аллаха и Его посланника. А если обратитесь, то вам - ваш капитал. Не обижайте, и вы не будете обижены! 2: 278-279 (Кулиев)

О запрете риба однозначно говорится в 130 аяте суры Аль Имран[2] и 275 аяте суры аль-Бакара[3]

Примечания[править | править вики-текст]

1. ↑ Перейти к: 12 Али-заде, А. А., 2007.

2. О вы, которые уверовали! Не пожирайте роста, удвоенного вдвойне, и бойтесь Аллаха, - может быть, вы окажетесь счастливыми! Аль Имран 3: 130

3. Те, которые пожирают лихву, восстанут, как восстает тот, кого дьявол поверг своим прикосновением. Это потому, что они говорили: «Воистину, торговля подобна лихоимству». Но Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство. Если кто-нибудь из них после того, как к нему явится предостережение от Аллаха, прекратит, то ему будет прощено то, что было прежде, и его дело будет в распоряжении Аллаха. А кто вернется к этому, те станут обитателями Огня, в котором они пребудут вечно. Аль-Бакара 2: 275

Литература[править | править вики-текст]

· Али-заде, А. А. Риба (архив) // Исламский энциклопедический словарь. — М.: Ансар, 2007.

· Ribā // Encyclopaedia of Islam. Second Edition. — Leiden: E. J. Brill, 1960—2005. (платн.)

Ссылки[править | править вики-текст]

· Мухаммад-фарук Азимов Риба (ростовщичество) по мазхабу имама Абу Ханифы assalam.ru

Христианство

Согласно концепции, христианская экономика – это объективная категория, присущая цивилизации в течении уже несколько тысячелетий, и основанная на современном более глубоком восприятии истин и заповедей Иисуса Христа в отношении экономики с позиций постигнутых сегодня человечеством знаний во всех отраслях и сферах жизни и деятельности.
Только с позиций христианской экономики можно в достаточной степени познать закономерности мира во всём их постоянном изменении.
Одним из основных требований христианской экономики является отказ доверяться словам и обязанность установления истинности (реальности) любых знаний и отсутствия их вреда для экономики. Ни одно знание, учение или предложение не принимается на веру, даже со ссылками на Бога, без установления истинных экономических последствий их практического применения.Концепция христианской экономики состоит в том, что в мире существует созданная Богом «христианская экономика» – совершенная, идеальная экономика, достижение которой откроет перед людьми абсолютную свободу и ещё непознанные возможности во всех сферах человеческой деятельности.
Концепция является определяет, что христианская экономика является составной частью христианства. Поэтому для христианской экономики именно человек, а не государство или общество, является основным ценностью мира. А Господь Бог не только наделил людей большими правами, но и предоставил им возможность экономической и духовной деятельности во имя совершенствования мира и достижения людьми счастья и благополучия в Царстве Небесном.
Согласно концепции христианской экономики, одной из важнейших целей христианства является решение экономических проблем человечества. Для этого необходимо развить существующую земную экономику до уровня идеальной высокоэффективной экономики, то есть христианской экономики. Максимально высокий уровень экономического развития окончательно решит материальные проблемы людей и освободит душу каждого человека от низменных и унизительных забот о пропитании и выживании.
Христианская экономика по воле Бога создана во имя счастья всех людей, а не только элиты.
Согласно концепции, источниками христианской экономики являются христианская вера, Божьи ресурсы, данные Господом людям для создания и развития своего экономического потенциала, и творческий труд людей.
Исходя из духа и смысла Евангелия, экономика имеет для людей жизненно важное и определяющее значение. А экономическая деятельность имеет столь же важное значение, что и духовная.

Предмет христианской экономики – в первую очередь, это деятельность в рамках той или иной экономической модели, по созданию наиболее эффективных и успешных форм заботы о каждом человеке.
Цель христианской экономики – рост духовного совершенства и материального благополучия христиан, гармоничное сочетание экономических интересов и деятельности людей с христианскими духовными ценностями, достижение и обеспечение интересов каждого человека и каждой личности
Задача достижения христианской экономики требует, чтобы конкретные достижения реальной экономики (в первую очередь, науки и промышленности) были направлены на реальное улучшение условий и уровня жизни людей.
Среди задач христианской экономики отмечаются следующие:
– устранить препятствия на пути к материальному благополучию людей и несправедливость в экономических отношениях;
- оградить экономику от источников разрушения в виде ложных экономических, политических и общественных ориентиров, лозунгов и идей, негативных процессов, которые превращают экономическую деятельность людей в погоню за наживой, ведут к формированию различных элит и неограниченной эксплуатации остальных людей;
- максимально повысить уровень экономических знаний всеми людьми.
Следует помнить, что «сегодня Бог говорит с людьми на языке математики и экономики» (Эдуард Семёнов).
Христианская экономика – настолько глобальное понятие, что оно никогда не будет постигнуто до конца разумом людей. Сегодня концепция рассматривает ряд аспектов учения о христианской экономике:
Христианская экономика - это организация экономической деятельности людей на основе соблюдения ими приоритета христианских ценностей, когда высокая эффективность экономики будет основана на их личной ответственности перед Богом и самоотверженном и бескомпромиссном стремлении каждого к практическому воплощению заповедей Иисуса Христа, к достижению всеобщей справедливости во всех сферах жизни. Христианская экономика создаёт условия для практического воплощения христианских ценностей и развития личности каждого человека в соответствии с христианским учением и приводит к полному освобождению от материальных проблем и зависимости, преобладанию творческого труда, достижению настолько высокого уровня интеллектуального, экономического и технологического развития, когда производство материальных благ перестанет быть первоочередной проблемой человеческого общества. Государственная политика и общественные традиции будут направлены на служение интересам каждого христианина, а не на подчинение им людей. как происходит сейчас,
Под христианской экономикой также понимается система взглядов на экономику, которая своей целью ставит воплощение экономическими механизмами и методами христианских принципов Евангелия и максимальное освобождение людей от материальной зависимости и проблем, от унизительных форм физического труда, рассматривая достижение благосостояния и духовного процветания всех без исключения людей как приоритет всех экономических процессов.
Христианская экономика как наука – это многостороннее научное и мировоззренческое направление, которая с позиций христианства:
- изучает влияние христианства на экономику, роль и значение христианских ценностей для успешного развития экономики;
Исходя из полученных знаний:
- изучает и анализирует взаимосвязь экономики с остальными сферами жизни и на этой основе создаёт новые экономические знания;
- разрабатывает новые эффективные направления и способы развития экономики, личности, общества и государства на современном историческом этапе;
- анализирует причины негативных процессов и кризисов в современной экономике и разрабатывает способы (технологии) их нейтрализации.
Христианская экономика была впервые описана экономистом Эдуардом СЕМЁНОВЫМ и известным журналистом АЛЕКCАНДРОМ ЛЕБЕДЕВЫМ в статье «Христианская экономика», написанной летом 2011 года и опубликованной 27 июня 2012 года в № 26 «Литературной газеты».

Христианская экономика - это качественное понятие и не означает совокупный экономический потенциал христианских стран. Для этого Э.Семёновым и А.Лебедевым введено понятие «христианское экономическое пространство» - это совокупность экономических потенциалов и Божьих ресурсов христианских стран (в первую очередь, США, России, Европейского Союза).

Важнейший постулат христианской экономики – существование и процветание экономики невозможно без строгого соблюдения принципов христианства. Цель экономики состоит в приближении Царства Небесного путём создания высокоэффективных технологий и производства, условий для торжества христианской справедливости, процветания всех людей и всеобщего совершенствования личности. В ином случае экономика начинает деградировать, общество разрушают экономические и политические кризисы, а все без исключения люди обрекаются на бедность, страдания и смерть (Подробнее)

Среди многого, что Иисус Христос подарил людям, можно назвать и создание христианских ценностей в экономике Их влияние до сегодняшнего дня оставалось непознанным. Однако сегодня по воле Иисуса Христа людям предстоит познать, что сейчас требуется сделать в этой безусловно важнейшей сфере жизни и деятельности. Ибо впервые в истории земного мира ситуация в экономике сейчас близка к полной катастрофе и только быстрые, энергичные и умелые действия всех людей смогут отвести наш мир от пропасти, в которую мир толкает дьявол.

Кроме этого, людям следует понять и запомнить, что как христианское учение, так и экономика Иисуса Христа представляет собой чёткую и логичную схему взаимосвязи ресурсов, интересов, перспектив и стимулов развития каждого человека, всех людей, земного мира, экономических составляющих. Экономика существовала и до появления учения Иисуса Христа. Однако христианство дало новые и более мощные стимулы для развития экономики. Итоговой и главной целью Иисуса Христа в экономике является реализация интересов каждого человека и развитие его как личности, достойной любви Бога, который затем предназначил людям быть возвышенными Богом.

Христианство на протяжении последних тысячелетий создавало основы для процветания человечества, в том числе экономические основы. Это привело к тому, что, как минимум, последние столетия христианские страны вышли на путь создания процветания своих стран и народов, полных сил и надежд для создания счастья на земле. Однако в последнее столетие стали неожиданно возникать гигантские препятствия на пути к счастью, заповеданному Христом. В первую очередь, эти препятствия порождались внутренними причинами и процессами, то есть такими, которые не приносились извне, а незаметно появлялись, созревали и вырастали внутри христианских стран. Увы, но их носителями и сторонниками становились жители христианских стран.

500 лет лидерства христианских стран

…За прошедшие тысячелетия у большинства людей сформировалось не вполне правильное представление о том, что учение Иисуса Христа посвящено только духовным вопросам. То есть существует широко распространённое мнение, что христианство основано на убеждении людей в превосходстве нематериальных и физически не осязаемых духовных ценностей над материальными.

Однако, это не так. Столь неполное представление об учении Бога ослабляет как человечество, так и каждого из людей, и потому должно быть исправлено.

Многие положения Священного писания и слова Иисуса Христа содержат экономические мысли. Если люди этого не знали и не понимали, то это говорит о том, что уровень их познания недостаточно высок. Многие люди проявляют, по сути, детскую наивность в вопросах понимания происходящего в экономике, и не только.

Наивно полагать, что Иисус Христос говорил исключительно о сфере нематериального, духовного, вроде бы только неосязаемых вещах. Вовсе нет!

Христианство всегда - это точность и конкретность, причём это касается любого конкретного исторического этапа истории человечества.

Многие слова Иисуса имели самое прямое отношение к сфере материальной. Только неглубокие на тот момент знания людей и отсутствие у них подходящих эквивалентов экономических понятий не позволили людям полностью понять то значение, которое Иисус придавал экономике, то есть вопросам создания материальной основы духовного развития и совершенствования человека, создания материальных ценностей и соответствующих справедливых экономических отношений между людьми.

Экономика рассматривается Иисусом Христом как очень важная сторона жизни и деятельности людей. Поэтому от своих последователей Иисус требует уделить особенное и максимальное внимание именно экономическим вопросам и проблемам и расширить свои знания и представления об экономике.

Необходимо отныне открыть для себя и принять как истину то, что Евангелие также посвящено и теме экономики. В частности, Иисус формулировал задачу построения эффективной экономической модели христианского мира. В изречениях Иисуса Христа и Его учении были также лаконично, но исчерпывающе изложены принципиальные требования к построению такой экономики, угодной Богу тем, что такая экономика позволяет людям стать свободными от обременительной необходимости заботиться о своём выживании в ущерб своему духовному развитию. Иисус говорил о том, как обеспечить наиболее эффективное и выгодное для человечества развитие экономики.

 

Во времена Иисуса и позже человечество не имело возможности увидеть и правильно понять, а тем более – правильно воспользоваться и руководствоваться учением Иисуса. Однако в процессе своего развития человечество подошло к пониманию экономических аспектов Евангелия. Более того, уже очевидно, что в человеческом обществе несоблюдение духовных заповедей Господних в отношении экономики привело уже к многочисленным потерям, регрессу, началу деградации человечества.

Теперь уже в учении Царства Иисуса Христа убедительно раскрыто и показано людям то, что они поддались в экономических вопросах пагубному влиянию сил зла.

При созидании Царства Иисуса Христа надо постоянно проверять соответствие основных действий в сфере экономики канонам христианства, уделяя особенное внимание теме производственных отношений. А христианство требует, чтобы в результате развития экономики и производственных отношений полностью постоянно соблюдалась справедливость для всех людей, реализовывались интересы и удовлетворялись здравые запросы и потребности всех людей.

Недаром же в Евангелии постоянно подчёркивается равенство всех людей и то, что полученное ими богатство или привилегированное положение не дают им никакого преимущества в Царстве Божьей. Ведь постоянно возникающее имущественное неравенство в мире порождается отнюдь не в результате заслуженного вознаграждения за труд. В свою очередь, такая несправедливость ведёт к потрясениям в мире людей и многочисленным их жертвам.

В рамках Царства Иисуса Христа является очевидным, что успешное развитие экономики невозможно без строгого соблюдения в сфере управления в каждой стране и обществе принципов и канонов христианства, которые являются критериями правильности выбранного направления построения экономики и экономического развития.

К сожалению, можно сказать, что за 2000 лет та экономика, которую провозглашал Иисус, оказалась не построена. Но не только это: до сих пор людьми осталась не понятой предначертанная Спасителем необходимость построения такой модели экономики, которая способна обеспечить продвижение человечества к Царству Небесному и счастью людей.

Совершенно обоснованно и не случайно то, что христианство и правильная экономика уделяют исключительное внимание и придают исключительное значение человеческой личности. Ибо в обоих случаях целью является именно счастье человека.

Во имя счастья человека направлен весь смысл и вся деятельность подвижников Святой Церкви, как и организаторов и участников правильной экономики (по Христу).

Во имя счастья человека пришёл на землю и погиб Христос.

Таким образом, экономика, созданная и работающая по Христу – это составная часть христианства!

Наиболее полно и исчерпывающе Иисус сформулировал цель созидаемой экономики в Царстве Иисуса Христа как удовлетворение всех материальных потребностей людей следующим образом:

«25. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?

26. Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?

27. Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?

28. И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;

29. Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;

30. Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!

31. Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?

32. Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

33. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

34. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (от Матфея, глава 6).

 

Как надо понимать эти слова Учителя?

Иисус хотел, чтобы экономика служила целям Господа Бога, чтобы люди беспрепятственно шли к Царству Небесному. Ибо люди, обремененные проблемами материального характера, менее склонны посвящать себя поиску духовности, а ищут источников пропитания и теряют на это время, так скудно отпущенное им Богом.

Всегда оказывается так, что человек, полностью посвятивший свою жизнь только получению материальных благ, всегда чувствует, что не успел ещё получить столько, сколько хотел, такому всегда не хватает отпущенного времени.

Многие из этих факторов являются предметом экономики и экономических исследований. Ведь наука «экономика» занимается вопросами решения человеческих проблем с помощью доступных нам материальных средств на основе имеющихся ресурсов.

Поэтому надо знать язык математики и политэкономии, чтобы полностью понимать и осознавать то, что сейчас говорит нам Иисус.

Истинный христианин должен стремиться к тому, чтобы обладать хорошими аналитическими способностями и экономическими знаниями. Желательно стать уже экономистом (великим или чуть поменьше, сейчас не так важно). То есть не только знать экономику формально, но самое главное – уметь мыслить с учётом возникающих обстоятельств и изменений.

 

Экономика – это одна из форм воплощения воли Божьей для людей и земного мира. А воля Божья заключается в том, чтобы все люди, все Божьи чада, были окружены заботой и защитой, были счастливы и не имели трудностей и проблем, и достойно и усердно служили Богу. Посмотрим, как через экономику воплощается воля Бога. И воплощается ли полностью или вообще?

Экономика – это чудо, сотворённое Богом для людей.

Экономика – это искусство и наука одновременно и в равной степени.

Экономика – это прекрасная вещь, это музыка, гармоничное сочетание идей и реальности.

Экономика изящна и не терпит неправильного с собой обращения, грубости и насилия.

Конечно, не только некоторые, а достаточно много людей считают, что Бог мог бы сделать их жизнь беззаботной, без проблем, без старости и болезней. С такими пожеланиями во многом хотелось бы, конечно, согласиться. Именно так и надо стремиться жить. С точки зрения рациональности такая жизнь наиболее удобна, так как при максимуме получаемого требует минимум усилий. Но все понимают и видят, что раз так не происходит, значит, Господь Бог и не хочет этого. То есть со своей рациональностью людям не надо спешить, и надо сдерживать свои желания в рамках разумного. Рациональность должна иметь границы, определяемые здравым смыслом. И пенять на Господа не надо. Он и так сделал и делает для людей очень много хорошего. Впрочем, и без этого людям знакома такая ситуация. Крайне редко новый сотрудник указывает руководителю своей компании, что он должен получить и сколько.

Исходя из принципа разумной рациональности, недопустимы попытки и действия отдельных людей по получению чрезмерно больших благ по отношению к другим, ибо это нерационально. Материальные блага получают все люди, ибо Господь всех людей возвысить, а не единицы. В рай не входят поодиночке!

Многие люди неустанно работают на фирмах, компания, заводах, сельскохозяйственных хозяйствах – причём независимо от своего желания. Вопрос реализации своих интересов и достижений. Следует правильно понимать, что очень важной частью является личный успех и благосостояние каждого отдельного работающего и членов его семьи – родных и близких. В основном, людей стараются обмануть, стараясь создать иллюзию того, что успех компании, рост авторитета руководства, прибыли, престижа, репутации торговой марки имеет решающее значение. Нет, не так. Основное, с чего надо начинать – это улучшение положения каждого человека, и при этом обязательно его семьи, родных и близких, а не только его одного.

 

Составные части учения Иисуса Христа, в основном, очевидны. Однако в настоящее время усилилась роль экономики как фактора, во многом определяющего и направляющего развитие цивилизации, а также, для данного исторического периода, скорее, препятствующего нормальной жизни людей.

Многие вещи, которые излагаются в христианском учении, следует сначала понимать сердцем и душой, так как вопросы экономики должны защищать и отражать интересы именно отдельно взятого человека.

Экономическая проблематика затрагивает абсолютно все сферы деятельности человека. Но сейчас будет продемонстрировано, как экономические вопросы неотделимы и явно присутствую в учении Христа, изложенном в Евангелии и неоднократно проверенном в жизни. И как мы следуем законам Божьим, стараясь соблюдать их и тем самым проверяя свою верность Богу и оберегая себя и своих близких от опасностей, таки знание законов применительно к нашей жизни совершенно неотделимо от учения Иисуса Христа. Недопустимо считать себя верным христианином, но не понимать экономическую подоплеку событий вокруг нас.

Вместе с тем, новые знания не только не опровергнут веру в Иисуса Христа и Его Царство, а только укрепят нашу веру в Бога! Ведь с познанием истины о Царстве Иисуса Христа становится более полным наше представление о Божьем мире. Многое ранее непонятное и необъяснимое отныне перестаёт быть скрытым от нас. И Бог показывает нам, что трудности вполне преодолимы, и для этого необходимо в первую очередь сделать первый шаг. Но идёт война с дьяволом, которая диктует свои правила. Потому этот шаг надо сделать как можно скорее, пока уязвлённые и растерянные силы ада не успели в очередной раз укрепиться против света и добра.

Соответственно, к материальным предметам следует относиться отстраненно, не связывая своё будущее и будущее своих потомков с накоплением единственно материальных сокровищ. Можно не пренебрегать собиранием сокровищ на земле, но надо соблюдать в этом меру, так как история человечества показывает, что это всё же малоперспективно. Ибо духовные богатство вкупе со справедливым экономическим порядком создаёт надёжную защиту достигнутых результатов жизни человека. Тогда как человек, посвятивший свою жизнь служению Царству Божьему, не чувствует сожаления о том, что он сделал, а сам он живёт после смерти в памяти людей.

Те, кто не знали этого, должны обратиться к Священному Писанию и вновь и вновь перечитывать слова Спасителя, который в очередной раз показал нам путь к счастливой жизни. Людям грешно и глупо вновь проявить слабость и колебания в выборе, однажды указанному Богом.

Иисус Христос теперь обращает наше внимание на такую важнейшую часть человеческой жизни и деятельности, как экономика. Нарушения в экономике сейчас стали первоисточником многих бедствий и несчастий в современном мире и препятствуют развитию цивилизации. Более того, многие экономические события и явления, действия порождают ещё более масштабные негативные процессы в обществе. То есть, современная экономика стала катализатором всеобщего беспорядка в современном мире. В свою очередь. Происходит ответная реакция, когда больное и уродливое общество негативно влияет на здоровую инициативу в экономике и не только не поддерживает необходимые изменения, но и останавливает их, препятствует движению вперёд.

Однако Создатель предусмотрел значение экономики для людей, о чём можно прочитать в Евангелии. Только сначала надо уметь увидеть систему отношений, изложенную в Евангелии. В своё время, многие столетия, Господь вёл человечество к пониманию значения экономики через события и явления, совершенствуя человеческую мысль и интеллект. Разумеется, Новый Завет не является специальной экономической литературой. Он - выше отдельных специальных вопросов. Однако учение Иисуса Христа. содержит в себе самое главное в Божьем мире – заботу и защиту человека, его интересов, его бесценного и безграничного мира.

Целью Господа Бога является создание только развитой экономики, в которой человек занимает главное место и является целью и венцом мира. Впервые в истории показано определяющее влияние религиозных принципов на развитие устойчивой и эффективной экономики.

Основа будущего человечества – это высокоразвитая экономика со справедливыми отношениями и равными правами для всех во имя личности.

В данной статье предполагается затронуть некоторые принципы, связанные с управлением на основе текстов Библии. Об управлении уже говориться в начале Книги Книг: «И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды…» (Быт. I, 16.) Само управление является не чем-то привнесенным или изобретенным человеком, но заложенным в основании мироздания, всего созданного Богом. То же самое мы можем сказать о иерархии небесных сил бесплотных, где есть Власти и Воинства разной степени достоинства.

Иерархическое устроение и подчинение одной части другой было заложено самим Богом и наше человеческое управление, которое, по идее, должно продолжать Его замысел о нас и нашей планете.

Господь поставляет солнце «для управления днем, ибо вовек милость Его» (Пс. CXXXV, 8.). Вся идея создания мира пронизана принципом управления, и даже неживая природа несет в себе этот принцип, заложенный в нее от самого ее начала Богом. Поэтому в Его власти находятся и климатические условия, и бури, и ураганы, и дождь, и засуха и все остальное, что влияет на жизнь и деятельность человека. Для темного же времени суток премудро предусмотрена другая система управления ночью: «луну и звезды - для управления ночью, ибо вовек милость Его…» (Пс. CXXXV, 9.)

В послании к Коринфянам узнаем, что просто так в церковной структуре, по свидетельству Библии, никто не может себя самого сделать кем-то – для того нужна Божия воля, Его благословение, так как: «И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки».

(I Кор. XII, 28.)

Из этого же библейского отрывка видно, что существуют и «дары»: «исцелений, вспоможения, управления, разные языки», среди которых перечислено и управление не как желание кого-либо, а как дар от Бога. То есть с одной стороны – управление это дар от Бога, а с другой этот дар должен проявляться в мире так, как Господь задумал о нем, какой изначально подразумевался принцип управления. А Господь по своей благости и любви естественно ничего плохого для людей не мог задумать, поэтому роль начальствующего прямо указана: «ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое». (Рим. XIII, 4.) Функция начальника или руководителя, проистекающая из этих библейских слов, ставить преграду злу, чтобы подчиненный не думал что его недобрые дела и устремления не останутся уже и здесь, на Земле без наказания. И старался делать добро.

И в семейной жизни предусмотрено подчинение для ее управления на пути ко спасению: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава – Бог». (I Кор. XI, 3.) Здесь четко расставлена иерархия: Бог-Христос-муж-жена. Таким образом, мы видим замысел Божий об управлении в семье и семьей. Муж берет ответственность перед Христом за свою супругу, которая, в свою очередь, имеет главу, но уже семьи, - своего мужа-христианина.

Возникает закономерный вопрос после того, что из Библии видно, что иерархия подчинения установлена свыше, вопрос о том, как следует понимать управление по христианки. На этот случай в Евангелии дает ответ Иисус Христос своим ученикам, указывая на отличия управления царившего тогда в светском секторе общества и на понимание христианской миссии: «Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф. XX, 25-27.)

Здесь видна разница между князьями и вельможами, которые «господствуют» и «властвуют», и христианином, который должен быть, если он хочет в глазах Бога быть первым, то он должен стать слугой и рабом ближним. Наверное, нельзя прямо перенести это на каждого начальствующего, так как Иисус Христос говорил эти слова, обращаясь к своим последователям, для которых Он сам был слугой, и за которых, как за всех нас, пришел в мир пострадать, а не править в нашем земном понимании и снимать дань.

Наверное в конкретной ситуации, связанной с управлением, могут быть различные нюансы, связанные и с духовным состоянием подчиненных, и со средой, в которой происходит управление чем-либо и кем-либо. Так как мы видим из Евангелия, что Иисус Христос был Божий Сын и имел силу и власть от Бога Отца, пославшего его к нам, то это скорее управление, если можно так сказать, на основе духовных ценностей и духовных четких приоритетов, стратегическое управление, конечная цель которого – спасение человечества. Идеальное управление.

Если приблизится к сегодняшнему дню, то можно отметить что Святейший Патриарх Кирилл говорит о том, что только лишь один «рациональный менеджмент» и голая «рациональная организация жизни», без «фундаментальных нравственных ценностей, а также с учетом традиций и менталитета народа» не может дать успешности хозяйственной и экономической жизни народа. (Патриаршее слово на встрече с руководством и членами Клуба православных предпринимателей, 7 декабря 2009 г. Источник: https://www.patriarchia.ru/db/text/960671.html) По словам Святейшего можно сделать вывод, что менеджмент, и организация жизни не является злом, но без духовного фундамента и учета стиля народной жизни они могут остаться лишь благими пожеланиями без реального преобразования жизни и деятельности человека.

Опубликовано: Бизнес и общество: Сборник статей VI Международной научно-практической конференции 26-28 января 2010 года, Санкт-Петербург, Россия. – Спб. 2010. – 188 с. По свидетельству третьего по счету киновиарха и талантливого историка общежительства Ивана Филиппова, жили они “вельми скудно”, в большой бедности, часто случалось голодать от недостатка урожаев и запасенного хлеба. Пришлось думать, как войти в контакт с греховным внешним миром для выживания и защиты веры”.

Известен вклад старообрядцев в развитие торговли и промышленности России XIX века. Торговля зерном, хлебом, солью, мануфактурными товарами, изделиями из хлопка, шерсти, фаянса и фарфора велась при самом активном участии старообрядческих династий. Для более глубокого и целостного понимания этих более поздних процессов представляется важным понять связь духовной и мирской жизни старообрядцев на самых ранних этапах обращения старообрядцев к торговле, когда сами духовные лидеры общин принимали непосредственное участие в налаживании торговой сети и формировании принципов ведения торговли.
Именно в истории Выговской старообрядческой пустыни мы находим первый опыт активного участия старообрядцев в торговой деятельности и прежде всего в торговле хлебом.[1] История Выгореции, основанной в 1694 г., обращает на себя внимание оригинальностью своего устройства и жизни, своим обширным хозяйством, требующим большой энергии и большого количества рабочей силы, своими богатствами и торговыми предприятиями, а также, что немаловажно для последующего развития старообрядческого предпринимательства, огромным религиозно-нравственным влиянием не только на Олонецкий и Поморский край, но и на старообрядцев всей России.[2]
В этой связи возникает ряд важных вопросов. Почему старообрядцы стали вообще заниматься торговлей, которая традиционно считалась не самым достойным занятием для христианина? В чем состояли принципы ведения торговли старообрядцев, позволившие в первой половине XVIII века как сохранять свою веру, так и успешно развивать торговое дело? Знакомство с посланиями и наставлениями по торговым делам, принадлежащих перу киновиархов общежительства Андрею и Семену Денисову, а также Мануилу Петрову позволит не только приблизиться к пониманию этих вопросов, но и понять доминанты общего хозяйственного стиля русского старообрядчества.[3]
Обращение к торговле старообрядцев во многом было вынужденным. Можно выделить три внешних фактора: (1) природно-климатические условия хозяйствования на Севере России, отсюда неурожай, постоянная угроза голода, (2) увеличившийся разброс в ценах на продукты питания между южными и северными районами России и особенная их дороговизна в Петербурге, отсюда выгодность торговли и, наконец, (3) особый статус Выговского общежительства во взаимоотношениях с властями, который давал возможность представителям Выга заниматься торговлей.
Монастырь не мог с помощью замкнутого домашнего хозяйства и промыслов прокормить себя. По свидетельству третьего по счету киновиарха и талантливого историка общежительства Ивана Филиппова, жили они “вельми скудно”, в большой бедности, часто случалось голодать от недостатка урожаев и запасенного хлеба. Пришлось думать, как войти в контакт с греховным внешним миром для выживания и защиты веры. Развитие хозяйственных связей с “никонианами” представляло собой тот компромисс, с помощью которого община получала возможность обезопасить себя от стихийных бедствий, суровой северной природы.
Снабжение Петербурга в это время было очень выгодным делом. По данным Волкова М.Я., в район столицы, в отличие от хлебного рынка Москвы, куда поставляли в основном зерно, везли преимущественно муку (особенно ржаную) и на 80-90% снабжение велось купцами.[4] Можно также напомнить, что цены в Москве и Петербурге на четверть ржи различались в три раза: в Москве в начале 20-х гг. XVIII в. они были около 1 руб., в Петербурге же составляли 3 руб. - 3 руб. 20 коп.[5]
Нужда, тяжкая, суровая необходимость заставили выговцев искать выход из сложившейся ситуации. Известно, что в неурожайные годы (1705-1712 гг.) из-за “хлебной скудности” приходилось есть толченую солому, сосновую кору и траву. Братья Андрей и Семен Денисовы - главные лица общежительства, происходившие из дворянского рода князей Мышецких, убедили братию заняться торговлей хлебом. Кредит они брали у “добрых людей”, которые давали “на торг ис половины денег” (что это означает до сих пор неизвестно, скорее всего, на условиях получения половины прибыли).[6] Начали киновиархи обители посылать своих людей “в низовые городы хлеба покупати и в Санкт Питербурх ставити, и видеши люди такую их нужду, а в торгу правду, начаша им давати денег в торг… и от того торгу начаша братству некое споможение чинити”.[7]
Выговцы взяли в свои руки часть торгового посредничества между хлебородным югом и особенно Поволжьем и нуждающимися в хлебе районом Петербурга, Прибалтийскими и приозерными местами. Торговля начала братству “споможение чинити” и принимать широкие размеры. Вскоре на Вытегре выстроили специальную пристань Пигматку, где закладывали “новоманерные” суда. Доверие “христолюбцев”, расширение связей помогли поморцам быстро наладить торговую сеть. Особо хотелось бы подчеркнуть, что Выг обладал большим духовным авторитетом и тем самым подавал пример для остальных старообрядческих центров, участвовавших в торговых делах.
Долгое время считалось, что впервые торговать хлебом выговцы стали в неурожайные 1705-1712 годы. Однако, благодаря архивным разысканиям, а также научной и издательской работе Е.М.Юхименко история Выговской старообрядческой пустыни более обстоятельно исследована и документирована.[8] В частности, было установлено, что, согласно челобитной крестьянина Толвуйского уезда Мартемьяна Никифорова сына Ивантеева к концу XVII века киновия не только занималась земледелием, разведением скота, заготовкой леса, рыбным и звериным промыслом, но и торговлей хлебом. Из его показаний следует, что уже, по крайней мере, к 1699 году на пристани Пигматка возле Онежского озера “… у них, расколников, построена келья и анбар болшей, а в том амбаре они, расколники, ставят хлеб, когда, покупая, привозят из низовых городов через Вытегорский погост.”[9] Далее Мартемьян Никифоров отмечает, что старообрядцы “ездят со всякими торгами к городу Архангелскому и в Весь Ехонскую и к Москве и в иные городы, а называютца чюжими имянами и становятся в городцах и в волостях у своих знакомцов…”.[10] Видно, что с самого начала торговые связи налаживали с хлебородными районами - с Нижним Поволжьем, а дела вели преимущественно через своих.
Интересно, что уже в самое первое время складывется разделение полномочий между двумя избираемыми наставниками пустыни. Один был духовным отцом, другой ведал всеми хозяйственными вопросами и отношением с внешним миром. Даниил Викулин занимался духовными делами, а Андрей Денисов был избран настоятелем(киновиархом) общежительства в 1702 г. и вплоть до своей кончины (до 1730 г.) занимался решением мирским задач, которые стояли перед пустынью.[11] В послании-поучении Никите Филимонову с “прочими” трудниками, посланными по торговым делам, Андрей Денисов вразумляет и поясняет как должным образом относиться к торговле: “купечествовати, а ничего не стяжати, торговати, а прибытков не собирати, много о куплях подвизатися, а сокровища себе не ожидати…, на земли торговати, а весь прибыток на небесех стяжати…, несколько время на братство богорадное торговати, а в нескончаемое время всебогатными и всесладостными прибытками наслаждатися”.[12] Подобно средневековым проповедникам, Андрей Денисов заботится о духовном здоровье своей паствы, напоминает, что корысть и мотив личного обогащения не могут являться целью торговли для христианина. Обращается к духовному авторитету св. Ефрема Сирина и св. Василия Великого, чтобы обосновать, что “благопослушная” торговля помогает “напитать алчущего”, одеть и накормить нищего. Само послание Андрея Денисова дает понять, что требуется особая духовная санкция на ведение торговли, поскольку к ней всегда относились с настороженностью. Ведение торговли для общежительства - это “подвиг”, “жертва” со стороны тех, кто взялся ее вести. Торговля для братии, а не для себя - богоугодна. В этом состоит первый принцип торговли, принцип общинности и корпоративности ведения дела. Он свойственен всем делам и свершениям общежительства, проецируется он и на торговлю; она не становится особым делом со своими правилами. По общему уставу общежительства братии не дозволялось иметь своих денег, лишней одежды и еды, “но все в казне обще имети” и с “тщанием” и “усердным радением” исполнять все возложенные обязанности.[13] Обогащение посредством торговли не связывается с добродетелью, как в протестантской культуре Б. Франклина, который писал соответствующие наставления о том, что “пустому мешку нелегко стоять прямо”. Смысл ведения торговли у старообрядцев никак не связан с принципом личного обогащения; только таким образом торговля и становится богоугодным занятием. Таков первый принцип, связанный с целеполаганием.
Принцип принятия решений в организации торговли Выговской пустыни также, по мысли ее настоятелей, должен совпадать с тем, который принят в общежительстве. Всякое дело должно благославляться. “Без благословения творимое грех есть”. Без благословения в киновии нельзя не только иметь личные вещи, но и учиться грамоте, плести туески. Без совета старейших и начальствующих нельзя было выполнять любое дело. К примеру, трудникам, занимающимся рыбной ловлей, под угрозой наказания предписывалось ничего не совершать без благословения (”без благословения же оного ничто же да совершают, дерзающии же запрещению подпада”).[14] Самое полное представление об этом принципе торговли дает наставление Мануила Петрова братии, занятой в торговом промысле, относящееся к 40-м годам XVIII века. По каждому вопросу надо держать совет, принимать коллективное решение. В первой же статье сказано, что при каждой закупке старейший должен определять двоих ответственных человек, причем один из них должен быть подчинен другому и вести дело должны они до конца. При этом и “…начальный дабы без совета другова ничтоже творил собою и во всем бы ведома творил товарыща, как в приеме денег, так и в расходе…”.[15] Принцип коллективного ведения дел не устранял персональную ответственность, каждый должен был вести записи и иметь все сведения о производимой торговле, но главные решения принимались общим советом. В этом проявляется осторожное отношение старообрядцев к рискованным проектам. Запрет на самовольные решения уменьшает риск в торговых сделках, которые практически все были растянуты во времени и пространстве. Стремлением застраховаться от рискованных операций продиктована и 11 статья наставления Мануила Петрова: “В долги как отдавати, так и самим брати, кроме полезныя и потребныя нужды, подобает брещися… чтобы вместо пользы тщетная не пострадати”, т.е. торговцам советуют не давать и не брать в долг.[16]
Следующий принцип ведения торговли состоял в требовании жесткой финансовой дисциплины, в четком и точном ведении всех, даже самых мельчайших и ничтожных, расходов и доходов, почти-что внутренней бухгалтерской отчетности для нужд общины. Этим требованием проникнуто все послание Мануила Петрова, это его главная, много раз повторяемая идея. Неслучайно сам документ этот позднее был назван “Инструкцией об отчетности по торговле хлебом”. Торговцам предписывалось вести обстоятельные и повседневные записи с указанием цены и описанием товара, места, где была произведена покупка, учитывать, кому товар был отпущен в долг, все накладные расходы до окончания дела, предписывалось хранить эти записи и “никуда их не изводить до времени”, а затем отдавать старейшему, который должен был быть в курсе всех вопросов.[17] Точность в ведении дела нужна не для видимой, фиктивной добродетели, которая делает человека или организацию более кредитоспособной в глазах других, но для лучшего служения делу общины. При знакомстве с текстом послания вызывает интерес и то обстоятельство, что точность в ведении дел была нужна для лучшего контроля со стороны общины, которая в свою очередь вынуждена отчитываться перед кредиторами и добродетелями, которые сделали эту торговлю возможной. Торговцы являются лишь агентами принципала, т.е. общины. Этот принцип более внимательного и методичного отношения ко всем казалось бы мелким, незначительным явлениям жизни также составляет особенность старообрядческого ведения дела.
Торговля хлебом требовала много перемещений по стране в течении всего года, требовала покупки или аренды судов, помещений для хранения, многочисленных контактов при закупке и продаже. Все это приводило к вынужденному контакту с внешним миром. При этом важное обстоятельство состояло в том, что все-таки старообрядцы, отчасти вынужденно, отчасти по убеждениям, стремились действовать через своих людей, которые составляли часть местного населения этой территории, а следовательно лучше разбирались в местных условиях и снабжали информацией об урожае, о лучшем времени для закупок. Наличие разветвленной сети собственных агентов существенно помогало в ведении торговли. В конечном итоге, она строилась на персональных контактах, а не на безличном обмене. Этот принцип ведения торговли обладал своими, неоспоримыми, преимуществами на первом этапе, но в дальнейшем стал препятствием для более быстрого и выгодного развития торговой деятельности.
Подробности об организации торговли выговцами отражены в допросах Ивана Круглого, проводившихся в 1738 г.[18] Схема ведения бизнеса была в переложении примерно следующей. Торговля с Санкт-Петербургом велась через купца Алексея Семенова, отец которого жил в Выговской пустыни. Первая упомянутая по очередности операция - перевозка собственного товара, а именно “сукна Анбурского” на тысячу рублей из Санкт-Петербурга в Вязники, а само сукно до этого было “выменено” на лен. Сукно в Вязниках сложили в амбар к старообрядцу Ивану Григорьеву. Брат Федор Семенов сукно принял с тем, чтобы затем поехать с ним в Казань. Другой старообрядец с вырученными деньгами скупал хлеб вверх по Оке, по Мокше, далее путь лежал в Нижний Новгород, потом до Рыбной слободы, а затем после прохождения внутренней таможни в г. Тихвине Круглый привозил хлеб на мытный каменный двор на Адмиралтейской стороне. Мука отдавалась “маркитантам” в долг. Пример показателен. Видно, что была охвачена достаточно большая географическая территория. Экономическая основа торговли - наличие региональной разницы в цене на один и тот же вид продукции и отличие цены закупок у мелких производителей и перекупщиков от оптовых цен, которые были значительно выше первых.
Стоит обратить внимание на то, что в сделках принимают участие исключительно старообрядцы, скрепляемые единой верой, образующие прочную торговую цепь. Часто старообрядцы являются местными жителями, а, следовательно, лучше знают конъюнктуру рынка, место и время для лучших закупок и продаж. Доверие позволяет не тратить дополнительных ресурсов на страхование от возможных потерь от невыполнения соглашения, что снижает трансакционные издержки и позволяет использовать более подвижные варианты сделок: отпуск в кредит, бартер, при котором гарантируется эквивалентность обмена. Новым институтом в торговле являлось наличие такой сети. Впоследствии подобная общая информационная сеть по всей стране помогала старообрядцам успешно торговать на Нижегородской и других ярмарках.
Общий вывод из тех принципов и схем торговли, которые мы выделили на доступных нам материалах Выговской старообрядческой пустыни, состоит в том, что их стилистика ближе к торговле православных монастырей и в целом средневековой христианской культуре, нежели к протестантской и светской торговле Нового времени. Представленные документы позволяют понять, каким образом настоятели общины решали проблемы обоснования богоугодности торговли в целях выживания и укрепления общины, как в идеале осуществлялось принятие решений (совет и подчинение “старейшим”), как велась отчетность (”торговое ведение”), каким образом выстраивались конкретные торговые схемы с преимущественным вовлечением людей одной веры и, наконец, как универсальные принципы бухгалтерской отчетности и контроля сочетались с уникальным мировоззрением старообрядцев.

——————————————————————————–

* Особую благодарность хотелось бы выразить доктору филологических наук Елене Михайловне Юхименко за ценную помощь в работе над темой и предоставленные тексты Андрея Денисова и Мануила Петрова.
1 Со сведениями о купцах-староверах Москвы середины XIX века, которые вели крупную торговлю хлебом по всей России, можно познакомиться в статье: Расков Д.Е. Новые сведения о московских старообрядцах-предпринимателях. // Старообрядчество: история, культура, современность. Материалы VI научно-практической конференции. Москва. 19-20 ноября 2002 г. С. 84-91.
2 По истории Выговской пустыни см. Юхименко Е.М. Выговская старообрядческая пустынь: Духовная жизнь и литература. Т. I. М. Языки славянской культуры. 2002, Филиппов И. История Выговской старообрядческой пустыни. СПб. 1862, Есипов Г.В. Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел Преображенского приказа и Тайной розыскных дел канцелярии. 1863. Т. 2., Озерецковский Н. Путешествие по озерам Ладожскому, Онежскому и вокруг Ильменя. СПб. 1792., Шафранов П.А. Выгорецкое старообрядческое общежительство в конце XVIII и в первой половине XIX ст. // Русское богатство. 1893, N10. С. 171-199, N11. С. 58-98.
3 См. подробнее Расков Д.Е. Старообрядчество: картина мира и хозяйственный стиль. // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. 2002. N 3/4. С. 134-137. (в интернете: www.m-economy.ru).
4 Волков М.Я. Привоз хлеба в район Петербурга в 20-е г. XVIII в. // Вопросы социально-экономической истории и источниковедения периода феодализма в России. М. 1961. С. 122.
5 Павленко В.Н. Ведомости XVIII в. о хлебных ценах как исторический источник. // Вопросы социально-экономической истории и источниковедения периода феодализма в России. М. 1961. С. 302-303.
6 Филиппов И. История Выговской старообрядческой пустыни. С. 140.
7 Там же.
8 См. Юхименко Е.М. Выговская старообрядческая пустынь. Т. I.
9 Юхименко Е.М. Известные челобитные на выговских старообрядцев 1699 г. // Старообрядчество в России (XVII-XVIII вв.). М. 1994. С. 197.
10 Там же С. 200.
11 Юхименко Е.М. Выговская старообрядческая пустынь. С. 289-293.
12 РГБ Собр. Егорова. N425., Л. 170.
13 ОР РНБ Q1, 1065, “Сборник правил для Выговских общежительств”. Л. 38, 70.
14 ОР РНБ Q1, 1065, Л. 83 об.
15 ОР РНБ. Собр. Вяземского. Q2. л. 34 об.
16 ОР РНБ. Собр. Вяземского. Q2. л. 36 об.-37.
17 ОР РНБ. Собр. Вяземского. Q2. л. 34.
18 Есипов Г.В. Раскольничьи дела XVIII столетия. С. 446-447.

Источник: m-economy.ru

своих трудах “Политика” и “Никомахова этика” Аристотель выделил два рода “искусства наживать состояние” - экономику и хрематистику. Первая характеризовалась созданием “посредством земледелия” и приобретения (через мелкую торговлю) благ, необходимых для удовлетворения разумных потребностей индивидуума и домохозяйства, вторая - не имеющим ограничений приращением материального богатства, прежде всего, посредством крупной торговли и ростовщичества. Экономика, по мысли Аристотеля, воплощала в себе здоровое экономическое начало, хрематистика - искаженное и неестественное”.

Еще в дохристианские времена достаточно определенно обозначились два противоположных взгляда на потребление человеком материальных благ. Древнегреческий философ Аристипп, ученик Сократа, основатель киренской, или гедонистической школы, видел цель жизни человека в наслаждении разнообразными земными благами. Сторонниками этих предположений в Новое Время были утилитаристы, прежде всего Иеремия Бентам, а также Джон Стюарт Милль. В наслаждении цель человеческой деятельности видели и идейно близкие им Клод Адриан Гельвеций, а в определенной мере и Адам Смит. Основателем другого направления экономической этики в целом, этики потребления, в частности, стал Аристотель, опиравшийся на идеи своего учителя Платона. В своих трудах “Политика” и “Никомахова этика” Аристотель выделил два рода “искусства наживать состояние” - экономику и хрематистику. Первая характеризовалась созданием “посредством земледелия” и приобретения (через мелкую торговлю) благ, необходимых для удовлетворения разумных потребностей индивидуума и домохозяйства, вторая - не имеющим ограничений приращением материального богатства, прежде всего, посредством крупной торговли и ростовщичества. Экономика, по мысли Аристотеля, воплощала в себе здоровое экономическое начало, хрематистика - искаженное и неестественное. Христианское представление о потреблении близко к этим взглядам Аристотеля. Вместе с тем в христианском учении идея самоограничения в потреблении материальных благ обрела полную завершенность в связи с признанием временного характера и несовершенства земного бытия, представляющего лишь подготовку к бытию вечному. Суть христианской этики потребления можно выразить так: ограничение потребления, воздержание от чрезмерного потребления, принесение непотребленной части благ в жертву Богу и ближним. Совершенный христианин, исполненный любовью, должен стремиться пожертвовать им всем, что имеет (и материальными благами, и самой земной жизнью), должен рассматривать потребление сверх минимально необходимых потребностей как нечто отягощающее его, слишком привязывающее к земному и удаляющее от Бога. Самоограничение в потреблении должно быть способом борьбы со своими страстями и проявлением устремленности к “миру горнем





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.