Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модели как основа использования компьютеров в практике управления






Модель (лат. modulus) – это объект-заменитель объекта-оригинала. Поэтому процесс замены одного объекта другим можно назвать моделированием.

Модель – это не только представление каких-либо объектов или процессов, но и отражение самого субъекта (творца модели) в созданной им модели: его целей, опыта, знаний и т.д. Так как модель фиксирует отношение субъекта к миру, поэтому по ней можно реконструировать, то есть воспроизвести его самого. Это объясняется тем, что в той мере, в какой в модели представлен мир таким, каким он является познающему субъекту, в ней также содержится своеобразный “портрет” субъекта, то есть характер и система его убеждений.

С появлением компьютеров стало быстро развиваться математическое моделирование. Под математическим моделированием подразумевается процесс установления соответствия реальному объекту математического объекта, отражающего цели моделирования. Вид модели зависит от а) цели моделирования и б) природы моделируемого объекта. Математические модели, в соответствии с природой воспроизводимых процессов, можно разделить на детерминированные, стохастические, логико-лингвистические и сетевые (информационные).

Особое место в информатике занимают информационные модели, предназначенные для отражения информационных связей между объектами. Особенность такого рода моделей заключается в их графическом представлении, но при этом имеется возможность матричного или аналитического способа их изображения. Наиболее распространенными формами такого рода моделей являются: диаграммы потоков данных, сети Петри, сети управления и планирования, модели баз данных, модели баз знаний и т.д. Большинство бизнес-процессов воспроизводятся с помощью диаграмм потоков данных.

30. Моделирование деятельности предприятия – это документирование, анализ и оптимизация работы предприятия или отдельных направлений его деятельности, его целей и задач, механизмов и ресурсов, используемых для их достижения, правовых ограничений и взаимоотношений со средой, в которой предприятие ведет свою деятельность

Физическое моделирование деятельности оператора — это создание по определенным правилам экспериментальной модели эргатической системы (или ее подсистемы), свойства которой должны таким образом детерминировать деятельность человека, чтобы основные ее характеристики соответствовали характеристикам деятельности в реальной системе.

Моделирование соревновательной деятельности в условиях тренировки — это лишь один из методов подготовки и один из способов интенсификации тренировки.

И результаты деятельности предприятия – это результаты работы ее коллектива.

Финансирование деятельности организации это сложный и ответственный экономический процесс. Финансирование деятельности организации это совокупность форм и методов, принципов и условий финансового обеспечения простого и расширенного воспроизводства.

Эффективность деятельности организации это ее свойство, связанное со способностью организации в рамках нормативной системы общественных ценностей формулировать и достигать цели в соответствии с предъявляемыми по-требностями в виде результатов, соотнесенных с затратами, путем использования соответствующих средств и с учетом факторов-условий ее функционирования.

Финансовый результат деятельности организации это чистая прибыль или убыток.

Залог успешной деятельности организации это его персонал со своими навыками, умениями, квалификацией и идеями.

Принципы организации маркетинговой деятельности это основополагающие идеи, обстоятельства, требования, которые лежат в основе маркетинга и раскрывают его сущность и назначение.

Задача организации такой деятельности — это задача педагога, и она много сложнее, чем простая «передача» знаний в бытовом её понимании.

 

Вопрос 31. Моделирование систем управления бизнес–процессами

Моделирование бизнес-процессов (МБП) в после­дние годы стало модной тенденцией, охватившей многие предприятия. Во многих компаниях созданы департаменты организационно­го развития, отделы процессного управления и иные подразделения, основная задача кото­рых заключается в выработке рекомендаций по совершенствованию деятельности компа­нии на основе применения процессного под­хода. На рынке услуг также доступны предло­жения в области процессного консалтинга, в том числе предложения с конкретной отрас­левой специализацией (например, в сфере постановки процессов разработки приложе­ний или ведения других ІТ–проектов либо в области совершенствования систем управле­ния компаниями).

Деятель­ность сотрудников любой организации (предприятия, фирмы, компании) делится на две категории: повторяющаяся (периодически или в результате наступления каких-либо событий), называемая процессами, и неповторяю­щаяся, называемая проектами (мероприятия­ми, программами).

Процесс есть связанный набор повторяемых действий, которые преобразуют исходный материал и/или информацию в конечный про­дукт (услугу) в соответствии с предвари­тельно установленными правилами.

Как правило, процессы составляют значительную часть деятельности организаций. Учитывая, что процесс имеет конечный результат, рассмотрение деятельности компании как совокупности процессов позволяет более оперативно реагировать на изменение внешних условий, избегать дублирования деятельности и затрат, не приводящих к желаемому резуль­тату, правильно мотивировать сотрудников для его достижения.

Моделирование бизнес-процессов обычно означает их формализованное графическое описание. Хотя применение МБП для совершенствования деятельности фирмы не яв­ляется обязательным, в последнее время ему уделяется серьезное внимание.

Задачи моделирования бизнес-процессов

Моделирование бизнес-процессов исполь­зуется на практике для решения широкого спектра задач.

1. Один из наиболее типичных способов применения подобных моделей – это совершенствование самих моделируемых процессов. На практике производится описа­ние процессов «как есть» (то есть именно так, как они происходят в действительности), а за­тем различными способами выявляются узкие места в этих процессах и на основе данного анализа создается несколько моделей «как должно быть».

Совершенствование бизнес–процессов путем выявления и устранения «узких мест» в деятельности предприятия может осуществляться разными способами. Один из них – имитационное моделирование. Ис­ходными данными для такого моделирова­ния являются сведения о вероятности наступления событий, влияющих на выполне­ние процесса, о среднем времени выполнения функций в процессе и законах распре­деления времени выполнения, а также о задейство­ванных в процессе ресурсах.

Другой способ выявления узких мест осно­ван на анализе реальных процессов и соответственно реального времени выполнения функ­ций или ожидания доступности ресурсов. Реальные значения могут быть как получены из информационных систем (если процесс автоматизирован с достаточно высокой степе­нью), так и определены путем обычного хронометража и наблюдения.

2. Совокупность взаимосвязанных моделей бизнес–процессов предприятия может быть использована для генерации корпоративной нормативно-правовой базы (на­пример, регламентов процессов, положений о подразделении, должностных инструкций). Особенно часто подобные технологии приме­няются при подготовке предприятия к сертификации на соответствие одному из стандартов качества. Сегодня практически все средства моделирования бизнес-процессов позволяют получать данные об объектах и их взаимосвязях и представлять их в виде доку­ментов, используя различные технологии.

3. Модели бизнес-процессов могут приме­няться при совершенствовании системы управления фирмой и разработке системы мотивации персонала – для этого обычно моделируются цели компании, каждая из кото­рых разбивается на более детальные до тех пор, пока это разбиение не станет столь подробным, что отдельные цепи окажутся связанными с деятельностью конкретных сотрудни­ков. Затем для этих целей формируются ко­личественные показатели, характеризующие степень их достижения, и на основе этих показателей создается система мотивации пер­сонала.

4. Моделирование бизнес-процессов широко применяется при проектировании информационных систем. Сегод­ня описание процессов при управлении требованиями и создании спецификаций практически стало правилом хорошего тона, и в со­временном техническом задании мож­но увидеть не только список требований, но и модели процессов. Причем, во многих случаях имен­но задача корректной автоматизации и инфор­мационной поддержки деятельности компании является основной при принятии решения о моделировании бизнес-процессов.

При моделировании бизнес-процессов, как правило, оперируют понятиями модели, объекта и связи.

Модель – это совокупность объектов, их свойств, атрибутов и связей между ними, которая адекватно опи­сывает предметную область.

Возможные типы моде­лей и правила их построения (в том числе доступные для применения графические симво­лы и правила изображения связей между ними) определяются выбранной методологи­ей моделирования, а система условных обозначений, принятая в используемой модели, определяется выбранной нотацией (формой записи).

Существует много методологий моделирования, используемых сегодня при описании бизнес-процессов. К наиболее по­пулярным из них можно отнести следующие:

DFD (Data Flow Diagrams), описывающую диа­граммы потоков данных, которые используются при анализе требований и функциональном проектировании информационных систем;

STD (State Transition Diagrams), рассматривающую диаграммы перехода состояний для проектиро­вания систем реального времени;

ERD (Entity–Relationship Diagrams), рассматривающую ди­аграммы «сущность – связь», которые приме­няются при логическом проектировании ин­формационных систем;

FDD (Functional Decomposition Diagrams), описывающую диаг­раммы функциональной декомпозиции (разложения) бизнес–процессов;

SADT (Structured Analysis and Design Technique), являющую собой технологию структурного анализа и проектирования.

В последнее время популярна также методология ARIS, рассматривающая совокупность различных типов моделей (вклю­чая и поддерживаемые некоторыми другими методологиями), которые используются для описания всех подсистем компании.

Не менее популярно и семейство методологий IDEF, при­меняемых для проектирования бизнес-процес­сов и данных (разработчики баз данных, как правило, неплохо знакомы с методологией IDEF1X, описывающей логические и физичес­кие модели данных, а методология IDEF0 весь­ма популярна у аналитиков, описывающих биз­нес-процессы).

У разработчиков приложений очень популярна методология UML (Unified Modelling Language), используемая при проек­тировании информационных систем и прило­жений с целью описания требований к ним, сценариев работы пользо­вателей, изменения состояний системы и данных в процессе работы и классов объектов будущего приложения.

Методология моделирования бизнес–процессов

CASE – средства моделирования

Хотя рисовать модели на бумаге не возбраня­ется, современное моделирование бизнес-процессов обычно осуществляется с использованием CASE–средств. Эта аббревиатура означает Computer Aided System Engineering, что переводится как «проектирование систем с помощью компьютера». На современном рынке программного обеспечения CASE–средств не одна сотня. В такой ситуации имеет смысл обсудить их классификацию и задачи, кото­рые можно решить с их помощью (применительно к процессному подходу).

Из информационных технологий к CASE–средствам обычно относят инструменты, позволяющие автоматизировать процессы жизненного цикла IT–решений.

Особенностью современных CASE-средств являются:

а) наглядные графические средства для создания моделей;

б) использование средств их хранения в виде файлов или в виде данных в специальном репозитарии;

в) средства интеграции с другими инструмента­ми (например, со средствами разработки при­ложений, офисными приложениями, другими CASE-средствами, инструментами, применяе­мыми при внедрении информационных сис­тем).

Часто CASE-средства содержат инструменты для генерации отчетов на основе моделей, сред­ства реинжиниринга – генерации моделей на основе имеющихся данных (например, содержащихся в реляционной базе данных). Неред­ко CASE-средства включают прикладные про­граммные интерфейсы и даже среду разра­ботки решений на собственной основе.

CASE–средства можно классифицировать по типам:

а) средства анализа и моделирования, пред­назначенные для создания описаний про­цессов и иных предметных областей;

б) средства анализа и проектирования, ис­пользуемые для управления требования­ми и документирования IT –проектов;

в) средства проектирования дан­ных, обеспечивающие модели­рование данных и генерацию структуры СУБД;

г) средства моделирования приложений (се­годня наиболее распространенной катего­рией таких средств является семейство средств UML –моделирования).

К наиболее популярным средствам описания бизнес-процессов можно отнести следующие программные продукты:

Together Architect фирмы Borland ( Приложение, рис. 1);

– семейство AllFusion Business Process Modeler (фирма BPwin) для описания бизнес-про­цессов с помощью методологии IDEF0 (Computer Associates) и организации коллективной рабо­ты над единым репозитарием моделей (Приложение, рис. 2);

ARIS Bisiness Architect (фирма IDS Scheer) – инструмент коллектив­ной работы над совокупностью взаимосвязанных моделей раз­личных типов (Приложение, рис. 3), предназна­ченных для описания бизнес-про­цессов, данных и информацион­ных систем, деятельности компа­ний;

Visio (фирма Microsoft) – средство создания моде­лей бизнес-процессов и данных с применением раз­личных методологий (Приложение, рис. 4).

Выбор инструмента для моделирования бизнес-процессов, в первую оче­редь, определяется целями и объемом моделирования, функциональностью средств, их ин­теграцией с другими инструмен­тами и приложениями.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.